0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Базаров молодой человек. Базаров — новый человек

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева. Трагизм образа Базарова

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» — уникальный для русской литературы. Он рисует типаж русского образованного разночинца, и этим объясняется феноменальная популярность произведения среди молодежи конца XIX века. Иван Сергеевич Тургенев продолжил пушкинскую литературную традицию изображения «героя нашего времени».

Современный аспект

Классик был прозорлив, создав актуальный и в наше время образ. Российское общество после отмены крепостного права стремительно менялось.
На арену общественной жизни вышли принципиально другие, отличные от дворян образованные люди – разночинцы. Происходила демократизация государства, исковерканного непозволительно затянувшимся во времени узаконенным рабством. Удивительно ли, что новые люди XIX века – разночинцы, находясь посреди снобистского, ханжеского окружения, зачастую выбирали радикальный путь отрицания опостылевшей морали вельмож и аристократов? Как это похоже на современных ребят-неформалов!

Базаров – человек будущего?

Тургенев, несомненно, выступает новатором, введя образ Базарова в романе «Отцы и дети». Для более полного, глубокого восприятия этого персонажа предложим литературную аналогию. Например, роман братьев Стругацких «Отягощенные злом». В нем боги – творцы мира — убеждаются в своем бессилии: начатое с благой целью любое дело приносит зло. Поэтому они превращают в нового Христа учителя Носова Георгия Анатольевича. Чем он подобен Базарову? Тем, что оба они – носители и проводники будущего, присланные в настоящее, непонятые, безвременно погибшие. Однако, образно говоря, их следы на песке не затеряны, они остались, они видимы другим.

Характеристика персонажа

Как появился образ Базарова в романе «Отцы и дети»? Прототипы его уже были в классической русской литературе. Например, трагический в личной жизни критик Добролюбов, выражавший «совесть народную». Однако реальный прототип Евгения Базарова, к сожалению, остался неизвестен. По воспоминаниям самого Тургенева, им был земской врач – попутчик в поездке по железной дороге, разговор с которым буквально потряс писателя.

Происхождение

Достаточно подробно раскрывает роман «Отцы и дети» образ Базарова. Это врач во втором поколении, его отец – полковой лекарь Василий Базаров, мать, Арина Власьевна, вышла из обедневших дворян, во владении которых осталось около двадцати душ (фактически – хутор). Выбрав отцовскую жизненную стезю, Евгений получает университетское образование. Во время учебы этот харизматичный лидер, увлеченный теорией нигилизма, подружился со своим сверстником, дворянином Аркадием Николаевичем Кирсановым. В XIX веке приятельские отношения выражались во взаимных визитах. Принцип «мой дом – моя крепость» на Руси тогда был не в чести, преобладало хлебосольство. Поэтому вполне естественным шагом для дружбы молодых людей стало приглашение Аркадия погостить в имении отца. Таким образом и происходит завязка сюжета романа «Отцы и дети».

Образ Базарова раскрывается во время пребывания героя в имении Кирсановых. У Евгения происходит мировоззренческий конфликт с отставным офицером, достаточно гордым аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

Читать еще:  Сарафаны из шерсти для офиса. Офисные сарафаны.

Студент морально выше аристократа

Эгоистичный и вспыльчивый брат хозяина имения Марьино ненавидит молодого лекаря, и когда возникает формальный повод (Базаров невинно целует Фенечку, гражданскую жену Николая Петровича), вызывает молодого человека на дуэль. Причем вполне искренно желает убить его. В отличии от своего оппонента Евгений проявляет великодушие. Он, очевидно, стреляя метко, с точностью медика всаживает пулю в ляжку промазавшего Павла Петровича. Цель этого выстрела – не принести вред, а оставить «метку на память».

Тургенев, раскрывая образ Базарова, подводит читателя к парадоксальной ситуации. Разночинец-нигилист оказывается выше и духовнее увлекающегося искусствами дворянина. Вместе с тем именно во время пребывания в имении Кирсановых проявляется трагизм образа Базарова.

Базаров и враждебный социум

Тургенев обнажает противоречие российской действительности: большинство хозяйственно активного населения страны составляют крестьяне, а общественно активного — дворяне.
Молодой нигилист в большей мере, чем аристократы, понимает крестьян и сочувствует им. Ведь он генетически связан с людьми, обрабатывающими землю.

Такие люди, как Базаров, кажутся аристократам смутьянами, потому что несут в себе мощный заряд потребности служения всему обществу. Дворяне же предпочитают односторонний процесс: чтобы чернь (большинство людей) служила им. Это — мировоззренческий конфликт, и пребывающий в нем Базаров не может себя чувствовать комфортно.

Трагизм образа Базарова раскрывается и в истории любви героя к вдове Одинцовой Анне Сергеевне. Образованная поместная дворянка проживает в своем имении Никольское, куда и приезжают медики Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Ее красота и ум потрясли нигилиста, он начинает понимать, что любовь выше всякого отрицания действительности.

Анна Одинцова

Анну Базаров как мужчина заинтересовал, однако женщина опасается за свой дальнейший душевный комфорт. Читатель видит, как в глазах Анны некрасивый, бесцветный на первый взгляд облик Евгения с неправильными чертами преображался и наполнялся внутренней силой, убежденностью, уверенностью в себе. Образ Евгения Базарова — пример нового поколения, желающего изменить Россию. По мнению классика, только любовь действительно служит и жизни, и развитию.

Анна Одинцова, откровенно говоря, боится одержимой направленности на «службу обществу» молодого человека. Она – женщина дворянского менталитета, неспособная стать женой-соратником. А именно в такой спутнице (подобной Ольге Ильинской из романа «Обломов») нуждается главный герой произведения.

В то же время Аркадий в Никольском знакомится со своей будущей женой, сестрой Анны, Катей. Им сойтись проще, они люди одного круга.

Базаровым по силам изменить Россию!

Образ Евгения Базарова отличен от всех предыдущих «героев времени» в русской литературе. Нигилист компетентен в сельском и приусадебном хозяйстве, он знает, как сделать жизнь краше. Едва прибыв в Марьино, имение Кирсановых, Базаров со знанием дела подсказывает, что и где следует посадить, как лучше организовать быт. Причем вчерашний студент – не просто советчик. У него самого золотые руки — Базаров мастеровит.

Евгений, не заигрывая с дворовыми, общается с ними в грубоватой народной манере. Он говорит мало, но по существу. За это и приобретает среди слуг авторитет знающего и дельного человека. Это – не мягкий Николай Петрович, которого любят, но над которым втайне посмеиваются. Это – не Павел Петрович, которого боятся и не приемлют (не случайно после дуэли он уезжает из России). Ему дано совладать с людьми.

Читать еще:  «Тихий Дон» издадут без цензуры. Из досье «кп»

Тургенев подводит к мысли о том, что базаровы способны изменить Россию! Хотя по житейской логике настоящее место Евгения – за операционным столом.

Россия, освободившаяся от крепостного права

На то, что Россия в XIX веке двигалась в грядущее параллельными курсами с Европой, указывает нижеприведенное сравнение. В конце XIX века огромная страна, потенциально обладающая огромными творческими силами, бросилась вдогонку за прогрессирующим обществом западных стран. Оковы рабства более не сдерживали ее.

Настало время людей — проводников прогресса. При этом характерно, что образ Базарова в романе «Отцы и дети» перекликается с персонажами классической европейской литературы.

Евгений Базаров и Джен Эйр

Знаменитый роман Шарлотты Бронте вышел в свет за 14 лет до тургеневского. Примечательна общая направленность произведений, особенно если абстрагироваться от различий пола главных героев. Оба автора выносят на всеобщее обозрение не только носителей новых общественных отношений и новой морали, но людей одухотворенных, образованных, деятельных. Вокруг них ощущается мощная жизнеутверждающая аура, которая притягивает здоровые силы общества.

Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» подобен образу Джен Эйр. Базаров гибнет, заразившись во время практической врачебной деятельности. Джен Эйр же становится единственным утешением для обнищавшего, ослепшего, покалеченного дворянина, мистера Рочестера. Однако, несмотря на трагизм, у читателя напрашивается вывод: эти образованные бунтари своим интеллектом в перспективе все-таки искоренят те родовые привилегии феодалов, которые несут другим людям дискриминацию.

Какие черты «нового человека» в образе Базарова. (см) какой ответ?

Полный вопрос звучит так.

Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает И.С. Тургенев? (По роману «Отцы и дети».)

Вопрос относится к вопросам ЕГЭ по литературе, формат задания — сочинения С5.

Просьба давать ответы в соответствии с критериями оценивания развернутого сочинения.

В романе «Отцы и дети» Тургенев создал неоднозначный образ главного героя. Для того, чтобы это доказать, следует внимательно ознакомиться со статьей Д.И.Писарева «Базаров», а конкретнее- с Х и ХI главами этой статьи.

В главе ХI кратко говорится об отношении автора к созданному им типу. Отношение Тургенева к Базарову в процессе работы над романом менялось в лучшую сторону:

«Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в пух и прах, а вместо этого отдал ему полную дань справедливого уважения»,

Сначала Тургенев, как истинный представитель своего класса, руководствовался «предвзятой» идеей — неприязнью к разночинцам, непризнанием их как общественной силы. Но будучи реалистом, он видел эту силу в жизни и не мог не показать ее.

Чтобы понять отношение Тургенева к герою, нужно обратиться к диалогам и спорам Базарова и Аркадия, Базарова и старших Кирсановых, в его отзывах о Ситникове, Кукшиной.

По его мнению, это люди, которые сидят в бездействии и проживают свою жизнь, не видя в ней цели.

Базаров не признает авторитетов, сложившихся в дворянском обществе. Он, как и его единомышленники, разночинцы-демократы, убежден, что «сначала надо все расчистить». Базаров-это человек дела, он занимается естественными науками, он убежден, что труд — это основа жизни. И этим герой глубоко симпатичен Тургеневу. Но в то же время Тургенев отрицательно воспринимает то, что герой презирает как русский народ за отсталость, темноту и рабство,так и дворян, как пережиток прошлого, абсолютно бесполезный класс. Базаров не признает ни авторитетов, ни искусства, ни любви, ни красоты природы. Для него

Читать еще:  Рисуем обезьянку на новый год.

Базаров атеист и материалист, чем и гордится.

Пожалуй, эта гордыня раздражает Тургенева. Атеист, не признающий авторитетов, не имеющий родственных чувств к родителям, черствый прагматик,- такой Базаров неприятен Тургеневу.

Но постепенно Базаров меняется в лучшую сторону. Любовь к Одинцовой, помощь Фенечке, и, наконец, заражение и близость смерти делают Базарова человечнее и мягче и в то же время образ его становится трагичнее. Он стоял в преддверии будущего, но напрасно погиб, хотя и не изменил при этом своим убеждениям.

Противоречивость образа героя — это символ конфликта идеала и иллюзий, в которых отразилась эпоха 60-х годов ХIХ века.

Именно эта противоречивость и проявилась в отношении Тургенева к своему герою.

Евгений Базаров – «новый человек» (Образ Базарова) (Тургенев И. С.)

Роман «Отцы и дети» является одним из самых знаменитых произведений И.С.Тургенева. Главный герой – Евгений Базаров – удивительная личность. Он разночинец и демократ, то есть представитель той новой силы, которой суждено было вскоре сыграть важную политическую роль в общественном развитии России. Базаров – основной и единственный выразитель демократической идеологии в романе.

Герой произведения трудолюбив, имеет способности к точным наукам, обладает огромной силой воли и может влиять на окружающих людей.

Он постоянно стремится к чему-то новому, неизведанному. Любит науку, построенную на экспериментах. Природу считает не «храмом», а «мастерской», работником в которой является человек. Базаров не признает любви, для него она – обычная химическая реакция между мужчиной и женщиной. Поэтому он не признает романтических отношений, называя их «чепухой» и «художеством».

Герой романа – практик. Он не признает косность и рутину и является врагом науки, оторванной от жизни. Также Базаров ратует за конкретные ремесла, которые мог бы усвоить народ.

Базаров – сын лекаря. И хотя мать его – дворянка, потомственным дворянином он не является. Но герой не жалеет об этом и называет себя «будущим лекарем».

Он отличается простотой в общении, несмотря на то что раздражает людей своей самоуверенностью и самолюбием. Часто герой бывает циничным и насмешливым.

Базаров – нигилист. Он ничего не признает, не склоняется перед какими-либо авторитетами. Несмотря на это, в его характере много противоречий. Презирает женщин, называет их «бабами», но любит красивых девушек. Не верит в медицину, хотя сам учится на врача.

Базаров отличается от остальных героев произведения. Он прямолинеен и независим. Честен с окружающими. Герой не боится высказывать свою точку зрения, всегда приводит аргументы в защиту. Он легко находит общий язык с крестьянами, хотя с людьми своего круга часто бывает груб и насмешлив.

С течение времени взгляды героя романа меняются. Обладая противоречивым характером, он не может противостоять любви к Одинцовой и постепенно отказывается от своих прежних убеждений. К сожалению, все это не влияет на него положительно. Базаров лишается веры в народ, в будущее России. Тем самым он делается непохожим на подлинных революционных демократов. Впадает в депрессию, понимая, что одинок и не нужен никому, кроме своих родителей.

Таким образом, мы видим, что Базаров – личность сложная, противоречивая, интересная. Именно поэтому образ этого героя для многих людей является настоящей загадкой, которую очень хочется разгадать и понять.

Источники:

http://www.syl.ru/article/173119/new_obraz-bazarova-v-romane-ottsyi-i-deti-turgeneva-tragizm-obraza-bazarova
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1025374-kakie-cherty-novogo-cheloveka-v-obraze-bazarovasm-kakoj-otvet.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=17224

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector