2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чего боялся айзек азимов. Стальные пещеры

Айзек Азимов — Стальные пещеры

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Стальные пещеры»

Описание и краткое содержание «Стальные пещеры» читать бесплатно онлайн.

Самые знаменитые сыщики в мировой фантастике — детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо, землянин и космонит, способны расследовать самое запутанное преступление. Даже если нарушен один из Трёх законов роботехники.

THE CAVES OF STEEL. 1954.

THE NAKED SUN. 1936.

MIRROR IMAGE. 1972.

THE ROBOTS OF DAWN. 1983.

Серия основана в 2008 году.

Составитель серии Д. Байкалов.

Оформление серии А. Саукова.

THE CAVES OF STEEL

Перевод с английского И. Кочкаревой

РАЗГОВОР С КОМИССАРОМ

Не успел Лайдж Бейли добраться до своего письменного стола, как поймал на себе ожидающий взгляд Р.Сэмми. Строгое вытянутое лицо Бейли сразу как будто окаменело.

— Босс хочет вас видеть. Немедленно. Как только появитесь.

— Хорошо. — Р.Сэмми не двинулся с места. — Я сказал, хорошо. Можешь уходить!

Р.Сэмми круто развернулся и отправился выполнять другие поручения.

«И почему им заменили человека?» — раздраженно подумал Бейли.

Он помедлил, изучая содержимое своего кисета. Прикинул — если выкуривать по две трубки в день, то можно растянуть табак до получения следующей порции.

Затем он вышел из-за барьера — вот уже два года, как он имел право на отгороженный угол, — и прошёл через общую комнату к выходу. Симпсон оторвался от своей ртутной картотеки:

— Вас ждет босс, Лайдж.

— Знаю. Р.Сэмми мне уже сказал.

Испещренная перфорацией лента змейкой вилась из миниатюрного прибора, который разыскивал в своей памяти и затем анализировал нужную информацию, хранящуюся в крошечных ячейках с мерцающими капельками ртути.

— Я бы дал пинка под зад этому Р.Сэмми, если б не боялся сломать себе ногу, — сказал Симпсон. — На днях видел Винса Барретта.

— Он хотел бы снова работать на прежнем месте. Или на любом другом, лишь бы у нас в департаменте. Бедняга в отчаянии, но что я мог ему посоветовать? Его обязанности уже выполняет Р.Сэмми, и ничего тут не поделать. Малышу сейчас приходится работать на конвейере на дрожжевой фабрике. Смышленый был малый. Всем нравился.

Бейли пожал плечами и сказал несколько строже, чем хотел:

— Сейчас такое время, что подобное с каждым может случиться.

Боссу был положен личный кабинет. На матовом стекле изящными буквами было старательно выгравировано: «Джулиус Эндерби». И чуть пониже: «Комиссар полиции Города Нью-Йорка».

Бейли шагнул внутрь и сказал:

— Вы хотели видеть меня, комиссар?

Эндерби поднял взгляд. Он носил очки, так как его глаза были слишком чувствительны к обычным контактным линзам. Только привыкнув к очкам, можно было разглядеть черты его лица, в которых, впрочем, не было ничего примечательного. Бейли не мог отделаться от мысли, что комиссар ценил свои очки как раз из-за той индивидуальности, которую они ему придавали, и подозревал, что Эндерби несколько лукавил в отношении чувствительности глаз.

Комиссар определённо нервничал. Он разгладил манжеты рубашки, откинулся на спинку стула и с преувеличенной радушностью сказал:

— Присаживайтесь, Лайдж, присаживайтесь.

Бейли неуклюже сел и, внутренне напрягшись, стал ждать.

— Как дела у Джесси? Как сын? — спросил Эндерби.

— Нормально, — сухо ответил Бейли. — Всё в порядке. А как ваши?

— Нормально, — эхом отозвался Эндерби. — Тоже в порядке.

Начало показалось неудачным.

«Что-то неладное у него с лицом», — подумал Бейли. Вслух он сказал:

— Комиссар, мне бы не хотелось, чтобы вы посылали за мной Р.Сэмми.

— Вы знаете мою точку зрения на этот счёт, Лайдж. Но его прислали к нам, и я должен его как-то использовать.

— Это неприятно, комиссар. Сообщает, что вы меня ждете, и стоит на месте как вкопанный. Вы понимаете, что я имею в виду. Приходится приказывать ему уйти, иначе он так и будет стоять истуканом.

— О, это моя вина, Лайдж. Я сказал ему, что нужно передать, но забыл напомнить, чтобы после этого он вернулся к своей работе.

Бейли вздохнул. Мелкие морщинки вокруг его тёмно-карих глаз стали более заметными.

— Прошу учесть на будущее. Вы хотели меня видеть?

— Да, Лайдж, — согласился комиссар, — и по очень серьёзному делу.

Эндерби поднялся, подошёл к стене позади стола и прикоснулся к незаметному контактному переключателю. Часть стены стала прозрачной. Бейли невольно зажмурился от неожиданно хлынувшего в комнату сероватого света.

— Я устроил это в прошлом году, Лайдж. Кажется, я вам ещё не показывал. Подойдите сюда, взгляните. В былые времена подобные штуки были во всех комнатах. Они назывались окнами. Вы слышали об этом?

Всё это Бейли прекрасно знал. Он прочитал немало исторических романов.

— Слышал, — обронил он.

Бейли поежился, но всё-таки подошёл. Было что-то неприличное в этой демонстрации убогости комнаты внешнему миру. Иногда увлечение комиссара медиевизмом доходило до нелепых крайностей.

«Взять хотя бы эти очки», — подумал Бейли.

Так вот оно что! Вот что делало его лицо таким непривычным!

— Простите за любопытство, комиссар. У вас, кажется, новые очки? — спросил Бейли.

Комиссар взглянул на него с удивлением, снял очки, посмотрел на них, затем снова на Бейли. Казалось, его круглое лицо без очков округлилось ещё больше, а подбородок обозначился чуть резче. Его взгляд стал более рассеянным, так как всё расплывалось перед его глазами.

Читать еще:  М голявкин. Рассказы Голявкина

— Да, — ответил Эндерби. Он снова нацепил очки себе на нос и добавил в сердцах: — Старые я разбил три дня назад, а новые смог раздобыть в этой сумятице только сегодня утром. Эти три дня были для меня сущим адом, Лайдж.

— Не только. К этому я как раз и подхожу.

Он повернулся к окну. Бейли последовал его примеру и был крайне удивлён, обнаружив, что за окном идёт дождь. На минуту он забылся, очарованный видом падающих с неба капель, в то время как комиссара прямо распирало от гордости, будто в этом явлении природы была его собственная заслуга.

— Уже третий раз в этом месяце любуюсь дождем. Потрясающее зрелище, как вы находите?

Бейли вынужден был признать, что дождь действительно произвёл на него сильное впечатление. За сорок два года своей жизни он редко видел это явление природы, как, впрочем, и любое другое.

— Мне всегда казалось, что вся эта падающая на город вода тратится впустую, — заметил он. — Её следовало бы собирать в резервуары.

— Вы неисправимый модернист, Лайдж! — воскликнул комиссар. — И в этом ваша беда. В среднюю эпоху люди жили под открытым небом. И не только в сельской местности, но и в городах. Даже в Нью-Йорке. Когда шёл дождь, они не думали о нём как о пустой растрате. Они радовались ему. Они были ближе к природе. Это лучше, здоровее. Все проблемы современного человека коренятся в том, что он в разводе с природой. Займитесь как-нибудь на досуге угольным веком.

В своё время Бейли читал об этом. Он слышал, как многие выражали недовольство изобретением атомного реактора. Он и сам сетовал на это, когда уставал или когда что-то не ладилось. Человек всегда чем-то недоволен. В угольном веке люди ворчали по поводу изобретения парового двигателя. В одной из пьес Шекспира герой возмущался тем, что кто-то изобрел порох. А через тысячу лет найдутся такие, что будут недовольны изобретением позитронного мозга. Пошло оно всё к чёрту!

— Послушайте, Джулиус… — решительно начал Бейли. (Обычно он не позволял себе фамильярничать с комиссаром в рабочие часы, сколько бы тот ни обращался к нему просто по имени, но что-то в сегодняшнем разговоре, казалось, тянуло его перейти на более доверительный тон.) — Послушайте, Джулиус, чего вы ходите вокруг да около? Можно подумать чёрт знает что. Скажите наконец, в чём дело? Зачем вы меня вызвали?

— Не спешите, Лайдж. Я непременно открою вам тайну. Позвольте только сделать это так, как я задумал. У нас… неприятности.

— Ещё бы. Ничего другого на этой планете и не происходит. Опять что-нибудь с роботами?

— В некотором роде, да. Лайдж, я вот стою здесь и думаю: интересно, сколько ещё бед сможет вместить в себя этот старый мир? С тех пор как я установил окно, я не просто время от времени впускаю сюда небо, я впускаю Город. Я смотрю на него и спрашиваю себя: что станет с ним ещё лет через сто?

Бейли почувствовал отвращение к сентиментальности босса, но тут же обнаружил, что сам смотрит в окно с восхищением. Даже в такую погоду Город представлял собой грандиозное зрелище. Департамент полиции находился на верхних этажах здания муниципалитета, самого высокого в Городе. Из окна комиссара видны были верхушки соседних шпилей и башен, похожих на устремленные ввысь пальцы огромной руки. Стены зданий были совершенно гладкими и глухими — внешние оболочки человеческих ульев.

— Вообще-то жаль, что идёт дождь, — сказал комиссар. — Мы не сможем увидеть Космотаун.

Чего боялся айзек азимов. Стальные пещеры

1. Разговор с комиссаром полиции

Едва Илайдж Бейли уселся за стол, как почувствовал на себе пристальный взгляд Р. Сэмми. Строгое вытянутое лицо Бейли застыло.

— Вы нужны боссу, Илайдж. Немедленно. Велел вам явиться, как только придете.

Р. Сэмми не двинулся с места.

— Я сказал, хорошо. Убирайся!

Р. Сэмми круто повернулся и пошел выполнять другие поручения.

«Будто человек не может делать все это!» — возмутился про себя Бейли.

Он стал не торопясь изучать содержимое своего кисета и прикинул, что если будет выкуривать по две трубки в день, то ему удастся дотянуть до выдачи новой порции.

Затем он вышел из-за перегородки — он уже два года имел право на отгороженный угол — и через общую комнату направился к выходу. Его окликнул оператор ртутного запоминающего устройства Симпсон.

— Вас ждет босс, Илайдж.

— Знаю. Р. Сэмми уже приходил.

Испещренная кодом лента струилась из миниатюрного прибора. Он находил и анализировал данные своей памяти в поисках сведений, хранящихся в крохотных ячейках мерцающей внутри ртути.

— Я дал бы Р. Сэмми коленкой под зад, если бы не боялся сломать себе ногу, — сказал Симпсон. — На днях приходил Винс Бэррет.

— Хотел бы вернуться на старое место. Говорит, готов на любую работу у нас в управлении. Бедняга в отчаянии, но я ничем не мог его порадовать. Его место занял Р. Сэмми, и все тут. Парнишка нанялся на дрожжевую ферму. А ведь способный был малый и всем нравился.

Бейли пожал плечами и сказал строже, чем хотел на самом деле:

— Нам всем предстоит пройти через это.

Босс по своему положению имеет отдельный кабинет. На матовом дверном стекле вытравлена красивая надпись: «ДЖУЛИУС ЭНДЕРБИ. Комиссар полиции города Нью-Йорка».

Бейли вошел в кабинет:

— Вы звали меня, комиссар?

Эндерби посмотрел на него. Он носил старомодные очки, так как его глаза не переносили контактных линз. Только привыкнув к очкам, можно было разглядеть черты его заурядного, невыразительного лица. По твердому убеждению Бейли, комиссар отвергал контактные линзы только затем, чтобы выделяться среди других, а вовсе не из-за своих чувствительных глаз.

Читать еще:  Шубин федот иванович работы. Школьная энциклопедия

Комиссар был явно чем-то встревожен. Он поправил манжеты рубашки, откинулся на спинку кресла и сказал как-то уж слишком тепло:

— Садитесь, Илайдж. Присядьте, пожалуйста.

Бейли сел и ждал в напряженной позе.

— Как Джесси? Как сын?

— Хорошо, — ответил Бейли невыразительно. — Вполне нормально. А ваши как?

— Хорошо, — отозвался Эндерби. — Тоже нормально.

Начало было неудачным.

«Какое-то у него сегодня странное лицо», — подумал Бейли, а вслух сказал:

— Комиссар, я могу просить не посылать за мной Р. Сэмми?

— Вы знаете мое мнение на этот счет, Илайдж. Но раз он есть, должен же я как-то его использовать.

— С ним неприятно иметь дело, комиссар. Пришел сегодня, передал вашу просьбу и стоит как истукан. Так и будет стоять, пока не отошлешь.

— О, это моя вина, Илайдж. Я велел ему позвать вас, но забыл точно указать, что делать дальше.

Бейли вздохнул. Мелкие морщинки у его темно-карих глаз стали более отчетливыми.

— Ну ладно. Так вы хотели меня видеть?

— Да, Илайдж, — сказал комиссар, — и по весьма важному делу.

Он встал, подошел к стене позади стола, нажал какую-то кнопку — и тотчас же часть стены стала прозрачной. Бейли зажмурился от неожиданно хлынувшего потока сероватого света.

— Это сделано по моему заказу в прошлом году. Я вам, кажется, еще не показывал. Подойдите поближе, Илайдж. В старые времена во всех комнатах были подобные штуки. Их называли окнами. Вы слышали об этом?

Бейли прекрасно об этом знал, так как читал не один исторический роман.

— Разумеется, — сказал он.

Бейли слегка поежился, но все-таки подошел. Было даже что-то неприличное в том, что уединенность комнаты выставлялась напоказ внешнему миру. Комиссар временами доводил до крайности свое увлечение медиевистикой.

«Эти очки, например», — подумал Бейли.

Так вот в чем дело! Вот почему у него такое странное лицо!

— Простите за любопытность, комиссар, — сказал Бейли, — но у вас, кажется, новая оправа?

Комиссар взглянул на него с удивлением, снял очки, посмотрел на них, потом снова на Бейли. Сейчас его круглое лицо казалось еще более круглым, а подбородок — более заметным. И взгляд у него стал беспомощным, потому что все расплывалось перед его глазами.

— Да, новая, — подтвердил он. Он снова надел очки и добавил с злостью:

— Старые я разбил три дня назад. Дел было по горло, так что новые получил только сегодня утром. Илайдж, эти три дня были сущим адом.

— Да. И по другим причинам. Но об этом потом.

Он повернулся к окну. Бейли последовал его примеру и был слегка поражен, обнаружив, что снаружи идет дождь. С минуту он молча наблюдал, как сверху лились потоки воды, в то время как комиссар горделиво взирал на это явление природы, будто в этом была его личная заслуга.

— За этот месяц я третий раз смотрю, как идет дождь. Интересное зрелище, верно?

Бейли был вынужден согласиться, что зрелище действительно интересное. В свои сорок два года он почти не видел дождя и вообще никакого другого явления природы.

— По-моему, неразумно, что вода вот так, без всякой пользы, поливает город, — заметил он. — Ее место в резервуарах.

— Илайдж, — ответил ему комиссар, — вы модернист. Вот в чем беда. В медиевальные века люди жили на открытом воздухе, и не только на фермах. Даже в городах. Даже в Нью-Йорке. Когда шел дождь, им это не казалось неразумным. Они радовались этому, потому что жили близко к природе. Это и здоровее, и лучше. Все наши беды от того, что мы оторваны от природы. Почитайте-ка на досуге об угольном веке.

Бейли довелось читать и об этом. Он слышал, как многие сетовали по поводу изобретения атомного реактора. Он и сам был не прочь поныть, когда что-нибудь не ладилось или когда одолевала усталость. Человек всегда чем-то недоволен. В угольном веке люди жаловались на паровую машину. А герой одной из пьес Шекспира возмущался тем, что кто-то изобрел порох. Лет через тысячу кому-нибудь не понравится создание позитронного мозга. К черту все!

— Слушайте, Джулиус… — сказал он мрачно. (На работе он предпочитал держаться с комиссаром официально, даже если тот то и дело звал его по-приятельски Илайджем. Сейчас что-то подсказало ему поступить иначе.) — Слушайте, Джулиус, вы говорите здесь о чем угодно, только не о том, зачем вы меня звали. Меня это беспокоит. В чем все-таки дело?

— Я дойду до этого, Илайдж, — ответил комиссар. — Не подгоняйте меня. У нас неприятность, Илайдж.

— Еще бы! Здесь иначе и быть не может. Опять что-то с роботами?

— В каком-то смысле да, Илайдж. Я вот стою здесь и думаю, что еще выпадет на долю нашей старушке Земле… Я сделал это окно не только чтобы иногда любоваться небом, но чтобы видеть город. Смотрю я на него и думаю, каким он будет через сотню-другую лет?

Бейли не был сентиментальным, но и он поддался очарованию открывшегося перед ним вида. Несмотря на окутавшую его серую дымку, город представлял изумительное зрелище. Полицейское управление размещалось на одном из верхних этажей здания муниципалитета, который господствовал над всем. Окно комиссара находилось над крышами соседних башен, устремившихся вверх, подобно растопыренным пальцам чьей-то гигантской руки. Стены этих башен были совершенно гладкими и слепыми — наружные оболочки огромных человеческих ульев.

— Жаль, что идет дождь, — заметил комиссар. — Не виден Космотаун.

Бейли посмотрел на запад. Комиссар был прав. Горизонта не было видно; башни Нью-Йорка тонули в серо-белой пелене дождя.

Читать еще:  Кто говорил фразу не верю. Кто сказал «Не верю

Айзек Азимов ,»Стальные пещеры»: описание, краткое содержание и отзывы

Жизнь писателя Айзека Азимова была спокойной, он не испытывал сильных потрясений. Сам Айзек считал, что его произведения не вызывали фурор. Да, из-за его книг не устраивалось революций, они действовали иначе. Читатели, знакомившиеся с творчеством писателя, отмечали, что книги их затягивают и ошеломляют. Безудержная фантазия Айзека позволяла создавать правдоподобные миры, а легкий слог объяснял читателям даже трудные научные термины.

Ранние годы писателя

Родился Айзек Азимов в 1920 году в России в Смоленской области, в деревне Петровичи. Он отмечал свой день рождения 2 января. Через 3 года семья эмигрировала в США. Они поселились в Бруклине, одном из районов Нью-Йорка. Спустя 5 лет семья получила гражданство. Также отец будущего писателя открыл собственный кондитерский магазин.

Айзек, будучи еще дошкольником, самостоятельно научился читать. Он обладал фотографической памятью, был сообразительным и очень умным.

Становление писателя

Айзек с малолетства помогал отцу в магазине. Там он проводил по 16 часов в сутки. На полках магазина продавались не только кондитерские изделия, но и журналы, в которых оказалось много фантастических рассказов. Их Айзек читал запоем. В 11 лет он сочинил собственный рассказ и записал его, чтобы потом иметь возможность перечитывать.

Когда будущему писателю исполнилось 16 лет, отец подарил ему первую печатную машинку. В 18 лет Айзек отправился в редакцию одного Нью-Йоркского журнала со своим первым рассказом, но получил отказ. Спустя 5 месяцев он снова попытал счастья уже с другим рассказом – «В плену у Весты». Его опубликовали 21 октября 1938 года, выплатив молодому дарованию 64 доллара за 6400 слов истории.

После школы Айзек поступил на факультет зоологии, но вскоре перешел на химический. Уже в 1941 году он стал магистром по химии, а в 1948 – доктором по биохимии. Азимов больше десяти лет проработал в Медицинской школе Бостонского университета. Все это время он продолжал работать над собственными романами. В 1958 году он решил, что будет только писателем, так как гонорары к тому времени приносили ему большую прибыль, чем зарплата.

«Стальные пещеры»

За свою жизнь Айзек Азимов написал более 300 произведений самых разных жанров. Но наибольшую известность ему принесли фантастические романы. Одним из таких произведений стал роман под названием «Стальные пещеры». Айзек Азимов в то время решил поэкспериментировать и создать произведение, которое бы сочетало в себе фантастику и детективный сюжет.

Роман «Стальные пещеры» стал первым в целом цикле произведений, посвященных детективу по имени Элайджа Бейли. В дальнейшем автор написал еще несколько романов, ставших продолжением этой сюжетной линии.

Азимов, «Стальные пещеры»

Краткое содержание романа. На Землю прибыла мирная делегация с другой планеты. Этих инопланетян именуют космонитами. Само же человечество проживает в огромных городах-муравейниках, страдающих от тотального перенаселения. Бывшие колонии относятся к Земле весьма агрессивно, поэтому прилет мирной делегации космонитов – то, что необходимо задыхающейся от перенаселения и множества проблем планете.

Но через какое-то время одного из этих инопланетян убивают. Правительство Земли понимает, что дело может приобрести нежелательные последствия, вероятно развитие межпланетного скандала. Для человечества такое положение будет катастрофичным. Решение этого вопроса поручают нью-йоркскому детективу С-5 класса по имени Элайджа Бейли. Ему в напарники определяют странного космонита, которого зовут Р. Дэниел Оливо. Вскоре Элайджа начинает подозревать, что с его партнером не все так просто. Позже он узнает, что буква «Р» в имени его напарника значит то, что он является роботом.

Читатели видят в произведении силу

Роман «Стальные пещеры» вызывает неоднозначную реакцию читателей. Большинство влюбляются в созданный автором мир, сопереживают главному герою. Но есть и те, кому произведение совершенно не понравилось.

Некоторые из читателей увидели в романе мрачное будущее нашей планеты. Люди вынуждены жить под землей, оказались в тупике своего развития. Но и среди них рождаются те, кто готов верить в лучшее, стремится к возвышенному. Читатели увидели в романе задыхающуюся планету, и это произвело на них сильное впечатление.

Писал Азимов «Стальные пещеры» в то время, когда человечество начало покорять космическое пространство. Автор во многих своих романах воплотил стремление покинуть матушку-Землю, улететь навстречу новому, к звездам, планетам. Но сейчас правительство уделяет освоению космоса все меньше времени. В свете этого роман становится все более острым, насущным, необходимым, приобретает пророческую силу.

Произведение само напоминает робота

Некоторые читатели довольно негативно относятся к роману «Стальные пещеры». Краткое содержание книги сначала вызывает восторг. В процессе же чтения они видят перенаселенную планету, в которой люди живут по определенным правилам. Да, у жителей той Земли все в порядке, они привыкли к таким условиям, их все устраивает. Но вот космониты на их фоне выглядят идеальными. Роботы же лишают простых людей возможности зарабатывать средства на свое существование. Как и в нашем времени, дешевый труд ценится работодателями выше.

Одним из главных недостатков романа некоторые читатели считают самого главного героя. Они просто не видят в нем детектива. Он кто угодно: рассказчик, философ — но не тот, кем является по сюжету. Читатели отмечают, что в произведении слишком много монологов и почти нет эмоций. Некоторые сравнивают сюжет с роботом, главные герои книги будто бы и не нужны вовсе. Их враги тоже не вызывают восторга, скорее, жалость к себе, они беспомощные и часто совершают нелепые поступки.

В заключение

Роман Айзека Азимова «Стальные пещеры» является одной из историй цикла «Основание». Это произведение открывает перед каждым читателем новый, далекий мир, полный собственных тайн и вопросов. Кто-то видит в нем лишь жалкую карикатуру на нынешнее положение вещей, другие же открывают для себя удивительную планету, противостояние человечества и космонитов, а также множество моментов, которые хочется переживать вместе с героями снова и снова. В любом случае, роман «Стальные пещеры» — это культовое произведение талантливого автора, которое никого не оставит равнодушным.

Источники:

http://www.libfox.ru/462959-ayzek-azimov-stalnye-peshchery.html
http://www.litmir.me/br/?b=2275&p=1
http://fb.ru/article/267177/ayzek-azimov-stalnyie-pescheryi-opisanie-kratkoe-soderjanie-i-otzyivyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector