2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое пародия в литературе определение кратко.

Значение слова &laquoпародия»

1. Сатирическое или комическое подражание кому-, чему-л. с целью осмеяния слабых сторон, произведение, сатирически или комически имитирующее другое произведение. Литературные пародии. Музыкальные пародии.Комедия г. Львова составляет пародию, до того искусную, что ее пародический характер не всеми замечается с первого взгляда. Добролюбов, Предубеждение… Соч. Н. Львова. На темы рассказов дяди Васи ходили между воспитанниками пародии, преувеличенные до абсурда. Куприн, На переломе.

2. перен.; на кого-что. Что-л. искажающее образец, представляющееся карикатурным подобием. Мы знаем, что не только парламент, но и пародия на парламент могут стать, когда нет налицо условий для восстания, главным центром всей агитации —. Ленин, Игра в парламентаризм. Здешние дрожки — это аляповатая пародия на наши брички. Чехов, Письмо М. П. Чеховой, 29 апр. 1890.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Паро́дия (от др.-греч. παρά «возле, кроме, против» и др.-греч. ᾠδή «песня») — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте).

В переносном смысле пародией называют также неумелое подражание (подразумевая, что при попытке создать подобие чего-то достойного получилось нечто, способное лишь насмешить).

ПАРО’ДИЯ, и, ж. [греч. parōdia, букв. песня напротив, наоборот]. 1. Сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-н. черты других литературных произведений (лит.). Пародии Козьмы Пруткова. Повесть о капитане Копейкине Гоголя — п. на романтическую разбойничью повесть. В разные эпохи позволялось у нас множество сатир, эпиграмм, насмешливых перелицовок наизнанку известнейших произведений и всякого рода пародий. Гоголь. 2. Внешнее, неудачное подражание чему-н., комически искажающее образец. — Что ж он (Онегин). чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон. Уж не пародия ли он? Пушкин. || Что-н. настолько искаженное, настолько непохожее на то, чем должно было быть, что представляется насмешкой, карикатурой. Татьяна Павловна нанимала эту пародию на квартиру, чтобы только быть одной. Достоевский. П. выборов в фашистских странах.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пародия

1. филол. сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие-либо черты других литературных произведений

2. перен. внешнее, неудачное подражание чему-нибудь, комически искажающее образец; что-нибудь настолько искаженное, настолько непохожее на то, чем должно было быть, что представляется насмешкой, карикатурой ;

3. эстрадный юмористический номер, в котором артист копирует манеру пародируемого

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гимназист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Пародия

Паро́дия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте).

В переносном смысле пародией называют также неумелое подражание (подразумевая, что при попытке создать подобие чего-то достойного получилось нечто, способное лишь насмешить).

Читать еще:  Весёлые статусы про друзей. Прикольные статусы

Содержание

История

Зародилась пародия в античной литературе. Первый известный образец жанра — Батрахомиомахия («Война мышей и лягушек»), где пародируется высокий поэтический стиль «Илиады» Гомера. При написании «Войны мышей и лягушек» использовался прием травестия — о низком предмете (мыши и лягушки) повествуется высоким стилем.

Правовой статус

Российская Федерация

До 2008 года правовой статус пародии в Российской Федерации определён не был. 1 января 2008 года вступила в силу 4 часть ГК РФ, где 3 пункт статьи 1274 в явном виде разрешает пародию:

«Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.»

При этом, согласно пункту 2 статьи 1266, пародия не должна порочить честь, достоинство и деловую репутацию автора оригинального произведения:

«Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.»

В США действует прецедентная судебная система, поэтому и правовой статус пародии там определился после прецедента. Таковым стало в 1994 году дело Campbell против Acuff-Rose_Music,_Inc [1] , в котором авторы пародии были оправданы, после чего пародия стала легальной.

Виды пародии

Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте). Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства.

Методы достижения комизма пародии

Комизм пародии достигается обычно использованием комбинации достаточно стандартных методов, наиболее распространённые из которых:

  • Нарушение единства стиля и тематики изложения. Типичными примерами являются вышеупомянутые травестия и бурлеск, когда комизм достигается путём изменения традиционно принятого для описываемых тем «высокого» или «низкого» стиля изложения на противоположный. Сюда можно отнести, например, пародийное исполнение стихов, когда мрачные и торжественные тексты, предполагающие серьёзное, торжественное прочтение, читаются в манере детских стишков на утреннике.
  • Гиперболизация. Характерные черты пародируемого произведения или жанра, широко применяемые в нём штампы сильно, до абсурда, акцентируются и многократно повторяются (Пример: фильм Робин Гуд: Мужчины в трико).
  • «Переворачивание» произведения. Характерные черты произведения заменяются в пародии на прямо противоположные (Пример: книга Жвалевского и Мытько «Порри Гаттер и Каменный Философ», пародирующая книги о Гарри Поттере).
  • Смещение контекста. Контекст изменяется таким образом, что точно повторённые особенности исходного произведения становятся нелепыми и смешными.

Литературные пародии

Наиболее распространены литературные пародии: как поэтические, так и прозаические.

В качестве примера приведём стихотворение Айдына Ханмагомедова «Журавли», где обличается легко узнаваемый аварский поэт Расул Гамзатов в переводе Наума Гребнева:

Мне кажется порою, что поэты,
с кровавых дезертировав полей,
наудалую ринулись в куплеты,
где вскоре превратились в журавлей.
Они всего лишь выглядят как стая,
но голосисто рвутся в небеса,
чтоб все вы замолкали, почитая
навязанные сверху голоса.
Летит, летит по ветру клин бумажный,
темнит и кличет на исходе дня,
и в том строю есть промежуток важный
для дагпоэта, нет, не для меня.
Я антипод воздушного скитальца
и предпочту уже в подземной мгле
не окликать, а немо откликаться
всем вам, кого оставил на земле.

Примеры прозаических пародий:

Кинопародии

Кинопародии — фильмы, пародирующие либо определённые, широко известные кинофильмы, либо целые поджанры кино. Кинопародии известны достаточно давно. Наиболее удачные пародии, как правило, делаются на фильмы, отличающиеся либо огромным количеством заезженных штампов, либо неумеренным пафосом.

Известные кинопародии 1980-х — 1990-х годов

  • Космические яйца — США, 1987. Пародия на четвёртый эпизодкиноэпопеиДжорджа Лукаса
  • Человек-краб с Марса — США, 1989. Пародия на фильмы «категории B»1950-х годов
  • Горячие головы — США, 1991 и Горячие головы! Часть 2 — США, 1993. Пародия на боевики
  • Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале — США, 1996. Пародия на драму «Ребята по соседству»
  • Недетское кино — США, 2001. Пародия на американские подростковые комедии

Серия пародий на фильмы ужасов

  • Очень страшное кино — США, 2000. Пародия на фильм ужасов «Крик»
  • Очень страшное кино 2 — США, 2002. Пародия на фильм ужасов «Призрак дома на холме»
  • Очень страшное кино 3 — США, 2004. Пародия на фильм «Звонок»
  • Очень страшное кино 4 — США, 2007. Пародия на фильмы «Война миров», «Таинственный лес»
  • Очень страшное кино 5 — США, 2013. Пародия на фильмы ужасов «Пункт назначения 1—3», «Спуск», «Сайлент Хилл», «Хостел», и др.

Известные кинопародии, вышедшие на экран в последние годы

  • Самый лучший фильм — Россия, 2007. Режиссёр Кирилл Кузин. Пародия на фильмы «Ночной дозор», «Дневной дозор», «9 рота», «Даже не думай!», «Жара» и сериалы — «Бригада», «Дальнобойщики», «Моя прекрасная няня». Также пародируется тема джедаев из американских «Звёздных войн» и кинотрилогия «Матрица».
  • Очень эпическое кино — США, 2007. Пародия на новые фильмы различных жанров.
  • Знакомство со спартанцами — Великобритания, 2008. Пародия на фильм «300 спартанцев».
  • Супергеройское кино — США, 2008. Пародия на фильм «Человек-паук».
  • Самый лучший фильм 2 — Россия, 2009. Режиссёр Олег Фомин. Пародия на фильм «Жара».
  • Нереальный блокбастер — США, 2008. Пародия на фильмы с участием супергероев, знаменитостей и т. д.
Читать еще:  Кукольник, павел васильевич. Павел кукольник

К кинопародиям можно отнести пародийное переозвучивание фильмов. В России в качестве примеров такого творчества можно назвать бывшие одно время очень популярными «смешные переводы» голливудских блокбастеров, выполненные Дмитрием Пучковым (Гоблином) — в них сюжет фильма, несмотря на сохранение видеоряда, полностью изменяется за счёт замены оригинальной звуковой дорожки на новую. Правда, исходно объектом пародирования являлись вовсе не сами фильмы, а склонность большого числа российских переводчиков вместо адекватного перевода делать практически произвольный пересказ, зачастую резко искажающий смысл того, что на самом деле говорится героями фильма.

Пародии на телевидении

На телевидении жанр пародии очень востребован. Сюда можно отнести пародии на популярных деятелей (политиков, певцов, телеведущих и т. д.), без которых не обходится практически ни одна юмористическая передача. В 2008 году на отечественном телевидении появилась передача, целиком состоящая из пародий — Большая разница. Пример иностранной пародии на распространённые клише детских образовательных передач 1980-х годов — цикл видеороликов «Тоффи и горилла» (Израиль, 2007 год), некоторые ролики которой многие посмотревшие принимали за оригинал.

Сайт-пародия

Сайт-пародия — веб-сайт, пародирующий черты другого, обычно широко известного веб-сайта. Пародироваться может как идея, так и элементы внешнего оформления. Продолжительность жизни пародийных сайтов неодинакова. Некоторые из них функционировали очень недолго. Примеры:

  • Таджики.ру — пародия на Одноклассники.ru (функционировал с 26 февраля по 2 марта2007 года).
  • ПДРС — интернет-пародия на украинские пророссийские и левые политические силы
  • [1] — Пародия на официальный сайт Белого дома (США)
  • [2] — Пародия на официальный сайт Партии свободы (Австрия)

Эстрадная пародия

Актёр и пародист, творивший в конце 60-х — начале 70-х. Его и по сей день называют «гением пародии». Сами артисты иногда не могли отличить свой голос от голоса Виктора Чистякова.

Участники группы «Экс-ББ» трудятся в жанре пародии и музыкальной эксцентрики с 1989 года. «Экс-ББ» не стремится к имитации голоса или манеры пародируемых исполнителей. Они просто предлагают зрителям свои условия игры. Главное, чтобы зритель узнал артиста, а остальное будет смешно. Жанр в котором работает группа «Экс-ББ» трудно определим. А если его можно было бы как-то охарактеризовать, то это «стебок», самоирония.

Первоначальный состав ансамбля «Экс-ББ»:
— Гия Гагуа (род. 11 февраля 1962),
— Александр Озеров (род. 6 марта 1964),
— Александр Калинин (род. 29 апреля 1961),
— Вадим Сорокин (19 апреля 1959 — 6 марта 2007)

Впервые он вышел на большую сцену 25 декабря 1988 года. Чуть позже Александра Пескова пророчески назвали «Королем пародии». Он возродил и дал вторую жизнь жанру синхро-буффонады. Исполнение пародии под фонограмму пародируемого артиста.

Артистический дебют Галкина состоялся в апреле 1994 года. Его заметил Борис Брунов и пригласил в свой Театр Эстрады. Гастролировал с Михаилом Задорновым, который называл Максима своим преемником. До 2008 года был ведущим телеигры «Кто хочет стать миллионером?» В апреле 2001 Галкин получил премию «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге.

Со студенческих лет начала работать в ленинградском театре музыкальной пародии БУФФ, где познакомилась с Юрием Гальцевым и Геннадием Ветровым. В 1991 году выступила с клоунадой на конкурсе актёрской песни имени Андрея Миронова, где получила приз зрительских симпатий. В 1993 году получила Гран-при, специальный приз 1-го канала и приз зрительских симпатий на Всероссийском конкурсе «Ялта-Москва-Транзит». После этого конкурса Елена Воробей перешла на эстраду и начала принимать участие в программе «Аншлаг». Снимается в кино.

Михаил Грушевский копирует голоса известных артистов и политических деятелей. В 1988 году поступил в театр-студию «Гротеск». Благодаря участию Владимира Винокура, творческая карьера Михаила Грушевского пошла вверх. С 1996 года стал работать в «Аншлаге» у Регины Дубовицкой.

На профессиональной сцене с 1998 года. Медиа-художник c французскими корнями живёт в Санкт-Петербурге. Жанэ Пати поёт голосами известных исполнителей, сочиняя пародийные тексты песен. Создаёт фотовоплощения знаменитых людей. В 1998 году в рамках фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» получает «МНОГОЛИКИЙ ДВОЙНИК» за исполнение одним человеком 11 двойников «Съезд двойников России». В 2001 году Всемирная организация «ЮНЕСКО» награждает Жанэ Пати титулом «Универсальная имидж-модель» за создание в своём лице единственного в мире «Живого Музея Звёздных Персон Жанэ Пати». Жанэ Пати в своём шоу «Мода на „звёздах“» демонстрирует одежду в образах звёзд между показами коллекций модельеров. Снимается в кино.

Читать еще:  Духовная сфера общественной жизни. культура

На сцене Евгений Хохлов с 1989 года. Работал в Московском Государственном театре пародий под руководством Народного артиста России Владимира Винокура. С 1998 года работает сольно. В репертуаре Евгения Хохлова около 40 музыкальных пародий на «звёзд» Российской и зарубежной эстрады.

Пародии на песни

Пародии на песни — вид пародии, в которой переделке подвергается песня, как правило популярная. При этом обычно сохраняется мелодия песни, но изменяются слова. Иногда пародия становится не менее популярной или даже более популярной, чем первоначальная песня (как, например, в случае с «Медленно ракеты улетают вдаль»). Некоторые пародии на песни считаются народными и ходят во многих вариантах, другие созданы авторами, специализирующимися на музыкальной пародии, такими как, например, коллективы «Красная Плесень», «Пятая Бригада» и «Мурзилки International». Песенные пародии популярны во многих странах мира.

Боже, царя храни

Известно существование пародии на царский гимн, который приписывали Пушкину. Версия об авторстве Пушкина возникла после того как декабрист А. В. Поджио сознался на допросе, что на встрече на квартире у И. И. Пущина обсуждалось сочинение песен «наподобие „Боже, спаси царя“ Пушкина». Авторство также приписывалось А. А. Дельвигу. Однако как полагают, настоящим автором пародии был художник А. В. Уткин, который в 1834 году сознался на следствии, что эти строки были сочинены им.

Гимн Российской Федерации

Современный российский гимн, сохранивший мелодию Советского гимна с несколько измененным текстом, вызвал много насмешек, что даже побудило творцов законов разработать меры по уголовной ответственности за надругательство над гимном. Законопроект, принятый Думой, предусматривает ответственность в виде штрафа размером от 100 до 300 минимальных зарплат и тюремное заключение на срок до одного года. Автор законопроекта депутат Сергей Апатенко заявил, что надругательством над гимном является его исполнение в постановках, имеющих аморальный характер. С другой стороны, согласно Апатенко, «невставание при исполнении гимна, пение других слов и искажение мелодии не могут считаться надругательством».

Среди пародий на гимн известна песня барда Юлия Кима «То, что поёт Ким при звуках гимна»:

Россия родная, страна дорогая,
ну что ж ты, Россия, стоишь и поёшь
все снова и снова стихи Михалкова,
где каждое слово — дешёвая ложь?

Пародия

ПАРОДИЯ — Жанр (см. это слово), в котором известное произведение, взятое в качестве образца, служит объектом подражания в другом произведении, но таким образом, что подражание касается только внешней стороны «образца» — его ритмики, синтаксиса, сюжетных положений и т. п., — имея совершенно иную внутреннюю направленность. Такова, например, некрасовская пародия на «Казачью колыбельную песню» Лермонтова, принявшую у Некрасова совсем другой характер («Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнешь рукой» Лермонтова. Ср. у Некрасова «Будешь ты чиновник с виду И подлец душой. Провожать тебя я выйду И махну рукой») или отмеченное Б. Эйхенбаумом в его статье о Некрасове («Начала», 2, Петербург, 1922) — среди ряда убедительных примеров, свидетельствующих вообще об использовании Некрасовым пародии, как приема «снижения» стиля романтиков — «пародийное смещение знакомой по «Громобою» Жуковского формы»:

У хладных Невских берегов,

В туманном Петрограде,

Шел некто господин Долгов

С женой и дочкой Надей.

Над пенистым Днепром-рекой,

Над страшною стремниной.

В глухую полночь Громобой

Сидел один с кручиной.

Примером исключительно художественной пародии, а также доказательством потенциальной поэтической значимости пародии, как приема, который может быть углублен, является «Граф Нулин» Пушкина. В одной из своих заметок Пушкин сам указывает на то, что замысл «Графа Нулина» зародился у него, когда он, перечитывая «довольно слабую поэму Шекспира «Лукреция», подумал: что если бы Лукреции пришла в голову мысль дать пощечину Тарквинию. Лукреция бы не зарезалась, Публикола не взбесился бы — и мир и история мира были бы не те». И в конце заметки Пушкин говорит, что «мысль пародировать историю и Шекспира ему представилась, он не мог противиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть». Таким образом, и в «Графе Нулине» мы имеем характерную для пародии черту — направленность, совершенно противоположную направленности произведения, взятого в качестве «образца» для подражания, но пародия здесь углубленная, ибо в сущности «Граф Нулин» — раскрытие известной возможности того же явления, но раскрытие в обратную сторону, обнаружение в значительномнезначительного, в трагическом — комического (см. по поводу «Графа Нулина» статью М. О. Гершензона). Конечно, для такого осознания пародия особенно нуждается в фоне (вообще для ощущения пародийности мы должны знать «образец»), который в настоящем случае и дан самим Пушкиным и без которого «Граф Нулин» был бы воспринят весьма просто.

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%8F
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/102620
http://gufo.me/dict/literary_terms/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%8F

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector