2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Балкарцы религия. Список использованной литературы

Кабардино-Балкария: какие религии исповедуют народы республики

Кабардино-Балкария — субъект Российской Федерации , республика в её составе . Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа и является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица — город Нальчик.

Образована как Кабардинская автономная область 1 сентября 1921 года. С 16 января 1922 года — Кабардино-Балкарская автономная область. 5 декабря 1936 года преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1992 года — Кабардино-Балкарская Республика.

Языческие верования: от древности до наших дней

Как и все народы и племена на нашей планете, кабардинцы и балкарцы в прошлом являлись сторонниками местных народных верований или попросту говоря язычества ( язык по-старославянски «народ, племя, язык») .

О древней религии адыгов (кабардинцев, адыгейцев, черкесов) мы рассказывали в прошлый раз. Поэтому теперь поговорим о народных верованиях тюркоязычных балкарцев.

Балкарцы долго оставались язычниками , что подтверждают такие артефакты, как священные камни: Кьарындашла ташы у поселка Эльджурту (Баксанское ущелье), Байрам таш в верховьях Кубани и священные деревья: Раубазы в Верхней Балкарии (бывшее селение Шаурдат), Солтанжия в селении Верхний Чегем.

Еще в начале XIX века немецкий путешественник Юлиус Клапорт писал, что «простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри)».

Знаменитый современный этнограф Махти Джуртубаев приводит следующую народную песню:

«Тейри неба – один Тейри,

Остальные Тейри – тысяча Тейри.

Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса,

Тот, кто каждый день дарует нам рассвет» .

Филолог-фольклорист Хамид Малкандуев , как и Джуртубаев, используя фольклорные источники, приходит к такому мнению: «Во главе пантеона, как у всех тюрко-монгольских народов вообще, стоит верховное божество Тейри (Тенгри), творец вселенной и всего сущего, пользующийся особым почитанием. Небезынтересно, кстати, что связанные с его культом гимнические песнопения к настоящему времени удалось зафиксировать в фольклоре тюркоязычных народов только у балкаро-карачаевцев» .

«Тейри неба – единственный бог.

Других богов — тысяча богов.

Тейри неба – создатель неба, земли,

Каждое утро восходы посылающий»

В 2012 году поклонников народной религии в республике насчитывалось до 3% населения.

Ислам в Кабардино-Балкарии

История ислама на Кавказе начинается еще в далеком VIII веке нашей эры.

В 737 году войска Хазарского каганата были разбиты арабами, и по условиям арабо-хазарского договора каган всем желающим разрешил принимать ислам. Немалое количество булгар-бурджан (предки современных балкарцев, карачаевцев и кумыков) приняло мусульманство.

Следующий импульс исламизации на территории Кабардино-Балкарии начинается с XVI века .

И распространялся под силой и влиянием крымским татар, а затем и турков-османов. Ислам суннитского толка распространился среди кабардинцев, в меньшей степени балкарцев, живших в высокогорных районах Кавказа. В дальнейшем ислам соединился с местными традициями, а нормы исламского права (шариата) пришли в равновесие с обычаями и неписанными правилами (адатом).

В настоящее время в КБР действуют две основные мусульманские организации — духовных центра: Духовное Управление мусульман (ДУМ), и Мусульманская община КБР (джамаат). Вторая объединяет несколько тысяч человек, среди которых много молодежи. Они не подчиняются постановлениям ДУМ и полагают, что невозможно отделить религию от дел государственных.

На 2012 год мусульмане в республике составляют около 55% населения . По данным Правительства КБР в 2013 году в республике действовало 147 мечетей .

В республике находятся 24 храма и 1 монастырь Русской православной церкви , малые общины верующих Армянской апостольской церкви , Грузинской православной церкви , 3 прихода Римско-католической церкви и 27 молельных домов различных протестантских течений.

Христиане составляют около 20% населения Кабардино-Балкарии. 16% из них составляют православные.

Некогда большая еврейская община с начала 1990-х годов стала уезжать в Израиль. По данным всероссийской переписи населения 2010 года , в Нальчике оставалось около 1000 евреев.

На территории КБР действует одна горско-еврейская синагога. На 2012 год иудеи составляли <1% населения республики.

Люди, верующие в высшие силы вне какой-либо религии составляют 16% населения региона, а вовсе отрицающие сверхъестественное — 7%.

Статистика религиозной принадлежности приводится по данным опросов социологической службы «Среда» на 2012 год

Балкарцы (малкарцы) — горный народ, сохранивший свои традиции

Балкарцами называют народ, заселяющий Балкарию. Это историческая территория на северном склоне Кавказских гор. Она является частью Кабардино-Балкарской республики, которая входит в состав РФ. Балкарский народ представляет собой тюркоязычный этнос. Родственными ему считаются карачаевцы — народ Северного Кавказа.

Численность

Всего в мире насчитывается примерно 125 000 балкарцев. Подавляющее большинство из них проживает в Кабардино-Балкарии.

Где живут

Небольшое количество находится в таких странах, как Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Также примерно 4 000-5 000 человек живут в США, Турции.

Балкарцы разговаривают на карачаево-балкарском языке, который относят к тюркской группе.

Религия

Как и многие народы, в древности балкарцы были язычниками. У них был распространен культ камней, священных деревьев, анимизм. С 17 века среди них начал распространяться ислам. До 19 века наблюдалось смешение разных религиозных обычаев и верований. Сейчас большинство жителей является суннитами (одно из главных направлений в исламе). Однако языческие традиции до сих пор присутствуют в виде праздников, обрядов.

Название

Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горцы». Так же их именовали и соседние народы: осетинское «асами» и «сваны» означает горных жителей. Территория проживания называлась «Балкар» по-черкесски, откуда и произошло современное наименование республики. Грузины называли это место «Малкар».

История

Как этнос балкарцы сформировались в результате смешения коренного населения (кобанских племен) с аланами, булгарами, кипчаками. Также у них были тесные связи с кабардинцами, карачаевцами, грузинами, осетинами. Они заселяли земли Центрального Кавказа. В 13 веке татаро-монголы предпринимали многочисленные вторжения на эти территории. Балкарам пришлось уйти дальше в горы, где они основывали поселения. 17 век стал периодом установления общения с русскими. Началась совместная торговля, между аристократическими родами обеих сторон возникли дружественные отношения.

Читать еще:  Когда появился первый профессиональный театр. О нас

В начале 19 века балкарцы приняли российское подданство. Они участвовали во многих войнах русского государства 19-20 веков. После революции 1917 года народ претерпел массовые репрессии, расстрелы. Вместе с этим произошел экономический подъем региона, появились учебные учреждения, многие люди получили образование. Это способствовало развитию поэзии, театрального искусства. Во время Великой Отечественной войны многие жители региона подверглись террору со стороны НКВД. За год до ее окончания балкарский народ депортировали на территорию Средней Азии. Спустя 13 лет правительство СССР восстановило права балкарцев, после чего они вернулись обратно.

Нальчик — столица Кабардино-Балкарии

Внешность

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.

Жилище

Поселения балкарцев имеют специфику, обусловленную горным ландшафтом. Их располагали в труднодоступных местах, с целью защиты от нападений врагов. Люди расселялись на склонах гор, по краям ущелий, вблизи рек. Жилища ставили хаотично, аулы имеют вид террас, где дома находятся один над другим. Узкие, кривые улочки часто выглядят как тропинки, могут резко закончиться тупиком. Издревле дома складывали из камня без какой-либо связки. Это было невысокое прямоугольное строение с плоской крышей и земляным полом. Крышу делали из досок и дерна. Окна были небольшого размера. Помещение отапливалось открытым очагом.

Для обороны поселения строили башни и крепости. Была распространена система дозорных башен, из которых дозорные подавали сигналы друг другу. Нижние этажи могли использоваться для жилья во время набегов неприятеля. Башни имели узкие бойницы, через которые балкарцы следили за передвижениями врага. В более позднее время там, где имелся лес, стали строить срубные избы. Сруб устанавливали на каменном или свайном фундаменте. Пол состоял из досок, имелись ставни, закрывающие окна. Богатые балкарцы могли позволить себе большой двухэтажный дом с несколькими комнатами, железной или черепичной крышей. Постелью служили деревянные нары, застланные войлоком. На полках вдоль стен расставляли глиняную, медную посуду. В 19 веке появились столы, стулья. Стены, пол стали застилать коврами. Присутствовало разделение на женскую и мужскую половины, также в доме была гостиная.

Одежда

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:

Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет — приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки — накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.

Основу питания балкарцев составляют мясные, молочные блюда. Их подают с лепешками из пшеницы, ячменя, кукурузы. Повседневной пищей являются наваристые, густые супы. Для первых и вторых блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. На гарнир подают картофель, фасоль, рис. Кушанья приправляются луком и чесноком. Издавна почетным блюдом считался целиком запеченный или сваренный в котле баран. Животное резали в честь прихода гостя или по праздникам. Голову подавали на блюде как самую лучшую пищу. Популярные национальные блюда балкарцев:

  1. Шурпа. Густой жирный суп из баранины, картофеля, овощей с луком. Ингредиенты нарезаются крупными кусками.
  2. Гедлибже. Мясо курицы или индейки, тушенное в сметане. В соус добавляют муку, специи. Подают с круто сваренной пшеничной кашей.
  3. Лягур. Вяленое мясо, тушеное с картофелем.
  4. Шашлык. По старинному рецепту готовится из печени и сала барана.
  5. Хычын (также хычин). Пресные лепешки на основе пшеничной муки. Иногда начиняют фаршем, зеленью.

Также балкарцы пекут блины, ватрушки. Традиционным десертом является пахлава. Популярен закерис — нечто похожее на сладкий хворост, пастила, халва. Интересное блюдо представляет собой жамуко — старинное национальное угощение балкарцев. Оно очень питательное и калорийное. Его готовят из сыра или творога, который перетирают и варят на сметане. В смесь добавляют манную крупу. Получается нежное, тающее во рту лакомство. Эти и другие угощения всегда делают к приходу гостей. Балкарцы очень гостеприимные люди, для которых любой гость — уважаемый и почитаемый человек.

ДОИСЛАМСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В БАЛКАРИИ И КАРАЧАЕ: ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЭТНОКУЛЬТУРЕ

ДОИСЛАМСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В БАЛКАРИИ И КАРАЧАЕ: ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЭТНОКУЛЬТУРЕ

Читать еще:  Требуется девочка 12 лет для съемок. Студия ералаш

Биттирова Т.Ш.*

Институт гуманитарных исследований КБНЦ РАН, Нальчик, Россия

* Корреспондирующий автор (tbittir[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена малоисследованной проблеме – смене теистических представлений и их отражению в культуре балкарцев и карачаевцев. В публикации рассматривается комплекс вопросов, связанных со сменой теистических представлений карачаево-балкарского народа, на протяжении многих веков. Дается характеристика историческим источникам и фактам бытования различных обрядов и представлений, оставшихся от предков современных балкарцев и карачаевцев, прежних тенгрианцев и христиан.

Ключевые слова: христианство, балкарцы и карачаевцы, тенгрианство, этнокультура, историческая память.

PRE-ISLAMIC BELIEFS IN BALKARIA AND KARACHI: THEIR REFLECTION IN ETHNOCULTURE

Bittirova T.Sh.*

Institute for Humanitarian Studies, Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia

* Corresponding author (tbittir[at]mail.ru)

Abstract

The article is devoted to the underexplored problem – the change of theistic beliefs and their reflection in the culture of Balkars and Karachays. The publication deals with a set of issues related to the change of the theistic views of the Karachay-Balkar people that took place over centuries. The characteristic is given to historical sources and facts of the existence of various rituals and beliefs inherited from the ancestors of modern Balkars and Karachays, former Tengrians and Christians.

Keywords: Christianity, Balkars, and Karachays, Tengriism, ethnoculture, collective memory.

До принятия карачаевцами и балкарцами ислама, как общенациональной религии, многие века истории теистических представлений характеризовались политеизмом. Тенгрианство, как самый продолжительный этап духовности народа, пронизывало все аспекты этнокультуры, начиная с поведенческих стереотипов, заканчивая лексическим массивом. В фольклоре же оно определяло идеологическую базу, на которую нанизывались все жанры, обуславливая их проблематику. Следы тенгрианства сохранились даже в современном быту, когда, будучи мусульманами, балкарцы и карачаевцы, не придавая значения своим словам, апеллируют к Тейри, как Всевышнему и Творцу. Религия тюрков периода раннего средневековья – тенгрианство – сложная идеологическая структура с верховным божеством Тейри. Помимо верховного Тейри существовали божества-покровители природных стихий – Дамметтир (покровитель воды), Жер Анасы (мать Земли), Суу Анасы (мать Воды), Къая Къызы (дочь Горы) и т.д., которые придавали верованию универсальность. Тем не менее «в сознании карачаево-балкарцев главной культовой фигурой, безусловно, был Тейри – властелин Вселенной – небесный бог» [1, C. 13]. Начиная с XIX века о живучести Тейри в карачаево-балкарской среде пишут многие исследователи Кавказа. Так, Г. Ю. Клапрот свидетельствовал, что в Балкарии «Простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри, который является творцом блага, а также пророка Илью» [2, C. 245].

При становлении ислама как общенациональной религии все внешние атрибуты христианства старались изжить различными способами. Однако, если следы христианства беспощадно уничтожались, то к древним верованиям, связанным с тенгрианством, относились достаточно снисходительно. Весь XVIII век и первая половина XIX века в этом отношении характеризовались тем, что разрушались церкви и монастыри, сносились надмогильные кресты, стирались надписи, выполненные греческим алфавитом. Даже в повседневной жизни избегали изображения креста. Существовала поговорка – «Если найдешь на дороге крест даже из чистого золота, не поднимай его. Он может принести только горе и болезни». Также необходимо было остерегаться случайного крестообразного складывания дров, сельхозинвентаря и т. д.

В истории карачаево-балкарского народа на смену тенгрианства, осуществляющего функции общенациональной идеологии, пришло христианство. Раннехристианский период истории тюрков Северного Кавказа отразился в большом количестве исторических и нарративных источников. Это, прежде всего, византийские и армянские хроники, в которых подчеркивается политеизм тюрков. «По данным Мовсеса Каланкатуци, – пишет ученый-медиевист Л.Б. Гмыря, – религиозная система «страны гуннов» в 80-е гг. VII в. включала поклонение священным объектам и силам природы (солнце, луна, огонь, вода, земля), священным персонажам (боги Тенгри-хан, Куар, женское божество, священный персонаж Аспандиат), культовым объектам (священные деревья, храмы, идолы, святилище) и предкам…» [3, C. 5]. Предки современных балкарцев и карачаевцев приняли христианство в период расцвета Аланского государства, «пять сохранившихся до наших дней аланских храмов (три Нижне-Архызских, Шаонинский, Сентинский) являются самыми древними на территории России архитектурными памятниками христианского зодчества», – свидетельствует Л. Л. Лавров [4, C. 131-132]. Ученый неоднократно обращался к эпиграфическим памятникам карачаево-балкарского народа, комплекс изученных им артефактов позволили известному этнологу сделать следующий вывод: «существование христианства в Карачае и Балкарии доказывается не только следами почитания в старину «святых» Федора (Тотур), Ильи (Элия), Георгия (Герге), Николая, Параскевы (Барас), девы Марии (Байрым), но и вещественными памятниками. Сюда принадлежат изображение крестов, развалины церквей, христианских могил и предметы церковного обихода. Христианские церкви существовали в балкарских селениях: В.Балкария, Шканты, Хулам, Зилги, Курнаяте, Бызынги, Джабоеве, Советском (б. Кашхатау), В. Чегеме, Былыме и, кажется, у Н. Чегема…» [5, C. 132].

По мнению другого историка, Державина И. С., «окончательное приобщение алан к христианству происходило в первой четверти X века. Но проникновение этой религии к аланам, несомненно, началось раньше, поскольку имя «истинно христолюбивого», т.е. христианского, правителя алан Григория упоминается еще во второй половине VII века» [6, C. 122].

О длительном характере христианства у предков карачаевцев и балкарцев свидетельствует также их современный календарь, в котором четыре из семи названий дней недели сохранили христианские номинации: «Геюрге кюн» (вторник) – день св. Георгия, «Бараз кюн» (среда) – день св. Параскевы, «Байрым кюн» (пятница) – день девы Марии. Из двенадцати месяцев десять также из христианского календаря: «Башиль ай» (январь) – месяц св. Василия, «Байрым» (февраль) – месяц девы Марии, «Тотур» (март, апрель) – месяц св. Федора, «Никол» (июнь) – св. Николая, «Элия» (июль) – св. Ильи, «Къыркъаууз» (древняя форма Ayс Керги, месяцы август и сентябрь) – св. Георгия, «Абустол» (ноябрь) – месяц Апостола, «Эндреуюк» (декабрь) – св. Андрея. Имена святых Георгия, Параскева и девы Марии, пророка Илии повторяются в названиях дней недели и в названиях месяцев. Календарная титуляция имен святых говорит, прежде всего, о продолжительном периоде христианства и его глубоких корнях.

Читать еще:  Софья и Молчалин. Любовь и расчет (По комедии А

В самых архаичных жанрах карачаево-балкарского фольклора упоминаются имена и деяния некоторых христианских пророков и святых. Так, пророк Илия (Элия) в нартском эпосе и мифах карачаево-балкарцев выступает как стихийная сила, породившая гром и молнию и покровительствующая им. Места, куда пришлись удары молнии, считались сакральными. К ним ходили, чтобы просить у Всевышнего силу богатыри при различных состязаниях, больные – здоровье, бездетные – наследников и т.д. Придавали такой же смысл камням, около которых ударила молния. Считалось, что если задобрить подобный камень, он излечит от экземы.

В этой связи интересно замечание И. Алексеева о почитании Илии-пророка у якутов: «У олененских якутов представления о громе связывались с Ильей-пророком, который породил камни и каменных воинов» [7, C. 83]. Ученый считает, что «вера в существование Ильи-пророка у олененских якутов относилась, конечно, к позднейшим представлениям, появившимся под влиянием христианства» (там же). Наиболее правдоподобным представляется предположение академика И. С. Державина – автора фундаментального исследования по истории Болгарии о функциональной близости христианского пророка Ильи и мифологического Илии (Элии): «Вместе с принятием христианства культ бога-громовержца и дожденосца был перенесен на св. Илью. Так случилось у новогреков с Зевсом и Гелиосом (солнце), у германцев – с богом Тором, у кавказцев – с богом Шибле, которому в Абхазии молились от бездождия и которого чеченцы отождествляли с Ялием (Ильей)» [8, C. 122-123].

В карачаево-балкарской среде христианская культура получила достаточно глубокое развитие. Об этом свидетельствует наличие христианской литературы. Еще в конце XVIII – начале XIX века были зафиксированы факты обнаружения церковных книг. Подобные свидетельства достаточно полно приведены в книге историка С. К. Бабаева «К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов», в которой он ссылается на сообщение атамана Алексея Тузова: «В 1743 году в коллегии иностранных дел он сообщал о том, что, будучи в горах Чегемского ущелья (в 1736 году. – Т.Б.), посещал христианские церкви, видел часовни, иконное писание. Балкарцы-христиане этого ущелья показывали Тузову христианские книги. На одной горе ему был показан сундук, где лежало восемь книг, «Писанных краскою и чернилами на паргамине и бумаге… И кроме христиан к тем книгам никого, а паче мухаммедан отнюдь не пускают…». Через четверть века кизлярский комендант Н.А. Потапов сообщал в Правительствующий Синод в рапорте от 8 апреля 1767 г. о находке в Чегемском ущелье тайной пещеры одним пастухом, который увидел там мумифицированный труп «…Сидящего престарелого мужа и одну девицу и перед ними лежащая перед стариком книгу, которую он читал…» [9, C. 171].

О церковной литературе пишет Паллас в известной работе «Путешествие по южным границам Российской империи в 1793 и 1794 гг.». Развалины культовых сооружений и сохранившаяся церковь, которые он видел и описал, дали ему возможность утверждать, что население Чегема было намного многочисленным, когда придерживалось христианства и пользовалась церковными книгами при службе: «В этой церкви до сих пор сохранилась французская книга, несколько страниц, которой я добыл… Один из листов содержит часть Евангелия на древнегреческом языке, другие оказались разрозненными частями книг, используемых в греческой литургии» [10, C. 214]. До сих пор визуализируются следы построек, прикрепленных к скалам выше дома-музея известного балкарского поэта Кайсына Кулиева, где и были обнаружены христианские книги. «Битикле» – так называется место, где была устроена монашеская обитель и сохранены церковные книги.

Дальнейшему развитию и сохранению христианства воспрепятствовало монголо-татарское нашествие, которое нанесло чувствительный удар христианской религии балкарцев и карачаевцев. Пришла в упадок вся отлаженная теистическая система и уже не смогла возродиться в прежнем виде. На смену христианству пришел ислам и к началу XVIII века он стала общенациональной религией для большинства народов Северного Кавказа. Стремительность процесса исламизации можно объяснить тем обстоятельством, что ислам не противоречил, а предписывал строгое соблюдение «свода морально-этических принципов, близких по духу регламентированным традиционным правовым и нравственно-этическим кодексам горцев (у кабардинцев «Адыге Хабзе», у балкарцев «Тау Адет»), ставшим нормой жизни и поведения еще в доисламский период», – пишет Г. Д. Базиева [11, C. 60]. Помимо названных обстоятельств быстрому внедрению в общественное сознание горцев способствовал и предыдущий христианский монотеистический опыт.

Список литературы / References

  1. Биттирова Т.Ш. Карачаево-балкарская духовная литература: рукописное наследие. / Биттирова Т.Ш. Нальчик, 2016
  2. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XII – XIX вв. /Сост., коммент., вступит. статья В. К. Гарданова. / Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XII – XIX вв. Нальчик, 1974.
  3. Гмыря Л.Б. Явление двоеверия в среде несвободного населения «страны гуннов» Прикаспия (VI –VII вв.) Гмыря Л.Б. /Вестник института истории, археологии и этнографии ДДЕЦ РАН. 2006. №1.
  4. Лавров Л. Л. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 2. Надписи XVIII – XX вв. / Лавров Л. Л. М.: 1968. т.1.
  5. Лавров Л. Л. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 2. …/ Лавров Л. Л. М.: 1968. т.1.
  6. Державин И.С. История Болгарии в 4-х томах. / Державин И.С. М. –Л., 1945- 1948 гг.
  7. Алексеев И. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. / Алексеев И. А. Новосибирск, 1980.
  8. Державин И.С. История Болгарии в 4-х томах / Державин И.С. М. –Л., 1945- 1948 гг.
  9. Бабаев С. К. К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов. / Бабаев С. К. Нальчик, 2000 г.
  10. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XII – XIX вв. /Сост., коммент., вступит. статья В. К. Гарданова. / Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XII – XIX вв. Нальчик, 1974.
  11. Базиева Г. Д. Национальная культура в сравнительной перспективе Базиева Г. Ж. / Вопросы культурологии. № 8. С. 59-62.

Список литературы на английском языке / References in English

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5a126fd8256d5ca2f1ff05ab/5e0763c86f5f6f00add785f8
http://travelask.ru/articles/balkartsy-malkartsy-gornyy-narod-sohranivshiy-svoi-traditsii
http://research-journal.org/culture/doislamskie-verovaniya-v-balkarii-i-karachae-ix-otrazhenie-v-etnokulture/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector