3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что привело к ночлежке ее обитателей. М

Обитатели ночлежки;

Проблематика пьесы

История создания и названия пьесы

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра.

В 1900-х годах в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих остались без средств к существованию. Огромное количество босяков опускается на «дно» жизни.

Пользуясь безвыходным положением людей, предприимчивые владельцы тёмных трущоб нашли способ извлекать пользу от своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие» люди. В пьесе «На дне» изображена жизнь этих людей.

Действие пьесы происходит в мрачном полутёмном подвале, похожем на пещеру, где темно, нет простора и нечем дышать. Обстановка подвала убога: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам – нары. Мрачный быт костылёвской ночлежки изображён как воплощение социального зла. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди, которые попали «на дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Последнее название воспринималось более широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Пьеса «На дне» продолжает тему униженных и оскорблённых в русской литературе. В центре её – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Что важнее для человека – ложь или правда? Надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле со всей её безысходностью для обитателей ночлежки, или жить иллюзиями? Горький ставит в пьесе философский вопрос: что лучше – истина или сострадание? Однозначного ответа на философские вопросы пьесы нет.

Персонажи в пьесе не объединены единым сюжетом, а существуют как бы параллельно. Разобщённость обитателей ночлежки Горький представляет с помощью полилога.

Полилог – это форма речи, совмещающая реплики всех участников сцены. В 1 акте говорят все персонажи, почти не слушая других, каждый говорит о своём.

Ночлежники – люди, глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни, они стали безжалостны к себе и другим.

Барон – разорившийся дворянин, всё его достояние — воспоминания о былом величии своего рода. Живёт за счёт Насти, но её слёзы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.

Клещ – слесарь, мечтает честным трудом вырваться из ночлежки. Судьба сделала его озлобленным и жестоким, он презирает всех ночлежников. После смерти жены Анны, продав свои инструменты, он теряет всякую надежду выбиться со «дна» и принимает товарищей по несчастью.

Анна – умирающая жена Клеща, постоянно тревожится о том, «как бы больше другого не съесть».

Актёр – безвольный алкоголик, когда-то играл на сцене, за ненужностью потерявший не только место, но даже своё имя. И в то же время он – мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Живёт воспоминаниями о прекрасном.

Настя – падшая женщина, наивная, трогательная и беспомощная. Страстно мечтает о чистой и преданной любви, в своих иллюзиях пытается спрятаться от окружающей её грязи.

Квашня – торговка пельменями, тешит себя иллюзиями, что она свободная женщина.

Васька Пепел – вор, сын вора, родился в тюрьме и обречён идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы (жены Костылёва, хозяина ночлежки), подбивающей его на убийство мужа.

Сатин – пьяница и шулер, попал на «дно» после того, как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Подчас жесток и циничен, заражён анархическими идеями. Но всё-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.

Бубнов – картузник, ушёл из дома в ночлежку «от греха подальше», чтобы не убить жену и её любовника. Признаётся, что ленив и пьяница. Ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. Это наиболее мрачная фигура в пьесе.

Хозяева ночлежки (Костылёв, его жена Василиса, полицейский Медведев) – люди, которые недалеко ушли от своих постояльцев.

На дне: обитатели ночлежки, таблица, описание героев

1 ответ

Бывший дворянин, промотавший свое состояние. Ему тридцать три года. Он когда-то был богатым аристократом, а теперь опустился на самое «дно», до положения сутенера. В прошлом у него остались сотни крепостных и карет с гербами. Про себя он рассказывает, что был рожден в «золотой колыбели», никогда ни в чем не нуждался, был единственным ребенком в семье, поэтому все внимание уделялось только ему. Он ничего не делал сам, так как за него все делали слуги. После смерти родителей, Барон унаследовал все состояние. Однако, не умея правильно распоряжаться деньгами, промотал все на дорогие блюда в дорогих ресторанах, игорных домах и салонах. Он считал, что мог сам вести хозяйство, но просчитался.

Читать еще:  Маленькие рассказы гоголя читать. Биография гоголя

Теперь живет в убогой ночлежке, ни во что не верит, полностью опустошен, как материально, так и морально. Несмотря на то, что Барон прекрасно понимает, что былого не вернуть, он любит вспоминать ту жизнь и рассказывать о ней, игнорируя насмешки других обитателей.

Картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств. По пьесе он жесток, лишен сострадания и всячески показывает только свои худшие стороны. Даже на просьбу умирающей Анны не шуметь, отвечает, что шум – смерти не помеха.

Такую позицию он выбрал сознательно, так как разуверился в человечности людей. По его мнению, все люди «лишние». Бубнов также утверждает, что именно будучи на «дне», люди показывают свою истинную натуру. Исчезает все напускное и человек остается «голым». Тем самым он хочет подчеркнуть животную сущность человека. Он больше не желает принимать в расчет развитие культурной и общественной жизни. Он занимает пассивную позицию во всем. Речи Бубнова полны скепсиса и фатализма. Он открыто признается, что у него нет совести, ровно как и нет денег.

Падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

Для того чтобы как-то забыться и уйти из реальности, она придумала вымышленный персонаж, которого называет то Раулем, то Гастоном. Большая часть её мечты взята из бульварных романов, которые она постоянно читает. Она придумывает истории о своем якобы существующем возлюбленном и рассказывает другим постояльцам. Они лишь смеются и издеваются над ней. Единственные люди, которые верят ей, это Лука и Наташа.

Несмотря на все оскорбления и унижения в свой адрес, Насте удалось сохранить чуткость души. По натуре она наивна, трогательная и беспомощна. Она не отчаивается и продолжает верить в существование своего «принца».

Неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей. Почти все люди в ночлежке по разным причинам разочарованы и оказались на дне жизни. У кого-то рухнули мечты, кто-то обеднел и обнищал, кто-то грустит по безвозвратно прошедшему прошлому. Для того чтобы как-то помочь этим беднягам, Лука прибегает к «утешительной лжи». Так, например, умирающей Анне он говорит, что на том свете её ждет счастье. Проститутке Насте, уверяющей, что в ее жизни была искренняя любовь, он говорит, что так, скорее всего и было. Вора Ваську Пепла уговаривает поехать в Сибирь, ведь там он сможет честно зарабатывать. А пьяницу Актера убеждает, что существует бесплатная клиника, в которой его полностью излечат.

Свою жалость к людям он объясняет тем, что сам когда-то пожалел грабителей, в результате чего спас и их и себя. Он также рассказывает постояльцам притчу «о праведной земле», в которой один человек верил в ее существование, но на карте ученого такой земли не было. Бедный человек взял с горя и повесился. Эта притча потом повторится с Актером. Лука исчез также внезапно, как и появился, прямо во время конфликта между Костылевым и Васькой Пеплом.

Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине пьянства. Помнит только псевдоним, представляется Сверчковым-Заволжским. Память Актера стала настолько плоха, что он тщетно пытается вспомнить стихи или продекламировать отрывки из пьес. Он и не отрицает, что его организм отравлен алкоголем. Часто вспоминая свое актерское прошлое, любит рассказывать о нем окружающим.

Когда в ночлежке появляется странник Лука, он хочет прочитать ему стихи, но вспомнить не может. Тот, пожалев Актера, рассказывает ему о якобы существующей бесплатной клинике для алкоголиков. У него появляются надежды на выздоровление, и он даже воздерживается от выпивки, чтобы скопить денег на дорогу до клиники. Актер мечтает вылечиться и начать новую жизнь. Однако, с исчезновением Луки, проходят и его надежды. Он понимает, что это нереально и кончает жизнь самоубийством. Судьба Актера трагична и перекликается с героем притчи «о праведной земле», которую Лука рассказал ночлежникам.

Читать еще:  Юрий Смекалов: «Я как слон — большой и добрый.

Больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над каждым кусочком хлеба и ходит в отрепьях. При этом Анна постоянно сносит жестокое обращение мужа. Бедняжке сочувствует кто угодно, только не её муж. Он лишь оскорбляет и унижает её, а иногда и поколачивает. Она вызывает у него лишь равнодушие и раздражение.

Создается ощущение, что в образе Анны показаны все женщины, которые сносят грубое отношение в семейно жизни. Даже становится страшно, что она так спокойно сносит вечные унижения. При этом она продолжает заботиться о муже и готова отдать ему все. Так, в одном эпизоде она говорит, что Квашня оставила ей пельмени, чтобы он взял и поел их. Он же все время бурчит на нее и никак не воспринимает ее просьбы. Когда она, задыхаясь, просит отворить дверь, он отказывает, опасаясь сам простудиться. Неудивительно, что от такой жизни только один выход – смерть. А ей всего тридцать лет. Перед смертью ее хоть как-то утешает Лука. Он говорит, что на том свете она сможет отдохнуть от своего безрадостного существования. Ведь эти мучения компенсируются блаженством на небесах. Вскоре она умирает.

Слесарь по профессии, муж Анны. В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать. Он осуждает их образ жизни, считая, что они «на дне». Однако и его мечты рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.

Единственный способ вырваться из нищеты, по его мнению, это упорный труд, но он теряет работу. Оказывается, что в жизни не все так просто и логично. Наряду с работой, он теряет и веру, что ставит его на одну ступень с другими жителями ночлежки. Этот персонаж также характеризуется необычайной черствостью. Так, он ведет себя довольно грубо и жестоко со своей умирающей женой. Когда Анна просит не кричать и не ругаться, он лишь корит её за нытье. Когда она задыхается и просит открыть ненадолго дверь, он отказывает, опасаясь простудиться. И даже её смерть не волнует его, разве что затраты на похороны.

В конце произведения он смиряется со своим положением и начинает пить с Сатиным.

Бывший телеграфист. У этого человека своя жизненная философия. Этим он отличается от многих других постояльцев. Он часто употребляет в речи умные словечки, например «макробиотика», что указывает не его образованность. Он и сам признается, что в прошлом много книг прочитал. Имени героя автор не называет, но известно, что раньше он был веселым и жизнерадостным парнем. Любил плясать, играть на сцене и смешить людей.

Его жизнь резко переменилась после того, как он из-за сестры убил человека. Сатин провел пять лет в тюрьме, после чего оказался в ночлежке и стал сознательно губить свою жизнь. Он стал апатичным и пассивным, пропагандирует ничего не деланье. Со стороны кажется, что ему живется легко, ведь он ничего не делает, лишь насмехается над всеми и говорит им не всегда приятную правду. В действительности, таким способом он отгораживается от реальности, понимая всю ничтожность своей жизни. Со временем Сатин пристрастился к картам и алкоголю. Именно он противопоставлен Луке и его «утешительной лжи». В то время как странник всех жалеет и говорит им утешительные слова, часто являющиеся ложью, Сатин опровергает это. Он говорит, что сострадательный гуманизм унизителен, он ущемляет свободу человека и делает его жалким рабом.

Это вовсе не значит, что Сатин не сочувствует людскому горю. Он лишь считает, что утешение не является облегчением страданий.

Содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а его жене всего 26. Она живет с ним только из-за денег и втайне мечтает, чтобы он скорее умер. По натуре этот человек довольно жадный, лицемерный и трусливый. Свою прибыль он готов хоть из мертвого выжать, то есть из каждой своей жертвы.

Ему известно, что Василиса тайком бегает к одному из постояльцев – Ваське Пеплу. Время от времени он пытается их застукать вдвоем, но безрезультатно. Жена у Костылева «бой-баба», выпутается из любой ситуации. Она подговаривает Ваську прибить ее мужа, чтобы освободить ее от брачных оков. Васька, в свою очередь, любит не Василису, а ее младшую сестру Наташу, которую та от злости колотит.

Читать еще:  Что отличает современное искусство от классического.

В конце произведения он все-таки убивает Костылева, но это выходит случайно. Василиса этому очень рада. Известно, что она выкрутится из любой ситуации, а он, скорее всего, попал на каторгу. К своим постояльцам Костылев ни капли сострадания не испытывал.

Обитатели ночлежки;

Проблематика пьесы

История создания и названия пьесы

Пьеса «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра.

В 1900-х годах в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих остались без средств к существованию. Огромное количество босяков опускается на «дно» жизни.

Пользуясь безвыходным положением людей, предприимчивые владельцы тёмных трущоб нашли способ извлекать пользу от своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие» люди. В пьесе «На дне» изображена жизнь этих людей.

Действие пьесы происходит в мрачном полутёмном подвале, похожем на пещеру, где темно, нет простора и нечем дышать. Обстановка подвала убога: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам – нары. Мрачный быт костылёвской ночлежки изображён как воплощение социального зла. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди, которые попали «на дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Последнее название воспринималось более широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Пьеса «На дне» продолжает тему униженных и оскорблённых в русской литературе. В центре её – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Что важнее для человека – ложь или правда? Надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле со всей её безысходностью для обитателей ночлежки, или жить иллюзиями? Горький ставит в пьесе философский вопрос: что лучше – истина или сострадание? Однозначного ответа на философские вопросы пьесы нет.

Персонажи в пьесе не объединены единым сюжетом, а существуют как бы параллельно. Разобщённость обитателей ночлежки Горький представляет с помощью полилога.

Полилог – это форма речи, совмещающая реплики всех участников сцены. В 1 акте говорят все персонажи, почти не слушая других, каждый говорит о своём.

Ночлежники – люди, глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни, они стали безжалостны к себе и другим.

Барон – разорившийся дворянин, всё его достояние — воспоминания о былом величии своего рода. Живёт за счёт Насти, но её слёзы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.

Клещ – слесарь, мечтает честным трудом вырваться из ночлежки. Судьба сделала его озлобленным и жестоким, он презирает всех ночлежников. После смерти жены Анны, продав свои инструменты, он теряет всякую надежду выбиться со «дна» и принимает товарищей по несчастью.

Анна – умирающая жена Клеща, постоянно тревожится о том, «как бы больше другого не съесть».

Актёр – безвольный алкоголик, когда-то играл на сцене, за ненужностью потерявший не только место, но даже своё имя. И в то же время он – мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Живёт воспоминаниями о прекрасном.

Настя – падшая женщина, наивная, трогательная и беспомощная. Страстно мечтает о чистой и преданной любви, в своих иллюзиях пытается спрятаться от окружающей её грязи.

Квашня – торговка пельменями, тешит себя иллюзиями, что она свободная женщина.

Васька Пепел – вор, сын вора, родился в тюрьме и обречён идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы (жены Костылёва, хозяина ночлежки), подбивающей его на убийство мужа.

Сатин – пьяница и шулер, попал на «дно» после того, как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Подчас жесток и циничен, заражён анархическими идеями. Но всё-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.

Бубнов – картузник, ушёл из дома в ночлежку «от греха подальше», чтобы не убить жену и её любовника. Признаётся, что ленив и пьяница. Ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. Это наиболее мрачная фигура в пьесе.

Хозяева ночлежки (Костылёв, его жена Василиса, полицейский Медведев) – люди, которые недалеко ушли от своих постояльцев.

Источники:

http://studopedia.su/10_130164_obitateli-nochlezhki.html
http://obrazovaka.ru/question/na-dne-obitateli-nochlezhki-tablica-opisanie-geroev-101741
http://studopedia.su/10_130164_obitateli-nochlezhki.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector