4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что означает слово аллегория кратко. Аллегория

Значение слова &laquoаллегория»

АЛЛЕГО́РИЯ, -и, ж. Выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение.

Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).

Аллегория — художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются у поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению; например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.

Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.

Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений . Заметнее её господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбаха, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.

Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.

В форме аллегории написаны, например, роман Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну», притча Владимира Высоцкого «Правда и Ложь».

АЛЛЕГО’РИЯ [але], и, ж. [греч. allegoria]. 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. а. 3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Ггль. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.

Читать еще:  Айны белая раса. Малые народы россии

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Что такое Аллегория

Аллегория — это выражение абстрактного понятия с помощью конкретного понятия; одна или несколько метафор, которые в прямом смысле означают одно, а в переносном значении — другое.

Примером аллегории можно назвать фигуру женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами в другой — это аллегория правосудия (представлена как богиня Фемида).

Когда автор использует аллегорию, он не именует обсуждаемый предмет или концепцию открытым текстом, а описывает в переносном значении, используя некие его/её олицетворяющие символы.

Таким образом, появляется более детальное отождествление одного предмета другому, используя тонкий (или не очень) намёк. Притом прямой смысл не утрачивается.

Слово аллегория произошло от греческого αλληγορια (allegoria) — иносказание, т. е. от сочетания άλλος (другой) + -αγόρια (сказать).

Это слово пишется именно так из-за своего греческого происхождения αλληγορια/allegoria, не алигория или олигория, а именно аллегория.

Синоним слова аллегория

  • иносказание;
  • персонификация;
  • эзопов(ский) язык;
  • иноречие.

Примеры аллегории

Эти аллегории более-менее известны:

  • аллегория медицины — змея, обвивающая чашу;
  • аллегория любви — сердце;
  • аллегория надежды — якорь;
  • аллегория веры — крест;
  • аллегория свободы — разорванные цепи;
  • аллегория мира во всём мире — белый голубь.

Примеры аллегории в литературе

Но не только художники — мастера по созданию аллегорий. Она также проявляется в образах, которые нам дарят в своём творчестве писатели и поэты.

В стихотворении «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова корабль — это символ духовных терзаний и уединённости:

“Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!”.

А в произведении Евгения Баратынского «На посев леса» весна превратилась в символ свободы, в духовное возрождение, дала надежду:

«Опять весна; опять смеется луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.

Но нет уже весны в душе моей,
Но нет уже в душе моей надежды,
Уж дольный мир уходит от очей,
Пред вечным днем я опускаю вежды. «

Аллегория и метафора

Аллегория и метафора — оба средства выразительности речи; тропы, часто встречающиеся в литературе и искусстве. Авторы применяют их с целью сотворить красочное, видимое очертание, сформированное в переносном значении.

Метафора — это выражение, которое используется для сравнения, казалось бы, не связанных между собой объектов и действий; это слово или оборот, в переносном значении, сравнение одного с другим, основанное на какой-то общей характеристике (например, серебряные волосы).

Можно сказать, что аллегория — это развёрнутая метафора; это сравнение в более глубоком смысле.

Аллегория, по сравнению с метафорой, может иметь более длинные отрывки сравнения. Аллегория, в которой заменяется предмет или действие, включает в себя больше деталей, чем метафора.

Читать еще:  Прикосновение небес иссей. Судьба: Ночь схватки

Метафора обычно встречается в литературе, а аллегория — в искусстве в целом (в литературе, живописи, скульптуре и др.), т. е. аллегорию создатели искусства смогли выразить намного шире, чем метафору.

Смотрите также значение Метафоры.

Тропы и аллегория

Аллегория — это один из тропов русского языка.

Троп — это стилистический термин, речевые обороты, в которых автор, чтобы достичь выразительности в своём художественном произведении, использует слово или выражение в переносном значении, сопоставляя смысл одного термина с другим.

Построение тропа автором осуществляется через сравнение двух терминов, которые похожи между собой по каким-либо признакам.

Называя характеристики одного объекта, писатель описывает другой объект, но этим он описывает что-то другое, таким образом он пытается не только определить его, но и сотворить красочное и выразительное изображение.

К тропам относятся:

  • аллегория — абстрактное понятие представляется в явственном изображении; например: аллегория хитрости — лиса, аллегория трусости — заяц;
  • ирония — театральное «переименование» в противоположном смысле того, что автор на самом деле считает, с целью выразить насмешливое отношение; например: «заходите в мои хоромы» (приглашение зайти в очень маленькую квартиру);
  • эпитет — образное определение, ярко описывающее предмет; например: горькая доля;
  • гипербола — преувеличение и усиление описываемого; например: «Мы сто лет не виделись!»;
  • олицетворение — сопоставление с живым существом, одушевление неодушевлённого; например: темнота подкралась;
  • литота — преуменьшение какого-либо качества или свойства описываемого; например: кот наплакал;
  • синекдоха — использование лишь части термина вместо всего, целого и наоборот; например: «Пуще всего береги копейку» («копейка» вместо «денег», из Н. В. Гоголя);
  • метонимия — изменение именования другим, по соприкосновению смысла; например: Москва спит (вместо люди в Москве спят);
  • сравнение — сравнение одного с другим, часто посредством союзов «как», «будто», «словно» и т. д.; например: верен как пёс;
  • метафора — перенесение толкования слова из-за однообразия; например: зеркало озера;
  • перифраз(а) — замещение термина словосочетанием, с его характеристиками; например: чёрное золото (вместо «нефть»).

Узнайте больше о Перифразе.

Аллегория в живописи

Художники рассматривают мир выходя за рамки логического, физического и материального. Поэтому мастера искусства вносят различные элементы в свои произведения с намерением создать свои творения со скрытыми сообщениями.

Аллегорические картины скрывают послания только для того, чтобы их усилить, это позволяло художникам создавать сложный мир повествований и играть с миром символов.

Аллегория живописи — картина Матвеева

Художник Андрей Матвеевич Матвеев (1701–1739) написал в 1725 году картину «Аллегория живописи» и вручил её Екатерине I. Таким образом мастер проявил свои соболезнования относительно смерти Петра I.

Этот русский художник показал императрицу в образе Минервы (богини войны и мудрости). Она находится на облаках и наблюдает за действием, происходящим у мольберта.

Таким образом художник показал скрытый смысл о надежде на развитие русской культуры.

Аллегория в рекламе

В мире рекламы агентства часто отображают своё послание с помощью кричащего изображения. Для достижения этой цели они обычно полагаются на наш интеллект и на использование визуальных аллегорий (которые можно почти мгновенно показать и объяснить).

Эзопов язык

Это выражение означает, что автор выражает свои мысли используя намёки и аллегории. Он недоговаривает и маскирует свои истинные идеи, автор пытается донести до читателя переносный смысл.

Название эзопов (или эзоповкий) язык произошло от имени древнегреческого баснописца Эзопа (VI в. до н. э.), который был рабом и не мог говорить свободно на множество тем, что заставило его воспользоваться этой формой произведения.

Читать еще:  Джон сильвер история. Воплощения в кино

Сочинения Салтыкова-Щедрина считаются яркими примерами эзопова языка в русской литературе. Например, в произведении «История одного города» автор говорит о городе Глупове и его жителях — глуповцах.

Он представляет их бездеятельными лентяями, которые не могут за себя решать и поэтому пытаются найти кого-то, кто будет принимать решения за них и возьмёт ответственность на себя. А на самом деле, при прочтении произведения, читатель понимает, что автор говорит про всю Россию, а не про какой-то отдельный город.

Смотрите также значения Эпитет, Анафора и Оксюморон.

Аллегория

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.

Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.

Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).

Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поёт над цветком.
Но льёт и садовое пугало слёзы,
любившее розу тайком.

Аллегория — художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.

То с трепетным смаком,
то друга в объятьях душа,
как лилия с маком,
целуется с сердцем душа.

Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.

Аллегория, соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. Аллегория появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений. Заметнее её господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII века, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг в друга. Так — у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбах, у Данте. «Feuerdank», греческая поэма XVI века, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии.

Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
http://www.uznaychtotakoe.ru/allegoriya/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23324

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector