27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек принадлежит своему веку. Подготовка к ГИА

«Подготовка к ГИА. Модуль «Социология»

Папка-накопитель «Социология».”Человек принадлежит своему веку и расе даже тогда, когда борется против своего века и расы.” (Э. Ренан). Социология.

Что касается фразы Ренана, то её можно разделить на 4 части и рассмотреть с четырёх разных сторон. Первое: человек принадлежит конкретному веку. Второе: человеческие расы (расизм, геноцид, кук -лук- склановцы, нацизм и фашизм).Третье: человек против достижений века. Четвертое: варианты поведения людей против представителей своей расы.

Сейчас за один рабочий день человек получает столько информации, сколько 100 лет назад получал за всю свою жизнь. Если мы отправимся в путешествие на машине времени то, с точки зрения своего жизненного опыта, общаясь с людьми из разных эпох, мы поймём, представителями каких эпох они являются. Нам известно, что время может идти не только вперёд, но и параллельно, перпендикулярно и даже назад. К сожалению, в нашем нынешнем состоянии мы можем лишь исторически вернуться в прошлое, но можно привести примеры, когда для своей эпохи скульпторы, художники, музыканты, научные фантасты были прогрессивны: Фидий Мирон, Микеланджело, Рафаэль, писатель-фантаст Айтматов и многие другие, которые предвидели будущие эпохи. В основном же человечество в развитии соответствует своей эпохи, открытиями и изобретениями.

Современные антропологи выделяют 3 основные и 2 малые расы: монголоидная, европеоидная, негроидная, австролоидная и красная индейская расы. Так или по-другому конкретный человек принадлежит конкретной расе. Нам не нужно задумываться, вычислять, представитель какой человеческой расы перед нами, так как с характерами рас мы знакомы ещё с детства.

Что касается части высказывания “человек борется против своего века”, думаю : не зря Гоголь сжёг второй том “Мертвых душ”, посчитав, что человечество к этому не готово; Леонардо да Винчи в своём веке сделал серьёзный прорыв в моделировании летательных аппаратов, бросив вызов своему веку, так как такие летательные аппараты были сконструированы только в ХХ веке. Вспомним открытия ученого Теслы. 90% результатов экспериментов он уничтожил, так как посчитал, что к этим изобретениям человечество не готово. Вызов своему веку бросил первый космонавт Гагарин, пробыв в космосе один час и 8 минут. Он сделал вывод о том, что в космосе Бога нет. Материалистический взгляд на мир иного и не предполагает. Однако космонавты, уходя на заслуженный отдых, вспоминают о встречах с необычными и необъяснимыми вещами и предметами, с которыми встречались в Космосе.

По поводу 4-ой части дело обстоит сложнее: не припомню примеров человека, идущего против своей расы. С другой стороны нам хорошо известны расистские взгляды Гитлера, Геббельса. В книге “Моя борьба” Гитлер писал о необходимости уничтожения цыган, славян, евреев. В 70-е годы ХХ века в США было распространено движение Ку-клукс-клан за ущемление прав негров (не протестантов).

По большому счету с Ренаном можно согласиться, только реальных рецептов по борьбе с расизмом автор не даёт.

  • 000ac392-ae75a1c5
    Размер файла: 23 kB Загрузок: 0

Человек принадлежит своему веку. Подготовка к ГИА

Э. Ренан писал: « Человек принадлежит своему веку и своей расе даже тогда, когда борется против своего века и своей расы”. В этом высказывании поднимается проблема зависимости личности человека от его социальной группы. Автор считает, что человек неотделим от своей социальной группы, даже если он и принадлежит к контркультуре.

Я полностью согласна с автором. Действительно, социальная группа- это устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки: взаимодействие людей в этом обществе, признание принадлежности других людей к этой группе, понимание людьми своей принадлежности. Культура – исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Контркультура- форма субкультуры, оппозиция и альтернатива по отношению у господствующей культуре.

Конечно, любой взрослый человек, прошедший первичную социализацию, не может быть отделен от своего общества окончательно. Он уже усвоил определенные нормы, ценности, культуру. И, даже если они ему не нравятся, он все равно будет мыслить в их рамках. Общество частично предопределяет ход мысли человека, его убеждения. Безусловно, девиантное, контркультурное поведение встречается в социальной группе, но сами личности девиантов уже сформированы, во многом благодаря обществу. Поэтому никакой противник своего этноса, своей группы не сможет абстрагироваться до конца от них. К тому же, даже на понятийном уровне девиантное поведение всегда рассматривается совместно с обществом. В какой-то среде оно будет отклоняющимся, а в какой-то нормой.

Такого же мнения на счет взаимосвязи личности и социальной группы придерживался и известный французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он вводит понятия механической и органической солидарности. Механическая солидарность заключается в том, что в обществе, где она распространена, нет еще понятия «личность”. Все подчиняются строгим правилам, мыслят лишь коллективно, нет частной собственности и разделения труда . К таким обществам можно отнести клан, племя. Благодаря появлению разделения труда, по мнению Дюркгейма, и начинает формироваться органическая солидарность, где личности все разные, но вместе, выполняя разные функции, они создают систему. Следовательно, личность по Дюркгейму всегда вторична по отношению к обществу, а значит, ее развитие обусловлено родной культурой.

Многие, принадлежащие к контркультуре, являются молодыми людьми. Возможно, так они выражают свой конфликт с родителями. Но, становясь старше, обычно люди оказываются в такой же ситуации, как и их родители. И тогда они осознают свою принадлежность к группе, сравнивают себя и родителей, принимают общие, более консервативные ценности.

Данную мысль подтверждает роман « Отцы и дети” И.С. Тургенева. Писатель также размышляет над проблемой контркультуры. Главный герой, Евгений Базаров, в начале был нигилистом, человеком, не принимающим основных ценностей своего общества- любви, дружбы, красоты. Но по ходу произведения его позиции меняются. Мужчина знакомится с Анной Одинцовой и влюбляется в нее. Чувства и убеждения Евгения вступают в конфликт, но в конце концов нигилизм отступает. Базаров, даже идя против своего века и общества, все равно косвенно причислял себя к нему: он работал доктором, дружил с Аркадием, читал книги, мыслил, как некоторые его современники. Следовательно, главный герой этого произведения является примером неотчуждаемости индивида от общества.
Подводя итоги, можно сказать, что контркультура всегда рассматривается в контексте общей культуры, а девиантное поведение является таковым только в сравнении с общепринятым образцом. Социальная группа и личность редко отделимы друг от друга.

Человек принадлежит своему веку. Подготовка к ГИА

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия. «Наука — это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления». (А. Эйнштейн)

29.2 Экономика. «Роль правительства (в свободном обществе) — делать то, что рынок не может делать для себя сам, a именно, определять, устанавливать и поддерживать правила игры». (М. Фридмен)

29.3 Социология, социальная психология. «Человек принадлежит своему веку и своей расе даже тогда, когда борется против своего века и своей расы». (Э. Ренан)

29.4 Политология. «Нет такого демократичного общества, в котором богатство не создавало бы своего рода аристократии». (Э. Бульвер)

29.5 Правоведение. «Закон — это союз просвещённости и силы: вторую в подобный союз привносит народ, первую — правительство». (А. Ривароль)

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Источники:

http://schoolfiles.net/2003887
http://vk.com/wall-142481384_23
http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=9064

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: