0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Барды определение. Барды России

Кто такие барды

Содержание статьи

  • Кто такие барды
  • Самые известные авторы бардовских песен
  • Что такое «авторская песня»

Исторические корни бардовской песни

Изначально слово «бард» возникло в кельтском языке и обозначало низший жреческий сан в касте друидов. Звание барда получал человек, мастерски владеющий магией звука, знавший наизусть тысячи древних баллад и поэтических преданий, умеющий пением и музыкой поднять боевой дух воинов и даже врачевать тела и души.

Но почет и уважение снискали певцы, слагающие и исполняющие песни о героях и богах не только у кельтов, но и у других народов древности: у эллинов, этрусков, скандинавов и древних славян.

Традиция слагать баллады и саги, исполнять их, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, была жива и в Средневековье. Назывались такие певцы и исполнители в одном лице по-разному: труверы, трубадуры, ваганты, менестрели. Но их можно назвать продолжателями бардовской традиции. Этих вечных скитальцев роднило с бардами то, что они не только исполняли чужие хиты того времени, но и самостоятельно сочиняли как текст, так и музыку.

Современные барды

В современном понимании бард — это автор-исполнитель. Существует отдельный жанр – авторская или бардовская песня, и последователей этого музыкально-песенного направления принято называть сегодня бардами.

Начиная с 30-х годов ХХ века на территории Советского Союза получило развитие новое направление песенного жанра. Так называемый городской романс, популярный в XIX веке, перевоплощается в дворовую песню. К 60-м годам образ молодого человека с гитарой, исполняющего песни нередко собственного сочинения у костра или во время кухонных посиделок, стал классическим атрибутом городской, студенческой и туристической романтики. Наиболее яркие представители этого нового жанра становились известными и даже популярными. У многих до сих пор на слуху имена А. Галича, Ю. Визбора, Е. Клячкина, А. Якушевой.

Но первыми русскими бардами, снискавшими поистине всенародную славу и любовь, считаются такие яркие и талантливые личности, как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Именно они подняли авторскую песню от уровня «квартирных концертов» до значительного явления в культурной жизни страны. Именно они показали, что человек без музыкального образования, не владеющий профессионально музыкальным инструментом, способен найти отклик в тысячах сердец.

Пожалуй, золотым веком для авторской песни в России стали 80-е годы прошлого века, но и сейчас этот жанр не растерял своих поклонников. Многие поэты выходили и продолжают выходить на сцену, аккомпанируя себе на гитаре, исполняя свои песни. Конечно, поэтическая составляющая бардовской песни более ценна и значима, нежели музыкальная. Но и гитарный ритм или неспешные переливы мелодии помогают словам найти путь к сердцам и душам слушателей.

Читать еще:  Литературная критика. О русском типе критики

Барды

Библиография:
Walter F., Das alte Wales, Bonn, 1859; D’Arbois de Jubainville H., Introduction à l’étude de la littérature celtique, P., 1883; Ehrmann E., Die bardische Lyrik im XVIII Jahrh., Heidelb., 1892; Merker E., Bardendichtung (в Reallexikon für deutsche Literaturgeschichte, her. v. P. Merker u. W. Stammler, B., 1925–1926).

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое «Барды» в других словарях:

БАРДЫ — БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии). Сложившиеся в начале 5 в. школы бардов просуществовали до… … Современная энциклопедия

БАРДЫ — 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии)2)] Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. н. авторских пе … Большой Энциклопедический словарь

БАРДЫ — «БАРДЫ», СССР, Мосфильм, 1988, цв., 81 мин. Музыкальный документальный фильм. Об истории авторской песни. В картине звучат песни Владимира Высоцкого, Александра Галича, Юрия Визбора, Булата Окуджавы и других авторов. Фильм комментируют историк… … Энциклопедия кино

БАРДЫ — народные поэты и странствующие певцы средних веков, прославлявшие в своих песнях народных героев. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

барды — народные певцы древних кельтских племён; впоследствии профессиональные поэты бродячие или живущие при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии). * * * БАРДЫ БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии… … Энциклопедический словарь

БАРДЫ — певцы (поэты) у древних кельтов в Англии, Шотландии, Ирландии и Галлии, где они составляли привилегированную, всеми уважаемую и охраняемую законами касту. В Галлии и в покоренной римлянами части Британии б. вскоре исчезли, так как римляне… … Музыкальный словарь Римана

барды — мн. китовый ус , кольск., арханг. (Подв.). Скорее всего, из норв. barder, ср. датск., шв. barder, голл. baarden; см. Тернквист, ZfslPh 8, 427 и сл … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Барды — (слово кельт. происхождения) народные певцы древних кельтских племён; впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. В средние века Б. были… … Большая советская энциклопедия

Барды — (по ирландски bard, по кимврски bardh) так называли, начиная уже со II века до Р. X., известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как то: бриттов, кимвров (валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читать еще:  Замуж в данию. О датчанках - женщины в дании

барды — мн. 1. Народные певцы древних кельтских племен. 2. Профессиональные поэты (бродячие или живущие при княжеских дворах). 3. Авторы и исполнители обычно под гитару собственных или современных самодеятельных песен. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Барды определение. Барды России

2111 дн. с момента
Зачет по ИКТ

Бардовская музыка

Суть авторской песни вовсе не в «авторском праве» на стихи, мелодию и исполнение, а скорее — в праве на утверждение песней авторской — т. е. самостоятельной жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения — слово, муз. интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п.
Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет. как он дышит. не стараясь угодить. » Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете на сбыт — они рождаются.
Авторской песне в принципе противопоказаны сцена, праздничный официоз концертного зала, любая формализованная публичность, любая дистанция между участниками песенного общения, создаваемая рампой.
Авторскую пеню нередко называют «жанром», однако надо учитывать, что слово «жанр» в этом случае употребляется не в строгом литературоведческом смысле. Песня — это словесно-музыкальное произведение, словесная сторона которого — независимо от качества — принадлежит области поэзии, сфере художественной литературы.
Кроме того, многие песни соотносятся с иными литературными жанрами, взаимодействуют с ними. Бывают песни-баллады. Авторской песне нередко присуще драматургическое начало, отсюда песенные монологи, диалоги, сценки. Возможны и целые песенные поэмы (например, у Галича).
Авторская песня в комплексном смысле — это многогранное социокультурное явление, в известной в мере — общественное движение 50-60-х годов XX века.

В презентации несколько слов о самых известных поэтах-песенниках России.

Знаменитые барды

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов:

1. Первый, бесспорным лидером которого стал певец “детей Арбата” Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению.

Отсюда — ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация, отсюда же — идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы “комиссаров в пыльных шлемах”, “маленьких трубачей” и пр. Но главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, “песня странствий” с центральными для нее образами-мифологемами друга/дружбы и дороги, пути как “линии жизни” — пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. По нему уходили в бессмертие “мальчики” Окуджавы и “шел на взлет” визборовский Серега Санин, шли туристы, карабкались из последних сил альпинисты, ехал “полночный троллейбус”, трогался “вагончик» и т.д. и т.п. “Песня странствий” была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет. Этот пласт был пронизан единым эмоциональным посылом — “Счастлив, кому знакомо / Щемящее чувство дороги” (И.Сидоров).
На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь “от компании к компании” изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко
Положение изменилось уже к середине 60-х гг. Сначала “заморозки”, а затем — долгая и суровая идеологическая “зима”, начавшаяся разгромом “пражской весны”, похоронили все надежды на “социализм с человеческим лицом” и намечавшуюся гуманизацию общественной жизни.

Читать еще:  Соня Шаталова: Помощь заблудившемуся миру.

2. Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом. Как известно, “поэт в России — больше, чем поэт”. Поэт-певец — тем более. “Поющаяся поэзия”, не требовавшая для своей публикации никаких иных средств, кроме голоса поэта и гитары, а для распространения — любительского магнитофона, на протяжении всего этого периода (середина 60-х — начало 80-х гг.) оставалась свободной. Более того, как раз в эти годы она стала собственно авторской песней, обрела зрелость и жанровую определенность.
Официально ее как бы не существовало: она не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, не было грампластинок с ее записями. И в то же время она была неотъемлемым элементом кажд одневного бытия.. Благодаря “магнитоиздату” она была повсюду Эстетика “песни протеста” («охота на волков») — нашла в В.Высоцком своего гениального выразителя, ставшего поистине всенародным поэтом. Беззлобный юмор предыдущих лет
превратился в гнев, сарказм, издевку, в лучшем случае — в убийственную иронию. Спокойную романсную мелодику сменили рваные, произносимые сквозь зубы, напористые, почти речевые фразы. Обогатился и поэтический язык, который включил в себя обширный пласт сниженной лексики. В.Высоцкий вернул в песню сюжет, диалог, насытил ее зрелищностью и превратил исполнение в целостный микроспектакль. И это — лишь некоторые новаторские черты его творчества, многократно растиражированные последователями.
В творчестве В.Высоцкого авторская песня достигла уровня, который остается эталонным и сегодня.

3. С середины 80-х гг., после непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число “поющих поэтов” и их исполнительское мастерство, множится количество их организаций, концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски, но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. Вместе с легализацией катакомбной культуры и исчезновением столь плодотворного для авторской песни ощущения “сопротивления материала”, энергии противостояния, исчез, по-видимому, и творческий импульс ее развития. И “ветераны”, и более молодые “барды”, среди которых завоевали популярность А. Суханов, К. Тарасов, Г. Хомчик, Л. Сергеев, дуэты Т. и С. Никитины, А. Иващенко и Г. Васильева, Вадима и Валерия Мищуков и др., эксплуатируют в своем творчестве некогда найденные приемы, все больше превращаясь в обычных эстрадных исполнителей. Творческий кризис авторской песни стал сегодня свершившимся фактом.

Обратите внимание, какое огромное количество фамилий перечислено в представленном ниже списке Русских бардов.

Источники:

http://www.kakprosto.ru/kak-834441-kto-takie-bardy
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/534/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%8B
http://www.sites.google.com/site/istoriarusskojmuzyki/home/bardovskaa-muzyka

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector