1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бытовые повести xvii века. Бытовые повести XVII в

Бытовая повесть XVII в;

1. «Повесть о Горе и Злочастии». Отражение в ней основного конфликта эпохи.

2. «Повесть о Савве Грудцыне». Роль и место любовной интриги в

3. «Повесть о Фроле Скобееве».

4. Образ Татьяны в «Повести о Карпе Сутулове».

Новый жанр, Молодец, злоключения, наставления родителей, тема взаимоотношений двух поколений. Характер центрального героя, исторические и бытовые элементы, Сатира и юмор, особенности языка, сатирическое обличение духовенства.

1. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.

2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Л., 1973.

3. Русская литература и фольклор XI-XVIII вв. Л., 1970.

4. Русские повести XVII в. М., 1954.

Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Начинается процесс дифференциации художественной литературы. Особенно большое значение для развитие литературы имели светские повести XVII в.

Касаясь вопросов личной и общественной морали, острых социальных вопросов своего времени, выводя новых героев — обыкновенных людей из демократических слоев, рисуя гораздо более широкие картины русской жизни, эти повести по существу были началом русского бытового романа. Среди бытовых повестей XVII в. С сильным нравоучительным элементом выдающееся место занимает «Повесть о Горе и Злочастии».

«Повесть о Горе и Злочастии» была создана в середине XVII в. Она дошла до нашего времени в единственном списке. Он был найден в 1856 г. А.Н.Пыпиным и в том же году опубликован. Повесть отразила многие коренные изменения, которые произошли в русской литературе XVII в. А они были вызваны значительными историческими событиями, общественными явлениями XVII в. Московское государство в это время переживало экономический, династический, государственный кризис, гражданскую войну, названную современниками » смутой » . Перемены в общественной жизни повлияли на развитие литературы. Стали появляться новые жанры и существенно менялись старые. Появилась демократическая литература, популярная в народе. Литература демократическая оппозиционна феодальному классу; это литература, подчеркивающих несправедливость, господствующую в мире, отражающая недовольство действительностью, социальными порядками. Особое внимание в литературе стало уделяться личности человека, был открыт характер человека со свеми свойственными ему противоречиями.

В демократической литературе на место осуждения человеческих ошибок и проступков пришло сочувствие к страдающему герою. Все эти особенности отразила » Повесть о Горе и Злочастии «.

Герой повести необычен — он в отличие от героев предшествующей литературы не князь и не христианский подвижник. Он — обычный человек. И лицо не историческое, а вымышленное. В его судьбе и характере автор выделил нечто типичное, поэтому у героя даже нет имени, он назван просто молодцем. Его жизнь, обыкновенная и грешная, вводится в контекст библейской легенды о грехе Адама и Евы, ослушавшихся бога, от которых и пошло человеческое непокорное племя.

Герой повести, молодец, тоже непокорный, он нарушает заветы, которые ему дают родители, потому что » мал и глуп, не в полном разуме».

Отец и мать советуют ему жить праведно:

Не ходи, чадо, в пиры и в братчины,

не садися ты на место большее,

не пей, чадо, двух чар за едину!

Еще, чадо, не давай очам воли,

не прельщайся, чадо, на добрых, красных жен,

Не ложися, чадо, в место заточное,

не бойся мудра, бойся глупа,

Но молодец отца и матери не слушается, а хочет жить по-своему, » как ему любо «. И с этого отказа от заветов начинается, как показывает автор, падение молодца.

Горе в этом произведении можно рассматривать и как персонифицированную несчастную судьбу героя, решившего жить по-своему, и как олицетворение разлада в душе героя, его душевной драмы, и как воплощение злой действительности, в конфликте с которой герой находится.

Образ героя «Повести о Горе и Злочастии» необычен. Он, в отличие от героев средневековой литературы, отнюдь не идеален. Перед нами простой, грешный человек, не плохой, но и не хороший, часто не привлекательный, но вызывающий сочувствие автора и читателей этого произведения демократической литературы. » Взгляните на человека, — как бы приглашают авторы этих произведений. Посмотрите, как ему тяжело на этой земле! Он затерян среди нищеты одних и богатства других. Сегодня он богат, завтра беден; сегодня он нажил себе денег, завтра прожил. Он скитается «меж двор», питается подаянием от случая к случаю, погряз в пьянстве, играет в кости. Он бессилен побороть себя, выйти на «спасенный путь». И, тем не менее, он достоин сочувствия. Оправдание человека, который с церковной точки зрения не мог не считаться «грешником», было замечательным явлением в литературе.

«Повесть о Горе и Злочастии» — первое в русской литературе стихотворное произведение. Оно написано в традициях устного народного творчества, былинным тоническим стихом. Язык повести не книжный, а живой, разговорный. В тексте используется множество пословиц и поговорок: «Не бойся мудра, бойся глупа», «Не собирай богатства неправого», «Как не стало денги, ни полу-денег, так не стало ни друга, ни полдруга», «Не бывать бражнику богату», «А в горе жить — не кручину быть», «Всегда гнило слово похвально» и другие. Часто используются тавтологические словосочетания типа «украсти-ограбити».

Читать еще:  Аквамен dc comics читать комикс. Самая Темная Ночь

«Повесть о Савве Грудцыне» представляет собой длинную и сложную историю о молодом купеческом сыне Савве Грудцыне, ради мирских соблазнов, ради любви к женщине также отступившем от родительских заветов и продавшем душу дьяволу.

Идейно-художественная функция образа беса в повести близка функции Горя в «Повести о Горе и Злочастии». Он выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятенности его молодой и порывистой души. При этом образ «названого брата», который принимает в повести бес, близок народной сказке.

Показывая участие Саввы в борьбе русских войск за Смоленск, автор повести героизирует его образ. Победа Саввы над вражескими богатырями изображается в героическом былинном стиле. Как отмечает М.О.Скрипиль, в этих эпизодах Савва сближается с образами русских богатырей, а его победа в поединках с вражескими «исполинами» поднимается до значения национального подвига.

Характерно, что на службу к царю Савва поступает по совету своего «названого брата» — беса.

Если в эпизодах, изображающих юность героя, на первый план выдвинута любовная интрига и раскрывается пылкая, увлекающаяся натура неопытного юноши, то в эпизодах, повествующих о зрелых годах Саввы, на первый план выступают героические черты его характера: мужество, отвага, бесстрашие. В этой части повести автор удачно сочетает приемы народной эпической поэзии со стилистическими приемами воинских повестей.

Образ Саввы, как и образ Молодца в «Повести о Горе и Злочастии», обобщает черты молодого поколения, стремящегося сбросить гнет вековых традиций, жить в полной мере своих удалых молодецких сил.

Образ беса дает возможность автору повести объяснить причины необыкновенных удач и поражений героя в жизни, а также показать мятущуюся душу молодого человека с его жаждой бурной и мятежной жизни, стремлением сделаться знатным.

В стиле повести сочетаются традиционные книжные приемы и отдельные мотивы устной народной поэзии. Новаторство повести состоит в ее попытке изобразить обыкновенный человеческий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера.

Повесть о российском дворянине » Фроле Скобееве» в качестве героя выводит мелкого служащего, плута и пройдоху Фрола Скобеева, разными хитростями устраивающего свое жизненное благополучие. Задумав жениться на богатой невесте, дочери знатного боярина Аннушке, Фрол подкупает няньку Аннушки. Он соблазняет Аннушку, затем похищает ее и вступает с ней в брак. Хитростью и обманом они добиваются прощения родителей. В конце концов он добивает своего: становится богатым человеком и живет, как вполне достойный человек.

Эта повесть рисуя реалистические образы героев — Фрола, Аннушку, ее няньку, родителей — с их характерами, психологией, живо и умело изображает их в обстановке реальной действительности, не вводя в действие ни дьявола, ни другого какого-нибудь фантастического элемента. Герой повести преуспевает и торжествует

Повесть отразила начало процесса слияния бояр-вотчинников и служилого дворянства в единое дворянское сословие, процесс возвышения новой знати из дьяков и подьячих, приход «худородных» на смену «стародавних, честных родов».

Автор не осуждает своего героя, а любуется его находчивостью, ловкостью, пронырливостью, хитростью, радуется его успехам в жизни и отнюдь не считает поступки Фрола постыдными.

Добиваясь поставленной цели, Фрол Скобеев не надеется ни на бога, ни на дьявола, а только на свою энергию, ум и житейский практицизм. Религиозные мотивы занимают в повести довольно скромное место.

Примечателен в повести также образ Аннушки. Она заявляет о своих правах выбирать себе суженого, смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома; легко соглашается на притворство и обман, чтобы вновь вернуть благосклонность одураченных отца и матери.

Впоследствии повесть привлекала к себе внимание писателей XVIII и XIX вв.: в 80-х годах XVIII в. И.Новиков на ее основе создал «Новгородских девушек святочный вечер, сыгранный в Москве свадебным». Н.М.Карамзин использовал этот сюжет в повести «Наталья-боярская дочь». В 60-х годах XIX в. драматургом Д.В.Аверкиевым была написана «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве», а в середине 40-х годов XX в. советский композитор Т.Н.Хренников создал комическую оперу «Фрол Скобеев».

» Повесть о Карпе Сутулове » является связующим звеном жанра бытовой и сатирической повести.

Сатирическому обличению подвергается распутное поведение духовенства и именитого купечества. Повествование о незадачливых любовных похождениях архиепископа, попа и купца приобретает черты тонкой политической сатиры. Осмеивается не только поведение «верхов» общества, но и ханжество, лицемерие религии, дающей «право» церковниками грешить и «отпускать» прегрешения.

Героиней повести является энергичная, умная и хитрая женщина-купеческая жена Татьяна. Ее не смущают непристойные предложения купца, попа и архиепископа, и она старается извлечь из них максимальную выгоду. Благодаря своей находчивости и уму Татьяна сумела и супружескую верность соблюсти и капитал приобрести, за что и была удостоена похвалы мужа-купца Карпа Сутулова.

Весь строй повести определяется народной сатирической антипоповской сказкой: неторопливость и последовательность повествования с обязательными повторами, фантастически сказочные происшествия, острый сатирический смех, обличающий именитых незадачливых любовников, обнаруженных в сундуках в » единых срачицах».

Сатирическое изображение развратных нравов духовенства и купечества сближает «Повесть о Карпе Сутулове» с произведениями демократической сатиры второй половины XVII в.

Вопросы и задание.

1. Какие новаторские особенности проявились в литературе XVII в.?

2. В чем новаторство образа главного героя «Повести о Горе и

Злочастии «? Вспомните характеристики героев произведений

средневековой литературы и сопоставьте их с описанием молодца.

3. Почему такой герой мог появиться именно в произведениях

4. Какие особенности фольклорных произведений характерны для

Читать еще:  Цыганские имена мужские. Цыганские имена

Введение

Укрепление централизованной самодержавной власти, опиравшейся на служилое дворянство, привело к росту эксплуатации и закрепощению крестьян. Усиливающийся экономический гнет вызывал возникновение массовых крестьянских волнений, вылившихся в широкое народное движение — крестьянскую войну под руководством Ивана Болотникова. Со смертью царя Федора Ивановича прекращает свое существование династия Ивана Калиты. В стране возникает оппозиция со стороны боярства, которая получает поддержку извне, со стороны польских магнатов. Бурные события начала XVII века — Смуты нашли широкое отражение в литературе. Литература этого периода приобретает исключительно злободневный характер, оперативно откликаясь на запросы времени, отражая интересы различных социальных групп, участвующих в борьбе. Произведения этого периода, продолжая развивать традиции исторической повествовательной литературы XVI века, ярко отражали рост национального самосознания. Это проявилось в изменении взгляда на исторический процесс: ход истории определяется не божьим изволением, а деятельностью человека. И повести начала XVII века уже не могут не говорить о народе, об его участии в борьбе за национальную независимость своей родины. Проявляется повышенный интерес к человеческой личности. Впервые появляется стремление изобразить внутренние противоречия характера и вскрыть те причины, которыми эти противоречия порождены. Прямолинейные характеристики человека литературы XVI века начинают заменяться более глубоким изображением противоречивых свойств человеческой души. При этом, как указывает Д.С.Лихачев, характеры исторических лиц в произведениях начала века показаны на фоне народных толков о них. Деятельность человека дается в исторической перспективе, и впервые начинает оцениваться в его «социальной функции». Событиями периода Смуты был нанесен сокрушительный удар религиозной идеологии, безраздельному господству церкви во всех сферах жизни: не божья воля, а деятельность людей определяет исторические судьбы страны. Усилилась роль торгово-ремесленного посадского населения в общественной, политической и культурной жизни, а это, в свою очередь, влечет за собой демократизацию литературы. В книжный риторический стиль все шире проникают различные формы деловой письменности, все шире начинает использоваться устное народное творчество. Все это приводит к «обмирщению» культуры и литературы XVII столетия, т.е. к постепенному освобождению от опеки церкви, к постепенному вытеснению церковных жанров и появлению новых, чисто светских жанров литературы, в частности, возникают бытовые повести.

Характеристика жанра бытовой повести XVII в.

Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика тесно связаны с теми изменениями, которые произошли в русской жизни XVII века: с общим подъемом русской культуры, тягой к просвещению, протестом против косного домостроевского быта, интересом к человеческой личности. Бытовая повесть запечатлела существенные стороны частной и общественной жизни человека. Впервые героем повести оказывается не исторический деятель, а лицо вымышленное. Автор проявляет большое внимание к частной жизни обычного человека.

Древняя русская литература не знала открыто вымышленного героя. Все действующие лица произведений XI — начала XVII в. — исторические или претендующие на историчность. Писатели ищут для своих произведений значительных лиц, значительных событий — при этом не в литературном, а в чисто историческом смысле. Они стремятся писать о реально существующих лицах, о событиях, имевших место в конкретной исторической и географической обстановке, прибегают к ссылке на свидетельства современников, на материальные следы деятельности своих героев. Если в древнерусских произведениях и встречаются вымышленные лица, то древнерусский писатель стремится уверить своего читателя в том, что эти лица все же были. Вымысел — чудеса, видения, сбывающиеся пророчества — писатель выдает за реальные факты и сам верит в их реальность.

В XVII веке историческое имя героя стало явным препятствием в развитии литературы, в ее движении к реалистическому вымыслу. Писатели стремятся избавиться от исторического имени действующего лица, однако преодолеть веками сложившееся убеждение, что в литературном произведении интересно только подлинное, реально происшедшее и исторически значительное, было не так-то легко. Еще труднее было вступить на путь открытого вымысла. Начинается полоса поисков выхода из затруднительного положения, поисков, которые, в конце концов, привели к созданию воображаемого героя литературы нового времени, героя с вымышленным именем, с вымышленной биографией. Это средний, не исторический, «бытовой» человек, о котором можно писать все, подчиняясь лишь внутренней логике самого образа, воссоздавая этот образ в наиболее типичных для него положениях. Как отмечает Д.С.Лихачев, о нем уже не надо было рассуждать со стороны, публицистически рекомендуя его читателю отнюдь не образными характеристиками.

Одним из самых значительных переходных явлений было появление безымянности действующих лиц. Героями становятся безымянные люди — люди, которых называют просто «молодец» или «бедный», «богатый», «голый и небогатый человек», «бражник», «крестьянский сын», «девица», «купец некий», «ревнивый муж» и т.д. Безымянность героя уже сама по себе означала, что произошло открытие новых, совсем иных, чем прежде, путей художественного обобщения. Но следует отметить, что безымянность героя облегчала путь вымыслу, путь к созданию типических, вовсе не идеализированных героев.

Средством типизации жизненных явлений в этот период служит пародия и форма «открытой лжи» — небылица. Возникновение пародии связано с тем, что в вымысле средневекового читателя пугала ложь: все, что не «исторично», чего не было в действительности, — обман, а обман — от дьявола. Но открыто признанный вымысел — не ложь, тем более, если этот вымысел прикрыт шуткой. Помимо того, пародия давала выход народному недовольству — недовольству не отдельными историческими лицами, а самим социальным укладом. Она позволяла широко обобщать жизненные явления, в чем особенно нуждались представители посада и крестьянства. Небылица, в свою очередь, излагала как обычное то, что как раз было необычным в жизни, и тем самым подчеркивала ненормальность обычного положения вещей.

Читать еще:  Кто автор сказки новогодняя быль. Сергей Михалков

К числу таких повестей XVII века, героями которых были обыкновенные люди, купеческие и дворянские дети, по-разному проявляющие себя в условиях патриархального быта, следует отнести «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о купце», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др.

БЫТОВЫЕ ПОВЕСТИ XVII ВЕКА

В XVII веке появился новый жанр — бытовая повесть, в которой ставились морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о купце», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др. Их герои — обыкновенные люди, купеческие и дворянские дети, но они по-разному проявляют себя в условиях патриархального быта. письменность благодать повесть татарский

«ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ»

Самым значительным из этих произведений является «Повесть о Горе — Злочастии», которую исследователи предположительно относят ко второй половине XVII века. Она была найдена академиком А.Н.Пыпиным в 1856 г. и опубликована Н.И.Костомаровым в журнале «Современник». Н.Г.Чернышевский, говоря об этой повести, подчеркивал особую ее важность для русской литературы в том, что она «представляется единственным образцом эпического рассказа из частного быта».

Повесть теснейшим образом связана с исторической обстановкой второй половины XVII века, когда после поражения крестьянской войны и усиления феодальной эксплуатации положение народных масс стало особенно тяжелым. Тема отчаянного состояния «голых и небогатых» занимала значительное место в литературе и отразилась в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Повести о Шемякином суде» и др.

М.О.Скрипиль, рассматривая события повести на широком фоне русской жизни, отмечает в ней сочетание нравственных и социальных проблем. Главной из них он считает проблему отцов и детей. Что касается жанра произведения, то исследователь видит в нем литературную повесть, в которой автор, хорошо знавший фольклор, стремился приблизить книжные элементы к народному стилю. Скрипиль считает, что повесть «поразительно схожа с произведениями народной поэзии». Д.С.Лихачев видит смысл повести в проникновенном раскрытии судьбы падшего человека.

Обращают на себя внимание два основных плана повести: морально-этический и социальный. Со всей отчетливостью выступает в повести нравственная философия XVII века. Во вступлении автор развивает мысль об извечности человеческого греха на земле с сотворения мира и грехопадения Адама и Евы. Библейская тема звучит грозным предупреждением молодому поколению. Пессимистически взирает автор на человеческий род, живущий «непокорливо», «в суете и неправде», сожалеет о «человеческом сердце», «несмысленном и неуимчивом». Трагические последствия нарушения заветов старины и стремления к самостоятельности раскрыты в повести на примере жизненной судьбы ее героя — доброго молодца. Он оказался «непокорливым», «отринул смирение» и после многих перипетий нашел спасение в монастыре. Молодец был воспитан в купеческой патриархальной семье. В наставлениях родителей представлены основы патриархальной морали: не ходить в пиры, не бражничать, не красть, не обманывать, не лгать, не иметь зла на отца и мать, не дружить с глупыми, не играть в кости, не прельщаться золотом и серебром, не обижать убогого. Но герой был в то время мал и «несовершен разумом», и он начал жить, «как ему любо», и попал в руки дьявола. Он в один миг утратил доброе имя, завел недобрых друзей, пропил в кабаке деньги, оказался ограблен, разут, раздет, голоден. Природная честность заставила молодца откровенно признаться в своей ошибке. Чужие люди выручают молодца, наставляют его на путь истинный, призывают к смирению. Молодец на какое-то время исправляется, но, находясь на подъеме, снова совершает проступок, который приводит его к новой катастрофе и его настигает Горе-Злочастие. Однако Горе не сразу овладело героем. Когда Горе явилось к нему во сне, он его не послушался, но когда он явился во второй раз в облике архангела Гавриила, молодец оказался у него в плену. На голову юноши посыпались великие беды, которые довели его до отчаяния, нищеты и голода, и он пришел к мысли о самоубийстве. Напуганный Горем молодец хочет покориться воле родителей, но Горе не отступает, преследует его, угрожает молодцу. Но каков выход из положения? Вернуться в родительский дом нельзя — грех слишком велик, остается только одно — монастырь. И именно в стенах монастыря молодец находит свое спасение, он постригся в монахи — такова тяжелая расплата героя за нарушение традиций благочестия и добродетели.

В повести ставятся и социальные вопросы. История молодца, попавшего в кабак, вводит нас в обстановку XVII века, когда «царевы кабаки» и массовое пьянство стали большим народным бедствием. Сатирическая литература того времени называла кабак «дому разоритель», «души погубитель». Образ молодца — первый образ босяка в русской литературе, нарисованный с явным сочувствием к его горькой судьбе. Образ Горя имеет в повести глубокое и трагическое содержание. Оно символизирует безысходное горе, бедность, нищету. Следует отметить, что монастырская жизнь перестает быть идеальным прибежищем, бегство молодца в монастырь — вынужденная ситуация, вызванная крайними обстоятельствами. Об этом свидетельствует полное название повести: «Повесть о Горе-Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца в иноческий чин».

Интересно отметить, что образ Горя имеется и в народных сказках, но если древнерусская повесть заканчивается победой Горя, то в народной сказке проявляется оптимизм простого народа и мужик побеждает Горе, закапывая его в яму.

Источники:

http://studopedia.su/9_16696_bitovaya-povest-XVII-v.html
http://studbooks.net/771642/literatura/harakteristika_zhanra_bytovoy_povesti_xvii
http://vuzlit.ru/194941/bytovye_povesti_xvii_veka

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector