0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бытовые повести. Русская литература XVII века

БЫТОВЫЕ ПОВЕСТИ XVII ВЕКА

В XVII веке появился новый жанр — бытовая повесть, в которой ставились морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о купце», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др. Их герои — обыкновенные люди, купеческие и дворянские дети, но они по-разному проявляют себя в условиях патриархального быта. письменность благодать повесть татарский

«ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ»

Самым значительным из этих произведений является «Повесть о Горе — Злочастии», которую исследователи предположительно относят ко второй половине XVII века. Она была найдена академиком А.Н.Пыпиным в 1856 г. и опубликована Н.И.Костомаровым в журнале «Современник». Н.Г.Чернышевский, говоря об этой повести, подчеркивал особую ее важность для русской литературы в том, что она «представляется единственным образцом эпического рассказа из частного быта».

Повесть теснейшим образом связана с исторической обстановкой второй половины XVII века, когда после поражения крестьянской войны и усиления феодальной эксплуатации положение народных масс стало особенно тяжелым. Тема отчаянного состояния «голых и небогатых» занимала значительное место в литературе и отразилась в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Повести о Шемякином суде» и др.

М.О.Скрипиль, рассматривая события повести на широком фоне русской жизни, отмечает в ней сочетание нравственных и социальных проблем. Главной из них он считает проблему отцов и детей. Что касается жанра произведения, то исследователь видит в нем литературную повесть, в которой автор, хорошо знавший фольклор, стремился приблизить книжные элементы к народному стилю. Скрипиль считает, что повесть «поразительно схожа с произведениями народной поэзии». Д.С.Лихачев видит смысл повести в проникновенном раскрытии судьбы падшего человека.

Обращают на себя внимание два основных плана повести: морально-этический и социальный. Со всей отчетливостью выступает в повести нравственная философия XVII века. Во вступлении автор развивает мысль об извечности человеческого греха на земле с сотворения мира и грехопадения Адама и Евы. Библейская тема звучит грозным предупреждением молодому поколению. Пессимистически взирает автор на человеческий род, живущий «непокорливо», «в суете и неправде», сожалеет о «человеческом сердце», «несмысленном и неуимчивом». Трагические последствия нарушения заветов старины и стремления к самостоятельности раскрыты в повести на примере жизненной судьбы ее героя — доброго молодца. Он оказался «непокорливым», «отринул смирение» и после многих перипетий нашел спасение в монастыре. Молодец был воспитан в купеческой патриархальной семье. В наставлениях родителей представлены основы патриархальной морали: не ходить в пиры, не бражничать, не красть, не обманывать, не лгать, не иметь зла на отца и мать, не дружить с глупыми, не играть в кости, не прельщаться золотом и серебром, не обижать убогого. Но герой был в то время мал и «несовершен разумом», и он начал жить, «как ему любо», и попал в руки дьявола. Он в один миг утратил доброе имя, завел недобрых друзей, пропил в кабаке деньги, оказался ограблен, разут, раздет, голоден. Природная честность заставила молодца откровенно признаться в своей ошибке. Чужие люди выручают молодца, наставляют его на путь истинный, призывают к смирению. Молодец на какое-то время исправляется, но, находясь на подъеме, снова совершает проступок, который приводит его к новой катастрофе и его настигает Горе-Злочастие. Однако Горе не сразу овладело героем. Когда Горе явилось к нему во сне, он его не послушался, но когда он явился во второй раз в облике архангела Гавриила, молодец оказался у него в плену. На голову юноши посыпались великие беды, которые довели его до отчаяния, нищеты и голода, и он пришел к мысли о самоубийстве. Напуганный Горем молодец хочет покориться воле родителей, но Горе не отступает, преследует его, угрожает молодцу. Но каков выход из положения? Вернуться в родительский дом нельзя — грех слишком велик, остается только одно — монастырь. И именно в стенах монастыря молодец находит свое спасение, он постригся в монахи — такова тяжелая расплата героя за нарушение традиций благочестия и добродетели.

В повести ставятся и социальные вопросы. История молодца, попавшего в кабак, вводит нас в обстановку XVII века, когда «царевы кабаки» и массовое пьянство стали большим народным бедствием. Сатирическая литература того времени называла кабак «дому разоритель», «души погубитель». Образ молодца — первый образ босяка в русской литературе, нарисованный с явным сочувствием к его горькой судьбе. Образ Горя имеет в повести глубокое и трагическое содержание. Оно символизирует безысходное горе, бедность, нищету. Следует отметить, что монастырская жизнь перестает быть идеальным прибежищем, бегство молодца в монастырь — вынужденная ситуация, вызванная крайними обстоятельствами. Об этом свидетельствует полное название повести: «Повесть о Горе-Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца в иноческий чин».

Интересно отметить, что образ Горя имеется и в народных сказках, но если древнерусская повесть заканчивается победой Горя, то в народной сказке проявляется оптимизм простого народа и мужик побеждает Горе, закапывая его в яму.

Бытовая повесть XVII в;

1. «Повесть о Горе и Злочастии». Отражение в ней основного конфликта эпохи.

2. «Повесть о Савве Грудцыне». Роль и место любовной интриги в

3. «Повесть о Фроле Скобееве».

4. Образ Татьяны в «Повести о Карпе Сутулове».

Новый жанр, Молодец, злоключения, наставления родителей, тема взаимоотношений двух поколений. Характер центрального героя, исторические и бытовые элементы, Сатира и юмор, особенности языка, сатирическое обличение духовенства.

Читать еще:  Смысл финала человек в футляре. "Человек в футляре"

1. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.

2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Л., 1973.

3. Русская литература и фольклор XI-XVIII вв. Л., 1970.

4. Русские повести XVII в. М., 1954.

Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Начинается процесс дифференциации художественной литературы. Особенно большое значение для развитие литературы имели светские повести XVII в.

Касаясь вопросов личной и общественной морали, острых социальных вопросов своего времени, выводя новых героев — обыкновенных людей из демократических слоев, рисуя гораздо более широкие картины русской жизни, эти повести по существу были началом русского бытового романа. Среди бытовых повестей XVII в. С сильным нравоучительным элементом выдающееся место занимает «Повесть о Горе и Злочастии».

«Повесть о Горе и Злочастии» была создана в середине XVII в. Она дошла до нашего времени в единственном списке. Он был найден в 1856 г. А.Н.Пыпиным и в том же году опубликован. Повесть отразила многие коренные изменения, которые произошли в русской литературе XVII в. А они были вызваны значительными историческими событиями, общественными явлениями XVII в. Московское государство в это время переживало экономический, династический, государственный кризис, гражданскую войну, названную современниками » смутой » . Перемены в общественной жизни повлияли на развитие литературы. Стали появляться новые жанры и существенно менялись старые. Появилась демократическая литература, популярная в народе. Литература демократическая оппозиционна феодальному классу; это литература, подчеркивающих несправедливость, господствующую в мире, отражающая недовольство действительностью, социальными порядками. Особое внимание в литературе стало уделяться личности человека, был открыт характер человека со свеми свойственными ему противоречиями.

В демократической литературе на место осуждения человеческих ошибок и проступков пришло сочувствие к страдающему герою. Все эти особенности отразила » Повесть о Горе и Злочастии «.

Герой повести необычен — он в отличие от героев предшествующей литературы не князь и не христианский подвижник. Он — обычный человек. И лицо не историческое, а вымышленное. В его судьбе и характере автор выделил нечто типичное, поэтому у героя даже нет имени, он назван просто молодцем. Его жизнь, обыкновенная и грешная, вводится в контекст библейской легенды о грехе Адама и Евы, ослушавшихся бога, от которых и пошло человеческое непокорное племя.

Герой повести, молодец, тоже непокорный, он нарушает заветы, которые ему дают родители, потому что » мал и глуп, не в полном разуме».

Отец и мать советуют ему жить праведно:

Не ходи, чадо, в пиры и в братчины,

не садися ты на место большее,

не пей, чадо, двух чар за едину!

Еще, чадо, не давай очам воли,

не прельщайся, чадо, на добрых, красных жен,

Не ложися, чадо, в место заточное,

не бойся мудра, бойся глупа,

Но молодец отца и матери не слушается, а хочет жить по-своему, » как ему любо «. И с этого отказа от заветов начинается, как показывает автор, падение молодца.

Горе в этом произведении можно рассматривать и как персонифицированную несчастную судьбу героя, решившего жить по-своему, и как олицетворение разлада в душе героя, его душевной драмы, и как воплощение злой действительности, в конфликте с которой герой находится.

Образ героя «Повести о Горе и Злочастии» необычен. Он, в отличие от героев средневековой литературы, отнюдь не идеален. Перед нами простой, грешный человек, не плохой, но и не хороший, часто не привлекательный, но вызывающий сочувствие автора и читателей этого произведения демократической литературы. » Взгляните на человека, — как бы приглашают авторы этих произведений. Посмотрите, как ему тяжело на этой земле! Он затерян среди нищеты одних и богатства других. Сегодня он богат, завтра беден; сегодня он нажил себе денег, завтра прожил. Он скитается «меж двор», питается подаянием от случая к случаю, погряз в пьянстве, играет в кости. Он бессилен побороть себя, выйти на «спасенный путь». И, тем не менее, он достоин сочувствия. Оправдание человека, который с церковной точки зрения не мог не считаться «грешником», было замечательным явлением в литературе.

«Повесть о Горе и Злочастии» — первое в русской литературе стихотворное произведение. Оно написано в традициях устного народного творчества, былинным тоническим стихом. Язык повести не книжный, а живой, разговорный. В тексте используется множество пословиц и поговорок: «Не бойся мудра, бойся глупа», «Не собирай богатства неправого», «Как не стало денги, ни полу-денег, так не стало ни друга, ни полдруга», «Не бывать бражнику богату», «А в горе жить — не кручину быть», «Всегда гнило слово похвально» и другие. Часто используются тавтологические словосочетания типа «украсти-ограбити».

«Повесть о Савве Грудцыне» представляет собой длинную и сложную историю о молодом купеческом сыне Савве Грудцыне, ради мирских соблазнов, ради любви к женщине также отступившем от родительских заветов и продавшем душу дьяволу.

Идейно-художественная функция образа беса в повести близка функции Горя в «Повести о Горе и Злочастии». Он выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятенности его молодой и порывистой души. При этом образ «названого брата», который принимает в повести бес, близок народной сказке.

Показывая участие Саввы в борьбе русских войск за Смоленск, автор повести героизирует его образ. Победа Саввы над вражескими богатырями изображается в героическом былинном стиле. Как отмечает М.О.Скрипиль, в этих эпизодах Савва сближается с образами русских богатырей, а его победа в поединках с вражескими «исполинами» поднимается до значения национального подвига.

Читать еще:  Новый Рим. Замок святого Ангела

Характерно, что на службу к царю Савва поступает по совету своего «названого брата» — беса.

Если в эпизодах, изображающих юность героя, на первый план выдвинута любовная интрига и раскрывается пылкая, увлекающаяся натура неопытного юноши, то в эпизодах, повествующих о зрелых годах Саввы, на первый план выступают героические черты его характера: мужество, отвага, бесстрашие. В этой части повести автор удачно сочетает приемы народной эпической поэзии со стилистическими приемами воинских повестей.

Образ Саввы, как и образ Молодца в «Повести о Горе и Злочастии», обобщает черты молодого поколения, стремящегося сбросить гнет вековых традиций, жить в полной мере своих удалых молодецких сил.

Образ беса дает возможность автору повести объяснить причины необыкновенных удач и поражений героя в жизни, а также показать мятущуюся душу молодого человека с его жаждой бурной и мятежной жизни, стремлением сделаться знатным.

В стиле повести сочетаются традиционные книжные приемы и отдельные мотивы устной народной поэзии. Новаторство повести состоит в ее попытке изобразить обыкновенный человеческий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера.

Повесть о российском дворянине » Фроле Скобееве» в качестве героя выводит мелкого служащего, плута и пройдоху Фрола Скобеева, разными хитростями устраивающего свое жизненное благополучие. Задумав жениться на богатой невесте, дочери знатного боярина Аннушке, Фрол подкупает няньку Аннушки. Он соблазняет Аннушку, затем похищает ее и вступает с ней в брак. Хитростью и обманом они добиваются прощения родителей. В конце концов он добивает своего: становится богатым человеком и живет, как вполне достойный человек.

Эта повесть рисуя реалистические образы героев — Фрола, Аннушку, ее няньку, родителей — с их характерами, психологией, живо и умело изображает их в обстановке реальной действительности, не вводя в действие ни дьявола, ни другого какого-нибудь фантастического элемента. Герой повести преуспевает и торжествует

Повесть отразила начало процесса слияния бояр-вотчинников и служилого дворянства в единое дворянское сословие, процесс возвышения новой знати из дьяков и подьячих, приход «худородных» на смену «стародавних, честных родов».

Автор не осуждает своего героя, а любуется его находчивостью, ловкостью, пронырливостью, хитростью, радуется его успехам в жизни и отнюдь не считает поступки Фрола постыдными.

Добиваясь поставленной цели, Фрол Скобеев не надеется ни на бога, ни на дьявола, а только на свою энергию, ум и житейский практицизм. Религиозные мотивы занимают в повести довольно скромное место.

Примечателен в повести также образ Аннушки. Она заявляет о своих правах выбирать себе суженого, смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома; легко соглашается на притворство и обман, чтобы вновь вернуть благосклонность одураченных отца и матери.

Впоследствии повесть привлекала к себе внимание писателей XVIII и XIX вв.: в 80-х годах XVIII в. И.Новиков на ее основе создал «Новгородских девушек святочный вечер, сыгранный в Москве свадебным». Н.М.Карамзин использовал этот сюжет в повести «Наталья-боярская дочь». В 60-х годах XIX в. драматургом Д.В.Аверкиевым была написана «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве», а в середине 40-х годов XX в. советский композитор Т.Н.Хренников создал комическую оперу «Фрол Скобеев».

» Повесть о Карпе Сутулове » является связующим звеном жанра бытовой и сатирической повести.

Сатирическому обличению подвергается распутное поведение духовенства и именитого купечества. Повествование о незадачливых любовных похождениях архиепископа, попа и купца приобретает черты тонкой политической сатиры. Осмеивается не только поведение «верхов» общества, но и ханжество, лицемерие религии, дающей «право» церковниками грешить и «отпускать» прегрешения.

Героиней повести является энергичная, умная и хитрая женщина-купеческая жена Татьяна. Ее не смущают непристойные предложения купца, попа и архиепископа, и она старается извлечь из них максимальную выгоду. Благодаря своей находчивости и уму Татьяна сумела и супружескую верность соблюсти и капитал приобрести, за что и была удостоена похвалы мужа-купца Карпа Сутулова.

Весь строй повести определяется народной сатирической антипоповской сказкой: неторопливость и последовательность повествования с обязательными повторами, фантастически сказочные происшествия, острый сатирический смех, обличающий именитых незадачливых любовников, обнаруженных в сундуках в » единых срачицах».

Сатирическое изображение развратных нравов духовенства и купечества сближает «Повесть о Карпе Сутулове» с произведениями демократической сатиры второй половины XVII в.

Вопросы и задание.

1. Какие новаторские особенности проявились в литературе XVII в.?

2. В чем новаторство образа главного героя «Повести о Горе и

Злочастии «? Вспомните характеристики героев произведений

средневековой литературы и сопоставьте их с описанием молодца.

3. Почему такой герой мог появиться именно в произведениях

4. Какие особенности фольклорных произведений характерны для

Литература второй половины XVII века

Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и исторического воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Следствием интенсивного сближения России со странами Западной Европы явилось проникновение в древнерусскую культуру многочисленных элементов культуры европейской. Идет острая борьба сторонников Византийско-греческой и латинско-польской образованности. Начинается процесс дифференциации художественной литературы, ее вычленения из письменности исторической и религиозно-дидактической. Постепенно прекращают свое существование летописи, сохраняясь только на периферии («Сибирские летописи»), видоизменяются до неузнаваемости исторические повести, житие становится бытовой повестью и автобиографией. Появляются бытовые повести с вымышленными сюжетами и героями, развивается демократическая сатира; возникают драма и театр, широкое развитие получает силлабическая поэзия; меняется характер переводной литературы.

Бытовые повести

Процесс пробуждения сознания личности находит отражение в появившемся во второй половине XVII в. новом жанре – бытовой повести. Его появление связано с новым типом героя, заявившего о себе как в жизни, так и в литературе. В бытовой повести ярко отразились изменения, происшедшие в сознании, морали и быте людей, та борьба «старины» и «новизны» переходной эпохи, которая пронизывала все сферы личной и общественной жизни.

Читать еще:  Писатель льюис кэрролл биография. Льюис Кэрролл

«Повесть о Горе и Злочастии»

Одним из выдающихся произведений литературы второй половины XVII в. является «Повесть о Горе и Злочастии». Центральная тема повести – тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

Вступление к повести придает этой теме общечеловеческое обобщенное звучание. Библейский сюжет о грехопадении Адама и Евы трактуется здесь как непокорность, неповиновение первых людей воле создавшего их Бога. Источник этого неповиновения – не дьявол-ис- куситель, как толковала Библия, а сам человек, его сердце «несмысленпое и неуимчивое». Такая трактовка библейского сюжета говорит о новом миропонимании, сложившемся у автора: причина преступления человеком заповеди смирения, покорности – в нем самом, в его характере, а не результат воздействия потусторонних сил.

Основу сюжета повести составляет трагическая история жизни Молодца, отвергнувшего родительские наставления и пожелавшего жить по своей воле, «как ему любо». Появление обобщенно-собирательного образа представителя молодого поколения своего времени было явлением весьма примечательным и новаторским. В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой, в характере которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи.

Молодец вырос в патриархальной купеческой семье, окруженный неусыпными заботами и попечением любящих родителей. Однако он рвется на свободу из-под родного крова, жаждет жить по своей воле, а не по родительским наставлениям. Постоянная опека родителей не научила Молодца разбираться в людях, понимать жизнь, и он платится за свою доверчивость, за слепую веру в святость уз дружбы. Губит его «царев кабак». Но Молодец не сдается, он не несет свою повинную голову в родительский дом, он хочет доказать свою правоту, отправ- ляясьво «нужу страну, далъну, незнаему». Личный опыт убедил его, что без совета «добрых людей» жить нельзя. И смиренно выслушав их наставления, Молодец «учал. жити умеючи»: «. от великого разума наживал он живота болшы старова».

Причиной дальнейших злоключений героя является его характер. Губит Молодца похвальба своим счастьем и богатством («. а всегда гнило слово похвальное», – моратизует автор). С этого момента в повести появляется образ Горя, которое, как и в народных песнях, олицетворяет трагическую участь, судьбу, долю человека. Этот образ раскрывает также внутреннюю раздвоенность, смятенность души героя, его неуверенность в своих силах.

В сознании Молодца еще живучи традиционные представления. Так, он не может преодолеть старого взгляда на женщину как на «сосуд дьявола», источник всех бед и злоключений мужчины; сохраняет он верность и религиозным верованиям своих отцов. Не поверив коварным советам Горя, Молодец, однако, не в силах ослушаться этих же советов, когда они исходят от архангела Гавриила, облик которого приняло Горе.

В советах, которые дает Молодцу Горе, легко обнаружить тягостные раздумья самого героя над жизнью, над неустойчивостью своего материального благополучия.

Повесть подчеркивает, что причиной разорения Молодца становится «царев кабак», где герой оставляет «свои животы» и меняет «платье гостиное» на «гуньку кабацкую». Так «гостиный сын» превращается в бездомного бродягу, пополняя многочисленную армию «гулящих людей», странствующих по градам и весям Руси. Ярко рисуются картины «наготы и босоты безмерной», в которых звучат мотивы протеста неимущего класса против социальной несправедливости, против злой доли.

В правдивом изображении процесса образования деклассированных элементов общества – большое социальное значение повести.

Молодец, отвергавший родительскую власть, не захотевший покориться отцу и матери, вынужден склонить свою гордую голову перед Горем-горинским. «Добрые люди» сочувствуют участи Молодца, советуют ему вернуться под родительский кров и попросить прощения. Однако теперь уже Горе не желает отпускать свою жертву. Оно упорно и неотступно преследует Молодца, издеваясь над всеми его попытками убежать от своей «злочастной доли». Идя с Молодцом «под руку», Горе «научает» его «богато жить – убити и ограбить». Это и заставляет Молодца вспомнить «спасенный путь» и уйти в монастырь. Для героя и автора повести монастырь является отнюдь не идеалом праведной жизни, а последней возможностью спастись от своей злочастной доли.

Автор сочувствует герою и в то же время показывает его трагичность. Освященному веками традиционному бытовому укладу он не может противопоставить ничего, кроме своего стремления к свободе.

В повести резко противопоставлены два типа отношения к жизни, два миропонимания: с одной стороны, родителей и «добрых людей» – большинства, стоящего на страже «домостроевской» общественной и семейной морали; с другой стороны,– Молодца, воплощающего стремление нового поколения к свободной жизни.

Следует отметить, что наставления родителей и советы «добрых людей» касаются лишь самых общих практических вопросов поведения человека и лишены религиозной дидактики.

Судьба Молодца излагается в форме его жития, но повесть уже не имеет ничего общего с традиционной агиографией. Перед нами типично светская бытовая биографическая повесть.

Автор в совершенстве владеет поэтикой фольклора, его образной системой, формами былинного стиха. Образ доброго Молодца, «нагого, босого», «лыком подпоясанного» Горя, эпическая картина пира, песенная символика эпизода преследования Горем Молодца – все это находит прямое соответствие и в эпической народной поэзии, и в лирических песнях о Горе.

Переплетение эпоса и лирики придает повести эпический размах, сообщает ей лирическую задушевность. В целом же повесть, по словам Н. Г. Чернышевского, следует верному течению народнопоэтического слова [1] .

  • [1] См.: Повесть о Горе-Злочастии / Изд. подготовили Д. С. Лихачев, Е. И. Ванеева. Л., 1984.

Источники:

http://vuzlit.ru/194941/bytovye_povesti_xvii_veka
http://studopedia.su/9_16696_bitovaya-povest-XVII-v.html
http://studme.org/37155/literatura/literatura_vtoroy_poloviny_xvii_veka

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector