Бальтасар грасиан-и-моралес. Грасиан бальтасар
Бальтасар Грасиан: афоризмы и биография
Бальтасар Грасиан – выдающийся испанский писатель 17 века. Он успешно сочетал духовную и мирскую деятельность – был иезуитом и философом одновременно. В наследство он оставил великолепные книги, которые составили антологию испанской литературы и до сих пор являются классическими произведениями эпохи барокко.
Биография
По скудным сведениям, Бальтасар Грасиан родился в 1601 году в Бельмонте, в Испании. Он был сыном бедного сельского врача, и с ранних лет ему была уготовлена судьба священника. Известно, что в 1619 году его дядя помог поступить ему в школу иезуитов Калатаюде и Уэски. После окончания школы Грасиан Бальтасар самостоятельно изучал грамматику и философию в городах Каллатаюда и Херона, в 1623 году ему посчастливилось стать студентом университета Сарагосы, где он посвятил себя изучению теологии.
Окончив университет, будущий писатель становится преподавателем риторики и грамматики в колледже Калалютуда. В 1631 году он проходит дополнительное обучение в школе ордена иезуитов, где готовили проповедников и исповедников.
Литературное окружение
В 1636 году Бальтасар Грасиан начал новый этап своей жизни. Он был связан с переездом в город Уэску, который в те времена являлся важнейшим культурным центром провинции Арагон. Переезд был связан с новым назначением – в местном храме Грасиану предстояло служить проповедником. Именно здесь зарождались новые имена в сфере культуры, литературы и искусства, и, возможно, именно под влиянием такой атмосферы Бальтасар Грасиан решился написать свой первый литературный труд.
Трактат “Герой”
Свой первый трактат Грасиан назвал «Герой». Данный литературный труд был написан очень быстро, буквально за год после переезда в Уэску. Неоценимую помощь в написании трактата будущему писателю оказал богатый и влиятельный друг, имевший прекрасную библиотеку. «Герой» – прекрасный образец средневековой дидактической прозы, в котором, как в зеркале, отражаются достоинства и моральные качества, которые должны иметь те, кто стремится получить признание среди своих сверстников. С помощью этой работы Грасиан начинает разрабатывать тему моральной философии. Трактат увидел свет под именем Лоренцо Грасиана, который являлся кузеном Бальтасара, ведь, согласно орденскому уставу, иезуиты не имели права публиковать свои труды, которые не прошли внутреннюю цензуру.
“Карманный оракул”
Наибольшую известность философу принес сборник его собственных цитат и афоризмов, известных под именем «Карманный оракул». В нем приведены афоризмы Бальтасара Грасиана и Моралеса, которые в остроумной форме предлагают собственному читателю быть благоразумным и терпеливым. Например, известны такие сентенции Грасиана, как:
- “мертвого льва даже зайцы лягают”;
- “к благоприятному случаю ведут долгие дороги времени”;
- “скоро свершается – скоро разрушается”;
- “не следует постоянно острить: вечная потеха – для дела помеха”;
- “не справиться с делом – меньшая беда, нежели не начинать дела вовсе, ведь портится стоячая вода, а не проточная”.
Таких коротких нравоучительных рассуждений в книге достаточно много. Бальтасар Грасиан, афоризмы которого были такими живыми и остроумными, быстро стал известным и популярным. На фоне унылой богословской литературы его изречения были тем самым глотком живой воды, которого так не хватало испанскому просвещению. Карманный оракул был очень популярен и в Испании, и за ее пределами – еще при жизни Бальтасара Грасиана небольшое литературное произведение было переведено на многие европейские языки.
Вершина таланта
И сам Грасиан Бальтасар, и его критики заслуженно считали основным произведением этого писателя роман «Карпер». В нем Грасиан показывает собственное видение того, каким должен быть окружающий мир. Литература такого толка была весьма распространена в эпоху поздней античности, и вот, через тысячу лет, Бальтасар решает вернуться к этой форме повествования. Главные герои олицетворяли собой природу и культуру как символы осторожного отражения и спонтанного импульса. В конце повествования делается вывод, что природа несовершенна, и в конце концов культура спасает мир и приводит к бессмертию. Как и другие его произведения, этот роман будет подписан именем другого человека.
Наследие Бальтасара
Последние десять лет своей жизни Грасиан посвятил написанию «Критикона» -объемного труда, рассказывающего о месте человека в современной жизни. Светское творчество приносило автору большую известность и почет, но и сильно настораживало иезуитский орден, руководство которого было недовольно литературным творчеством священника.
В конце своей жизни священник напишет одну единственную вещь, подписанную его собственным именем – Бальтасар Грасиан. Книги, выпущенные ранее, уже вовсю ходили по стране, но формально их авторами являлись другие люди. В трактате «Размышления о причастии» автор на фоне сугубо религиозных размышлений отрекается от собственных литературных произведений. Это следовало сделать, так как терпение руководства ордена иезуитов подходило к концу. Тем не менее вскоре выходит последняя часть «Критикона», несомненно принадлежавшая перу Бальтасара, и автора привлекают к суду.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (Gracian y Morales) (1601-1658
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (Gracian y Morales) (1601, Бельмонте – 06. 12. 1658, Тарасона), испанец. Знаменитый писатель и теоретик литературы, ректор Таррасонской коллегии. Грасиан развивал литературное направление “концептизма” (conceptismo), стремившегося к смысловой перенасыщенности слова и фразы, к много-смысленности слова. Идеи концептизма, самым крупным представителем которого был Франсиско де Кеведо-и-Вильегас (1580–1645), нашли своё теоретическое обоснование в трактате Грасиана “Остромыслие и искусство изощрённого ума” (La agudeza y arte de ingenio, 1642; 2-е изд. — 1648).
В философско-этических воззрениях Грасиана отразились его эпоха и его личная судьба. Он родился в арагонском селении Бельмонте, в семье простого лекаря. Не исключено, что его родители были из “новых христиан”, т. е. крещёных евреев. Есть мнение, что сама фамилия “Грасиан” представляет собою “перевод” древнееврейского “хен” — “милость”. С детства Бальтасару прочили духовную карьеру. Вступив в Общество Иисуса, он сумел занять там достаточно высокое положение. Вместе с тем Грасиан не раз вступал в конфликт с настоятелями: так, за год до смерти ему назначили строгое покаяние на хлебе и воде за “высокомерие” и и успехи на литературном поприще (свои сочинения, принесшие ему всеевропейскую известность, он публиковал без разрешения настоятелей).
Грасиан был автором нескольких этических трактатов: “Герой” (1637), “Политик” (1640), “Благоразумный” (1646), а также сборника афоризмов “Карманный оракул” (1647). Мышление Грасиана парадоксально, оно исходит из напряжённого согласования антиномических представлений. Его этический идеал (“Герой”, “Политик”) — Личность, сотворившая самоё себя, наделённая такими качествами, как скрытность, проницательность, рассудительность и способность к “мимикрии”. Все эти качества, по Грасиану, объединяются под общим понятием: Благоразумие. Оно даёт Герою возможность противостоять всем превратностям Фортуны.
Самое известное произведение Грасиана — аллегорико-философский роман, “эпопея в прозе” под названием “Критикон” (El Criticon, 1651–1657) в трёх томах. Современные исследователи относят это произведение к жанру мениппеи, то есть философско-аллегорического произведения, популярного в эпоху поздней античности. Герои “Критикона” — Критило и Андренио — воплощают собою противоречивое единство разума и чувственности, культуры и природы, опыта и заблуждений. Наряду с небесным блаженством, уготованным праведникам, героев Грасиана ожидает в конце их жизненного пути вполне языческий Остров Бесмертия, куда попадают лишь немногие избранные. В “Критиконе” представлен весь цикл человеческой жизни — от рождения до смерти — разделённый на четыре “возраста”, уподобленные четырём временам года. Каждая из главок носит характерное название “кризис” и повествует освобождение мужающего Андренио, а подчас и его более умудрённого спутника, от какой-нибудь иллюзии. Одновременно Грасиан проводит героев по дорогам современной ему Испании и других стран Европы, разворачивая широкую панораму мира, который не годится “для людей выдающихся в ратных делах или подвигах”. Мир полон “всяческих гадов”, так что “люди истинно достойные не смеют показаться, живут уединённо, замкнувшись в своей умеренности и скромности”. Однако всесильное время уничтожит всё, кроме плодов Великого Духа.
Грасиан включён в “Каталог авторитетов языка”, изданный Королевской Испанской Академией.
Сочинения: Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
Русский перевод: Карманный оракул. Критикон. Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. М., “Наука”, 1981 (серия “Литературные памятники”).
Цитаты Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Из сострадания к неудачнику не навлекать на себя немилость удачливого. Счастье одних нередко зиждется на несчастье других; не будь поверженных, не было бы и вознесенных. Неудачники обычно внушают жалость — этой жалкой милостыней мы как бы возмещаем немилость Фортуны.
О человеке судят по его друзьям.
Правда опасна, но человек чести не может не высказать ее: здесь-то и надобно искусство.
Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает.
Разум без благоразумия — двойное безумие.
Глупец тот, кого губит избыток ума.
Поступки — плоды помыслов. Были разумны помыслы — будут хороши поступки.
Речи — тени поступков: речи женского пола, поступки — мужского.
Лучший способ достигнуть желаемого — пренебречь.
То, что приятнее всего было бы забыть, мы лучше всего помним.
Завистник не один раз умирает, а столько, сколько похвал слышит сопернику.
Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, — она-то достойна личности.
Искренних любят, но обманывают.
К каждому подбирать отмычку. В этом — искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, умение найти подход к человеку. У каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные склонности. Все люди — идолопоклонники: кумир одних — почести, других — корысть, а большинства — наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку — победа над своевольной натурой обеспечена.
Не лгать, но и всей правды не говорить. Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда, — это кровопускание из самого сердца нашего.
Господство над своими страстями — свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний. Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием.
Всегда чего-то желать — дабы не стать несчастным от пресыщения счастьем. Тело дышит, дух жаждет. Обладай мы всем, нам всё было бы немило, скучно; даже уму должно приберегать нечто ему неведомое, возбуждающее любознательность. Надежда вдохновляет, пресыщение губит. Даже награждая, не удовлетворяй вполне; когда нечего желать, жди зла: счастье это — злосчастное. Кончаются желания, начинаются опасения.
Никогда не показывай полдела — пусть любуются в законченном виде. Начало всегда нескладно, и нескладный этот образ остается в воображении: память о нем мешает насладиться вещью, уже завершенной.
Лучше быть безумным со всеми, чем благоразумным в одиночку.
Книги Бальтасар Грасиан-и-Моралес: Карманный оракул
Источники:
http://fb.ru/article/255160/baltasar-grasian-aforizmyi-i-biografiya
http://jesuit.ru/%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%80-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD-%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81/
http://bbf.ru/quotes/?author=41680