1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Балет парад 1917 термин. Еще о пощечине

Какой термин появился в 1917 г. благодаря рецензии Гийома Аполлинера на?

Гийома Аполлинера — французский поэт, родившийся в Италии. Действительно, после его рецензии на балет «Парад» появился новый термин, который используется и по сей день. Этот термин — сюрреализм.

Правильный ответ — D. сюрреализм.

А вот и сама рецензия Гийома Аполлинера:

Такой сложный вопрос был задан участникам сегодняшней игры «Кто хочет стать миллионером?». Лично я ответ не знаю даже близко, поэтому подглядываю ответ в интернете. Оказывается, речь идёт о термине «сюрреализм»

Правильный ответ: СЮРРЕАЛИЗМ

Очень сложный вопрос, касающийся интересного термина от Аполлинера, был сегодня озвучен в известной нам программе и пришлось искать ответ на него в различных источниках, которые подсказали мне, что здесь речь идет о таком термине, как . Сюрреализм.

Гийом Аполлинер это был поэт, писавший рецензии. После просмотра нового балета «Парад», в котором кстати принимал участие как декоратор Пабло Пикассо, он придумал термин сначала названный сверхреализмом, потом назвал его сюрреализм.

На вопрос о появившемся термине я ответить не смогла, просто стала ждать, когда участники викторины, ну или ведущий назовут правильный вариант. Нужный нам термин, появившийся в 1917 году, самый последний в списке, это- Сюрреализм.

Как же так, такой ответ и нет Дали-), заявлявшего, что сюрреализм — это именно он и никто более-). Впрочем констатируем, что такой термин впервые появился благодаря Гийому, и среди тех кто принимал активное участие в подготовке балета упоминается Пикассо, а это. это уже след и к Дали, примкнувшего к данному течению, и поныне известному, как сюрреализм

Парад (балет)

«Парад» (фр. Parade ) — одноактный балет, премьера которого состоялась 18 мая 1917 года в театре Шатле. Балет был создан на стихи Жана Кокто с музыкой Эрика Сати, хореографом и главным исполнителем был Леонид Мясин, автором декораций и костюмов выступил Пабло Пикассо. Манифест для премьеры балета (под названием «Новый дух») написал Гийом Аполлинер, впервые в истории употребив термин «сюрреализм» и назвав спектакль «более правдивым: чем сама жизнь». Несмотря на то, первый показ «Парада» вызвал громадный скандал, после которого спектакль в течение трёх лет не показывался на сцене, он оказался вехой и переходным произведением музыки и театрального искусства начала XX века.

Содержание

История создания

Идея написать балет пришла к Жану Кокто когда он услышал произведение Эрика Сати «Три пьесы в форме груши» (Trois morceaux en forme de poire). Сати согласился написать музыку для балета, однако категорически отказался использовать свои старые композиции. К тому моменту он уже был автором христианского балета «Успуд» (1892 год), написанного для парижской Гранд Опера, который, однако ни разу не был поставлен на сцене. [1] Кокто начал писать сценарий. Главной темой был парад артистов балаганного цирка, которые напрасно пытаются привлечь публику посмотреть представление, проходящее в цирковом шатре. В сентябре 1916 года сценарий балета был сильно переделан Пикассо, который сумел договориться с Жаном Кокто, что тот не будет возражать против нового сценария – в обмен на сохранение его авторства. Сати был всецело на стороне Пикассо (второй вариант сценария ему нравился значительно больше), именно к нему Сати и сочинил музыку. [2]

Работа над балетом началось в середине Первой мировой войны, когда Жан Кокто часто отлучался на бельгийский фронт в качестве служащего санитарного поезда. Сергею Дягилеву и самому Сати удалось заручиться поддержкой Мизии Эдвардс (и её капитала, в первую очередь). Первая версия музыки (для фортепиано в четыре руки) была исполнена Сати и Жюльетт Меерович 19 ноября 1916 года и посвящена Мизии [3] . Хореография была доверена Леониду Мясину, который уже поставил несколько успешных балетов. Создание декораций и костюмов взял на себя Пабло Пикассо. Во время репетиций «Парада» в Риме Пикассо познакомился со своей будущей женой, балериной Ольгой Хохловой.

Читать еще:  Как нарисовать икону божьей матери. Писание иконы

Постановка

Премьера балета состоялась 18 мая 1917 года в Париже в театре Шатле и стала очередным, после «Весны священной», парижским скандалом. Публика в зале едва не сорвала спектакль криками «Грязные боши, Сати и Пикассо боши!». Для парижан авангард, модерн и творчество Пикассо в целом ассоциировались с немцами [4] . Пресса неистовствовала, критики объявили «Русский балет» едва ли не предателями, деморализующими французское общество в тылу во время тяжёлой и неудачной войны.

( Leo Poldes, «La Grimasse», 19 мая 1917.)

Приведённая рецензия, почти недопустимая по тону, была написана вовсе не жёлтым журналистом, а респектабельным критиком, владельцем картинной галереи живописи «Клуб де Фобур». Другие рецензии на премьеру «Парада» были ничуть не лучше. В конце концов, Эрик Сати, крайне раздражённый общим тоном и выходками прессы, послал одному из критиков (Жану Пуэгу) письмо, полное личных оскорблений, за что 27 ноября 1917 года был приговорён трибуналом к восьми дням тюрьмы и восьмистам франков штрафа. [5] И только благодаря вмешательству Миси Эдвардс, имевшей связи в правительственных кругах, распоряжением министра внутренних дел от 13 марта 1918 года Эрик Сати получил «отсрочку» от наказания. [6]

Оркестром во время премьеры дирижировал Эрнест Ансерме. Среди танцоров были: Леонид Мясин в роли китайского фокусника, Мария Шабельская в роли малышки-американки, Лидия Лопухова и Николай Зверев в роли акробатов, Леон Вуйциковский в роли менеджера во фраке, М. Статкевич в роли менеджера из Нью-Йорка и М. Уманский в роли менеджера верхом [7] .

Следующее представление «Парада» состоялось только два с половиной года спустя, в Лондоне (ноябрь 1919 г.) и вместо скандала сопровождалось грандиозным успехом. В роли «маленькой американки» танцевала русская прима-балерина «Тамара Карявина», как её называл сам Сати. Публика устроила овацию и вызывала солистку семь раз. Автор балета (композитор) на спектакле не присутствовал. Культурный атташе английского посольства в Париже свидетельствовал, что «Парад» стал “самым большим успехом“ «Русских балетов» в Лондоне. [8]

Значение

Балет «Парад» был знаменателен многим. Это был первый раз сотрудничества Сати и Пикассо, а также их первый опыт работы с балетом. Впервые оба сотрудничали с Дягилевым и его русскими балетами. Некоторые костюмы созданные Пикассо в стиле кубизма были изготовлены из картона, что позволяло танцорам делать только минимальные движения. Музыкальное сопровождение содержало ряд предметов издающих звуки: пишущую машинку, горн, набор молочных бутылок, добавленных Кокто к неудовольствию Сати.

Музыка балета, резко отличающаяся от всего окружающего звукового фона Франции, произвела очищающий эффект и породила новые течения не только во французской, но и мировой музыке. На её основе сформировалась прежде всего «Шестёрка» с примыкающими к ней композиторами, затем «Аркёйская школа». Странным образом, «Парад» оказал влияние даже на «Царя Игоря», и впоследствии положил начало целому периоду в его творчестве.

Гийом Аполлинер так описывал этот балет:

Именно балету «Парад» сюрреализм обязан названием. При написании программы спектакля Гийом Аполлинер описал его как «своего рода сюрреализм» (une sorte de surréalisme [11] ) обозначив таким образом культурное течение.

Рэгтайм из балета был позже адаптирован для соло на фортепиано.

Балет парад 1917 термин. Еще о пощечине

Композитор Э. Сати, сценарист Ж. Кокто, балетмейстер Л. Мясин, художник П. Пикассо.

Читать еще:  Ответить на вопрос по литературе. Литературные тесты

Премьера состоялась 18 мая 1917 года в труппе «Русский балет Сергея Дягилева», Париж.

Уличный цирк — обычное явление в Париже. В балете показан один из таких цирков, где перед началом представления владельцы демонстрируют прохожим таланты артистов, надеясь заманить зрителей внутрь балагана.

После почти суровых аккордов прелюдии в наступившей тишине поднимается занавес, открывая задник эпохи «раннего Пикассо». На нем изображены отдыхающие перед представлением артисты. Задник поднимается, открывая сцену, оформленную Пикассо в ином ключе: пестрое, покосившееся сооружение — цирк, где скоро начнется представление. Перед цирком вышагивает громадный, курящий трубку мужчина. Он словно составлен из углов и плоскостей. Это менеджер-француз. Он вызывает из балагана китайского Фокусника в роскошном костюме. Китаец показывает фокусы, под восточную мелодию глотает шпагу, потом исчезает за занавесом балагана.

Выходит второй зазывала — из Нью-Йорка — в костюме которого сочетаются силуэты небоскребов и причудливые углы. Он несет мегафон и табличку с надписью «Парад». Он представляет свое «фирменное блюдо» — маленькую Американку, почти ребенка, в белой матросской блузе, с бантом в волосах. Под зловещий стрекот множества пишущих машинок и звуки ружейных выстрелов эта девица — воплощение обаяния и шарма — исполняет танец, характерный для эпохи машин. Но этот танец не проходной номер, в нем сконцентрированы представления об Америке, царившие в обществе в 1917 году. Под американскую танцевальную музыку девочка разыгрывает набор сюжетов шаблонной мелодрамы, отштампованной в США, — борьбу полицейских с бандитами, спасение в шторм и т. п. Она упархивает так же весело, как появилась. Но и после ее выступления в цирке не прибавилось зрителей. Ни американский, ни французский менеджер не понимают причин такого равнодушия.

В тишине на сцену выбегает гнедой Конь с белыми пятнами, усмехающийся от уха до уха. После робких попыток развлечь зрителей, он исчезает. Занавес балагана закрывается за ним, а когда открывается, за ним два Акробата, девушка и юноша, исполняют pas de deux, имитируя трюки акробатов и канатоходцев.

После выступления Акробатов, под вой сирены на сцену возвращаются два менеджера и Американка, затем — Конь, Фокусник и Акробаты. Все они повторяют финалы своих номеров. Хором зазывают зрителей зайти в цирк, чтобы увидеть представление полностью. Но зрители не двигаются с мест. Тогда артисты образуют нечто вроде шествия. Занавес опускается в тот момент, когда вновь звучит музыка, открывающая спектакль.

Джордж Баланчин считал: «»Парад» давно признан важной вехой в хореографическом искусстве, и не только — ведь именно он впервые вывел кубизм на театральную сцену. Замысел балета принадлежит Жану Кокто. Именно он уговорил Сати и Пикассо, никогда не сотрудничавших с труппой „Русский балет», принять участие в этой постановке в разгар Первой мировой войны. Казалось бы, художественная сущность этого балета, имеющего подзаголовок „Реалистический балет», была предопределена, но составитель программы балета Гийом Аполлинер впервые ввел в печатный текст слово „сюрреализм». Все это привлекало внимание к контрасту, проявляющемуся и на сцене: между артистами бродячего цирка, реальными людьми и их импресарио — представителями сферы рекламы, которые зазывают публику поглазеть на искусство циркачей».

Балет был поставлен в апреле 1917 года, в разгар войны. Дягилев задумал «Парад» как балет-презентацию современного искусства, с хореографией, резко отличной от сочинений Фокина и Нижинского, с музыкой, не похожей ни на Стравинского, ни на Рихарда Штрауса, со сценографией принципиально другой, чем былые шедевры Бенуа и Бакста. Рассуждая о способах постановки балета, Леонид Мясин говорил: «Иногда основой спектакля становится музыка, иногда — сюжет, а порой — время или даже атмосфера действия. В „Параде» господствовала музыка, хотя и сюжет увлекал меня. Подобно декорациям и костюмам Пикассо, партитура Сати отражала новые направления в искусстве музыки — повседневные, обыденные звуки сочетались в ней с теми, о. которые диктовало воображение».

Читать еще:  Герои легкого дыхания. Истолкование рассказа И

Мясин продуманно охарактеризовал каждый персонаж средствами хореографии, в основном построенной на пантомиме. Вершина его изобретательности — утонченно подчеркнутый ритм, который Конь отбивает всеми четырьмя ногами, а также очаровательно-комичный акробатический танец без музыкального сопровождения. А усердные призывы менеджеров и их отчаяние подчеркиваются неуклюже-демонстративными и резкими движениями.

Музыку к балету написал французский композитор Эрик Сати (1866-1925). За свою жизнь он написал около сотни произведений и больше всего известен своими фортепианными произведениями с необычными названиями: «гимнопедии», «гносьены», «настоящие вялые прелюдии» и т. п. Из оркестровых работ композитора наиболее знаменита музыка «Парада». В партитуру балета наряду с инструментами традиционного оркестра был включен бутылофон — выстроенная в виде ударного инструмента батарея бутылок и четыре пишущие машинки.

Первый сценографический опыт Пикассо, в сочетании с эпатирующе примитивной музыкой Сати, произвел на театральную публику неизгладимое впечатление. Присутствовавший на премьере композитор Франсис Пуленк вспоминал: «В „Параде» все было новым — сюжет, музыка, постановка. Зрители, оцепенев, смотрели, как подымается занавес Пикассо, совершенно для них необычный, открывая кубистские декорации. На этот раз все искусства брыкались в своих оглоблях».

Некоторым спектакль показался вызовом здравому смыслу. Музыка Сати, такая простая, наивно-искусная, вызвала скандал своей обыденностью. В «Параде» танцевали мюзик-холльный уанстеп. В этот момент зал разразился свистом и аплодисментами. Весь Монпарнас ревел с галерки: «Да здравствует Пикассо!». Орик и другие музыканты орали: «Да здравствует Сати!». Реакцию зала можно понять — по тем временам музыка казалась революционной. В партитуре были использованы звуки сирены, стук печатной машинки и даже выстрелы пистолета. Сам Мясин танцевал Китайца, Лидия Лопухова и Николай Зверев — Акробатов, Мария Шабельска — Американскую девочку, Леон Войцеховский — французского Менеджера.

Постоянный режиссер дягилевской труппы Сергей Григорьев свидетельствовал: «„Парад» был остроумным спектаклем, который очень развлек зрителей. В то же время его восприняли как серьезное произведение искусства, осознав, что в его стиле синтезирован ряд современных эстетических приемов». Именно для «Парада» Дягилев заказал специальный сценический занавес, какой позже он будет заказывать для большинства новых балетов. Этот, изображающий цирковых актеров и атрибуты цирка, принадлежал, как и все оформление, Пикассо, который собственноручно его написал. Из костюмов особенно знаменитым стал костюм Фокусника: позже он изображался на всех программах и афишах «Русского балета Дягилева», став его постоянной эмблемой. Постоянная участница дягилевских балетов английская артистка (позже известный хореограф) Лидия Соколова (урожденная Хильда Маннингс), вспоминая, что только рождение ребенка помешало ей танцевать в этом спектакле, писала в 1960 году: «„Парад» был настолько восхитителен, что я уверена; будь он поставлен сегодня, он стал бы фаворитом».

Реконструкция «Парада» в труппе «Сити Сентер Джофри бэллей» состоялась на сцене «Сити Сентер» в Нью-Йорке 22 марта 1973 года. Руководили постановкой руководитель труппы Роберт Джоффри и сам Леонид Мясин. Художник Дуглас Купер — соавтор Пикассо, участвовавший в возрождении балета, писал о спектакле: «На знаменитом заднике, поднимающемся во время музыкального вступления, изображена одна из самых романтических и утонченных композиций Пикассо. Но за ней скрывается удивительная и пестрая современная реальность. Просцениум, оформленный свитками и лирой, выкрашен красной и желтой краской и окружен белыми зданиями с темными оконными проемами и пятнами темно-зеленой листвы. Китайский Фокусник одет в алую тунику, расшитую желтыми и серыми узорами, и черные ботинки с желтым рисунком. На двух Акробатах небесно-голубые трико со смелым орнаментом в белых тонах, а на Американке — темно-синяя матросская куртка и белая юбочка». В 1963 году «Парад» был показан на гастролях в Москве и Ленинграде труппой «Джоффри бэллей».

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2570317-kakoj-termin-pojavilsja-v-1917-g-blagodarja-recenzii-gijoma-apollinera-na.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1592926
http://www.belcanto.ru/ballet_parade.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector