539 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему учит рассказ тэффи валя. Тэффи

Чему учит рассказ Теффи «Жизнь и воротник»?

Теффи «Жизнь и воротник».

  • Чему учимся из прочитанного?
  • Чему можно научиться, прочитав рассказ?
  • Чему учит произведение?
  • Какие выводы можно сделать?

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» пример того, как вещи начинают человеку портить жизнь. Погоня за иллюзиями, странными целями может так все испортить. Главная героиня рассказа Олечка купила, сама не зная зачем, воротник. Итак увлеклась им, что не заметила, как воротник буквально завладел ею, стал диктовать, что делать.

Рассказ учит не зацикливаться на вещах, материальное не должно возобладать над духовным, над человеческими качествами. Ведь Олечка была до встречи с воротничком кроткой, примерной женой. Желание покрасоваться в воротничке взяло в ней верх над здравым смыслом. Печально то, что она не смогла остановиться сама, не смогла прекратить это безобразие вовремя и разрушила свой брак.

План рассказа можно посмотреть здесь. Там же есть и цитатный план.

Главная мысль рассказа в том, что нужно отдавать себе отчет, чего ты хочешь на самом деле. Важно самому решать, что делать и как поступать. Нельзя всяким воротничкам — вещам, предметам или людям командовать твоей жизнью. Иначе очень легко самому можно превратиться из человека, из личности в вещь.

Проблема рассказа хорошо описана на этих слайдах:

Очень интересный поучительный рассказ Надежды Тэффи «Жизнь и воротник» о, казалось бы, обычной скромной замужней женщине Олечке Розовой, жизнь которой круто изменилась практически в одночасье всего лишь из-за одной покупки воротничка с жёлтой ленточкой. Главная героиня изменила привычный образ жизни на совершенно иной, теперь она стала вульгарной, раскрепощенной, транжирой, лгуньей, и к тому же ещё прелюбодейкой. Но все эти изменения принесли ей лишь горе и потери. Прежде всего она потеряла близкого человека — любящего честного мужа, ведь когда её двойная жизнь вскрылась, он бросил её и уехал, а она вновь стала застенчивой тихоней.

Читать еще:  Страдивари имя. Секрет скрипок Антонио Страдивари

Рассказ учит читателя не поддаваться сиюминутному желанию приобрести какую-либо вещь, в данном случае покупка воротника привела к глобальным переменам. Нужно всё тщательно взвесить, действительно ли нужен был этот воротник.. Для этого нужно обладать силой характера, здравомыслием, умением сказать себе «нет, стоп».

Рассказ наглядно показывает как обычный неодушевлённый предмет может обладать огромным влиянием, может полностью подчинить себе (текст написан исключительно для сайта Большой вопрос ру) человека, в определённом смысле приказывать, какой жизнью жить, но все это происходит только в том случае, если человек слабохарактерный и безвольный. Отсюда делаем вывод, что не нужно следовать по чьей-то указке, необходимо думать головой.

Произведение учит быть самим собой и если уж менять что-то в своей жизни, то причина тому не должна быть какая-то вещь.

Чему учит рассказ тэффи жизнь и воротник ?

Рассказ «Жизнь и воротник» был опубликован в сборнике «Тонкая психология»12 , куда вошли произведения 1904 — 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. Часто сравнение в названиях ее рассказов как бы заранее предопределяет направление развития сюжета («Легенда и жизнь», «Свои и чужие», «Причины и следствия» и др.). В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что «человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами» (47)13 . А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой» (47) стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее.

Смысл произведения очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление. Можно предложить ребятам найти их и проанализировать, с какими словами они сочетаются. В начале рассказа явно преобладает слово «требовал», повторяющееся четыре раза. И каждый раз «требования» воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель.

Читать еще:  Откуда родом софия ротару. София ротару

Особую важность обретает выражение «воротничковая жизнь» (48). Оно обозначает полное подчинение человека вещи. Изменяется и доминирующий глагол: если до этого воротник «требовал», то теперь он подменяет собой героиню («вертит головой», отвечает за нее, не обращает на нее «никакого внимания»). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.

Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник «укреплялся и властвовал» (49), все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.

Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся). Заключительная фраза («Эх, жизнь!», 50) принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.

Можно обратить внимание ребят на сходство между данным произведением и повестью Н. В. Гоголя «Нос». Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет «существом слабым и бесхарактерным» (48). Это важная черта не только творчества писательницы, вся «лирическая сатира» избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Навигация по записям

Отзыв о рассказе Тэффи «Экзамен»

Главная героиня рассказа Надежды Тэффи «Экзамен» — ученица гимназии Маничка Куксина. На поготовку к экзамену по географии у Манички было три дня, но два из них она потратила на примерку своих нарядов. Когда Маничка все-таки открыла учебник и посмотрела на карту, она поняла, что ничего не знает и не понимает.

От отчаяния Маничка решила обратиться к богу и написала на полях карты призыв ко всевышнему с просьбой помочь ей выдержать экзамен. Одной записи ей показалось недостаточно, и она повторила эту фразу двенадцать раз.

Но затем Маничка укорила себя за недостаток усердия и написала призыв к богу еще двенадцать раз. В итоге, она просидела за столом до поздней ночи и исписала призывом к богу две тетрадки и еще промокашки. Однако все эти труды оказались напрасными – экзамен Маничка провалила.

Читать еще:  За попытку спасибо. За попытку - спасибо

Следующим был экзамен по истории. На подготовку к нему тоже отводилось три дня. Первый день Маничка потратила на неумеренное потребление мороженого, на второй день она отдыхала, читая роман, а на третий день Маничка взялась за старое: вместо того, чтобы учить историю, она снова принялась писать свой призыв о помощи. На этот раз Маничка решила написать фразу в существенно большем количестве, считая, что в прошлый раз она была недостаточно усердна.

Маничка писала свои призывы до тех пор, пока тетя не отправила ее спать. Но и в этот раз Манино усердие не было оценено по достоинству. На экзамене по истории она так и не смогла ответить правильно ни на один вопрос.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа заключается в том, что для достижения успеха не следует рассчитывать на чудо, необходимо надеяться только на собственные силы и усердие. Маничка наивно полагала, что многочисленное повторение призыва к богу о помощи поможет ей сдать экзамены. Но чуда не произошло, экзамены были провалены.

Рассказ учит ответственно относиться к учебе и с пользой тратить время, отведенное на подготовку к экзаменам. Если бы Маничка готовилась к экзаменам с таким же усердием, с каким она писала свои призывы, она бы сдала их успешно.

Этот рассказ мне понравился своим главным выводом: умей надеяться на себя. Многое именно в твоих руках. Никто не отменял ответственное отношение к делу. Готовиться к экзамену надо не в те три дня, что даются перед экзаменом, а течение учебного периода. А в эти три дня надо только все повторить. Нереально за три дня освоить большой объем незнакомого тебе материала. Учись вовремя — главный лейтмотив рассказа.

Какие пословицы подходят к рассказу Тэффи «Экзамен»?

На Бога надейся, а сам не плошай.
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
Терпенье и труд все перетрут.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2942727-chemu-uchit-rasskaz-teffi-zhizn-i-vorotnik.html
http://matfaq.ru/question/chemu-uchit-rasskaz-teffi-zhizn-i-vorotnik/
http://madamelavie.ru/otzyvy/otzyv_teffi_ekzamen/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector