Что подвигло эдварда мунка на картину крик. Крик
Писал ли Ван Гог картину “Крик”? Творчество Ван Гога. “Крик”: описание, история. Кто автор картины “Крик”?
Один из самых значимых, талантливых и загадочных художников 19-го столетия – Винсент Ван Гог. Картина “Крик” также относится к этому периоду. До сих пор она остается, пожалуй, самым узнаваемым художественным произведением позапрошлого века. Что общего у великого художника и великого произведения искусства? Попробуем разобраться.
Биография Ван Гога
В 1853 году появился на свет Винсент Ван Гог. Картина “Крик” была написана в 1893 году, когда художник уже скончался. Но по стилистике и настроению она походит на многие его произведения. Чем же они так похожи и кто на самом деле написал знаменитое полотно? Обо всем по порядку.
Ван Гог родился в небольшой деревушке Грот-Зюндерт в Нидерландах. Совсем рядом пролегала граница с Бельгией. Его отец был протестантским пастором, а мать – дочерью успешного книготорговца из Гааги.
Будущий художник был вторым ребенком в семье, назвали его в честь дедушки по отцовской линии. Когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в деревенскую школу, но проучился в ней только год. Образование он продолжил получать дома вместе с сестрой. В 11-летнем возрасте уехал в интернат в Зевенберген. И хотя заведение находилось неподалеку от родного дома, разлука с близкими доставляла Ван Гогу серьезные страдания.
В интернате он проявлял тягу к языкам и рисованию, что не удивительно. В 15 лет паренек бросил интернат посреди учебного года и вернулся домой. На этом его официальное образование закончилось.
Первые шаги во взрослой жизни
Ван Гог работал с 16 лет. Начал в художественно-торговой фирме своего дяди, где освоил профессию дилера. Поначалу на службе все складывалось успешно, Винсент трудился настолько рьяно, что вскоре его перевели в более престижный лондонский офис. Ежедневно Ван Гог сталкивался с лучшими произведениями искусства своего времени, благодаря чему вскоре начал хорошо разбираться в живописи.
Он вел насыщенную жизнь на работе, регулярно посещал выставки и музеи. Но несчастная любовь сыграла с ним злую шутку. Отвергнутый (до сих пор достоверно неизвестно, в кого именно он был влюблен), Ван Гог постепенно потерял интерес к службе, много читал Библию.
К 1875 году его перевели в парижский офис. Параллельно он начал пробовать сам рисовать. Вскоре после этого окончательно охладел к работе и решил, что торговцы картинами, к которым он, по сути, принадлежал, – худшие враги искусства. В результате его уволили.
Становление как художника
В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.
И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.
Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.
Расцвет творчества Ван Гога
Расцвет творчества Ван Гога наступил в 80-х годах XIX века. В своих работах он проявлял художественный темперамент, а также животный страх перед силами, враждебными человеку. Все это нашло отражение в его полотнах “Желтый дом”, “Красные виноградники в Арле”, “Спальня ван Гога в Арле”.
В то время он близко общался с еще одним знаменитым художником того времени – Полем Гогеном. В 1888 году Гоген специально приезжал в Арль, где тогда жил Ван Гог, чтобы обсудить с ним идею создания южной мастерской живописи. Однако все закончилось скандалом и конфликтом. Гоген был раздражен безалаберностью Ван Гога, герой же нашей статьи оставался в недоумении из-за того, что Гоген не мог принять идею коллективного направления живописи во имя будущего.
Конфликт с Гогеном
Конфликт с Гогеном достиг апогея за неделю до Нового 1889 года. Ван Гог набросился на коллегу с бритвой, и только чудом Гогену удалось спастись.
До сих пор доподлинно неизвестны причины и обстоятельства того конфликта. Есть версия, что Ван Гог напал на Гогена, когда тот спал, последнего спасло только то, что он вовремя проснулся.
Достоверно известно лишь то, что после неудачного покушения Ван Гог отрезал себе мочку уха. Но и здесь нет единого мнения относительно того, зачем он это сделал. Одни считают, что это произошло в порыве раскаяния, другие полагают, что это было проявлением безумия, приступы которого все чаще посещали художника из-за регулярного употребления абсента.
На следующее утро Ван Гога увезли в психиатрическую клинику.
Последние работы
В периоды просветления Ван Гог просил отпустить его из клиники, чтобы продолжить работу над картинами, но жители городка Арля попросили этого не делать, опасаясь его вспышек безумия.
В итоге художник поселился в клинике для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Там он в течение целого года усердно работал над новыми полотнами. Творчество Ван Гога этого периода лучше всего характеризует картина “Звездная ночь”, в которой наиболее ярко проявляется огромное нервное напряжение и динамизм. Всего же за этот период постимпрессионист написал около 150 полотен.
В 1890 году он обосновался под Парижем, где продолжил работать. Здесь написал свое знаменитое “Пшеничное поле с воронами”. Вскоре после этого его жизнь трагически оборвалась.
Отправившись на прогулку с красками и холстом, он выстрелил себе в грудь из револьвера, который купил незадолго до этого, чтобы отпугивать птиц. Пуля прошла под сердцем, он сумел самостоятельно добраться до гостиницы, но спасти его не смогли. 29 июля 1890 года скончался Винсент Ван Гог. Картину “Крик” он так и не увидел, с ее автором не познакомился, хотя они и жили в одно время, в одной части планеты.
История картины “Крик”
Картина “Крик” создавалась в период между 1893 и 1910 годом. На самом деле это была не одна, а целая серия работ. Автор картины “Крик” – норвежский экспрессионист Эдвард Мунк. При одном только взгляде на полотно знатокам искусства становится понятно, что на художника оказал заметное влияние голландский живописец.
“Крик” стал своеобразной эмблемой экспрессионизма, прелюдией к новому искусству XX века. Мунк в своей работе предвидел многие основные моменты модернизма, до которого оставалось совсем немного времени. Стоит отметить, что определенную роль в этом сыграл и Ван Гог. Картина “Крик” многим напоминает работы голландского живописца. В ней можно рассмотреть темы, которые стали основными в 20-м столетии. Это одиночество, отчаяние и отчуждение.
Эдвард Мунк
Автор картины “Крик” Эдвард Мунк родился в норвежском городке Хедмарке в 1863 году. Он был не только известным художником, но и теоретиком искусства. Одним из первых представителей такого направления, как экспрессионизм. Его работы оказали большое влияние на искусство в XX веке. Близкие автору темы – это смерть и одиночество, которые при этом сопровождаются неутолимой жаждой к жизни.
Одной из его первых известных работ стала “Больная девочка”, написанная в 1886 году. Он написал крупное полотно, основанное на собственных воспоминаниях о болезни и смерти старшей сестры Софи. Он стремился выплеснуть на полотно свои самые сокровенные чувства, критики же отнеслись к работе холодно. Писать так откровенно, выворачивая душу наизнанку, в то время было еще непринято.
Картина “Крик”
Считается, что картина “Крик” Эдварда Мунка была написана в 1893 году. На холсте изображена фигура кричащего человека. Причем она настолько примитивна, что доведена до уровня скелета, сперматозоида или эмбриона.
Описание картины “Крик” невозможно без упоминания о волнообразных пейзажах, которые как бы повторяют округленные контуры головы главного персонажа и его максимально широко раскрытого рта. Кажется, что крик исходит отовсюду. Налицо яркая негативная эмоция, из-за чего первое время многие не могли понять, кто написал это произведение – Мунк или Ван Гог.
Негативная эмоция, которая прорывается от единственного персонажа этого произведения, подминает под себя весь окружающий мир и приобретает просто вселенский размах.
Но некоторые критики делают другое описание картины “Крик”. Они замечают на ней человека, агонизирующего из-за “крика природы”, как его называл сам автор. Этот крик для Мунка раздавался отовсюду.
Картина Эдварда Мунка будто смогла заглянуть в грядущее столетие. Предсказав все войны, эпидемии, экологические катастрофы и революции, которые обрушились на человечество за эти сто лет. При этом, по мнению многих критиков, автор буквально отрицает любую, даже малейшую возможность противостоять им и преодолеть невзгоды. Они неизбежны, и им приходится подчиняться. Автор не видит выхода из этой ситуации.
Версии “Крика”
Известно, что существует несколько версий картины “Крик” норвежца Мунка. Как минимум четыре. Известный экспрессионист их написал, применяя разные техники и способы письма.
Картина “Крик”, оригинал которой находится в музее Мунка в норвежской столице Осло, представлена в галерее в двух вариантах. Один выполнен маслом, другой – пастелью.
Еще одно произведение автора под этим же названием хранится в Национальном музее Норвегии. Именно эта версия считается наиболее знаменитой в мире. По счету она была написана второй. Для ее создания художник также использовал масло.
Еще одна версия “Крика” до сих пор находится не в государственной галерее, а в частных руках. Полотно, написанное пастелью, принадлежало норвежскому бизнесмену и миллиардеру Петтеру Олсену. В 2012 году он выставил его на открытый аукцион. В результате картина была продана американскому бизнесмену Леону Блэку. Ее стоимость составила почти 120 миллионов долларов США. На тот момент это был рекорд по стоимости для произведения искусства.
Такой интерес к работе Мунка не раз делал её мишенью для злоумышленников, которые стремились украсть или подделать картину. Знаменитая кража “Крика” из норвежского Национального музея состоялась в 1994 году. На место ее удалось вернуть только через несколько месяцев.
“Крик”, несущий проклятие каждому зрителю: мистика картины Эдварда Мунка
Значение и ассоциации со словом “крик”- знакомы всем, ведь, эти звуки человек слышит постоянно, на протяжении всей своей жизни: крик недовольного родителя, новорожденного, начальника, или, самое больное и опасное – крик души. Но, с чем ассоциируется данное слово у людей искусства?
Конечно же с работой талантливого норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка – “Крик”, созданная в период с 1893 по 1910 год .
Описание картины
Вообще, существует несколько вариаций этой работы: две выполнены маслом, одна – пастелью и еще одна в технике литографии.
Давайте разберем, что же изображено на полотне. Это реально существующий мост, находящийся неподалеку от Осло, и, данное место не назвать приятным и мирным. Там находилась бойня, а рядом с ней – дом для душевно больных, где некоторое время находилась на содержании сестра художника. А мост, изображенный на полотне – был излюбленным местом самоубийц.
В центре картины изображена кричащая в муках и отчаянии человекоподобная фигура, на фоне кроваво-красного неба, на заднем фоне виднеется крайне обобщённый пейзаж.
Создается крайне давящее впечатление от картины, которое усугубляется кроваво-красным закатом над фьордом. В тот год, когда было написано полотно, небо над Норвегией приобрело столь нехарактерный цвет из-за вулканического пепла, произошло извержение Кракатау.
Получается, что “Крик” – это сильная боль, отчаяние, собственное бессилие, и очень глубокие чувства, которые люди, как правило, просто не могут передать словами.
Так, Эдвард Мунк смог перефразировать всю тяжесть человеческого бытия, ангедонии и меланхолии в своем гнетущем и будоражащем образе.
Центральная фигура, каждым человеком воспринимается сугубо индивидуально, кто-то видит в ней мумию, кто-то эмбрион новорожденного, инопланетянина, а кто-то даже скелет.
На полотне, она закрывает уши руками, как будто пытаясь избавиться от невыносимого и громкого звука. Как писал сам Мунк: “Это был крик природы, а также оглушающего пространства вокруг него”
Волнообразные линии пейзажа, напоминают эхо, они повторяют закруглённые контуры головы фигуры и широко раскрытого рта — создается впечатление, что звук одновременно издается повсюду, со всех сторон.
Целостная, негативная эмоция главного объекта картины, как бы подминает под себя весь мир и пространство вокруг, приобретая вселенский размах.
Однако, возможно и обратное прочтение: трактовка, что человек агонизирует из-за раздающегося вокруг него, как выражался сам художник, “крика природы”.
Сам Мунк описывает озарение, которое на него нашло следующим образом: ” Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу”
После этого он начал рисовать то, что всплыло в его подсознании, причем, картина “родилась” не с первой попытки.
Факты дурной славы известного полотна
1. Вселяет ужас и страх, вызывает панику, припадки.
Дурная слава полотна “Крик” – широко известна в кругах художников и деятелей искусства, да и не только. Многим, картина сама по себе вселяет ужас, страх, панику и чувство тревоги. Интересно, что многие исследования доказали пагубное влияние картины на психику и подсознательное человека, особенно, если человек сам по себе эмоциональный и восприимчивый.
2. Смерть работника по собственной неосторожности.
Известен такой факт, что, после того, как работник художественной галереи совершенно случайно уронил экспонат, у него появились нестерпимые головные боли, которые в конечном итоге довели его до самоубийства.
3.Зритель дотронулся до картины и сгорел заживо.
Один из посетителей музея, где находится один из вариантов картины, решил прикоснуться к великому полотну. Наказание не заставило себя ждать: не прошло и месяца, как в доме бедолаги произошел пожар, в котором он сгорел заживо.
4. Жизнь Эдварда – череда неприятностей.
Интересно, что жизнь самого Эдварда Мунка, в совокупности представляла собой череду трагедий, бед и потрясений. Нескончаемые смерти родных, болезни, и, конечно же, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда Мунку было всего 5 лет, а через 9 лет, умирает его сестра Софья , по причине тяжелой и затяжной болезни. Затем умер брат Андреас, а самой младшей сестре Мунка, был поставлен диагноз “шизофрения”. В начале 90-х годов Эдвард перенес крайне тяжелый нервный срыв, после которого ему также как и всем членам семьи установили диагноз “шизофрения”, и длительное время он проходил лечение электрошоком в психической лечебнице.
Конечно, это могли быть совпадения или череда простых несчастных случаев, но, доподлинно известно одно: “Крик” – это величайший шедевр, к которому необходимо уж если не прикоснуться, так обязательно просто увидеть своими глазами!!
Сейчас картина находится в Национальном Музее, в Осло, Норвегия.
Картина Мунка Крик
Картина «Крик» Эдварда Мунка на сегодня считается одной из самых тревожных картин в истории живописи. На протяжении многих десятилетий она вызывает особые эмоции у зрителя и считается настоящим шедевром экспрессионизма.
Кто написал картину «Крик»
Картина, которая остаётся одной из самых странных и пугающих, была написана норвежским художником Эдвардом Мунком (1863-1944). Мунк стал одним из самых первых представителей экспрессионизма в живописи. За свою творческую жизнь написал немало картин, которые сегодня считаются бесценными произведениями искусства, однако именно картина, которую мы здесь рассматриваем, стала ключевой в его живописи, настоящей «визитной карточкой» художника, прославившей его на весь мир.
История написания картины «Крик»
Картина «Крик» была написана в 1893 году. Картон, масло, темпера, пастель. Размеры: 91 × 73,5 см. В настоящее время находится в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, Норвегия.
Изначально картина называлась «Крик природы», затем «Отчаяние» и только потом «Крик». Впервые была представлена в декабре 1893 года на выставке в Берлине. Тогда картина вызвала неоднозначную реакцию у зрителей. Большинство отзывались о картине с непониманием и даже осуждением. Стоит признать, что и сегодня, когда картина признана шедевром мирового значения, отношение к ней, как и ко многим произведениям авангардного искусства, остаётся неоднозначным. Одни видят в ней бушующее море эмоций и переживаний, особую красоту и мощь, а другие считают, что картина не стоит внимания.
Считается, что на картине представлен вид с холма Экеберг в Осло на Осло-фьорд.
Сам Эдвард Мунк рассказывал, что идея картины к нему пришла во время наблюдения кроваво-красного заката, когда он гулял с друзьями. Тогда его вдохновили ярко-красные цвета заката над тёмным фьордом: «я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Однако история создания картины не столь однозначная. Многие искусствоведы выдвигают свои точки зрения относительно истории задумки и создания картины.
Картина «Крик» описание
На картине мы можем увидеть написанные в экспрессионистской манере красные сполохи заката, иссине-чёрные цвета фьорда. На переднем плане находится нечто. Человекообразная фигура похожа на скелет, эмбрион и призрак одновременно. Это нечто прижимает руки к голове будто от страха и ужаса. Об этих же чувствах говорят широко раскрытые глаза и разинутый в крике рот. На заднем плане идут два человека.
В своей картине Мунк выразил своё впечатление страха перед ликом природы на закате. Сама природа будто бы кричит от ужаса, предрекая собой все трагедия и несчастья этого мира. Эмоции здесь выражены настолько ярко, что вызывают у зрителя самые глубокие переживания. Картина характеризуется беспросветным одиночеством и страшным отчаянием.
По поводу картины выдвигаются разные версии. Например, биограф Эдварда Мунка Сью Придо предположил, что на изображение отчаяния и ужаса Мунка подтолкнули располагающиеся близ этого места скотобойня и психиатрическая клиника, откуда доносились невыносимые крики животных и душевнобольных.
Также есть предположение, что яркий кроваво-красный закат, который наблюдал художник, был вызван извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.
Есть предположение и по поводу призрачной фигуры на переднем плане. Так, существует мнение, что это не просто фигура из головы и фантазии художника, а образ мумии, которую Мунк наблюдал на парижской выставке в 1889 году. Та самая мумия, которую мог увидеть художник, находится в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками.
Источники:
http://www.syl.ru/article/317370/pisal-li-van-gog-kartinu-krik-tvorchestvo-van-goga-krik-opisanie-istoriya-kto-avtor-kartinyi-krik
http://zen.yandex.ru/media/id/5d4263c47cccba00add52525/5d5961dca660d700ad5f175d
http://art-assorty.ru/58727-kartina-munka-krik.html