0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богиня нюйва лепит людей из глины.

Богиня нюйва лепит людей из глины.

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 589 562
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 321

В. В. Ежов, И. О. Родин

Мифы Древнего Китая

© ООО «Родин и К», 2003

Пожалуй, нет ни одной древней цивилизации, которая бы вызывала столь пристальный интерес, как цивилизация Древнего Китая. Причем интерес этот особенный, отличающийся от того, который проявляют исследователи и все, кто интересуется вопросами происхождения культуры, к, скажем, Древнеегипетской цивилизации или к цивилизациям Месоамерики. Древнекитайская цивилизация уникальна тем, что дошла до нас в непрерывной традиции, что она не является результатом только археологических и антропологических разысканий на руинах погибшей культуры, но познается как органический, живущий и поныне феномен, входящий составной частью в культуру нынешнего Китая.

Это указывает на своего рода уникальную живучесть мировосприятия китайцев, дает пример культурного развития без радикальной ломки устоев прошлого во имя утверждения настоящего, пример относительно мирного сосуществования и ассимиляции не только различных религий – даосизм, буддизм, конфуцианство – но и мировоззренческих систем различных этапов развития общества (тотемизм, шаманизм). Для мировосприятия китайцев вообще всегда была чужда религиозная нетерпимость (исключая, пожалуй, лишь XX век, ознаменовавшийся «культурной революцией»). В отличие от хритианства и ислама, считающих своим долгом навязывать свои религиозные догмы остальному миру (идея мессианства), китайцы (как и большинство народов Востока) никогда не боролись с чужими богами. Они скорее были готовы включить их в свой и без того крайне многочисленный пантеон, лишь бы не нарушать общественного равновесия. Вероятно, это происходило из-за того, что религиозным системам, бытовавшим в Китае, во все времена был чужд жесткий монотеизм (т. е. признание единого верховного божества), свойственный христианству и исламу. Верховное космическое божество у китайцев никогда не было персонифицировано. Скорее, это было некое высшее начало, источник всего, которое не может быть познано (то, что у даосов, например, называлось «уцзи»). Так что китайцы поклонялись, можно сказать, даже не самому божеству, а его различным проявлениям в окружающем мире. Это могло быть что угодно – от грозного явления природы и болезни до странно ведущей себя бытовой утвари или рождения близнецов. Если некоторому количеству людей это высшее начало являлось в каком-то неведомом ранее виде, это было достаточным основанием для «канонизации» данного явления, возведения кумирни и основания соответствующего культа. Отсюда – своего рода беспрецендентный религиозный демократизм, столь чуждый западному миру. Божества были для китайцев своего рода каналами, связывающими миры, при помощи которых вышее начало могло проявляться в нашем мире и по которым, соответственно, можно было возносить молитвы, приносить жертвы, уведомлять о тех или иных своих пожеланиях – одним словом, общаться с высшим началом. В соответствии с этим, божества могли иметь множество имен, так как проявления высшего начала могли быть самыми различными. «Какая разница кому поклоняться – имена могут быть самыми различными, ведь важно не имя, а то, что за ним стоит», – вполне мог бы сказать каждый из китайцев. В соответствии с этой логикой, идея единобожества (и уж тем более мессианства) показалась бы китайцам чистешей воды нелепостью, или – в лучшем случае – какой-то разновидностью идолопоклонства. Именно поэтому основные коллизии в религиозных системах Китая разворачивались не вокруг вопроса кому поклоняться и как, но в вопросах проведения божественной воли в земной жизни. Как придать миру вокруг и, соответственно, обществу, вид божественной красоты и совершенства? Как уподобить мир Великому Творению, в котором царят гармония и равновесие? С теми или иными поправками все религиозные системы Китая отвечали на этот вопрос одинаково: при помощи самосовершенствования. Для даосов это был путь постижения Дао, для буддистов – постепенное слияние с изначальной сущностью мира (достижение состояния будды) и погружение в нирвану, для конфуцианцев – путь «идеального мужа», свято соблюдающего установления (правила) ли. Примечательно, что во всех этих случаях человек не был рабом бога, но всегда занимал позицию волящего субъекта – от выбора самого пути самосовершенствования до скорости передвижения по нему. Замечательно также и то, что человек изначально наделялся возможностью стать одним из «мест» проявления высшего божества, т. е. он вполне мог достичь «божественности» благодаря самосовершенствованию, и в том случае, если он делал это успешно, его вполне могли причислить к «лику святых». У даосов такой человек становился бессмертным, у буддистов – буддой, у конфуцианцев – «идеальным мужем» (правителем, чиновником и проч.) и вполне заслуженно занимал свое место в пантеоне. Идея изначальной греховности (первородного греха) человека, свойственная западным религиозным системам, никогда не была на Востоке среди определяющих. Соответственно, не было идеи изначальной вины и, как следствие, – идеи искупления. Даосские аскеты не умерщвляли плоть во имя искупления мнимых грехов, а наоборот – укрепляли ее путем пробуждения духа. Так, даосы верили, что существует возможность обрести бессмертие на уровне физического тела, полностью подчинив его укрепленному духу, они считали, что тело в этом случае приобретает совершенную пластичность, т. е. возможность трансформироваться во что угодно на материальном уровне. Другими словами, это была лишь техника самосовершенствования, а не добровольное принятие на себя наказания во искупление изначальной греховности человеческого существования. Аналогично самоистязания у индуистов никогда не были самоцелью (т. е. способом искупления грехов), но лишь методикой достижения экстаза и вхождения в состояние измененного сознания для приобретения и демонстрации сверхвозможностей. Правда, идею мироотрицания, хотя и в существенно ином виде, мы находим в буддизме, который считал существование, т. е. проявленность в материальном мире, изначальным злом. Однако если мы внимательно посмотрим на систему основополагающих ценностей буддистов, мы увидим, что существенно они отличаются лишь в одном пункте: буддисты вводят в свою систему понятий идею высшего божества, т. е. дают ему определение (давать определение – не значит персонифицировать), что всегда оставалось за скобками в даосизме (непостижимое Дао), а тем паче в конфуцианстве и более ранних религиозных системах. Основой материального мира, самого его существования, издревле считался дуализм, т. е. наличие во вселенной противоположных начал (инь и ян). Согласно космогоническим представлениям, до них существовало единое, нерасчлененное состояние бытия (у даосов именуемое «тайцзи»), из которого путем изначальной вибрации возникли противоположности (инь и ян), в свою очередь породившие весь материальный мир. Если в остальных религиозных системах верховное, изначальное божество оставалось «за скобками» и речь шла лишь о «земных» небесах, о гармонизации взаимодействия инь и ян и, соответственно, приведении в равновесие человеческого бытия, то буддизм в качестве своих небес признает уже не земные небеса, а находящиеся неизмеримо выше, и божеством, которому следует уподобляться, избирается уже не «небожитель», а «начало мира», первопричина и источник всего. Далее следует довольно простое умозаключение. Если уподобиться богу – значит стать Единым (т. е. вернуться в первоначальное состояние), то следует прекратить в себе борьбу противоположностей и остановить непрерывную цепь воплощений в материальном мире (инкарнаций). Но поскольку мир – есть воплощение единства и борьбы этих начал, то следует максимально ограничить свое взаимодействие с этим миром, так как он поселяет эту борьбу и внутри человека (проявлениями этой борьбы буддисты считали эмоции, чувства, желания, называя их «волнениями дхарм»). Отсюда – идея отрешенности от мира, молчания сознания и проч., а в конечном итоге – слияние с Единым, т. е. преодоление дуализма (проявленности), обретение изначальной цельности. Таким образом, вектор устремлений буддистов оказывается направлен лишь на иные «небеса», в то время как суть мировоззрения у них остается прежней – в их системе человек тоже является волящим субъектом, цель которого состоит в воплощении в себе божества, в максимально возможном уподоблении ему. Как видим, к теме «искупления» и «мироотрицания» в христианско-иудейском понимании все вышеизложенное не имеет ни малейшего отношения. Если совсем кратко формулировать разницу между западным и восточным религиозным мироощущением, то это можно было бы сделать так: восток – жить во имя того, чтобы воплотить в себе бога (стать богом), запад – жить во имя того, чтобы бог тебя простил. Не составляет труда подметить, что разница в этих двух положениях заключается в смещении субъектно-объектных отношений. В первом варианте человек является в гораздо большей степени субъектом, чем во втором. Во втором случае волящим субъектом мыслится лишь бог (который волен прощать или нет), в то время как человек – безусловный объект его волений. Свобода человека здесь ограничена произволом верховного божества, и воля человека направляется лишь на выбор способа и поддержание большей или меньшей интенсивности вымаливания прощения. Выражаясь в понятиях китайской философии, подобная расстановка сил свидетельствует о том, что в востоке в большей степени выразилось начало «ян», а в западе (стороне света, где заходит солнце) – соответственно, «инь» (что, к слову сказать, неоднократно упоминается в древних китайских источниках).

Читать еще:  История изобретения ножниц. Швейное дело

Миф о Нюйве — богине, сотворившей людей

Нюйва, в древнекитайской мифологии женское божество, «сотворившее все вещи в мире», в облике полуженщины-полузмеи. Согласно мифам, Нюйва лепила людей из глины, но так как работа была весьма сложна и трудоемка, богиня стала опускать в глиняную жижу веревку и, выдергивая, стряхивать ее. Из летевших на землю комочков получались предки людей бедных и низкородных. Знатные и богатые произошли от тех глиняных фигурок, которые Нюйва вылепила своими руками.

Нюйва также является героиней мифа о починке небосвода. Богиня расплавила разноцветные камни и укрепила ими небо, затем отрезала ноги у гигантской черепахи и подперла ими небеса с четырех сторон, установив космическое равновесие и всеобщую гармонию.

В паре с Нюйвой фигурирует Фуси, оба — в облике человекозмеев, причем хвосты их переплетены, что символизирует супружескую близость. Согласно мифам, соединение спасшихся от всемирного потопа брата и сестры — Фуси и Нюйвы — в супружескую пару произошло для возрождения погибшего при катастрофе человечества. В одном из популярных мифов говорится о том, как в давние времена крестьянин засадил в клетку бога грозы Лэйгуна, и на земле тотчас прекратились дожди. Когда на следующее утро человек отправился на базар за приправами, чтобы приготовить блюдо из бога грозы, его дети, девочка и мальчик, нарушили строжайший отцовский запрет, дали пленнику воды. Он снова стал могучим и вырвался из клетки. В благодарность бог оставил детям свой зуб и велел посадить его в землю. Через несколько часов из зуба выросла огромная тыква. Начался сильный дождь, и вся земля скрылась под водой. Дети спаслись в тыкве, а отец построил лодку. В ней он вместе с водой поднялся до небес и попросил властителя неба прекратить потоп. Бог внял его мольбам; вода исчезла, лодка разбилась о землю и человек погиб. Дети остались живы, так как тыква смягчила их падение. Их, единственных переживших страшный потоп, называли Фуси. Повзрослевший юноша предложил сестре стать его женой и родить детей. Сначала она решительно отказывалась, но затем уступила при условии, что он сумеет догнать ее. Так возник древний китайский брачный обычай: жених должен догнать невесту. Впоследствии эта женщина приняла имя Нюйва.

Читать еще:  Игровой автомат Marco Polo (Марко Поло) онлайн.

Согласно другой версии предания, и мужчина и женщина хотели пожениться и иметь детей, но должны были получить разрешение богов, так как брак брата и сестры является кровосмешением. На вершине горы каждый из них разжег костер и дым костров соединился; Фуси и Нюйва посчитали это добрым знаком, и вскоре Нюйва родила кусок плоти. Фуси топором разрубил его на множество маленьких кусков и по лестнице взобрался с ними на небо. Однако резкий порыв ветра разнес куски плоти по всей земле. Упав, они превратились в людей. Таким образом на земле появился человеческий род.

Немножко мифологии. Нюйва.

Приветствую! Т.к. у меня с каждым постом прибавляются подписчики, то считаю своим долгом им (и просто зрителям «свежего») ещё что-нибудь поведать. Например, с детства я очень любила мифологию. Первой моей книгой в начальных классах была «Мифы и Легенды Древней Греции и Рима». И вот, спустя годы, любовь к мифологии так и не утихла. Изучала Японию, теперь вот Китайскую изучаю. Одно время хотела на ютубе рассказывать, что вычитала из этого интересного, но оборудования нет, да и контент мало кому зайдёт, полагаю. Но не пропадать же тексту зря? А вдруг зайдёт такое? Вот и проверим 🙂

Сегодня я хочу рассказать вам об одной из моих любимых богинь Китайского пантеона — Нюй-ва.
Нюйва одна из великих богинь китайского (даосского) пантеона. Считается создательницей человечества, спасительницей мира от потопа, богиня сватовства и брака. В китайской транскрипции имя читается как Нюгуа, где Ню — женщина, а Гуа — обозначает улиткооборазное существо (не спешите засыпать). Согласно древнекитайским воззрениям, некоторые моллюски, рептилии и насекомые способны менять свою кожу (чешую, панцирь), что ведёт к омоложению или даже бессмертию. Оттуда и произносится Нюйва как Нюгуа. Нюйва изображается, обычно так:

Немножко встратенько, но я нашла версию симпатичнее:

Другое дело. Продолжим.

Считается, что Нюйва переродившись 70 раз, преобразовывала , ни много ни мало, Вселенную, а образы, которые она принимала давали начало живущим ныне существам на земле. Но это не значит, что Нюйва сотворила Вселенную. Она создала все вещи на земле и стала прародительнецей людей, которых слепила из глины и дерева, но! Никак не Вселенную.
Ещё один интересный факт — так как её создания из дерева и глины умирают, не оставив потомства, что не давало никакого профита Вселенной, она научила их соитию и различным брачным ритуалам, вероятно, предварительно натренировавшись с братом. Да-да, то самое семейное дело, о котором позже расскажу.
Нюйва настолько мощная богиня, что из своих внутренностей (а если быть точнее — кишечника) она сумела породить ещё 10 божеств. Но, это хоть и интересная заслуга, но не такая важная, как создание человечества. За ней так же закреплена заслуга разделения людей на высших и низших. Как это происходило? Из жёлтой глины аккуратно и кропотливо она лепила высших людей. Жёлтый цвет в Китае считается цветом небесных и земных императоров. Соответственно, правящие верхушки Китайской империи были вылеплены именно из жёлтой глины руками самой богини. Но, так как работа была весьма трудоёмкой и сложной, богиня психанула и начала в глиняную жижу опускать верёвку, а затем просто стряхивать её, и из получившихся комочков глины появились предки бедных и низкородных. За что ей бедные и низкородные, сомневаюсь, что сказали бы спасибо. Ну да ладно.
Богиня Нюйва и её брат Фуси считаются первой божественной супружеской парой. Именно её брат Фуси отождествляется с одним из первых императоров. Их часто изображают вместе с переплетёнными змеиными хвостами, либо лицом к друг другу, либо отвернувшихся.
В её честь строились храмы, где во втором месяце весны приносились обильные жертвы и устраивались праздники бракосочетания. В позднем Китае уже изображения Нюйвы и Фуси высекались на надгробных плитах для защиты могил. Так же упоминается предположение, что Фуси и Нюйва стали относительно поздней парой. Возможно к рубежу нашей эры. Согласно «Ду и чжи» («Описание неповторимого и странного») Ли Жуна (примерно 9 в. н.э.), когда вселенная была только что создана, Нюй-ва жила со своим братом (подразумевается Фу-си) в горах Куньлунь. На тот момент людей ещё не было. Они решили стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат привёл Нюй-ву на вершину Куньлуня и произнёс заклинание: «Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет, — пусть дым рассеется». Дым поднялся столбом (шишка встала.джпг). Тогда Нюйва приблизилась к брату, умудрившись при этом сплести из травы веер, чтобы прикрыть смущённое лицо. Обычай держать на свадьбе веер, как раз отсюда и произошёл.
По другим мифам Нюйва является спасительницей земли от катастрофы, когда небесный огонь и потоп могли уничтожить всё живое. В книге Ле-цзи, которая буквально переводится как трактат учителя Ле, было написано, что когда четыре опоры, на которых, собственно, держалось небо, были сломаны (по одной из версий — эпичная битва, богов), так вот! Нюйва не расстерялась! Собрала камни пяти разных цветов, расплавила их и залатала дыры в небосводе, откуда валился огонь. Но на этом беды нашей планеты не закончились. Опор ведь под небосводом нет. Сломаны. И тогда Нюйва обрубила НОГИ ГИГАНТСКОЙ ЧЕРЕПАХЕ АО (имя такое, а не Акционерное общество) Черепаха, которая мирно плавала в море, у которой на спине три священные горы — Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, где живут бессмертные. И этими ногами бедной черепашки укрепила небосвод. Однако, несмотря на всю её мощь и дар к аккуратной работе руками, она умудрилась кривовастенько укрепить небосвод, из-за чего он собственно покосился и земля уехала вправо, а небо влево. Именно поэтому реки в поднебесной текут на Юго-Восток. Маленькое последствие ремонта небосвода.

Читать еще:  Красивые чилийки. Красивые места чили

Итак, почему мне нравится эта богиня? На счету Нюйвы не мало важных для нашей Вселенной заслуг. Она породила множество существ, в том числе и людей, научила их соитию (низкий поклон госпоже), спасла Землю от последствий битвы богов, и не застремалась стать супругой своего брата. Хотя последнее, такая себе заслуга. Но, опять же, если бы они не стали, кхэм кхэм, супругами, да? Как бы она научила людей делать потомство там и всё такое. М? Опыты и наблюдения — один из главных, по-моему, источник знаний.
На этом всё. Спасибо за внимание, если дочитали. Если зайдёт, то продолжу свою деятельность.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=627096&p=12
http://russian.cri.cn/life/lady/342/20170712/9404.html
http://pikabu.ru/story/nemnozhko_mifologii_nyuyva_6669216

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector