Братья сальвадор. Биография Сальвадора Дали
Сальвадор Дали
Биография
11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».
Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.
Сальвадор Дали
В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.
Творчество
Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.
Картина Дали «Сумеречный старик»
Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.
Сальвадор Дали в молодости
Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.
Картина Дали «Корзинка с хлебом»
Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.
«Автопортрет» Дали
Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.
Лучшие картины
Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.
Картина Дали «Постоянство памяти»
Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.
В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо – «Сюрреализм – это я!».
Картина Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»
После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.
Картина «Загадка Вильгельма Телля»
За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.
Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».
После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала – Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».
Картина Дали «Сон Венеры»
Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.
Последние годы
В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.
Картина Дали «Слоны»
С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.
Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»
Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.
Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.
Сальвадор Дали с муравьедом
Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.
Дом-музей Дали «Дворец Ветров»
В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.
Личная жизнь
1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни – Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.
После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.
Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.
Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.
Смерть
В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.
Могила Сальвадора Дали
Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.
Биография Сальвадора Дали
Сальвадор Дали (1904─1989) – великий испанский художник и скульптор, писатель, график, режиссёр. Один из самых ярких и талантливых представителей сюрреалистического направления в живописи.
Рождение и семья
В северо-восточной части Испании, неподалёку от Барселоны, есть небольшой городок Фигерас. В самом начале ХХ века, 11 мая 1904 года, в этом местечке появился на свет будущий гений – Сальвадор Дали. Семья его на тот момент состояла лишь из родителей – отца дона Сальвадора Дали-и-Куси и матери доньи Филипы Доменеч. Позже у Сальвадора появилась сестрёнка Анна-Мария.
До этого в семье был уже один сын, но он умер от менингита в 1903 году, немного не дожив до двух лет. Когда будущему художнику было всего 5 лет, во время посещения могилы брата родители имели неосторожность сказать, что Сальвадор – его реинкарнация. С этого момента у Дали появилась навязчивая идея, что родители любят вовсе не его, а старшего умершего брата в лице Сальвадора. Идеи подобного рода будут свойственны гению всю жизнь.
Но родители на самом деле очень любили и Сальвадора, и его младшую сестру. Семья была среднего достатка, папа – зажиточный государственный нотариус, мама занималась хозяйством и воспитанием детей. Отец был атеистом, мать же, наоборот, ─ непоколебимая католичка, благодаря её настоянию дети регулярно посещали церковь.
Детские и школьные годы
Отец с матерью дали детям самое достойное образование, на которое только были способны, учитывая своё материальное положение. В 1910 году мальчика отдали в начальную школу «Непорочного Зачатия» Христианских братьев.
Дали рос очень умным ребёнком, но по непонятным причинам сам утверждал обратное. Он был неуправляемый и заносчивый. Однажды, будучи с матерью на торговой площади, Сальвадор устроил целую истерику из-за леденца. Лавка со сладостями закрылась на время сиесты, но мальчик так орал, что проходившие мимо полицейские упросили хозяина-торговца открыть лавку и продать ребёнку злосчастный леденец. Сальвадор добивался своего любыми методами: капризничал, симулировал, привлекал к себе внимание посторонних.
Из-за такого характера в школе подружиться с ребятами у Дали не получалось. К тому же вести обычную школьную жизнь ему мешали всяческие фобии и комплексы. Ещё со школьной скамьи у него стало проявляться какое-то раздвоение личности. Он играл с ребятами в азартные игры, но когда проигрывал, вёл себя, как победитель. Так и не смог он найти общие грани с одноклассниками и завести симпатию или дружбу хотя бы с одним из них. Странный, чудаковатый ребёнок вызывал у ребятни соответствующую реакцию. Когда дети узнали, что Дали до ужаса боится кузнечиков, они стали ловить этих насекомых и кидать ему за шиворот. У него начинались дикие истерики, что детей забавляло. Одним единственным ребёнком, с кем у Сальвадора сложились хоть какие-то похожие на человеческие отношения, был будущий футболист «Барселоны» Хосеп Самитьер.
Обучение живописи
Талант в рисовании проявился у него с ранних лет, в школьных учебниках и тетрадях на полях он часто рисовал карикатуры, чтобы рассмешить маленькую сестру. Друг семьи Рамон Пишо был художником-импрессионистом, он заметил способности мальчика и помог ему развиваться в этом направлении.
В местечке Кадакесе у моря семья Дали имела небольшой домик. Здесь в 1916 году прошли каникулы будущего художника. Ему нравилось общаться с низшими слоями общества, он подолгу разговаривал с местными рабочими и рыбаками, жадно изучал суеверия и мифологию своего народа. Быть может, уже тогда в его творческий талант вплетались мистические темы.
Параллельно с получением обычного образования мальчика записали в муниципальную художественную школу, где он учился изобразительному искусству. Окончив здесь обучение, он поступил в Академию братьев ордена маристов в Фигерасе, где испанский художник Нуньес обучал Дали методам оригинальной гравюры.
В 1921 году в семье случилась трагедия: от рака умерла мама.
Мадрид
После смерти матери Дали принял решение уехать в Мадрид. Он уговорил отца отпустить его и оказать помощь в поступлении в Академию изящных искусств.
В 1922 году Сальвадор Дали подготовил для вступительных экзаменов рисунок, который оказался слишком мал. Смотритель из Академии сказал об этом отцу Дали, а тот, уже устав от причуд сына, по-хорошему попросил его перерисовать. Времени оставалось три дня, но Сальвадор не торопился писать, чем доводил отца до белого каления. В день экзамена юноша сообщил отцу, что рисунок он сделал, только ещё меньше предыдущего, для родителя такой вызов стал сильным ударом. Но комиссия рассмотрела в работе Дали высокое мастерство и приняла его в Академию.
Он начал учёбу в Мадриде и поселился в студенческом общежитии для одарённых молодых людей. Наряду с учёбой Дали сильно увлекался работами Фрейда, щеголял в обществе, заводил новые полезные знакомства.
Сальвадор много писал в это время, вносил в свои картины новые течения: кубизм и дадаизм.
Но в 1926 году, несмотря на талант, Сальвадора выгнали из Академии за отвратительное высокомерное и пренебрежительное отношение к педагогам. В этом же году он уехал в Париж.
Творческий путь
Во французской столице Дали познакомился с Пабло Пикассо. Под его влиянием создал ряд картин, которые приняли участие в выставках и принесли художнику популярность.
Сальвадор писал в стиле сюрреализма. В его картинах переплетались мифы с реальностью, немалый отпечаток на его творчество наложило глубокое изучение психологии по Фрейду.
В 1937 году художник побывал в Италии, его привели в восторг произведения Ренессанса, после этого в его собственных картинах даже появились правильные человеческие пропорции, но всё равно с сюрреалистическими фантазиями.
В начале Второй мировой войны Сальвадор уехал в США, где прожил до 1948 года. В Америке у него открылся ещё и писательский талант, в 1942 году увидела свет его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Знакомство с Уолтом Диснеем принесло Дали ещё и опыт работы в кино. Режиссёр Альфред Хичкок снимал фильм «Заворожённый», а Сальвадор писал декорации к нему.
Вернувшись в Испанию, художник много работал и, как прежде, покорял весь мир своими работами, выставками и эпатажными выходками.
В 1969 году Дали увлёкся скульптурой, среди самых известных его работ:
- «Гала в окне»;
- «Сидячий Дон-Кихот»;
- «Космический слон»;
- «Лошадь со всадником спотыкаясь».
Невероятная история любви
Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.
Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.
Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.
Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.
Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.
Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда». Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.
Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала – Сальвадор Дали.
Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.
Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».
Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.
Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.
Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.
Последние годы жизни и смерть гения
Дали пережил супругу на 7 лет. После смерти Гала у него была жуткая депрессия, при этом стремительно развивалась болезнь Паркинсона. Он провёл последние годы в затворничестве в замке Пуболе, где под стеклянной крышкой лежала женщина всей его жизни.
Немного писал, но картины были очень просты, и сквозь них повсюду проходила тонкая ниточка скорби.
Со временем он перестал писать, говорить, а потом и двигаться. Старик обезумел, ухаживать за ним практически было невозможно, он кусал медсестёр, бросал в них, что попадалось под руку, кричал.
Он умер 23 января 1989 года. Напоследок эпатировал весь мир своим завещанием – похоронить себя не рядом с любимой женщиной; он просил, чтобы по его могиле ходили люди. В городке Фигерас есть театр-музей Дали, в одной из комнат под полом замуровано его тело…
Сальвадор Дали и призрак, преследовавший его всю жизнь
Эта история началась почти совместно с 20 веком, в одной испанской провинции.
Мальчик лет пяти-шести, стоит перед черно-белой фотографией над кроватью родителей. На фото – его брат, умерший в раннем детстве. И Первое слово, которое он услышал на свете было «Сальвадор», имя его брата.
Сальвадор не прожил и двух лет на свете. Он родился тремя годами ранее и умер ровно за девять месяцев и десять дней до рождения младшего брата. До 11 мая 1904 года.
…Он стоит перед черно-белой фотографией над кроватью родителей. Он не в силах ее изменить, но он сумеет изменить этот мир.
…Как много осталось от этого существа – его брата. Колоссальное наследство. Фотография, одежда, обувь, игрушки, каждодневные нравоучительные разговоры родителей о нем, и…, имя. Его тоже зовут Сальвадор, что по-испански означает спаситель.
И вот два Сальвадора смотрят друг на друга. И каждый хочет другого пригласить к себе.
Сегодня, при посещении могилы ребенка родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация своего старшего брата. Он их правильно понял. Он – спаситель родителей от тоски по потерянному ребенку. Теперь нужно жить не только своей жизнью, но и жизнью брата, и не бояться кузнечиков.
«Засыпаю я с мыслью о том, что моя жизнь реально начнется завтра или послезавтра, или послепослезавтра, во всяком случае скоро (ведь это неизбежно случится)».
Раздвоение личности обретет себя во всевозможных проявлениях. В мыслях, в поведении, в чувствах, в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», а, главное, в сюрреализме, которому он посвятит свою далеко не тайную жизнь. Картина “Незримый человек” – тому подтверждение.
«Еще с самого нежнейшего возраста у меня обнаружилась порочная склонность считать себя не таким, как все прочие простые смертные. И посмотрите, как блестяще мне это удается».али
Дали – это более 1500 художественных произведений: картин, иллюстраций для книг, литографий, графических работ, скульптур и арт-объектов. Он выполнит колоссальное количество работ. И когда он создаст полотно «Взрывающаяся голова Рафаэля» – будет ясно, насколько близко ему такое восприятие художника.
Дали – это перевоплощение. Он всерьез будет биться за то, чего не хватило брату – за детство, хотя бы в мыслях.
И всякий раз станет говорить разные чудаковатости, совершать эксцентричные и абсурдные поступки, лишь бы отстали с дурацкими расспросами. Смерть отняла детство его брата, а родители отняли детство у него самого. Они ему явно мстили, в надежде, что произойдет перевоплощение Сальвадора, того самого.
Он спасает родителей – ему же справиться с этим кошмаром может помочь лишь сюрреалистическое отражение реальности.
«Вынужденное отождествление с умершим человеком означало, что истинный образ моего тела был связан с разлагающимся, гниющим, мягким и червивым трупом…».
Испытание началось. Испытание для чувствительной, слегка безумной и эксцентричной натуры художника. Оно будет заключаться в постоянным присутствии где-то поблизости незримого двойника. Даже часы, отсчитывающие время испытания, станут плавиться, как пластилин на солнце. Он пишет “Осенний каннибализм”.
Когда Гарсиа Маркеса спросят о его романе «Сто лет одиночества» он скажет: «В каждом герое романа есть частица меня самого». Так у Дали, в каждой картине есть частица художника, и того самого призрака, который будет преследовать его всю жизнь.
…В 1925 году он пишет портрет отца.
«Когда он смотрел на меня, он видел меня и моего двойника. В его глазах я был наполовину одним человеком, наполовину чем-то большим».
В 1930 году отец отречется от Сальвадора. Когда-то они помирятся, но любовь отца к первому сыну всегда будет создавать особый контекст его отношения ко второму.
1963 год. Позади все крупнейшие полотна – Дали принимается за “Портрет умершего брата”. С помощью техники точек он сотворит ему взрослое лицо. Почему он выберет прием из поп-арта, да еще добавив пейзаж?
Одна из версий. Усилено ощущение призрачности мальчика, да еще с волосами, которые образуют крылья ворона, птицы – вестника смерти.
Так он обозначит избавление от наваждения – двойник перенесен на холст.
А что творилось в душе? Он приподнимет кулису в другой картине «Ловля тунца» (1966—67 гг.), где наваждение воплотится в гигантской рыбе, с которой бьются рыбари, и вонзают в ее тело сверкающий кинжал, и лазурно-голубое море наполняется красной кровью. Это огромное полотно имеет размер 303 × 404 см и несет в себе разные жанры. Кроме сюрреализма, эпическое искусство, пуантилизм, ташизм, поп-арт, оптикал-арт и психоделика. Убийство призрака позволило ему выйти из рамок сюрреализма, так сказать, порезвиться напоследок.
…Но призрак вернется. В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. От него уезжает Гала. Да и кисть уже в руках не держится. А в четверг, 30 августа 1984 года, перед рассветом, кровать Дали вдруг начинает тлеть. Комната наполняется дымом. Он пытается кричать, сползает с кровати и теряет сознание…
Впереди пустота. Гений несколько лет будет барахтаться у огонька оставшихся сил. Пока призрак не унесет его с собой.
Источники:
http://24smi.org/celebrity/4045-salvador-dali.html
http://stories-of-success.ru/salvadora-dali
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7da2233dceb721f544712a/5cd94cf2901a5900b23c8c29