1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что лежит в основе фольклора. Фольклорные жанры

Что такое фольклор и какие жанры он включает

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Фольклор — это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Жанры фольклора

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:

Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Выделяют следующие их виды:

  1. исторические;
  2. любовные;
  3. свадебные;
  4. похоронные;
  5. трудовые;
  6. дорожные (ямщицкие);
  7. разбойничьи;
  8. шуточные.

Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  1. Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  2. Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  3. Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  4. Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.

Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).

  • Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  • Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.
  • Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

    Русский фольклор

    Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

    В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

    Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

    В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

    В чём смысл фольклорных произведений

    Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

    В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

    Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

    Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

    К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

    Изучение фольклора

    Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

    Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

    Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

    Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

    Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

    Фольклорные жанры. Примеры фольклорных жанров

    Устное народное творчество – это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.

    Роды фольклорного творчества

    Фольклор представлен тремя родами:

    1. Эпическая литература. Этот род представлен в прозе и стихах. Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, приданиями, легендами, притчами, небылицами пословицами и поговорками.

    2. Лирическая литература. В основе всех лирических произведений присутствуют мысли и переживания лирического героя. Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, баятами, гаивками, пасхальными и купальскими песнями. Кроме этого, существует отдельный блок — «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

    3. Драматическая литература. Это род литературы, соединяющий в себе эпические и лирические способы изображения. Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.

    Отдельные произведения могут содержать черты лирической и эпической литературы, поэтому выделяют смешанный род – лиро-эпос, который подразделяется в свою очередь на:

    — произведения с героическими персонажами, лиро-эпического содержания (былина, дума, историческая песня).

    — негероические произведения (баллада, песня-хроника).

    Также различают фольклор для детей (колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка).

    Жанры фольклора

    Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:

    1. Обрядовые произведения УНТ.

    Исполнялись во время проведения обрядов:

    — календарные (колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни);

    — семейно-бытовые (рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников);

    — окказиональные произведения — пришли в форме заговоров, считалок, закличек.

    2. Необрядовые произведения УНТ.

    Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:

    — Драма (фольклорная) – вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».

    — Поэзия (фольклорная) – былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.

    — Проза (фольклорная) в свою очередь подразделяется на сказочную и несказочную. Первая включает в себя сказки о волшебстве, животных, бытовые и кумулятивные сказки, а вторая связана с известными богатырями и героями Руси, сражавшимися с ведьмами (баба-Яга) и прочими демонологическими существами. Также к несказочной прозе относят предания, легенды, мифологические рассказы.

    — Речевой фольклор представлен пословицами, поговорками, речевками, загадками, скороговорками.

    Фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет и смысловую нагрузку.

    Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах, яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.

    Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича – это былина. Фольклорный жанр сказка повествует о действиях Ивана-царевича, Ивана-дурака, о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.

    Литература и фольклор

    Фольклор разнится от литературы уникальной системой построения произведений. Характерное его отличие от литературы в том, что жанры фольклорных произведений имеют запевы, зачины, присказки, ретардации, троичности. Также существенными отличиями стилевых композиций будет употребление эпитета, тавтологии, параллелизма, гиперболы, синекдохи.

    Так же, как и в устном народном творчестве (УНТ), фольклорные жанры в литературе представлены тремя родами. Это эпос, лирика, драма.

    Отличительные черты литературы и УНТ

    Большие произведения литературы, представленные романами, рассказами, повестями, написаны в спокойных размеренных тонах. Это позволяет читателю, не отрываясь от процесса чтения, анализировать сюжет и делать соответствующие выводы. Фольклор содержит присказку, зачин, говорок и запев. Прием тавтологии – это основной принцип рассказывания. Также большой популярностью пользуются гиперболы, преувеличения, синекдохи и параллелизмы. Такие образные действия не допускаются в литературе всего мира.

    Малые фольклорные жанры как отдельный блок произведений УНТ

    В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.

    Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта. Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, если малыш увидит плохое во сне, наяву это никогда не повторится. Наверное, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью даже сегодня.

    Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке или песенке с одновременными действиями. Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков «Сорока-ворона», «Ладушки».

    Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.

    Фольклор народностей

    Интересным фактом является то, что разные народности по своей культуре, традициям и обычаям имеют общие точки соприкосновения в фольклоре. Существуют так называемые универсальные желания, благодаря которым и появляются песни, обряды, сказания, притчи. Многие народы проводят празднования и воспевания для получения богатого урожая.

    Из вышесказанного становится очевидным, что разные народы зачастую оказываются близкими во многих сферах жизнедеятельности, а фольклор объединяет обычаи, традиции в единую структуру народного творчества.

    Большие фольклорные жанры, их особенности

    Содержание статьи

    • Большие фольклорные жанры, их особенности
    • В чем особенности литературной сказки
    • Что такое былина

    В фольклоре выделяют три разновидности произведений:

    1. Эпические, имеющие стихотворную и прозаическую форму: былины, легенды, предания, сказки, исторические песни и проч.
    2. Лирические являют собой обрядовые произведения: колыбельные, причитания, любовные песни, частушки.
    3. Драматические, представляющие собой народные драмы, как всем известный Петрушка.

    Некоторые большие фольклорные жанры (сказка, песня, легенда) вошли в литературу.

    Большие фольклорные жанры: сказка

    Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Это преимущественно прозаическое произведение авантюрной, волшебной или бытовой направленности. Большинство сказочных сюжетов повторяются у разных народов мира.

    В сказке обязательно в финале торжествует добро и истина, которые все­гда на стороне обиженных и притесняемых героев. Сказка имеет свой выразитель­ный, лаконичный и ритмичный язык. Благодаря этому и создается особый фантасти­ческий мир. По тематике и стилистике сказки делят на несколь­ко больших групп:

    • волшебные сказки,
    • сказки о животных,
    • бытовые или сатири­ческие сказки.

    Сказки волшебного типа бывают приключенческими и героическими. Они повествуют о том, как главный герой сталкивается с бедой или трудностями, и рассказывают, как он их преодолевает. В основе повествования обычно лежит чудесный мир. Пример волшебных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Марья Моревна».

    В сказках о животных действующими персонажами являются звери, птицы, рыбы. Они разговаривают друг с другом, решают стоящие перед ними трудности, задачи, воюют друг с другом, примиряются. В основе таких произведений тотемизм, то есть вера в тотемного животного, покровителя рода. Пример таких сказок: «Лиса и Журавль», «Волк и Лиса», «Рукавичка» и др.

    Бытовая сказка воспроизводит людской быт и показывает все стороны обыденной жизни. Конфликт такой сказки часто заключается противостоянии таких качеств человека, как порядочность, благородство, честность, спрятанным под маской простоватости и наивности, негативным качествам, жадности, злобы, зависти, вызывающим у народа резкое неприятие. В качестве примера подобных сказок можно привести «Каша из топора», «Мудрая дева», «Хитрый мужик».

    Народная песня в большом фольклорном жанре

    Народная песня – это словесно-музыкальное фольклорное творчество, отражающее национальные черты народа, его обычаи, важные исторические события. Песня своеобразна по языку и жанровой структуре.

    Народные песни бывают обрядовые и необрядовые. Календарные обрядовые песни сопровождают праздники: Колядки, Масленицу, весну, жатву. Главное назначение таких произведений состоит в оказании желаемого воздействия на природу, например, попросить хороший урожай.

    Необрядовые песни исполнялись в любое время года в самых разных условиях: «Дубинушка», «Черный ворон», «Во поле береза стояла», «Два веселых гуся».

    Большие фольклорные жанры: былины

    Былины представляют собой героический эпос и грандиозное создание народного искусства. Этот жанр имеет огромное зна­чение в воспитании у детей любви к родной истории. Как правило, в произведении описывается героико-патриотическая жизнь богатырей и исторические события Древней Руси.

    Суть былин зиждется на борьбе двух начал, добра и зла, в которой законо­мерно побеждает добро. Самые известные былинные герои — Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич. Они являются со­бирательными образами, в которых запечатлены черты многих реальных людей, чья жизнь и подвиги легли в основу героических повествований.

    Былина произошла от слова «быль», однако присущая таким произведениям художественная условность часто выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности в них тесно переплетаются с мифологиче­скими мотивами и образами. Недаром одним из ведущих прие­мов в былинном повествовании считается гипербола. Она придает мону­ментальность персонажам, а их фантастическим подвигам – достаточную художествен­ную убедительность.

    Примеры русских былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула», «Садко», «Добрыня и Змей».

    Предание и сказ

    Предание представляет собой созданный устно рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц. Особенностью данного фольклорного жанра можно назвать то, что произведения имеют установку на достоверность. В преданиях также рассказывается о происхождении тех или иных названий.

    Примеры преданий: «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам», «О белгородском киселе», «предания о Петре Первом».

    Сказ – это жанр фольклора, повествующий о современных событиях или недавнем прошлом. В отличие от былины или легенды, он не содержит фантастического элемента.

    Данная форма эпического повествования основана на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа. Рассказчик синтаксически, интонационно и лексически ориентирован на устную речь. Примеры сказа: «Артемов ключ», «Еремеево слово».

    Легенды

    Легенды представляют собой прозаические народные произведения, в которых фантастическим образом осмыслены разные события. Обычно эти события связывают с миром растений, с явлениями неживой природы (гром, молнии, землетрясения), с царством животных и людей (народы, племена или отдельные личности). Легенды могут повествовать и о сверхъестествен­ных существах: Боге, святых, ангелах или нечистых духах.

    К основным функциям легенд относят объяснительную и нравоучительную. Важной особенностью данного жанра является то, что хотя в ле­гендах явно ощущается языческая основа, они связаны с христианскими представлениями. Во всех подобных произведениях народного творчества человек – главный герой – оказывается выше и сильнее нечистых духов.

    Выделяют из легенд народные демонологические рассказы, представляющие собой полностью суеверные по­вествования, связанные с персонажами низшей мифологии. Данные произведения имели большое распространение среди обычного неграмотного народа до начала ХХ века за счет сильного языческого мироощущения.

    В научной литературе такие демонологические рассказы о колдунах, леших, чертях, домовых, полуверицах впервые были названы былинками. То есть это неболь­шие устные повествования о представителях нечистой силы, находящих отражение в бытовой жизни простого человека.

    Встречаются нечистые духи там, где народным эпосом определено их место обитания, как правило, это пустынные и опасные мес­та:

    • лесные дебри, пустоши;
    • пещеры, ямы,
    • перекрестки безлюд­ных дорог;
    • болота, водоемы, омуты, водовороты;
    • колодцы и сосуды с водой.

    Нечистая сила может обитать на деревьях, в заброшенных строениях, в подполе и на чердаке, в банях, сараях, хлевах. Один из самых популярных персонажей – домовой – вообще обычно живет в избе, под печью или за ней, и считается хозяином жилища.

    Особенность демонологических рассказов в том, что они обращены к настоящему, а случившееся в них событие всегда невероятно. Рассказчик при повествовании всегда испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая такой легендой – убедить в истинности произошедшего и внушить страх перед демони­ческим существом, а также перед местами, где они обитают.

    Источники:

    http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/folklor-chto-ehto-takoe-zhanry-proizvedeniya-folklora.html
    http://www.syl.ru/article/172076/new_folklornyie-janryi-primeryi-folklornyih-janrov
    http://www.kakprosto.ru/kak-959185-bolshie-folklornye-zhanry-ih-osobennosti

    Читать еще:  Сказки Индии. Когда улыбается удача
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector