2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Башкиры происхождение народа. Древние башкиры

Башкиры происхождение народа. Древние башкиры

10 февраля 2017

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических «степняков», и людей с восточным типом внешности, и русоволосых «европейцев». Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название «башкиры» вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: «Главный волк», «Пчеловод», «Глава Урала», «Главное племя», «Дети богатырей».

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в «Армянской географии» того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк менэн Хыухылу» и др.

Башкиры, происхождение великого народа.

Сразу необходимо уточнить для всех: термин башкарт имел только территориальное значение. Так называлась земля, Урал. Имеется дословный перевод термина башҡарт — начальная земля, основа, начальный надел земли. Именно поэтому в немецком языке Urajt — прежний, древний, старый. Многие, услышав о родстве венгров и башкир начинают крутиться как уж на сковородке, верещат, словно ошпаренные кипятком, хотя ни к венграм, ни к башкирам отношения не имеют. Действуют по принципу, лишь бы у соседей хорошо не было. Даже согласны на микроинсульт, лишь бы у соседа, как вариант, у тещи он случился в десятикратном размере. Однако, не только мадьяры выходцы с уральской земли, но и многие другие. Они, эти выходцы, выполняли определенное задание и, как правило, это юноши числом небольшим, до тысячи.

Следует повторить: Башҡарт это основание, начальная земля. Термин баш имеет несколько значений, не только голова, глава но и «начало». Говоря по иному Башҡарт — «Тәүге ер». Не сильно углубляясь в мифологию, следует пояснить, что в представлении древних земля это лежащий на спине человек, ер, эр, ир, man. И люди телохранители этого человека, более того, его дети. Именно об этом речь, когда башкиры называют себя «әҙәм балаһы». Вовсе не о библейском адаме, как многие могут подумать. Хотя, безусловно, библейский Адам также имеет отношение к этому, как первый человек, хоть и изгнанный из Рая, согласно библейскому сюжету. Однако, изгнанником мог быть не сам Адам, а его сын Каин, убивший собственного брата, т.к. адам — это отец, дословно «отец мой», то же, что otto. В башкирском языке телохранитель үнгәр или нөгәр. И так, запоминаем: үнгәр и нөгәр. Как левый и правый; левая рука, правая рука; руки и ноги; правое плечо, левое плечо. Правда, в связи с поздним обожествлением коровы, в виду ее ценности, стали применять термин үнгәр в значении пастух, ковбой. Также үнгәр и нөгәр коррелируют с исламскими терминами Мункар и Накир, стоит сравнить фонетику, т.к. это не простое случайное совпадение. В исламской эсхатологии это ангелы, которые допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. Имена Мункара и Накира часто упоминаются в Сунне, но не встречаются в Коране.

О мадьярах и о том, что их называли баiкартами или паскартами рассуждений много, но не понимают, каким образом могут связаны термины мадьяр, венгр и башкарт. Все просто, первое поколение мадьяр, переселившихся с уральского региона, еще называли башкартами. Но затем, это уже утрачивало актуальность. Сохраняется вариант үнгәр — телохранитель, но уже в другом значении, венгр либо пастух, либо вовсе варвар, вандал. Вероятно, тип хозяйствования отгонное скотоводство и дает возможность сохранить термин, русс. вариант венгр. И сколько угодно могут верещать, что венгры это угры, но остается главное, то, что их называли башҡартами или с оглушением согласного paschqart. И это результат проживания их предков на Урале. Язык, как и расовый тип абсолютно не показатель, все эти данные неустойчивы. Причем смена происходит довольно быстро, за одно-два поколения. И не надо думать, что после исхода части мадьяр, на Урале никого не осталось. Остались и сохранили за собой этноним башҡарт, как проживающие на начальной земле. Причем, до колонизации московитами, данный этноним перенимали все селившиеся на данных землях, все, без исключения становились жителями Башҡарт, т.е. башкирами, уральцами. Было бы смешно, если бы это было не так. В связи с венграми, надо прояснить еще одно обстоятельство, у них, как и у большинства азиатов, отсутствует склонность к ожирению, к полноте. Азиатские девушки более грациозны, как и их юноши. Это дало повод термин мадьяр превратить немцам в mager — тощий, у англичан hunger — голодный.

Читать еще:  Состав группы абба в 1973 году. История группы ABBA

Есть специально обученные люди или по своему невежеству утверждающие, что башкиры, как народ сформировались где-то в Приаралье, Средней Азии. Но этого просто не может быть, т.к. термин башҡарт это территория, земля и если хотите страна, которая находилась и находится на Урале. Никому ведь в голову не приходит заявить, что россияне сформировались в степях Монголии и откочевали в центральную полосу современной России. Россияне это жители всей России, а не какой-то ее части. Например, такого понятия, как «американец» с точки зрения этноса не существует. Есть, конечно, индейцы и их потомки… Но, если говорить о «белых» или «черных» жителях США, то они являются смесью выходцев из разных регионов Европы, Азии и Африки. Тем не менее, в большинстве случаев эти люди не считают себя немцами или испанцами (хотя являются ими генетически). А называют себя американцами. Примерно то же самое происходит и в России. Люди называют себя русскими не потому что являются таковыми по своему происхождению, а исходя из того, что они живут в России. Понятия российский и русский становятся синонимами, отождествляются. Нечто аналогичное этому процессу происходило и на Урале. Люди назвали себя башҡортами, исходя из места жительства. Поэтому и язык мог отличаться. Точно также, современные венгры это не только мадьяры, но и потомки печенегов, рутов, неметов, славян и мн.др племен. И этот процесс закономерен. И на определенном этапе было правильным всех жителей Башҡарта называть по названию региона, точно также, как жители Китая зовут китайцами, Америки — американцами и т.п.

Не понимая значения древнего слова, интерпретировали каждый по своему. Турки слышали свое: баш курт — главный волк. К примеру, татары, как пришлые, старались унизить коренные народы и, естественно, слышали свое: баш ҡорт — голова червивая. Т.е, кто чем богат, тот тем и делился. Есть вариант башҡорт — глава пчел, главный пасечник. Но пчела у башкир сағаун и бал ҡорто (мед, собирающее насекомое называют) название лишь местечковое. В руск.языке вариант башкир в самом начале использовался в значении вотчинник, от греческого баш иле. Не стоит забывать, что в ту пору русские перенимали все греческое, особенно терминологию. XVII- XVIII век мода на все немецкое, XIX век уже все французское. И лишь с революцией 1917 года — собственно русское. Но заимствования уже не выбросишь просто так. Еще одно возможное толкование термина башҡорт: ҡорт – хозяйство, подворье, двор. Например, домашние птицы в башкирском языке ҡош-корт, дословно “птицы двора”. В таком формате башҡорт – глава двора, с полномочиями судьи. Но в таком случае, башҡортом могли называть не весь народ, но лишь «верхушку», что не имеет под собой никаких оснований. Но термины башҡорт и башҡарт не имеют различий, ҡорт и ҡарт означают землю, двор, сад, надел. Юноша, получивший собственный надел земли также назывался ҡарт. Ныне это слово утратило первоначальное значение и используется лишь как «старик». Иногда супруга по привычке называет мужа ҡарт — обладатель земли, судья и защитник. Возможен вариант с озвончиванием согласного в конце слова ҡард или ҡорд, но это результат влияния произношения твердых согласных, стоящих в конце слова. К примеру, в англ.языке земля earth, через «ҙ» (θ); в арабск. земля ард с твердым «д»; в швед. jord; нем. erde и т.д. Следует привести еще одно толкование этнонима башҡорт или, вернее, второй части ҡорт. Родственным является слово ҡоро — сухой и ҡорт — сухое место, площадка. В швед.языке сушь — torka, на этом все, не будем объяснять, что такое метатеза, альтернация, диереза и проч. Все равно гармонист «талгат ишемгулов» глуп и ничего не поймет.

Итак. Закрепляем тему. Башҡарт это земля, территория Уральских гор, Урал, то же, что башҡорт. Башҡарт означает начало земли, дословно: баш- начало, исток, основа; ҡарт -земля, защищенное место, огороженное место, земная твердь. Возможен вариант башгард от формы gard, а также с оглушением согласных: паскарт и проч. Башҡарт можно сравнить с мифическим райским садом. Существуют родственные слова в других языках: в венгерском языке сад kert, лат. сад hortus, швед сад — gård, град, гард, огород, garden, гарда, кәртә и т.д. И Башҡарт (Башҡорт) название города, огороженной территории, крепости, сада и, как следствие, всех прилегающих территорий. Есть источники, указывающие на существование города с названием Башҡарт на месте современной Уфы. Кстати, славянское произношение выдало вариант Уфа из более раннего Өҙә или Үҙә, родственное слово үҙәк — центр, ядро. Из этого следует, что Уфа центр территории под названием Башҡарт, но последнее распространяется на народ и всю страну в целом. Есть предположение, что страна называлась Катай, та самая легендарная Катай, подобная Эльдорадо. Тогда Башҡарт ее столица, үҙәк. Ведь термин катаи, имя жителей той самой страны, сохраняется в названии племенного объединения башкир неслучайно. Неслучайно и сходство терминов Эдем, Адам и әҙәм. Земля рассматривалась, как человек, лежащий на спине и он либо спит либо умер, второе вернее. Люди охраняют его покой, являются телохранителями: үнгәр и нөгәр. В случае с умершим человеком использовались синонимы яй (медленный, тихий), тынһыҙ (бездыханный), бартылымай (недвижимый). От термина яй происходит название Яик — тихий, медленный. Далее, следует сравнить имя Бартоломей, означает «сын вспаханной земли, сын полей». Башкиры утверждали, что вотчинное право им дал именно Тынһыҙ, вовсе не монгольский Темучин, известный как Чингисхан. У них своя свадьба, у нас своя. В башкирском эпосе Урал батыр погибает, не использовав эликсир бессмертия для себя лично. Урал батыр и есть Башҡарт — основатель земли, Адам и создатель сада Эдем, ведь эликсиром бессмертия Урал батыр воскресил землю, сад. Теперь приведите в пример хоть один язык, который даст аналогичные показатели. Нет. Потому что основа это Урал, он же Башҡарт, также известен как Адам.

Башкиры праздновали Нардуган и термин означал «рожденный от покойного», к монгольскому слову нар (солнце) не имеет отношения. У степняков было большое желание притянуть одело на себя, к своим монголам. Но не было необходимости давать монгольское имя своему празднику башкирам. Нар это труп, мертвец, например, нарата — сосна, буквально «цветущий мертвец». Нардуган — рожден от мертвеца, в данном случае, уже от мертвого башҡарта, земли. Праздник относился именно к сосне и ни к чему больше. Все логично, земля замерзала, как бы умирала, а сосна остается зеленеть, чем не повод для праздника? И это древний башкирский праздник, незаслуженно забыт многими башкирами. Только лишь потому, что пришлые, новые жители, не знали значения праздника. И эти пришлые все время тянут башкир в степь. Сколько волка не корми, а все одно в лес смотрит. И что, удивительно, даже через несколько поколений. Христиане также приложили руку к тому, чтобы о Нардугане забыли, ведь празднование сосны проходило в период с 25 декабря по 7 января. Вообще, могли и дольше праздновать, основной смысл сводился к угощению детей сладостями, взамен рассказанных стишков. Стоит добавить, что нар не только труп, но и дух. И сосна рассматривалась как проявление стойкости, сила духа. Обычай наряжать на Новый год сосну распространяется на весь мир, но вряд ли у остальных народов есть понимание, отчего зародилась данная традиция. Это говорит о большом влиянии башкирской культуры в прошлом.

Башҡарт это территориальный признак и этноним башҡорт никак не мог образоваться в других краях. Башҡорт это Урал и никак иначе. Допустимо, лишь в начальном этапе могли называть выходцев с Урала башҡартами, но уже в следующих поколениях этноним ими утрачивался. Еще совсем недавно считалось обязательным хоронить на той земле, где родился и вырос, на своей родине, на своей вотчине. В старину даже везли их далеких краев, чтобы быть похороненными у себя дома. Но был жесткий отбор, встречали усопшего үнгәр и нөгәр, в исламе Мункар и Накир, строго допрашивали, какой религии придерживался, как жил, кем был и т.д. И только после этого выделяли землю, указывали место, где лежат его родные. Это в том, случае, если покойный достоин своих предков. Иначе хоронили в стороне. О том, что с Урала во все стороны рассылались посланники, всадники на колесницах, с идеей единобожия, единого отца всех народов, очень много свидетельств. Единым отцом считался легендарный Урал батыр. Его имя производное от ур — творец и ал — земля (ил), также ал — будущее, прекрасное будущее. Это красочно описывается в эпосе, батыр сражается с чертями и из их тел создается новая земля. В конце и сам герой умирает и его тело также становится землей, той, которой дали имя Урал — земля изначальная, основа всего живого и которую берегли оставшиеся. И здесь видим, что Урал также относится территориально лишь к башкирам и не стоит искать его корни на Алтае, Альпах или Африке. Могло иметь место только лишь обратное заимствование, от тех самых посланников-егетов с идеей единобожия. Поэтому все попытки искать этимологию этнонима башҡорт вне Уральского региона ошибочны и являются фальсификацией. Башҡорт существовал всегда, это древняя земля, Башҡарт, это легендарные Катай и Эльдорадо, это шумерский Дильмун, это «Страна мертвых» ирландцев и древних египтян, это Magna Hungaria венгров, а также это библейский Эдем.

Читать еще:  Пушкин александр сергеевич. Капитанская дочка

«Необузданное и коварное население земель, в которых зима длится полгода»

Башкиры в эпоху Средневековья. Часть 1

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк, колумнист «Реального времени», начинает цикл публикаций о средневековой истории башкир.

Путешественникам приходилось опасаться башкир

Надо отметить, что проблема истории башкир уже имеет обширную историографию. Капитальным трудом является монография Р. Кузеева «Происхождение башкирского народа», он же издал башкирские шежере. Есть важные работы по истории башкир у И. Антонова и В. Иванова. Cтоит отметить и работы А. Белавина, В. Трепавлова, Д. Маслюженко. Татарская историография представлена работами Д. Исхакова, Г. Самигулова и А. Аксанова, в них история башкир рассматривается в ракурсе иных проблем. Задачей данной статьи является анализ главных вопросов истории средневековой Башкирии.

Джейхани отмечал, что от гор до Внешних Башкирт было 10 дней пути, а от Внутренних Башкирт до Булгар — 25 дней. В данном случае Внутренние Башкирты это определенно не башкиры. Первым по времени свительством о башкирах были сведения Ибн Фадлана. Он сообщал, что страна башкир начиналась с реки Кюнджюдю. Путешественникам приходилось опасаться башкир, которые пользовались репутацией головорезов и совершали рейды в страну огузов. Они были соседями печенегов. Отмечалось, что башкиры бреют бороды. Среди путешественников был один башкир, который уже принял ислам. Башкиры названы соседями саклабов, которых можно отождествить с волжскими булгарами. (Некоторые сведения Ибн Фадлана мы здесь приводить не будем, дабы не «разжигать», — прим. ред.).

Ал-Балхи заимствовал информацию у Джейхани. Отмечалось, что башджарты делятся на два племени, одно из них, башкиры (2 тысячи всадников), граничит с Гуззией и Булгарами. Другие башджарты — это венгры, они соседи печенегов и румийцев. Ал-Истахри также использовал сведения Джейхани. Самостоятельным его добавлением были сведения о том, что в их страну из Сангиана вывозится шафран, также далеко на запад вывозятся меха соболя, белки, лисицы, редкие изделия из железа и одежды, в которых нуждаются их цари. Вряд ли в этом отрывке речь шла о башкирах, скорее автор имел в виду венгров. Также ал-Истахри заимствовал сведения у ал-Балхи. Ал-Масуди указывал, что Баджгурд — родственники Баджна и Баджанаков и являются тюрками. В ином сочинении упоминалось, что они переселились под давлением огузов, кимаков и карлуков. От печенегов внутренних до башкирдов 10 дней, от башкирдов до булгар 25 дней. Башджарты упоминались «сверху реки Атил». Башкирды в данном случае венгры, а башджарты — башкиры. Ал-Бируни упоминал в седьмом климате башкир, которые жили в горах и лесах (это информация о башкирах). Гардизи указывал, что Башджурт был одним из вельмож хазарского кагана. Он жил между владениями хазар и кимаков и управлял 2 тысячами человек. Башджурт прогнал саклаба из области, где тот проживал. Отмечалось, что каган токуз-огузов дружил с баджуртами, а те нападали на гуззов. Махмуд ал-Кашгари упоминал, что Башкирды живут около Рума. Язык башкирдов и йамаков упоминался как тюркский.

Карта Ал-Идриси. Фото wikipedia.org

Ал-Идриси указывал, что от резиденции хазарского правителя до пределов башкир 27 дней пути. Страна башкир на расстоянии 10 дней. Восточный рукав находился в районе реки Исил. В шестой секции шестого климата находилась часть земли басджирт, вместе с частью ал-Лан, ал-Булгарийа, ал-Хазар, ал-Куманийа, ар-Русийа. От баджанаков до внутренних басджиртов 10 дней дней, от внутренних басджиртов до булгар 25 дней. В седьмой секции шестого климата упоминалась земля внутренних басджиртов и страна Аскутийа. Упоминались города Карукийа, Намджан, Гурхан в земле Внутренних басджиртов. Отмечалось, что внутренние басджирты граничат с баджанаками. Басджирты и баджанаки граничат с Румом. Намджан — это небольшой город, там живет правитель турок Аскутийи. Карукийа красивый город с постройками из дерева и шатрами из волока. На него часто нападают булгары. От Карукийа до внутренних басджиртов труднопроходимые горы и плохие дороги. Между центром страны внутренних басджиртов и центром внешних басджиртов 11 дней. Страна басджирт находится в седьмой секции седьмого климата. Упоминались города Мастр и Кастр. В них никто не бывал, поскольку местные убивают иностранцев. Самым большим городом является город Йамакуни. Язык басджиртов отличается от языка русов и баджанаков. Ал-Гарнати упоминал о башкирдах, живущих в стране ал-Ункурийа. Отмечалось, что они ведут войну с правителем Рума. Тут говорится о венграх, поскольку указано, что башкирды исповедуют толк веры ифранджей, а их правителя зовут кирали. Что касается собственно башкир, ал-Гарнати приводил легенду о прибытии в Булгарию и Башкирию эмиров, которые впервые познакомили местных жителей с исламом. Йакут ал-Хамави следовал традиции ал-Джейхани и указывал, что от Булгара до Башджурда 25 дней пути. На карте ал-Идриси находился город Башкорт.

Венгры отдельно, башкиры отдельно

Интересно проследить представления о башкирах и венграх в поздней арабо-персидской традиции. Хамдаллах ал-Казвини заимствовал сведения о том, что в одном из климатов есть горы Башкырт, есть границы Баджанакии, города Сувар и Булгар. Казвини использовал сведения Йакута. Он локализовал страну Башкырт между Кустантинией (Византией) и булгарами — это относилось к венграм.

Ибн Саид локализовал Башкирию рядом со Зловонной землей. Как нетрудно догадаться, это было заимствование из ал-Идриси. Рашид ад-Дин указывал, что джучиды завоевали земли до границ келаров и башгирдов (тут речь идет о венграх). Также говорилось, что монгольские войска отправились на завоевание башкирдов. Упоминание о башкирдах перед описанием вторжения в Русь является не вполне удачной вставкой из Джувейни, который, говоря о башкирдах, рассказывает о битве при Шайо. Рашид ад-Дин упоминал, что Булар и Башкирд — большая страна и до сих пор не вполне покорена монголами, что может относиться к Венгрии, но никак не к Башкирии, которая была завоевана Джучидами. Далее в тексте говорилось о войне против башкирдов, в которой опознаются действия монголов в Венгрии. Однако деяниям Джучи приписано покорение Башкирда. Как и в «Огуз-наме», Рашид ад-Дин указывал, что к.р.л. и башкирд завоеваны Огуз-ханом. Население этих земель названо необузданным и коварным. Говорилось, что они не склоняли головы не перед одним владыкой. Тогда Огуз-хан захватил их падишаха Карашита. Сыновья Огуз-хана собирали дань в стране Башкирд. Абу-л-Фида упоминал басджиртов как безбожников, которые убивают каждого, кто приходит к ним. Тут отобразились сведения Ибн Фадлана и Йакута ал-Хамави о башкирах. Ал-Умари упоминал страну Башкирд, как страну повинующуюся потомкам Джучи-хана. Она граничила с Джулманом (Чулманом, то есть Прикамьем) и Сибирью (югом Западной Сибири). Отмечалось, что зима там продолжается полгода, и это северные земли. В Башкирде находился мусульманский кади. Ибн Хальдун указывал страну Башкирд как одну из стран подвластных Джучидам. Муин ад-Дин Натанзи упоминал, что Башкирд относится к Кок-Орде. Шереф ад-Дин Йазди писал, что Тимур совершил поход в страну Башкирд. В родословии тюрок сказано, что Башкирд и иные страны принадлежали Туши (Джучи).

Читать еще:  Изображение чиновничества в комедии Н. В

Деяниям Джучи приписано покорение Башкирда. Фото wikipedia.org

Что до других источников, то Плано Карпини сопоставлял страну Баскарт с Великой Венгрией, а Вильгельм Рубрук называл Великую Венгрию страной Паскатир. Венгерские доминиканцы не сопоставляли Великую Венгрию с какой-то страной. Позднейшие миссионеры говорили отдельно о венграх-язычниках и башкирах. Шимон Кезаи отделял Магорию и Баскардию, считая их разными странами. Иоганка Венгр писал, что правитель Баскардии исповедует ислам. В Московском летописном своде сказано, что в 1469 г. казанский хан Ибрагим собрал против русских войска Беловолжской, Камской, Костяцкой, Башкирской, Вотяцкой земель. В Никоновской летописи под 1557 г. упоминалось о посольстве от башкир. Андрей Курбский упоминал о башкирах как об одном из народов Казанского ханства. Отмечалось, что башкиры живут в лесах в верховьях Камы. Говорилось, что в войне против черемисов (марийцев) русские доходили до их земель. В «Книге Большому Чертежу» указывалось, что башкиры живут по рекам Кама, Белая Воложка, Юрюк, Сакмара, Яик, Уфа, Супулак, а также по Оральтовым горам. Матвей Меховский упоминал о Башкирии как об отдельной стране. Отмечалось, что в этой земле свое наречие. Братья Пицигиани локализовали на реке Белой поселение Паскерти и поселение Сагантин. На Каталонском атласе 1375 года между Камой и Яиком указан город Паскерти. Герард Меркатор локализовал Паскерти в районе Уфы и Белой. В «Сокровенном сказании монголов» упоминались этнонимы бачжиги и бачжигит, которые обозначали непосредственно башкир. В «Алтан Тобчи» Лубсана Данзана упоминался народ тэн-бичигэт. Абу-л-Гази упоминал о Маджарах и Башкурдах, восставших против Огуз-хана. Также говорилось, что Джучи-хан покорил Иштяков. Эвлия Челеби называл башкир хэшдэками, то есть иштяками. Ананий Ширакаци упоминал племена бушков. Иштяками называли башкир и казахи.

Когда башкиры появились на Южном Урале?

Н. Мажитов считал, что с территорией Приаралья можно сопоставить государство Янь из китайских источников. Оно было вассалом Канцзюя. В IV в. на территорию Приуралья пришли гунны. Они оставили после себя курганы салиховского типа. Отдельные группы гуннов проникли даже в Пермский край и Нижнее Прикамье, там найдены памятники Харино и Качка. Гунны активно взаимодействовали с сарматским и пермским населением Приуралья. Вследствие контактов гуннов с прикамскими племенами в бассейне Камы появились тураевские курганы. Самая большая группа кочевников, которая вышла за границы степи, обосновалась в районе рек Уфа и Белая. Там до гуннов жило сравнительно многочисленное пермское и сарматское население, и там возникла общность, известная в специальной литературе как турбаслинская культура. В районе Белой и Уфы гунны столкнулись с носителями ананьинской и караабызовской культуры. Местное пермское и сарматское население было разбито и подчинено гуннами. Со временем вследствие взаимодействия с местными у гуннов появляются стационарные поселения и развивается земледелие. Турбаслинцы были европеоидами, что указывает на то, что со временем гунны растворились в местном населении. Большинство ученых склоны видеть в турбаслинцах потомков сарматских племен, что естественно, поскольку в этногенезе гуннов приняли участие и сарматы. При этом на периферии степи потомков самих хунну должно было быть очень мало, а основу составляли позднесарматские племена. Н. Мажитов проводит параллели между башкирскими и большетиганскими памятниками. При этом он настаивает, что датировать эти памятники нужно столетием позже, чем делают это Е. Казаков и В. Иванов. Он склоняется к мнению А. Халикова и Е. Халиковой. Позицию своих оппонентов он называл предвзятой, однако не удосужился привести сколько-нибудь убедительные аргументы, ссылаясь лишь на аналогии нумизматического материала, зафиксированного в Большетиганском могильнике. Сказать что-либо конкретное о башкиро-булгарских связях исследователь не смог и принялся за пересказ давно известных фактов истории Волжской Булгарии.

Постепенно кочевники переходят к бескурганному обряду захоронения, что вместе с появлением мавзолеев свидетельствует о проникновении ислама в среду башкир. В эпитафии Хуссейн-бека указан 1339 г. Фото Visem / wikipedia.org

Каноничная версия истории башкир была разработана в советское время Р. Кузеевым и в современной России поддерживается В. Ивановым и И. Антоновым. Исходя из сведений письменных источников, Р. Кузеев считал, что временем переселения башкир на Южный Урал может быть назван IX в. До древних башкир в регионе проживали племена угорского происхождения, в частности племена кушнаренковской и караякуповской культуры. К другим группам народов относились носители бахмутинской культуры. Эта позиция послужила для Н. Мажитова и А. Султановой поводом критиковать Р. Кузеева. И. Антонов считал, что башкиры как племя существовали до IX в., правда, жили в степной зоне. Что касается Южного Приуралья в лесостепной зоне Бугульминско-Белебеевской возвышенности, то башкирские памятники находились в Заволжской Печенегии. Бугульминско-Белебеевская возвышенность была летним пастбищем печенегов, на зиму они уходили южнее. Башкиры же жили до переселения в приаральских и присырдарьинских степях, а после переселения — на северной периферии Заволжской Печенегии. Племена усерган, тангаур и бурзян, по мнению Р. Кузеева, переселились на территории Башкортостана во второй половине ІХ века или в начале Х века. В сказании «Узак-Тузак последний из рода балабашняков» сказано, что башняки (печенеги) жили на Урале и эти горы были им хорошей защитой от врагов. Там же обитали мажары. Бугульминско-Белебейская возвышенность была буферной зоной между волжскими булгарами и караякуповцами. Нужно сказать, что для народов Приуралья было характерно уходить на зимовки в приаральские степи, однако в Х в. башкиры уже не могли кочевать в этих землях, так как они достались огузам. Возможность откочевки на юг появилась на некоторое время в ХІ в., когда большая масса огузов ушла из приаральских степей на запад — в Восточную Европу и на Балканы.

В ХІ—ХIV вв. башкиры взаимодействовали с кыпчаками. Они были упомянуты ад-Димашки как одно из кыпчакских племен. Кыпчакский компонент присутствовал в башкирских племенах катай, мин, кыпчак, табын. Однако кыпчакизация региона началась только в золотоордынский период. Первоначально ей были подвержены только степные группы башкир. В позднезолотоордынское время (XIV в.) кыпчакоязычное население, которое возводило каменные курганы и кирпичные мавзолеи, активно переселяется в лесостепную зону. Постепенно кочевники переходят к бескурганному обряду захоронения, что вместе с появлением мавзолеев свидетельствует о проникновении ислама в среду башкир. В эпитафии Хуссейн-бека указан 1339 г. Также находили булгарские эпитафии 1342, 1346, 1347 гг. Многие кыпчакские памятники находились в районе среднего течения Урала. Кыпчакское население прибывало в Башкирию до конца XIV в, оно проникало в Заволжье и Зауралье. В XV в. кочевое население выселялось из степи из-за неблагоприятных обстоятельств. Кыпчакоязычные группы составляли пятую часть населения Башкирии и передали башкирам язык кыпчакского типа, но в антропологическом отношении переняли тип местных. В золотоордынское время произошло только усиление монголоидных признаков. Для степного населения был характерен южносибирский тип. Вместе с тем нужно сказать, что в лесостепной и лесной части Башкирии жило население чияликской культуры. Ее носители были угорскими племенами по происхождению. Ряд погребений в золотоордынское время сохранял печенежскую обрядность. Р. Кузеев и В. Иванов указывают, что на территории Башкирии жили три группы населения. Кыпчаки и кыпчакизированные группы жили в степи, угорские племена — в северной части лесостепной зоны, в южной части лесостепной зоны жил древнебашкирский этнос.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Источники:

http://nazaccent.ru/content/23150-bashkiry-istoriya-i-mify.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5b43adc1d0e2c200a8a22882/5cc04f55bd3a1a00b22c698e
http://realnoevremya.ru/articles/99108-srednevekovaya-istoriya-bashkir-ot-yaroslava-pilipchuka

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector