1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек из чуланчика: Молчалин (по комедии А. С

Человек из чуланчика: Молчалин (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Время действия комедии охватывает чуть меньше суток. Однако количество событии и героев, которое она в себя вмещает, огромно. Среди них главная героиня Софья, о которой Грибоедов недвусмысленно писал: «Денут,.л самая неглупая». II действительно, она часто остроумна и»точностью характеристик превосходит самого Чацкого. Она единственная из всех способна к. с ним на равных. Одна беда: «предпочитает умному дурака» (Грибоедов).

С этого, собственно, и начинается комедия: коллежскии асессор Молча-лип, чиновник восьмого класса, что соответствовало чину капитана, ночь напролет играет на флейте дуэт в спальне Софьи Павловны Фамусовой, дочери своего благодетеля. Молчалин — секретарь Фамусова, и секретарь не самый исполнительный. Понятно это потому, как Фамусов замечает ему небрежно:

Помилуйте, что это вдруг припало

Усердъе к письменным делам!

Так кто же он такой, Молчалин? Человек безродный, ниоткуда, из Твери. Его место в иерархии как нельзя более точно определила старуха Хлестова:

Молчалин, вон чуланчик твой,

Не нужны проводы, поди. Господь с тобой.

Точнее не скажешь: и душа у него из чуланчика, и одежда, и манеры, и речи, и поступки. Софью он не любит, но сидит с ней ночами и дуэты играет из угодливости, а сам дрожит, потому

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Так и живет он на свете: угождает и дрожит, дрожит и угождает:

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

Жаль такого человека, от всей души жаль. Ведь и в этом унижении должно быть что-то настоящее. Любит же он Лизу и объясняется ей. Путано, некрасиво. И тут же делится своим кредо, которое необходимо процитировать целиком:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Да, Молчалин явно человек будущего, человек другой, николаевской эпохи. Он мне напоминает героя второй части повести Льва Толстого «Два гусара». Такой же бессовестный, наглый и трусоватый.

Однако не думаю, что подобная карикатура могла быть столь живуча. Есть за картонным силуэтом нечто смутное, то, ради чего он заслужил привязанность и влюбленность Софьи. Вот он другой, глазами любящей его девушки. Он — «враг дерзости», от него «ни слова вольного, и так вся ночь проходит». Она защищает его очень остроумно и бойко. Ставит на место Чацкого: «Не человек, змея!» — именно по поводу его насмешки над Молчаливым. И даже в минуту разочарования, когда раскрывается его измена, она отдает ему должное: «В вас меньше дерзости, чем кривизны души».

Да и сам Молчалин чуток к любым переменам и, хотя недалек умом (дурак, по мнению Грибоедова), прекрасно ориентирован в социальной структуре. Если бы не катастрофическое явление Чацкого, «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет еще. Еще немного, еще чуть-чуть — и будет Павел Иванович Чичиков. Как трезво мыслит:

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Какое похвальное усердие:

С тех пор как числюсь по архивам,

Три наградные получил.

Какая восхищающая Чацкого, а вслед за ним и пас точная самооценка и иерархия присущих ему талантов: «умеренность и аккуратность». Знает место свое и держится его строго и определенно. И вовремя все делает.

Когда в доме Фамусова разразился скандал, выслушал Софыо и, за секунду до появления своего благодетеля, незаметно ретировался в чуланчик. И затаился. Выжидает.

Человек из чуланчика: Молчалин (по комедии А. С

Молчалин, вон чуланчик твой, Не нужны проводы; поди, Господь с тобой. (Молчалин уходит к себе в комнату.) Прощайте, батюшка; пора перебеситься. (Уезжает.)

ЯВЛЕНИЕ 9

ЯВЛЕНИЕ 10

ЯВЛЕНИЕ 11

ЯВЛЕНИЕ 12

ЯВЛЕНИЕ 13

ЯВЛЕНИЕ 14

ЯВЛЕНИЕ 15

Полное имя героя — Алексей Степанович Молчалин:
«. Алексей Степанович Молчалин. »
Молчалин — взрослый мужчина, уже не ребенок:
«. Помилуйте, мы с вами не ребяты. »
Молчалин 3 года служит секретарем у господина Фамусова:
«. секретарь Фамусова. » «. При батюшке три года служит. »
Молчалин живет в доме Фамусова в своем отдельном «чуланчике»:
«. живущий у него в доме. » «. Молчалин, вон чуланчик твой. »
Молчалин числится на службе в «Архивах», куда его устроил по знакомству Фамусов. На самом деле Молчалин только формально состоит в «Архивах» и получает за это чины. На деле Молчалин работает у Фамусова дома:
«. числюсь по Архивам. »
Фамусов охотно «кормит и поит» Молчалина, а также продвигает его по службе. Все потому что Молчалин умеет угодить начальнику:
«. Который кормит и поит, / А иногда и чином подарит. »
Раньше Молчалин жил в Твери, откуда его и взял к себе Фамусов:
«. В Москву переведен через мое содейство; / И будь не я, коптел бы ты в Твери. »
Молчалин — небогатый, «нищий» человек:
«. Тот нищий. »
Молчалин — «безродный» человек, то есть человек простого происхождения. Вероятно, Молчалин родился в семье мещан:
«. Безродного пригрел и ввел в мое семейство. »
Чин Молчалина — коллежский асессор. Этот чин давал право на потомственное дворянство. Таким образом Молчалин стал дворянином благодаря своему стремительному карьерному росту:
«. Дал чин асессора и взял в секретари. »
(согласно «Табели о рангах», чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство)
Молчалин кажется застенчивым и робким человеком, но это, скорее, роль, которую он играет, чтобы добиваться своего:
«. Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело. »
«. Ни слова вольного, и так вся ночь проходит. »
Молчалин — неразговорчивый, «бессловесный» человек. «Говорящая» фамилия Молчалина подчеркивает его молчаливость: «
. Еще ли не сломил безмолвия печати? А впрочем, он дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных. » «. не богат словами. »
Молчалин — воспитанный, вежливый мужчина:
«. Я вас перепугал, простите ради бога. »
Молчалин — очень услужливый человек. Он умеет угождать самым разным людям:
«. услужник знаменитый Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! / Там моську вовремя погладит. » «. Молчалин за других себя забыть готов. » «. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. »
Главная идея Молчалина — угождать всем людям подряд, чтобы в конце концов добиться своего:
«. Мне завещал отец: / Во-первых, угождать всем людям без изъятья. »
Молчалин — двуличный, лицемерный человек. С Софьей он ведет себя скромно, а со служанкой Лизой — развязно:
«. Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы. » «. Бог знает, в нем какая тайна скрыта. »
Молчалин — глупый, жалкий человек: «. Молчалин прежде был так глуп. / Жалчайшее созданье! / Уж разве поумнел. » «. Быть может, он не то, что три года назад Есть люди важные, слыли за дураков. »
Молчалин ведет себя покорно и смиренно, чтобы понравиться окружающим и извлечь из этого пользу:
«. Молчит, когда его бранят. » «. он смягчил разгневанную гостью. » «. Конечно, смирен, все такие не резвы́. »
Молчалин с виду скромный, тихий человек:
«. уступчив, скромен, тих. »
Молчалин — спокойный человек. На его лице нет ни тени беспокойства:
«. В лице ни тени беспокойства. »
Молчалин не высказывает своего мнения и никого не критикует. Эта тактика помогает ему понравиться окружающим:
«. Не смею моего сужденья произнесть. » «. Зачем же мнения чужие только святы. » (Чацкий о Молчалине) «. Чужих и вкривь и вкось не рубит. » Молчалин — низкий, подлый. бессовестный человек: «. Какие низости. » «. Подлец. » «. И вам не совестно. » «. С такими чувствами, с такой душою / Любим. »
Молчалин — коварный, хитрый, лживый человек:
«. Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен. » «. я знаю ваш ответ, / Солжете. »
За свою недолгую службу в Москве Молчалин успел получить три награждения. Судя по всему, в этом ему помог Фамусов, а также хитрости Молчалина и его умению всем угодить:
«. По мере я трудов и сил, / С тех пор, как числюсь по Архивам, / Три награжденья получил. »
Молчалин хочет быть знатным, уважаемым человеком. Его «манят почести и знатность»:
«. Взманили почести и знатность. » (Чацкий Молчалину)
Молчалин — умеренный и аккуратный человек:
«. Нет-с, свой талант у всех Умеренность и аккуратность. » В душе Молчалин — холодный, черствый человек: «. Вы, сударь, камень, сударь, лед. »
Молчалин — трусливый мужчина:
«. За двери прячется, боится быть в ответе. »
По сюжету пьесы Молчалин встречает с Софьей Фамусовой ради выгоды, «по должности»:
«. Ее / По должности…» «. Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного. »
При этом Софья искренне влюблена в Молчалина и не подозревает об обмане:
«. Вот я за что его люблю. » (слова Софьи)
Сам же Молчалин влюблен в служанку Лизу, с которой ведет себя развязно:
«. Какое личико твое! / Как я тебя люблю. » «. Она к нему, а он ко мне. » (Лиза об Молчалине)

Читать еще:  Великие русские революционные демократы Н. Г

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 9 похожих сочинений.

Свою знаменитую комедию «Горе от ума» Грибоедов сочинял в первой четверти XIX века. Литературная жизнь этого периода определялась необычайно большим количеством талантов и громких имен: Жуковский, Вяземский, Пушкин, Батюшков, Баратынский, Дельвиг. В искусстве происходит процесс перехода от его классических оснований к романтизму и реализму. Одним из родоначальников реализма, а точнее, «критического реализма», был Грибоедов. Он погиб в тридцать четыре года. Не считая большого количества писем и нескольких стихотворений, «Горе от ума» — его единственное произведение, судьба которого оказалась необычайно счастливой.

Время действия комедии охватывает чуть меньше суток. Однако количество событии и героев, которое она в себя вмещает, огромно. Среди них главная героиня Софья, о которой Грибоедов недвусмысленно писал: «Денут,.л самая неглупая». II действительно, она часто остроумна и»точностью характеристик превосходит самого Чацкого. Она единственная из всех способна к. с ним на равных. Одна беда: «предпочитает умному дурака» (Грибоедов).

С этого, собственно, и начинается комедия: коллежскии асессор Молча-лип, чиновник восьмого класса, что соответствовало чину капитана, ночь напролет играет на флейте дуэт в спальне Софьи Павловны Фамусовой, дочери своего благодетеля. Молчалин — секретарь Фамусова, и секретарь не самый исполнительный. Понятно это потому, как Фамусов замечает ему небрежно:

Помилуйте, что это вдруг припало

Усердъе к письменным делам!

Так кто же он такой, Молчалин? Человек безродный, ниоткуда, из Твери. Его место в иерархии как нельзя более точно определила старуха Хлестова:

Молчалин, вон чуланчик твой,

Не нужны проводы, поди. Господь с тобой.

Точнее не скажешь: и душа у него из чуланчика, и одежда, и манеры, и речи, и поступки. Софью он не любит, но сидит с ней ночами и дуэты играет из угодливости, а сам дрожит, потому

Читать еще:  Как нарисовать будущее карандашом поэтапно.

VI. «Человек из чуланчика» или В защиту Молчалина

«Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него еще и труса? Старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть забавен. » (Пушкин)[44].

Тынянов убежден, что «очень реальны отношения Молчалина к Софье. На деле – притворная любовь служащего «в угодность дочери такого человека» и реальные мучения от режима сдержанности, к которой он принуждается во время насильных наслаждений музыкой, которой он не понимает. У Софьи Павловны своя система воспитания будущего мужа.» — Скажем из чувства справедливости: неизвестно любит ли Молчалин музыку и принуждают ли его слушать ее; песенки новые списывал, знаем – может, вправду, любил?

«Я не старалась – бог нас свел…»Напомним, в «сне», который сочиняет София для отца и пересказывает ему в их утреннюю встречу (не выходя из завязки, в 4-м явлении) – про то, как ее могут разлучить с неким любимым человеком – ей это рисуется так:

Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ!

Слово «мучили» здесь вряд ли случайно и даже если у автора оно вырвалось вполне интуитивно, то в живой пьесе, несомненно, входит в связь и корреспондирует – с «мучителей толпой», обрушившихся на Чацкого. Чем не «мильон терзаний» – но уготованных, по мнению Софьи, Молчалину? И это – та же толпа, те же люди! Как бы мы не пытались объяснить любовь Софьи к Молчалину, Софья – единственный человек в пьесе, кто понимает мучительное положениеМолчалина в доме и в обществе, сбирающемся здесь и от всей души сочувствует ему. Так и Чацкий оказывается для нее одним из лиц этой «толпы мучителей» ее друга.

Но строгий критик говорит: «Софья Павловна приручает вкрадчивого и «робкого» Молчалина, приучая его, нового, делающего карьеру через угождение и послушание к женщинам, к особенному подчинению в любви. У ее любви есть своя поэзия. По этой поэтической ложной картине ее любви Молчалин, вкрадчивый и умный, но робкий, делец и бюрократ, начинает свою карьеру, которой предстоит, конечно, блестящее будущее (недаром Салтыков выводит его позднее видным и преуспевающим чиновником).» [45].

(Господи! Но это Салтыков «выводит»! Не Грибоедов! И это ж — Молчалин вовсе не Грибоедова, а Салтыкова-Щедрина! – и много поздней по времени!)

В своих нападках на любовь Софьи Тынянов явил какое-то пристрастное напряжение (в известной статье о «сюжете «Горя от ума» – правда, дошедшей до нас в рукописи и, стало быть, неправленой автором): «Действующие лица комедии, обладающие влиянием на всю жизнь и деятельность, обладающие властью – женщины, умелые светские женщины. Порочный мир императора Александра, не уничтожившего рабство народа, одержавшего историческую победу в Отечественную войну 1812 г., этот мир проводится в жизнь Софьей Павловной и Натальей Дмитриевной.»[46] — Забавно! Забавно наблюдать, как даже замечательные исследователи оказываются в плену собственных надуманных доктрин. «Чацкий, который едет к женщинам не за покровительством уже непонятен». Кстати, гениальная реприза, данная герою: «Я езжу к женщинам – да только не за этим» — в контексте безумной любви Чацкого к Софье – некоторое снижение. Ну, Бог с ним! Но как понять Тынянова? — Разве, кроме Чацкого в ту пору, просто к женщинам («только не за этим») — уже никто не ездил? Боюсь, в этих перехлестах сказалось в полной мере преувеличенное представление исследователя и романиста о конфликте Грибоедова с властью и о «декабризме» комедии – в ту пору, когда он писал ее.

Только Софья Павловна, как неизменно именует героиню Тынянов, делая ее старше и ответственнее за свои поступки — ни разу не обмолвилась в пьесе — в каких, собственно, принципах желала бы воспитать себе будущего мужа. Всю пьесу – и мне уже довелось говорить об этом, до последнего разоблачения Молчалина в финале – она никак не властительница, но, скорей, «раба любви».

Хлестова. Молчалин, вот чуланчик твой,

Не нужны проводы, пойди, Господь с тобой.

«Чуланчик!» Вот – истинное место Молчалина в доме! «Чуланчик»! Хлестова при всем желании не могла бы разглядеть в этом «человеке из чуланчика» возможного хозяина этого дома и мужа Софии. Прекрасная девушка полюбила человека из чуланчика! И никто не понимает ее — не хочет понять!

В конце концов. В какую схему заключено было изначально наше представление о Молчалине? С самого появления комедии на свет. Пылкий роман с барышней в целях карьеры – и шашни с Лизой, в параллель, и в удовлетворение собственной похоти. Но все дело в том. что нет никакого пылкого романа с барышней! С его стороны. Хоть суд присяжных – читателей, зрителей комедии – с самого начала вынес другой вердикт из одной лишь неприязни к персонажу, чем полностью видоизменил в нашем сознании всю истинную ситуацию пьесы.

Но драма, как жанр, на то и существует почти два с половиной тысячелетия, чтоб каждый человек – был в ней выслушан! И Молчалин тоже. И даже кто-нибудь похуже Молчалина.

Вернемся снова к сцене – где сильней всего, ярче — выражена истинная любовь Софьи. Сцена после падения Молчалина с лошади… Лиза уговаривает хозяйку отправиться к тем двоим – Чацкому и Скалозубу… и как-то утишить дурное впечатление, произведенное обмороком Софьи…

Читать еще:  Как зовут гномов. Белоснежка и семь гномов

Вот кабы вы порхнули в дверь

С лицом веселым, беззаботно…

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблен – на все готов!

И это – при Молчалине, конечно.

Молчалин.Я вам советовать не смею! (целует ей руку)…

… и преспокойно отправляет ее к тем двоим, — другим претендентам на ее руку.

Когда Лиза в другой сцене спрашивает у него:

Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?

Приди в обед, побудь со мною,

Я правду всю тебе открою…

Лиза выступает героем-резонером:

Ну! Люди в здешней стороне!

Она к нему, а он ко мне!

Молчалин «откроет правду» ей позже – уже в финале. Но прежде… Софья добивается, чтоб Чацкий поговорил с Молчалиным и убедился сам в достоинствах его – и правомерности ее любви. (А может даже стал союзником?) И Чацкий во имя собственной любви – ставит этот опыт… Знаменитое:

Нам Алексей Степаныч с вами

Не довелось связать двух слов…

Ну, образ жизни ваш каков?

Ну, вопрос такой, что мало кого порадует. Право, чуть издевательский! Молчалин тоже не так прост – и не мог не усомниться: с чего это вдруг Чацкий явил такой интерес к нему? И ведет себя, будто чувствует подвох или сознательно подыгрывает собеседнику… В сцене есть слои, сознательно спрятанные автором в подтекст. Линия Чацкий – Молчалин выводит нас к другим проблемам комедии. Не только лирико-психологи­чес­ким, но и социальным. К тому самому «чуланчику», из которого взялся Молчалин. Отношение Чацкого к «какому-то Молчалину» – это особь статья! Оно никак не вяжется с прославленным «демократизмом» его идей. Демонстрируя напротив, типичный высоколобый аристократизм — чтоб не сказать барство (хотя у Чацкого тут, возможно, иное — род снобизма). Эти полярности легко уживаются в нем – как, впрочем, уживались легко во многих лучших людях его поколения!

Но Молчалин, Молчалин.

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать, и весело пожить?

А не знаете, зачем ему Чацкий в Москве, если в самом деле ему нужна Софья? (Хотя бы – из корыстных соображений?) Он еще советует Чацкому, к кому надо съездить здесь – чтоб обзавестись покровительством. Тогда не будет «неуспеха по службе», сложится карьера, и что тогда? Не будет никаких препятствий браку Чацкого с дочерью Фамусова?

В первой части шел разговор о том, что нигде за всю пьесу – на наших глазах – Молчалин и Софья не остаются наедине. Одни лишь «общие» сцены: Молчалин – Софья – Лиза; Молчалин – Софья – Фамусов в присутствии Лизы и так далее – и только таинственный дуэт флейты и фортепьяно за стенкой.

Но того Молчалина, какого любит Софья, мы с вами не знаем. Мы с ним так и не встретились в этой пьесе.

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Может, в комнате Софьи, при “неотнятых ставнях”, Молчалин в самом деле становился другим – хоть на несколько мгновений.

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Лиза смеется в ответ. Она-то знает другого Молчалина.

«Злой» Катенин понял все сразу: «Еще хуже то, что Молчалин вовсе не любит Софьи. »[47]

Пушкин предложил исправить ошибки драматурга.

«Старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть забавен. » (Пушкин) Пружина, действительно, старая! И… Молчалин, и вправду, трус! Но только не в «большом свете». (До «света» он не дорос – только мелькает там.) И не «между Чацким и Скалозубом».

Нигде в пьесе не говорится, что он как-то искательствовал этой любви. Домогался ее или просто ею дорожит. Напротив! Она свалилась на него – как снег на голову; и он просто не знает, что с ней делать! Он только всю пьесу боится – ее и ее последствий. Умирает от страха, убежден, что она ему ничего хорошего не несет. Он на каждом шагу страшится разоблачения.

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

А что если это – искренний текст? Но потерять эту любовь – он тоже страшится. Для него это значит – утратить положение, добытое с таким трудом. Софья вовлекла его в эту любовь своей «энергией заблуждения». Он боится утратить расположение хозяйки дома – дочери повелителя и благодетеля. Это ее каприз, он вынужден подчиняться.. Оттого и просиживает с ней всю ночь – за флейтой и фортепиано. Обмирая от страха – но просиживает! Вся так называемая любовь его к Софье – это страх, страх, страх. Маленького, ничтожного. «Человека из чуланчика».

. Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье.

Швейцару, дворнику – для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Противно, конечно! Кто спорит? – противно. Только…Ничего хорошего, между прочим, если человек поставлен в такую социальную нишу. Ну не случилось ему родиться от Фамусова – как Софье. Или быть внуком Максима Петровича. Можно пожалеть – честное слово!.Мы ведь жалеем Башмачкина?

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

В угодность, слышите? В угод-ность! Он же вам все сказал. Почему ж вы не хотите услышать его.

Источники:

http://sochinenie5ballov.ru/essay_150.htm
http://dvoris.ru/tablicy-razmerov/chelovek-iz-chulanchika-molchalin-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma-i/
http://poisk-ru.ru/s5243t18.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector