4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллады. Мифологические баллады

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ БАЛЛАДЫ;

НАРОДНЫХ БАЛЛАД

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Народная баллада, видоизменяясь, прошла многовековой путь: она была жанром раннетрадиционного, классического и поздне-

этого жанра: мифологическая баллада — классическая балла­да — новая баллада, — к такому выводу приводит сам материал.

Сюжеты мифологических баллад строились на архаичной ми­ровоззренческой основе. Классическая баллада прочно связала свое содержание с феодальным бытом. Как подчеркивал Д. М. Балашов, «баллада была одним из ведущих песенно-эпических жанров русского средневековья послемонгольской эпохи (XIV— XVII века)»[152]. «. Особенно же богато представлен период крепо­стнический; можно считать, что XVII и XVIII века — период наиболее интенсивного сложения и оформления баллад; вторая половина XIX века (особенно конец века) уже переводит балла­ды в романсы», — писал Н. П. Андреев[153]

Необходимо отметить популярность баллады не только среди крестьян, но и у жителей городов. Н. П. Андреев писал, что в значительной группе балладных песен изображена купеческая среда, причем «с такими подробностями, с таким знанием дела и обычно с такой определенной направленностью, что мы мо­жем этим песням приписывать соответствующее (буржуазное, купеческое) происхождение». Исследователь обратил внимание и на значительную группу городских балладных песен «мелко­буржуазного («мещанского») характера, песен романсного типа», подчеркнув их позднее, иногда явно литературное происхож­дение[154].

Мифологические баллады известны у большинства славянс­ких народов, их тематика восходит к глубокой древности. Од­ним из самых популярных у славян является сюжет о заклятии героя в дерево (см. в Хрестоматии: «Обращение женщины в де­рево»). Образы южнославянских мифологических баллад — че­ловекоподобное солнце, фея лесов и вод вила (от глагола «вить­ся»), змей (от его связи с женщиной родится чудесный сын). В русском песенном фольклоре мы также встречаем эти темы (см. в Хрестоматии: ‘Змей Горыныч и княгиня»). Наряду со змеем

русская мифологическая баллада знает и другой фантастичес­кий образ: это Индрик-зверь.

В древнерусской письменности Индрик — единорог. Он фигурирует в духовном стихе «Голубиная книга». А.Н.Афанасьев сближал Индрика с древнеарийским богом Индрой. В мифологической балладе он напоми­нает сказочного коня Сивку-Бурку:

На нем шорсточка вся земчужная,

А и грива-хвост позлаченая,

А копытца у него все булатные,

Из ноздрей у него огонь пышет.

Из ушей у него идет дым столбом.

Он и бегает пить во Тарью-речку,

Он бежит, бежит — вся земля дрожит[155].

Большую популярность имели сюжеты с темой инцеста (от лат. incestum — кровосмешение) — см. в Хрестоматии: «Вдова и ее сыновья-корабельщики». Особенно популярен мотив инцес­та сестры и брата.

В балладе «Царь Давыд и Олена» девушка должна стать женой сво­его брата по принуждению родителей. На ее сетования отец отвечает требованием: «Ох ты дочка Олена! Назови ты меня лютыим свек­ром». Мать требует того же: «Ох ты дочка Олена! Назови ты меня лихою свекровью!» И брат с ними заодно: «Ох ты сестрица родима, Назови ты меня законныим браком!» Девушке ничего более не остает­ся, как умереть:

Побегла она во чистое поле,
Всплакнула она своим жалкиим голосом:
«Ох, вы сбегайтеся, лютые звери,
Вы съедайте мое бело тело:
Моя душа много согрешила.
Солетайтеся, карги-вороны,
Растерзайте вы мое тело белое!»

Читать еще:  Хип хоп история развития. История хип-хоп танцев

Так и происходит. Баллада завершается гибелью девушки и одновре­менно ее нравственной победой[156].

В мифологической балладе гибель героя может восходить к древнему обряду посвящения (инициации). Таковыми являются песни о гибели девушки или молодца в реке.

В балладе «Бессчастный молодец и река Смородина» (см. в Хресто­матии) герой должен ехать на чужу дальну сторону. На его пути не­преодолимая река. Река вняла мольбе молодца: ответила ему челоеечес-ким голосом. Да и душой красной девицей, указала переезд. Молодец переехал через реку, а затем стал кощунственно глумиться над нею. Но он забыл на другой стороне два востра ножа булатные, вынужден был воротиться. Река наказала молодца: он погиб.

Следы мифологических баллад обнаруживаются в разных жанрах русского фольклора: сказках, былинах, духовных стихах. Они особенно заметны в балладах классических.

Народные баллады

Народные баллады — это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика.

Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, пресветляющий душу катарсис (от греч. katharsis — «очищение»): побеждает зло, невинно гонимые герои гибнут, но погибая они одерживают моральную победу.

Манера исполнения балладных песен — и сольная, и хоровая, и речитативная, и распевная, — в зависимости от местной традиции. Классическая баллада имеет тонический стих, без припева и строфической рифмы. По форме она близка к историческим песням и духовным стихам.

Термин «баллада» многозначный. Его иногда возводят к итальянскому «ballare» — ‘плясать’. термин «баллада» был предложен еще в середине XIX в. П.В. Киреевским, но только в XX в. укоренился в фольклористике. мифологическая баллада — классическая баллада — новая баллада, — к такому выводу приводит сам материал.

Сюжеты мифологических баллад строились на архаичной мировоззренческой основе.

XVII и XVIII века — период наиболее интенсивного сложения и оформления баллад; вторая половина XIX века (особенно конец века) уже переводит баллады в романсы»

Мифологические баллады — тематика восходит к глубокой древности. Одним из самых популярных у славян является сюжет о заклятии героя в дерево. Большую популярность имели сюжеты с темой инцеста (от лат. incestum — кровосмешение) — см. в Хрестоматии: «Вдова и ее сыновья-корабельщики». Следы мифологических баллад обнаруживаются в разных жанрах русского фольклора: сказках, былинах, духовных стихах.

Содержание народной классической баллады всегда обращено к теме семьи. Балладу волнует нравственная сторона взаимоотношений отцов и детей, мужа и жены, брата и сестры, невестки и свекрови, мачехи и падчерицы. Взаимная любовь парня и девушки также должна иметь нравственное основание: стремление к созданию семьи. Посягание на честь девушки, надругательство над ее чувствами — аморально.

В сюжете баллады торжествует зло, однако важна тема раскаяния, проснувшейся совести. Баллада всегда осуждает злодеяние, с сочувствием изображает невинно гонимых, сокрушается о погибших.

Сюжеты многих любовных баллад построены на взаимоотношениях девушки с молодцем. Баллада «Дмитрий и Домна» В балладе «Василий и Софья» (см. в Хрестоматии) зло исходит из недр патриархальной семьи. В ней использован международный сюжет о гибели влюбленных, над могилами которых вырастают и переплетаются деревья: любовь оказывается сильнее смерти. Пафос баллады — защита любви, критика семейного деспотизма. Известна группа баллад, в которых девица отравила молодца зельем, злыми кореньями. В этих балладах многое поражает: полностью отсутствует мотивировка преступления; молодец покорно идет навстречу неизбежной гибели; иногда девица подробно рассказывает ему, как она готовила зелье, а он дает ей подробное наставление, как его похоронить.

Читать еще:  Фатех Вергасов. Союз писателей

В балладах семейного содержания главенствует тема оклеветанной и невинно гонимой молодой женщины. В ряде баллад ее губит мужской деспотизм. Одна из самых выразительных песен — «Князь Роман жену терял»

В семейных конфликтах нравственную суть происходящего обнажают чистые, безгрешные голоса детей. Другим трагическим противопоставлением является злая свекровь и безответная невестка. . В балладах недобрая сущность свекрови, ее враждебность по отношению к невестке не мотивируется — это предстает как жизненная норма («Князь Михайло»)

В балладах освещаются и другие аспекты семейных драм. Несколько баллад посвящено трагической гибели одного из супругов и скорби по нему другого («Жена казака умирает от родов», Герои образуют «любовный треугольник»: князь, княгиня и малодыя то княгини полюбовничек. Образ княгини появляется только в конце, в последней строчке, из которой ясно, что княгиня умирает. Ее смерть необходима для полного выражения идеи.

В XIX в. возникла новая баллада — жанр позднетрадиционного фольклора. В песенный репертуар народа вошли многие литературные стихотворения балладного содержания.

Появляется обостренный интерес к жестоким драмам на почве любви и ревности (темы ревности старая баллада почти не знала). Сюжет делается мелодраматичным, лиризм заменяется дешевой пасторальностью, допускается убогий натурализм («Как на кладбище Митрофаньевском отец дочку зарезал свою. «).

Балладе свойственна прерывистость изложения. Часто баллада использует повторение с нарастанием, что усугубляет напряженность, приближает драматическую развязку. Иногда баллада почти целиком состоит из диалога (например, вопросы детей об исчезнувшей матери и уклончивые ответы отца). Герой баллады неотделим от сюжетной коллизии: в вариантах меняется его имя, возраст, социальная принадлежность, но сохраняется сюжетная роль. В изображении героев типическое значительно преобладает над индивидуальным; характер типизации определяется семейным статусом персонажей. В балладах используются эпитеты, символы, иносказания, гиперболы и другие стилистические средства.

Былина мифологическая, её эволюция в балладу

ПЛАНЫ

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.Поэтика волшебной сказки. В.Я. Пропп о происхождении сказки, её эволюции композиции и сюжете.

Прочтите «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке».

Почтите и законспектируйте основные положения работы В.Я. Проппа «Морфология волшебной сказки».

Выясните, границы начальной ситуации и финала сказки. С какого момента начинается развитие действия. Можно ли утверждать, что фабула волшебной сказки сводится к восстановлению начальной ситуации?

Определите какие персонажи сказки в каких функциях выступают. Меняются или нет функции персонажей в процессе развития действия.

Установите, почему Серый волк обязан как съесть коня Ивана-царевича, так и помогать самому главному герою. Можно ли установить, где кончается мир людей и начинается мир Серого волка? Обозначена ли эта граница? Какими свойствами обладает мир Серого волка и его обитатели и почему?

Выясните, какие свойства приобретает Иван-царевич, когда пересекает границы миров. Почему для оживления Ивана-царевича необходим еще один помощник – ворон. Определите отношение к нему героев сказки. Как вы это можете объяснить.

Читать еще:  Русское лото 1201 тираж 14 октября.

Каково главное приобретение Ивана-царевича в другом мире? Исходя из ответа на этот вопрос, сделайте вывод, в чем смысл сюжета волшебной сказки и почему В.Я. Пропп утверждал о её восхождении к инициационным обрядам древности.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 2004.

Т.В. Зуева. Б.П. Кирдан. Русский фольклор. Учебник. М. 2003[1].

Былина героическая

Прочтите былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Определите, имеется ли у этого произведения начальная ситуация?

Установите сюжетные линии былины: с какой целью богатырь едет в Киев? И как выстраивается последовательность его подвигов? Усложняются ли они от эпизода к эпизоду, становятся ли проще.

Исходя из расмостренного выше установите, для чего едет в Киев богатырь?

Какова роль в былине князя Владимира и Соловья Разбойника? Отношение к Соловью сказителя. Почему в финале поэмы ему «славỷ поют»?

Изображение в былине битвы и единоборства. Почему одно показывается лишь схематически, а описание другого тщательно проработано?

Каков язык былины? Как называется такая стиховая система?

Почему былины о младших богатырях относятся к героическому эпосу?

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: «Лабиринт», 2006. С. 524 — 549.

Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. Спб. 1999. С. 23 — 56.

Былина мифологическая, её эволюция в балладу

Прочтите былину О Вольге Всеславьевиче и ответьте на вопросы:

Как родился Вольга Всеславьевич? О чём говорит тот факт, что по своему рождению он попадает в ряд других персонажей, которых южные славяне называли «Змеевичи»?

Какими свойствами обладает Вольга в силу своего чудесного рождения и почему?

В каком возрасте Вольга берётся за оружие, когда начинает учиться и чему, а в каком возрасте набирает дружину?

Сколько лет его дружинникам? Почему именно в таком возрасте они отправляются покорять Индейское царство? Сравните это царство со сказочными царствами, в которых оказывается персонаж волшебной сказки. О чем говорят соответствия?

Можно ли утверждать, что волшебная сказка и мифологическая былина (песня) произошли от одного общественного явления? Вспомните теории А.Н. Веселовского и В.Я. Проппа.

Прочтя былину «Вольга и Микула» установите, одинаково ли изображен богатырь в обеих былинах. И является ли он одним персонажем, или это два разных героя, названных одним именем.

В чём заключается роль старших богатырей в русском эпосе (сопоставьте былины про Вольгу Всеславьевича, Михайлу Потыка и Марью Лебедь Белую, Святогора, Микулу Селяниновича). Почему их можно поставить в один ряд старших богатырей, и в чем их отличие от младших богатырей — главных персонажей героического эпоса?

В чем проявляется балладность былин о Михайле Потыке или Дунае?

Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики. В его кн.: Историческая поэтика. М. 1989. С. 155 — 299

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 2004. С. 36 — 89.

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studopedia.su/11_92205_mifologicheskie-balladi.html
http://m.vuzlit.ru/582480/narodnye_ballady
http://studopedia.ru/10_168371_bilina-mifologicheskaya-ee-evolyutsiya-v-balladu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector