Быт черкесов. Свадебные традиции адыгов
Свадебные традиции Адыгов
Современная адыгская свадьба возродила много элементов древнего многоуровневого обряда. Многие семьи предпочитают следовать древним адыгским традициям, которые не подвластны капризам моды и времени.
Сватовство
У западных адыгов сватовство называется «псэлъыхъо», то есть поиск души. Если раньше парень вместе с друзьями в поисках девушки своей мечты ездил по аулам, то сегодня такой поиск не столь актуален. Поиск души в наше время идет по всем направлениям: от знакомств на улице, на каких-то торжествах до знакомств в интернете.
Согласно институту сватовства у адыгов для девушки достигшей брачного возраста принято выделять «пшъэшъэ унэ» – отдельную комнату или дом (в зависимости от достатка семьи) для общения с потенциальными женихами в присутствии младшей сестры или подруги.
В наше время молодые люди часто стесняются зайти в гостиную девушки. Мужчины постарше активно завоевывают внимание понравившейся девушки: и цветы, подарки, и необычные сюрпризы. Главное, это рекламная компания его друзей, которые вечерами напролет агитируют девушку выйти замуж.
Настает счастливый момент, когда девушка дает согласие, и пара обменивается залогом верности – Iэуж (знак того, что достигнуто соглашение о свадьбе), назначают день свадьбы. Семья жениха готовится к празднованию, оповещают родственников жениха о предстоящей свадьбе, распределяют обязанности.
Раньше невеста сама шила себе свадебное платье. Адыгские девушки (адыгэ пщащэ) не выходили замуж в белом платье. Цвет мог быть любым вплоть до черного, но предпочтение отдавалось оттенкам бордового. Сейчас девушки покупают готовые платья или шьют их на заказ. В последнее время девушки делают выбор в пользу адыгского национального костюма (адыгэ фащэ), в основном белого цвета.
Образ невесты в национальном костюме «сае» – это образ романтической красавицы, в которой изысканная внешность сочетается с простотой и естественностью движений. Образ жениха в черкеске «цый» – это образ достойного и храброго мужчины, для которого главное в его жизни честь.
Сегодня адыги играют свадьбу в течение двух дней и совершить почти все сопутствующие мероприятию обряды, хотя в прежние времена свадьбы играли месяцами, обряды растягивались на годы.
Нысащэ (День поездки и привоза невесты)
У адыгов невесту раньше забирали из родительского дома вечером и свадьбу играли всю ночь. В наши дни стало модно приезжать за невестой в полдень. Испокон веков за невестой отправлялись друзья жениха с гармонистом и одной девушкой для сопровождения невесты к будущим родственникам, но в наши дни за невестой едут молодые люди и девушки со стороны жениха, которые приглашены на свадьбу.
Особо стоит остановиться на транспорте. В старину за невестой отправлялись на лошадях, невесту везли в повозке, потом в моде стали бортовые машины, а сейчас красивые машины, из окна которых, на ветру развевается адыгский флаг.
Вывод невесты сопровождается красивой свадебной песней с припевом, которую исполняют мужчины. Как только молодые переступают порог дома невесты, свадебному кортежу преграждают путь, требуя выкуп за невесту. На всем пути следования свадебного кортежа вплоть до дома жениха будут шлагбаумы из машин. Друзья жениха, щедро одаривая тех, кто мешает движению, будут выкупать дорогу молодоженам.
Следует отметить, что есть некоторые различия в свадебных обрядах у восточных (кабардинцев) и западных (бжедугов, шапсугов) адыгов. Например, у западных адыгов принято провожать невесту в дом жениха.
Невесту сопровождают молодые мужчины, обычно родственники по линии отца, которые на протяжении всей свадьбы представляют интересы невесты, следят за тем, чтобы к ней относились с должным уважением и почетом.
Регистрация брака (нэчыхьытх)
Понятие «никях» в адыгский язык вошло из арабского и, соединившись с адыгским словом «тхын» (писать), образовало термин «нэчыхьытх». При оформлении брака, кроме ефэнды (священнослужителя) и доверенных девушки и парня, присутствуют и свидетели. Все они должны быть обязательно в шапках. Ефэнды спрашивает у доверенных (уэчыл), не передумали ли они, согласны ли их подопечные стать мужем и женой.
После того как доверенные подтверждают решение молодых, они становятся друг напротив друга, протянув правые руки. Ладони их рук едва соприкасаются, но большие пальцы плотно упираются друг в друга. Ефэнды обхватывает правой рукой большие пальцы доверенных сверху. После этого он трижды произносит молитву, спрашивая каждый раз доверенных по очереди: «Отдаешь?» или «Женишь?». Они в свою очередь отвечают: «Отдал», «Женил». Затем духовный служитель читает молитву, которую завершает словом «аминь», и все присутствующие молятся, воздев руки к Богу.
Свадебный кортеж останавливается возле дома жениха, невесту выводят из машины и перед ней расстилают дорожку из шелковой ткани – «лъэгукIэтын», чтобы судьба невесты была мягкой как шелк. Невеста проходит по шелковой ткани, ее осыпают зерном, конфетами, орехами, деньгами, чтобы жизнь молодоженов была благодатной и сытной, затем ее переносят через порог и вносят в дом.
Причем, этот обычай соблюдается неукоснительно на любой адыгской свадьбе, невзирая на то по каким канонам проходит свадьба. Считается, что судьба будет немилостива к молодым, если вдруг невеста перешагнет или ненароком встанет на порог, потому, что души умерших родных селятся под порогом, и их нельзя ненароком потревожить.
Невесту заводят в отдельную комнату, ставят в угол, к ней заходят родственники жениха, которые должны осыпать невесту сладостями и деньгами за право поднять накидку и посмотреть на невесту. Согласно обычаям адыгов, как только жених довез невесту до своей калитки, он должен уйти со свадьбы и не попадаться на глаза старшим рода.
«Нысэищэ» (ввод невесты в большой дом является завершающим этапом)
«Унэишэ» означает ввод молодой в дом, но сегодня этот обряд чаще всего проводят не дома, а в ресторане или банкетном зале. Невесту ведут под обрядовую песню к старшим женщинам, которые садятся полукругом и ждут молодую. Одна из них осыпает невесту пшеном, сладостями и монетами (къепхъых), что символизирует изобилие, достаток и многодетность. Потом сладости и монеты собирают дети.
Перед приездом невесты выносят овечью шкуру (мэлыфэ) и расстилают шерстью вверх. Большое количество шерстинок олицетворяет собой многодетность и изобилие будущей семьи. Невеста, которую бережно поддерживают молодые девушки, наступает на шкуру. Это ее первый шаг в род жениха. Все внимательно следят за тем, чтобы она сначала ступила правой ногой, ведь все правое адыги считают счастливым.
Затем одна из девушек, держащих под руку невесту, поднимает ее фату. В старину самая многодетная женщина лепила хлебный шарик и насаживала на острие копья, которым распорядитель приподнимал фату.
Вслед за этим к невесте с пожеланием обращается уважаемая в роду женщина. Невесте смазывают губы смесью меда и топленного масла (IурыцIэлъ).
Полагается, что после этого молодая будет красноречивой. Затем женщины бережно вытирают ее губы. Теперь каждый из сидящих может подойти и поздравить невесту.
Все это происходит в строгом порядке. Начинают с самой уважаемой женщины в роду, а в последнюю очередь подходят свекор со свекровью. Все подходящие с пожеланием обязательно должны преподнести подарок (техьэпщIэ) в виде золота или денег. Это дает право им заговорить с невестой.
Адыги говорят, что человек оказывается в центре общества три раза в жизни: в момент рождения, в день свадьбы и в день смерти. Эти дни должны пройти в родном доме, эти моменты с тобой должны разделить твои родные и близкие люди, твои родные стены, которые пропитаны энергией твоей семьи и наполнены душами твоих ушедших предков.
Нысэщэ джэгу (танцы в честь невесты)
Свадебные торжества, как правило, сопровождают гармонист и пхъэчичао (трещоточник).
Восстановлен институт «хьатиякIо» или «джегуако», который держит в руках символ власти – фундуковую палочку, и руководит свадебным обрядом. Со стороны девушек и молодых людей есть главный, кто их приглашает на площадку танцевать.
Щауэишыж (Возвращение жениха)
Поскольку раньше жених совсем не присутствовал на свадьбе и прятался от старших мужчин и домочадцев у дальних родственников или соседей, проводился обряд по возвращению жениха в дом. Обряд сохранился, и его проводят на каждой свадьбе. Старшие мужчины во главе с тхьэмадэ (самый старший, главный), которому предстоит обратиться к жениху со словами примирения, ожидают процессию с женихом. Под песню молодые люди приближаются к старшим и останавливаются поодаль, вслушиваясь в их слова призыва вернуться.
Юноша называет имена своих родственников до третьего колена (раньше нужно было представляться до седьмого колена), чтобы гости могли точно убедиться, тот ли это человек, которого ищут старшие. Тхамада просит принять чашу примирения. Юноша берет у тхамады чашу с национальным напитком адыгов (махъсымэ), делает глоток и передает другу, стоящему справа. Затем он принимает из рук старших большой поднос с едой и передает его стоящему слева другу.
Здесь молодые люди в шутку нападают на жениха, пытаясь отобрать у него шапку. Жених должен сделать так, чтобы головной убор остался на своем месте. Под прикрытием друзей жених спешит покинуть двор.
На современных свадьбах возрождены следующие обряды:
– женщин со стороны жениха во время самих веселий крадут и запирают в курятнике. Их выкупают, и веселье продолжается;
– если еще жива бабушка жениха (гуащэжъ – старая свекровь для молодой девушки-невестки), то она берет мешок с угощениями, закидывает его за спиной и убегает в шутку из дома. Смысл в том что, мол, пришла вот новая хозяйка и выгоняет меня, житья не даёт! Молодая-невестка уговаривает вернуться бабушку домой, дарит бабушке мешок со сладостями, убеждает ее, что никто ее не выгонит, что ее будут почитать и уважать. Бабушка обнимается с невестой, и они возвращаются вместе в дом;
– три девушки из полных семей (то есть у них в наличие живые родители, дедушка и бабушка) по очереди продевают три раза иголку с золотой нитью на платке невесты. Смысл обряда в том, что от точности и скорости этой процедуры зависит сноровка и трудолюбие невесты;
– къыфэтэн – отдать за невесту выкуп. Невесту выводят на улицу под завершение свадьбы, в её честь танцуют и все родственники выкупают невесту;
– под занавес свадьбы во двор въезжает всадник на коне с ружьем, и стреляет в воздух, что означает конец свадьбы. Часто вместо всадника въезжает автомобиль, который резко заводится и беспрерывно сигналит. Всаднику или водителю машины вручают ореховую шапку (чы паIо) или ореховый флаг (дэжъые быракъ). Ореховые предметы готовят родственники жениха.
Следует сказать о том, что до сих пор соблюдается следующий обычай: родители невесты не присутствуют на свадьбе. После того как невесту привозят в дом жениха, отец жениха вместе с кем-то из родственников отвозит родителям невесты пшъэшъэ гъэтэджыпкI (плата за то, что девушка встала и ушла из родительского дома – обычно символическая сумма). Это не калым, как часто любят представлять этот процесс в современной литературе, а знак уважения к семье невесты.
В тот же день родственники невесты отвозят ее вещи в дом жениха. Родственников невесты на свадьбе принимают с почетом, для них накрывается отдельный стол, но их пребывание на свадьбе регламентировано этикетом (максимум два часа).
Быт черкесов. Свадебные традиции адыгов
21 декабря 2017
Адыги – один из коренных народов Северного Кавказа. На территории современной Адыгеи они живут уже несколько тысячелетий, являясь прямыми потомками древнейшего населения этих мест. Родину покидают неохотно: подавляющее большинство адыгов (чуть больше 95 тыс. человек из 125 тыс.) живет в Адыгее, еще чуть больше 20 тыс. – на территории соседнего Краснодарского края. И только несколько тысяч человек переселились в Турцию и на Ближний Восток. Впрочем, адыги хранят верность не только земле предков, но и традициям, соблюдение которых – одно из требований к достойному человеку.
Как строилось общество у адыгов
В старину адыги делились на множество субэтнических групп. К ХХ веку эти различия практически стерлись, и теперь говорят о едином адыгском народе, иногда употребляя синоним “черкесы”. Сами адыги называют себя “адыгэ”. Одной из крупнейших групп внутри адыгов являются адыгейцы (наряду с кабардинцами или шапсугами).
При всей общности традиций и культуры племена адыгов в старину отличались по способу управления. Некоторым из них удалось ввести зачатки демократии и ограничить власть знати. В этих, так называемых демократических племенах, всем управляли выборные старейшины. А вот в племенах аристократических руководили князья. Однако общим было то, что жизнь адыгских племен основывалась на строгой сословной иерархии. Князья управляли, дворяне воевали, захватывая чужие земли и защищая свои, крестьяне и домашние рабы трудились. Мезальянсы не допускались: князь не мог жениться на простолюдинке.
Человек каждого сословия должен был исполнять предписанные ему правила. Например, у высокородных адыгов практиковалось аталычество: еще малышами княжеских детей отправляли в семью знатного человека. Там они воспитывались, знакомились со своими правами и обязанностями (кодекс правил поведения адыгов назывался “Хабза”). В доме своего отца юный князь появлялся только после достижения 16-летия, а дочь – почти перед замужеством. Правильное воспитание ценится у адыгов до сих пор. Человек должен быть культурным, нравственным, уважительным и храбрым. Для того, кто не умеет вести себя должным образом, у адыгов и сейчас сохранилась присказка: “Разве ты не адыгеец?”.
Воспитание воинской доблести
Главные черты характера адыгов, которыми они славились и за пределами своей земли, – храбрость и воинское умение. Их в юных черкесах воспитывали с детства. Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука. Адыги были искусными наездниками и меткими стрелками. Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью, подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Смеяться над таким человеком не только не запрещалось, но и приветствовалось. Трус становился изгоем, отверженным.
Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание. Скромность считалась достоинством. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни – в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них сопровождается своими традициями и церемониями.
Рождение ребенка: все по правилам
О том, что в доме появился ребенок, сигнализировал флаг, вывешенный на крышу дома. Пестрый флаг – знак рождения девочки, однотонный свидетельствовал о рождении сына. Пока малышу не исполнится год, во дворе его дома дедушка по отцу должен посадить дерево. Ухаживать за ним позже будет сам новый член семьи. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.
Все необходимое для ухода за малышом адыги готовят только после его рождения. Делать это заранее не принято. По традиции все постельные принадлежности приносят родственники со стороны матери. Считается, что спать на белье, которое подготовили родственники отца, — дурной знак (в будущем это принесет малышу несчастье в браке). А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.
Свадьба у адыгов: главное – желание
Удивительно, но именно в вопросе заключения брака строгие к соблюдению традиций адыги демонстрируют уважение к свободе и рациональность.
Девушке самой разрешается выбрать себе жениха по сердцу. Объяснение этому простое: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. А лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.
Процесс выбора невесты или жениха может быть довольно продолжительным. Молодые парни и девушки приглядываются друг к другу на праздниках и гуляньях. Потом девушка отправляется домой и принимает молодых людей в своей комнате. Они знакомятся, разговаривают. При этом обладают довольно большой свободой: парень может посещать несколько девушек, а девушка может принимать нескольких парней. Сделав выбор, мужчина приходит к приглянувшейся ему и делает предложение. Если она согласна, назначается день свадьбы. Правда, и в этот день она может забрать назад свое слово – до тех пор, пока гости не вошли в ее дом. Обижаться на отказ не принято, ведь делается это в деликатной форме, без объяснения причин.
Как и у многих других кавказских народов, родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в дом невесты некую символическую сумму – в знак уважения, а не как выкуп. В свою очередь, ее родители передают в новый дом дочери приданое. В доме новоиспеченного зятя родственникам невесты не полагается находиться долго, максимум – пару часов.
Вместе тем, адыгская свадьба веселая и радостная. Невесту обсыпают сладостями, зерном и монетами, а к дому она проходит по шелку. При входе в дом ее берут на руки: чтобы она случайно не наступила на порог, под которым живут души предков. Все дарят друг другу подарки. Есть и другие обычаи – шуточные.
Например, бабушка жениха уходит из дома: мол, новая молодая хозяйка выгонит меня из родных стен. Невеста, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, дарит сладости и уверяет, что все будут уважать и любить бабушку. “Переговоры” заканчиваются объятьями и возвращением домой.
В адыгской семье женщина занимала довольно высокое место. Да, она подчинялась мужу беспрекословно, но ее не разрешалось бить и наказывать, она считалась хозяйкой в доме. И хотя еще с конца XVIII века адыги были мусульманами, многоженство у них не приветствовалось и было редкостью.
Как провожают в последний путь
Похоронные обряды также сложились довольно давно. Их основу составляют мусульманские обычаи. Над умершим читают молитвы и заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть в этих обрядах и старые, доисламские черты. Например, в первые три дня после похорон в доме умершего нельзя готовить: еду приносят соседи и родственники. В доме умершего завешивают зеркала, женщины его семьи надевают черное. И хотя ислам обычно предписывает не плакать над покойником, адыги эту рекомендацию не соблюдают. Дети на похороны не допускаются: их уводят из дома, в котором случилось несчастье.
Традиции в современности
Многие древние обычаи современные адыги чтут и сейчас. Не принято много есть, много говорить и выражать свои чувства на людях. Не зазорным считается попросить помощи у соседей и родных, которые обязаны прийти на выручку. Чтутся и традиции гостеприимства: гостю готовят лучшие блюда, отдают лучшее место и делают все, чтобы обеспечить его безопасность даже по дороге домой.
Как устроена адыгская свадьба
Сложно понять, что происходит на кавказских свадьбах, если вы не в теме. Мы уже рассказывали про осетинскую, а сейчас предлагаем пройтись по основным этапам современной адыгской свадьбы.
Современная адыгская свадьба наполнена десятками обрядов, но она совсем не похожа на свадьбы адыгов столетней давности. Долгие обряды стали символическими, и сегодня свадьбу справляют чаще всего в банкетном зале за 1-2 дня.
Основные этапы адыгской свадьбы
Сватовство
Родственники жениха договариваются со стороной невесты и назначают дату свадьбы
Поездка за невестой
В день свадьбы родственники и друзья жениха едут в дом невесты, знакомятся с ее родственниками. Невеста с подругами в это время находится в своей комнате
Мусульманский брак
Мулла регистрирует при свидетелях религиозный брак в доме невесты
«Привоз невесты»
Невесту выводят из дома под свадебную песню. Родственники невесты остаются дома, в банкетный зал и ЗАГС с ней едут только подруги
Регистрация брака
Регистрация брака может проходить в ЗАГСе или в банкетном зале. Жених и невеста приезжают на регистрацию по отдельности.
«Ввод невесты в дом»
Невесту посвящают в род жениха: старшая женщина осыпает ее пшеном, сладостями и монетами (изобилие, достаток и многодетность), она наступает на овечью шкуру (входит в род жениха), ей обмазывают губы смесью меда и топленого масла (будет красноречивой). После этого невеста принимает поздравления и подарки. На современных свадьбах этот обряд проводят в банкетном зале.
«Возвращение жениха»
Старшие под песню встречают процессию с женихом, который представляет себя, называя имена родственников до третьего колена, чтобы доказать, что это действительно он
Приезд родственников невесты на свадьбу
Родственники невесты приезжают в банкетный зал к вечеру вместе с приданым
Теперь обо всем подробнее.
Сватовство (лъыхъу)
Лъыхъу означает «поиск». Согласно хабзэ (адыгскому этикету) , кража невесты неприемлема для адыгов. Большим проявлением адыгагъэ (адыгства) и нэмыс (чести) считается, когда родные молодого человека, узнав о его избраннице, посылают к ее родителям сватов. Молодые люди всегда вступали в брак по взаимному согласию и одобрению семей девушки и парня. Раньше молодые в основном знакомились на торжествах, узнавали друг друга, обменивались небольшими подарками. Без подарка о женитьбе не могло быть и речи, так как напрямую говорить о своих чувствах девушке было непозволительно. С помощью подарка она могла намекнуть на взаимность. Когда девушка достигала брачного возраста, ей отводилась специальная комната ( пщащэ унэ ) в родительском доме, где она могла встречать молодых людей в присутствии брата или сестры. Она выбирала того, кто ей больше нравился. Сейчас это потеряло актуальность, и парень не может не постеснявшись зайти к ней в дом.
Когда молодые люди хотят пожениться, парень посылает сватов к родственникам девушки. Сватов отбирают из числа родственников старшего возраста, уважаемых в семье жениха. Они направляются в родительский дом невесты, где им накрывают стол. Ведутся переговоры с родственниками невесты, и, при достижении согласия, назначается дата свадьбы. Жених и невеста не присутствуют на переговорах.
Привоз невесты (нысашэ)
Традиционная адыгская свадьба начинается с нысашэ . Родственники и друзья жениха едут за невестой ( нысащ1э ). В старину невесту везли в повозке на лошадях, сейчас — на автомобилях c адыгскими флагами. Навстречу свадебному кортежу выбегают дети, перегораживая дорогу и требуя выкуп в виде сладостей.
Родственники невесты с самого утра готовят угощения и накрывают столы. Когда родственники жениха прибывают в дом невесты, их усаживают за столы. После третьего тоста ( хъуэхъу ) они знакомятся с будущими родственниками. В отдельном помещении идет обряд нэчыхьытх (бракосочетание по мусульманским обычаям), который мы рассмотрим ниже.
В это время невеста в компании своих подруг находится в своей комнате.
Раньше невеста сама шила себе свадебное платье. Адыгские девушки (адыгэ пщащэ) не выходили замуж в белом платье. Цвет мог быть любым вплоть до черного, но предпочтение отдавалось оттенкам бордового. Сейчас девушки покупают готовые платья или шьют их на заказ. В последнее время девушки делают выбор в пользу адыгского национального костюма (адыгэ фащэ), в основном белого цвета.
После знакомства и пожеланий женщины со стороны жениха направляются в комнату невесты. Родственницы со стороны невесты требуют къэтэджыпщIэ (плата за возможность взять ее под руки). При этом не принято сильно торговаться. Вывод невесты сопровождается свадебной песней, которую исполняют мужчины. Невесту сажают в машину, и свадебная процессия направляется в ЗАГС для регистрации брака, хотя в последнее время эту процедуру проводят в ресторане или банкетном зале. Родственники невесты остаются дома, их приглашают вечером в банкетный зал, куда они приезжают вместе с приданым. С невестой могут поехать только ее подруги. Сторона невесты присутствует на свадьбе только с 2000-х годов. В прошлом, родственников и друзей невесты вообще не было на свадьбе.
Регистрация брака (нэчыхьытх)
Понятие « никях » в адыгский язык вошло из арабского и, соединившись с адыгским словом « тхын » (писать), образовало термин « нэчыхьытх ». При оформлении брака, кроме ефэнды (священнослужителя) и доверенных девушки и парня, присутствуют и свидетели. Все они должны быть обязательно в шапках. Ефэнды спрашивает у доверенных ( уэчыл ), не передумали ли они, согласны ли их подопечные стать мужем и женой. После того как доверенные подтверждают решение молодых, они становятся друг напротив друга, протянув правые руки. Ладони их рук едва соприкасаются, но большие пальцы плотно упираются друг в друга. Ефэнды обхватывает правой рукой большие пальцы доверенных сверху. После этого он трижды произносит молитву, спрашивая каждый раз доверенных по очереди: «Отдаешь?» или «Женишь?». Они в свою очередь отвечают: «Отдал», «Женил». Затем духовный служитель читает молитву, которую завершает словом «аминь», и все присутствующие молятся , воздев руки к Богу.
Ввод молодой в дом (унэишэ)
Унэишэ — самый красивый момент в адыгской свадьбе. У нэишэ означает ввод молодой в дом, но сегодня этот обряд чаще всего проводят не дома, а в ресторане или банкетном зале. Невесту ведут под обрядовую песню к старшим женщинам, которые садятся полукругом и ждут молодую. Одна из них осыпает невесту пшеном, сладостями и монетами ( къепхъых ), что символизирует изобилие, достаток и многодетность. Потом сладости и монеты собирают дети.
Перед приездом невесты выносят овечью шкуру ( мэлыфэ ) и расстилают шерстью вверх. Большое количество шерстинок олицетворяет собой многодетность и изобилие будущей семьи. Невеста, которую бережно поддерживают молодые девушки, наступает на шкуру. Это ее первый шаг в род жениха. Все внимательно следят за тем, чтобы она сначала ступила правой ногой, ведь все правое адыги считают счастливым. Затем одна из девушек, держащих под руку невесту, поднимает ее фату. В старину самая многодетная женщина лепила хлебный шарик и насаживала на острие копья, которым распорядитель приподнимал фату.
Вслед за этим к невесте с пожеланием обращается уважаемая в роду женщина. Невесте смазывают губы смесью меда и топленного масла ( IурыцIэлъ ).
Полагается, что после этого молодая будет красноречивой. Затем женщины бережно вытирают ее губы. Теперь каждый из сидящих может подойти и поздравить невесту. Все это происходит в строгом порядке. Начинают с самой уважаемой женщины в роду, а в последнюю очередь подходят свекор со свекровью. Все подходящие с пожеланием обязательно должны преподнести подарок ( техьэпщIэ ) в виде золота или денег. Это дает право им заговорить с невестой.
Возвращение жениха (щауэишыж)
Поскольку раньше жених совсем не присутствовал на свадьбе и прятался от старших мужчин и домочадцев у дальних родственников или соседей, проводился обряд по возвращению жениха в дом. Обряд сохранился, и его проводят на каждой свадьбе. Старшие мужчины во главе с т хьэмадэ (самый старший, главный ) , которому предстоит обратиться к жениху со словами примирения, ожидают процессию с женихом. Под песню молодые люди приближаются к старшим и останавливаются поодаль, вслушиваясь в их слова призыва вернуться.
Юноша называет имена своих родственников до третьего колена (раньше нужно было представляться до седьмого колена), чтобы гости могли точно убедиться, тот ли это человек, которого ищут старшие. Тхамада просит принять чашу примирения. Юноша берет у тхамады чашу с национальным напитком адыгов ( махъсымэ ), делает глоток и передает другу, стоящему справа. Затем он принимает из рук старших большой поднос с едой и передает его стоящему слева другу. Здесь молодые люди в шутку нападают на жениха, пытаясь отобрать у него шапку. Жених должен сделать так, чтобы головной убор остался на своем месте. Под прикрытием друзей жених спешит покинуть двор.
Знакомство родственников (благъэзэгъэцIыху)
Вечером на свадьбу приезжает делегация из родственников невесты с подарками и приданым невесты ( дыщасэ ). Их встречают и усаживают за столы, и немного позднее идет обряд знакомства ( благъэзэгъэцIыху) . Раньше родственники невесты не присутствовали на свадьбе, а их знакомство происходило в отдельный день спустя некоторое время. Сейчас близких родственников с обеих сторон заводят в отдельную комнату. Во главе стола сидит самый старший ( тхьэмадэ ), с правой стороны — мужчина со стороны жениха, с левой — старший мужчина со стороны невесты. Молодой человек со стороны жениха представляет всех родственников по имени и фамилии. Гостям приносят вареное блюдо из баранины ( ныш ), которое состоит из лопатки ( блэгъу ) и правой части бараньей головы ( мэлыщхьэ ).
Право разделывания предоставляется тхамаде, далее все части головы он раздает сидящим за столом в следующем порядке: ухо — ухаживающему за столом ( щхьэгъырыт ), нижнюю часть — сидящему слева (старшему со стороны невесты), половину верхней части — сидящему справа, а оставшуюся часть оставляет себе. Щхьэгъырыт — ухаживающий за столом не просто в узком смысле. Это младший из рода, которого наделяют такой почетной обязанностью. В конце свадьбы, когда провожают родных невесты, во дворе перед воротами ставят круглый столик на трех ножках с угощениями ( адыгэ Iэнэ лъакъуищ ). Старшие говорят три тоста и тем самым завершают торжество.
Игрище (джэгу)
Джэгу не является отдельным элементом свадьбы, но заслуживает отдельного внимания. Все обряды адыгской свадьбы сопровождаются песнями и танцами, а между ними проходят джэгу . Это игрище, где все гости свадьбы могут продемонстрировать красоту танцев. Танцы у адыгов проходят по правилам. Гости торжества становятся в круг, чтобы мужчины стояли напротив женщин. Распорядителем игрища является джэгуак1уэ или хьэтиякIуэ , который держит в руках фундуковую палочку ( джэгуакIуэ баш ). С помощью этой палочки он выводит в круг пару. Только после этого пара начинает танцевать, а все остальные хлопают в ладоши.
Все это проходит под живую музыку. Обычно приглашают гармониста, доулиста, трещоточника и других музыкантов. Сегодня для проведения свадеб и танцев зовут профессиональных джэгуакIуэ и танцоров, которые хорошо знают адыгский этикет и могут украсить торжество своими пениями и танцами.
Наш гид поможет сориентироваться на адыгской свадьбе, но чтобы понять смысл обрядов и прочувствовать эмоции торжества, лучше своими глазами увидеть это мероприятие.
Глоссарий
Адыгэ Iэнэ лъакъуищ — адыгский столик на трех ножках
Адыгэ пщащэ — адыгская девушка
Адыгэ фащэ — адыгский национальный костюм
БлагъэзэгъэцIыху — знакомство родственников
ДжэгуакIуэ — распорядитель игрища
ДжэгуакIуэ баш — фундуковая палка распорядителя
Дыщасэ — приданое невесты
Ефэнды — священнослужитель в исламе, мулла
Къепхъых — осыпание сладостями, монетами, пшеном
КъэтэджыпщIэ — плата за возможность взять под руку невесту
Махъсымэ — национальный напиток адыгов
Мэлыщхьэ — баранья голова
Ныш — вареное баранье мясо
Нэчыхьытх — бракосочетание по мусульманским обычаям
Пщащэ унэ — комната невесты
Тхьэмадэ — старший, главный
Унэишэ — ввод невесты в дом
IурыцIэлъ — обмазывание губ невесты смесью меда и топленного масла
Хъуэхъу — благопожелание, тост
Щауэишыж — возвращение жениха
Щхьэгъырыт — ухаживающий за столом
Зарина Кафоева, Алибек Бештоев
Источники:
http://vk.com/@kavkazzmusic-svadebnye-tradicii-adygov
http://nazaccent.ru/content/26233-smelye-kak-v-pesne.html
http://papahastories.ru/adyigskaya-svadba/