4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армяне. Антропологическая характеристика

Антропологическая характеристика

На начало 1989 года население Армении составляло 3305 тысяч человек. Национальный состав Армении — самый однородный среди всех бывшых союзных республик: 95.66% ее населения составляют армяне: в республике живут также русские, украинцы, курды, греки, ассирийцы.

За пределами страны армяне живут более чем в 60 странах мира — страны СНГ, США, Франции, Греции, Германии, Италии, Швеции, Испании, Ливане, Иране, Турции и других странах.

Армяне принадлежат к большой Европеоидной расовой группе народов, стволу южных Европеоидов; в границах южного европеоидного ствола — принадлежат к Балкано-Кавказкой расе. В пределах Балкано-Кавказкой расы — к арменоидному (переднеазиатскому) типу, отличающемуся волнистыми или прямыми мягкими темными волосами разных оттенков, относительно смуглой кожей, большими разнообразием окраски глаз — от черных и карих до светло-серых и редко голубых, сильно развитым волосяным покровом (в частности, бороды у мужчин), слабо выступающими скулами, узким выступающим носом с высоким переносьем, обычно тонкими или средней толщины губами.

По особенностям генетических связей арменоидный тип тяготеет своим происхождением к районам Малой и передней Азии (территории современной Турции и Ирана).

Религиозная характеристика

Одна из древнейших Церквей — Армянская Апостольская Святая Церковь — на протяжении всей истории христианства была и является неотъемлемой частью «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» Христовой.

Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин — Католикосат Всех Армян, основанный в 301 году.

1700 лет назад классическая страна древнего мира Армения приняла христианство. В Армении христианство было принято в 301 г. Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении (Григор Лусаворич — арм.), ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326), и царь Армении Трдат III (287-330).

Традиции

Обычаи, традиции, особенности жизненного уклада, семейного быта других народов всегда интересны и поучительны. В них отражается история.

Современный армянский семейный быт и жизненный уклад народа замечательным образом сохранили в себе определенную традиционность, при которой всякое новое — всего лишь основательно забытое старое. Это заметно повсюду.

Попробуем описать некоторые подробности жизненного уклада, которые и сегодня находятся в фундаменте общественной организации армянской семьи. Армяне радуются приросту семьи; дети, от кого бы из братьев они ни происходили, считаются братьями и сестрами, и каждой матери ставится в вину, если она обнаруживает большую любовь к родным детям, чем к детям деверя. Одинаковое отношение ко всем детям и внукам проявляют старики.

Домашним хозяйством в семье традиционно ведает старшая в доме женщина, оставляя за мужчинами обязанность хозяйственных покупок. Авторитет женщины в домашнем хозяйстве признается выше авторитета мужчины. Переступая порог дома, мужчины во всем подчиняются порядку, установленному старшей в доме женщиной. Ударить женщину считается большим позором, от обиды, нанесенной мужем, жена может просить защиты у его матери.

Традиционно у армян особое уважение к старшим, с мнением которых, особенно в вопросах семейной жизни, очень считаются. Если при жизни старика-отца главою семьи являются сын или дочь, то отец все же играет значительную роль в решении важных семейных вопросов, так как признается жизненный опыт стариков.

Довольно строго соблюдаются внешние знаки внимания к старшим: если в дом входит пожилой человек, то молодые люди встают и садятся только после приглашения старшего в доме; при старших стесняются громко разговаривать, как правило, не курят.

Прочен у армян древний обычай гостеприимства, гость в доме всегда желанный: во многих сельских семьях сохранилась традиция содержать для гостей специально предназначенную комнату, обставляя ее лучшей мебелью, коврами и пастелью.

Стойко сохраняется обряд одевания невесты. Вечером, во время предсвадебного пира в доме невесты, туда является каворкин (сваха), сопровождаемая близкими родственниками жениха, несущими платье и фату для невесты. Невесту одевают в соседней комнате и выводят к гостям.

Затем гости поднимаются и в сопровождении мелодий дхола и зурны отправляются в дом жениха. Здесь свадьбу играют до утра.

Армяне. Антропологическая характеристика

А рмяне – одна из древнейших наций Ближнего Востока, принадлежащая к арменоидному (переднеазиатскому) типу евразийской (европеоидной) расы. Этот тип характеризуется коротким и округлым черепом, прямым, широким и средней высоты лбом, лицом умеренной величины, длинным и выгнутым носом, густыми бровями, широкими и тёмными (изредка – лазурными, и ещё реже – голубыми) глазами, длинными ресницами, густыми и тёмными (гораздо реже – русыми) волосами, светлой (реже – смуглой) кожей. Развит третичный волосяной покров. Рост выше среднего.

Рост армян, принадлежащих к арменоидной расе, зависит от географической среды обитания – так, армяне Вана, Багеша (Битлиса), Карина и Еревана выше соплеменников, проживающих на западе – в Кесарии, Мараше и Себастии, в то время, как рост армян, населяющих окрестности от Харберда до Тигранакерта, считался на общем фоне средним. Самые высокорослые – ванцы, средний рост которых – 169 см, а у армян Кесарии и Себастии – 164 см. Армяне для своего роста достаточно тяжеловесны: средняя масса тела – 72.5 кг.

Читать еще:  Г х андерсен. Андерсен, ханс кристиан

Цефалический индекс для армян – 85.4; в частности, для жителей Вана и Еревана – 86; Себастии – 86; и Карина – 87. Средняя высота черепа – 185 мм; на востоке этот показатель достигает 188 мм, а на западе – 183 мм.

Нос – длиной в 60 мм – у армян достаточно широкий: 38 мм, при том, что значения ширины колеблются от 37.4 мм в Ванедо 38.4 мм в Кесарии.

Варианты цветовой окраски кожи у армян, согласно антропологической терминологии, – розово-белая, смугло-белая и светло-оливковая.Тёмно-белый цвет встречается у 85% армян. Розово-белая кожа, встречающаяся у 8%, особенно распространена у армян-переселенцев из Вана, а светло-оливковая – у армян Кесарии.

В большинстве своём тёмно-каштановые волосы встречаются у 58% армян, а чёрный и средне-каштановый в общей сложности – у 38%. У остальных 6% волосы красно-каштанового цвета. У мужчин, имеющих чёрные и тёмно-каштановые волосы, бороды того же цвета; у обладателей каштановых волос – красного или красно-каштанового цветов, из чего можно сделать вывод, что только 75% армян имеют волосяное покрытие чёрного цвета. Каштановые и красно-каштановые волосы чаще всего встречаются у армян-выходцев из окрестностей озера Ван, а волосы чёрного цвета – на юге и на западе – у переселенцев с близких к Сирии территорий.

У 73% армян глаза карие. Тёмно-карие глаза больше всего встречаются на западе, где составляют до 36% от общей численности, и гораздо реже у армян из окрестностей озера Ван, где представлены 13%. Глаза светлые или смешанных оттенков встречаются у 34% ванцев, и у 11% от общей численности у армян Кесарии.

Бороды и волосяные покрытия кожи у армян достаточно густые и обильные. Брови узкие, а лбы, в отличие от представителей динарской расы, арабов и турков, довольно покатые. Самые густые брови встречаются у армян, проживающих на востоке.

Брахицефалическое строение черепа и обильный третичный волосяной покров, наличествующие у армян, принадлежащих к арменоидной расе, присущи только представителям этой нации.

Например, антрополог Алексеев в 1974 году отметил, что арменоиды по волосяному покрову своих тел и лиц (у мужчин) не уступают народам, характеризующимся наибольшей густотой волосяного покрова, — у народа айны (Япония) и аборигенов Австралии, также имея отличительные от них черты.

Средняя длина полового органа армянских мужчин — 13,5 см, максимальная — 21,5 см. По своим показателям орган занимает третье место на территории бывшего Советского Союза и считается среднестатистическом общемировым меркам.

Будучи одной из древнейших наций, армяне характеризуются генетическим наличием периодической болезни, или средиземноморской семейной лихорадкой, называемой также иногда «ереванской болезнью».

Это наследственное заболевание преимущественно, но не исключительно, встречается у представителей наций, предки которых проживали в бассейне Средиземного моря, особенно у армян, у евреев-сефардов (намного меньше – у евреев-ашкенази), турок и у арабов Северной Африки.

В настоящее время многие учёные приходят к тому, что периодическая болезнь обусловлена мутациями гена MEFV, расположенного на коротком плече 16-ой хромосомы. Болезнь проявляется также грудным приступом – проявлением тяжести в грудной клетке и повышением давления; в период максимальной выраженности приступа наблюдается одышка. Приступы суставов выражаются в их воспалённости и сильной суставной боли. Во время смешанных приступов брюшная боль может сочетаться с грудной, грудная – с суставной и т.д. Приступы всех типов сопровождаются высокой температурой (от 40 градусов) или сочетанием высокой температуры с болью.

Первые симптомы или приступы периодической болезни обычно проявляются в детском или юношеском возрасте, особенно в период полового созревания (в 85 – 90% случаев). Однако случается проявление первых приступов этой болезни, как после сорока лет, так и до одного года, но такие случаи крайне редки.

Согласно первоначальным данным, в Республике Армения число страдающих ереванской болезнью свыше 30 000 человек, а в течение нескольких последних десятилетий отмечается ощутимый рост заболеваний.

В армянской диаспоре наблюдается тенденция смешанных – с местным населением – браков, что ведёт к естественному изменению генетической линии.

grishashax

РОД-НАРОД-СБРОД

Слава Прародителю Всевышнему! Слава Роду Небесному! Слава Предкам нашим Богиням и Богам!

Н. Р. КОЧАР. АНТРОПОЛОГИЯ АРМЯН. ДЕРМАТОГЛИФИКА И ПОПУЛЯЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ЕРЕВАН, 1989

Происхождение переднеазиатской расы

Проблеме происхождения арменоидного типа посвящено много работ, так как эта проблема играла немаловажную роль в изучении антропологических особенностей Передней Азии и Кавказа и «вопрос о генезисе арменоидного типа в его этнической и исторической формулировке сводился к вопросу о происхождении древнейших народов и культур этих регионов» (Бунак, 1927).

А. И. Ярхо писал, что «изучение народностей Кавказского узла дало ключ к решению многих кардинальнейших проблем этногенеза» (Ярхо, 1947). К такому же мнению склонялся Г. Ф. Дебец, который считал, что «в настоящее время нет и не может быть ни одного серьезного исследования по этногенезу народов Европы и Передней Азии, которое не затрагивало бы народы Кавказа» (Дебец, 1948).

Очевидная важность антропологического изучения народов Кавказа требует дальнейших расширенных и углубленных работ на Кавказе, так как они должны объяснить многие этногенетические вопросы, касающиеся народов Ближнего Востока и Европы. Хотя на Кавказе антропологические исследования ведутся уже более ста лет, тем не менее остается много поставленных и неразрешенных вопросов (Абдушелишвили,1963).

Читать еще:  Гр король и шут. История группы «Король и Шут» (КиШ)

Первые исследователи антропологии Кавказа (Эркерт, 1882, 1883; Пантюхов, 1893) в своих сводках обращали внимание на своеобразие кавказских народов. Другие ученые (Джавахов, 1908; 1914; Weninge 1951, 1955, 1959) продолжили эти работы и обследовал грузин и армян. Новым этапом в изучении народов Кавказа явились исследования грузинских антропологов (Натишвили, Абдушелишвили, 1954), которые выдвигали гипотезу о местном происхождении населения центральных областей Кавказа. М. Г. Абдушелишвшп полагает, что сложение местного комплекса произошло на основе узколицых и грацильных европеоидов (Абдушелишвили, 1960, 1964).

Изучение палеоантропологического материала бронзовой эпохи горных районов Армении приводит некоторых ученых к выводу, что в это время там пpoживало население с очень массивным и широким лицом. Предполагается, что в горных районах Центрального Кавказа проживало морфологически сходное население, аналогичное с обитателями горных районов Армении (Алексеев, 1974). Это предположение подвергает сомнению гипотезу Г. Ф. Дебеца, согласно которой центрально-кавказские народы формировались при участии северных элементов – древнего населения Восточноевропейской равнины и Скандинавии (Дебец 1956, 1960).

Большую роль в выяснении древних антропологических типов на территории Кавказа и Закавказья сыграли палеоантропологические находки армянских грузинских археологов (Лалаян, 1929, 1931; Мартиросян, 1964, 1964а; Аракелян, 1951, Аракелян, Караханян, 1962; Мнацаканян, 1967; Мартиросян, Паничкина, 1950; Сардарьян, 1954, 1967; Ниорадзе, 1934; Джапаридзе, 1968 и др.).

Основываясь на изучении палеоантропологическо материала неолитического времени с территории Грузии и Армении, антропологи приходят к выводу что древнее неолитическое население Кавказа представляло собой два варианта европеоидной расы, которые отличались между собой по ширине лица и массивности черепа. В частности, В. П. Алексеев считает, что эти два варианта сыграли основную роль в формировании антропологического типа современных кавказских народов. Массивный и широколицый можно сопоставить с современным кавкасиоиским, а узколицый, который входит в состав южной ветви европеоидной расы, подвергся процессу брахикефализации и послужил основой для сложения арменоидного комплекса признаков, которые сформировались минимум с эпохи бронзы (Алексеев, 1974).

По мере накопления материалов по антропологии Кавказа осуществлялась группировка комбинаций признаков в качестве типологических вариантов. В итоге современное население Кавказа сегодня подразделяется на четыре типа: понтийскпй тип (термин предложен В. В. Бунаком, 1932), кавкасионский тип (Натишвили, Абдушелишвили. 1954), переднеазиатский, или арменоидный тип (Loushan, 1911), и каспийский тип (Бунак, 1947), входящие в балкано-кавказскую расу, выделенную Я. Я. Рогинским в расовом обзоре земного шара (Рогинский, Левинн, 1955, 1963).

Переднеазнатская раса, или, по старой терминологии, арменоидный тип, а по Деникеру – ассироидный (Деникер, 1902), характеризуется слегка волнистыми или прямыми волосами, сильно развитым третичным волосяным покровом, с обильной растительностью на лице, смуглой кожей, темными глазами и волосами, своеобразной формой носа с опущенным кончиком, широкими и высокими крыльями носа, умеренно толстыми губами, узкой прорезью глаз, средней ширины и довольно высоким лицом, брахикранным, очень высоким черепом, нередко с сильно наклонным лбом и плоским затылком. Рост выше среднего. Этот тип имеет большое распространение во всей Передней Азии, в Закавказье, на плоскогорьях Сирии и Ирана. Своеобразная форма носа арменоидного типа обращала на себя внимание, считаясь характерной лишь для армян (Loushan, 1911). Дошедшие до нас изображения на древних рисунках, скульптурах и барельефах древних жителей Месопотамии, Урарту, Греции и др. также говорят о наличии такой же совершенно специфической формы носа у древних народов Передней Азии. В. В. Бунак в своей книге «Grania Armenica» в 1927 г., анализируя иконографический материал и сравнивая его с данными, полученными при изучении древнейших костных остатков и современного краниологического типа, пришел к выводу, что на значительном протяжении древнейшей истории Переднего Востока, начиная с более глубокой древности, доступной изучению, население Передней Азии главным образом слагалось из двух расовых элементов, которые различались между собой приблизительно по тем же признакам, что и современные арменоидная и медитеранная расы и стояли более или менее близко к этим расам. Он писал: «Семитский тип выступает только в ограниченный период времени, и в дальнейшем начинает преобладать арменоидный тип. Этот последний известен с самых ранних времен и имеет широкое распространение во всех областях Двуречья, начиная с его южной части до верховьев Тигра и Евфрата, и далее, до западного конца Анатолийского полуострова, с одной стороны, и до внутренних областей Ирана – с другой. Никаких других расовых элементов в древнейшем населении Передней Азии констатировать нельзя. Образование этого типа завершилось уже до появления в Передней Азии европейских и азиатских племен – фракийцев, эллинов, турок, которые, по-видимому, не оказали существенного влияния на антропологический тип населения, растворившись в устойчиво сформировавшейся арменоидной расе».

Дальнейшие исследования арменоидного комплекса признаков, которые основывались на более надежных материалах – краниологических сериях и современных группах армян и грузин, показали, что не существует ощутимых различий ни в морфологических особенностях, ни в высоте переносья и ни в степени выступания носа между армянами, например, и некоторыми восточными и южными этнографическими группами грузин (Weninger, 1951, 1955, 1959; Абдушелишвили, 1955, 1964). Тем не менее, специфичность арменоидного варианта бросается в глаза и выражается в резкой брахикефалии и очень обильном волосяном покрове на лице и теле. «По обволошенности тела и обилию волос на лице у мужчин, арменоиды не уступают наиболее волосатым народам земли – айнам и австралийцам, возможно, даже превосходят их» (Алексеев, 1974).

Читать еще:  Заходер писатель биография. «Я» бывают разные»

Поскольку современными, учеными арменоидный комплекс признаков обнаружен во многих популяциях Передней Азии и Кавказа (Field, 1956, 1959, 1961; Абдушелишвили, 1955, 1964), в современной антропологической литературе считается целесообразным употребление понятия переднеазнатской расы, так как термин «арменоидный» соответствует этническому, географическому наименованию расовых комплексов (Алексеев, 1974; Бунак, 1927).

Относительно вопроса о прародине переднеазиатской расы был высказан ряд предположений. Некоторые авторы выводили брахикранный тип из Африки, другие считали его аборигенным, возникшим в результате эволюции в замкнутой среде, третьи связывали его с особой областью географической изоляции, четвертые предполагали, что образование евразийских брахикранных типов происходило во многих зонах по всей территории Передней Азии и Центральной Европы (Hiss und Riitimeyer, 1864; Myers, 1906; Loushan, 1911, Bimak, 1927).

Палеоантропологический материал, полученный при археологических раскопках на территории Армении (черепа из могильников Севана, Лчашена, Шенгавита) и относящийся к III – II тыс. до н. э., обладает максимальной выраженностью европеоидных особенностей, что является типичной чертой переднеазиатского населения как в современную эпоху, так и в древности. Но черепа из Севана и Лчашена, датируемые II тыс. до н. э., отличаются очень большой шириной лица, и этот новый антропологический компонент, который выражен в еще большей степени на черепах более позднего времени, заставляет антропологов предполагать, что население Лчашена и Севана появилось с севера или с востока, но это была миграция не с севера европейского материка, а переселение местного характера в пределах Кавказа (Алексеев, 1974).

Крупный знаток истории, этнографии и лингвистики древнего Закавказья и Передней Азии И. М. Дьяконов, обращаясь к археологическим данным, пишет, что III тыс. до н. э. к северу от Армянского Тавра, в центральном и восточном Закавказье существовала группа племен, родственная как хурритам, так и урартам, которых историки условно называют группой «этивцев», так как термин этиуни появлялся в урартских текстах. Вероятно, именно эти племена оставили замечательные памятники погребений Триалети, Кировакана, Лчашена II тыс. до н. э., указывающие сильные культурные связи с хурритским миром Дьяконов, 1968).

Однако М. Г. Абдушелишвнли считает, что говорить о «новом антропологическом компоненте» в сериях из Севана и Лчашена неуместно, так как их нет на территории Армении того периода, к которому относятся эти серии. Он мотивирует это тем, что ширина лица черепов из Лчашена равна 132,8 мм, из Артика – 132,6 мм, из Севана – 130,7 мм. Эти величины занимают нижние границы средних величин и верхнюю границу ниже средних величин.

А если говорить о кавкасионском варианте, то надо помнить, что ширина лица кавкасиоицев достигает 147 – 148 мм и что современные казкасионцы стали широколицыми буквально за последние столетия.

М. Г. Абдушелишвили считает, что нет никакого основания искать наиболее древних представителей переднеазиатского типа исключительно в брахикранных сериях Передней Азии. Он полностью отрицает наличие брахикранных и широколицых форм в древнем населении Передней Азии и Кавказа, считая отдельных представителей таковых выражением нормальной вариации признаков, а появление широколицых брахикефалов на той же территории результатом характерного для южных европеоидов направления эпохальной трансформации антропологических признаков и типов в целом. «Прежде всего надо постоянно помнить о повсеместном, закономерном процессе брахикефализации, что не только исключает возможность родства современных брахикефалов с древними долихокефалами, а наоборот, является одним из наиболее веских доказательств такового» (Абдушелишвили. 1964). Г. Ф. Дебец в своих исследованиях пришел к выводу, что нельзя считать арменоидными все брахикранные черепа и нельзя отделять от арменоидпого типа все долнхокранные черепа (Дебец, 1951). К такому же выводу приходит Л. В. Ошанин (1957), говоря, что часто комплекс арменоидных признаков сочетается с длинной формой черепа и в настоящее время. Все исследователи, изучавшие в разное время особенности переднеазиатской расы, склоняются к мысли, что в древней Передней Азии явно преобладали долнхокранные формы и что как раз на этой территории и происходило становление современных брахикранных переднеазиатских типов (Vallois, 1938, 1939: Krooman, 1940, Дебец, 1951; Абдушелишвили, 1964; Алексеев, 1974).

Как известно, Армянское нагорье относилось к одной из тех областей эйкумены, где протекало становление современного человека. В неолитическое же время по-видимому, сложилась переднеазиатская раса – арменоидный тип человека, которая в своем происхождении связана с территорией Передней Азии и которая затем распространилась в странах Передней Азии и Кавказа. Об этом свидетельствуют краниологические остатки в Южной Месопотамии (Ал-Убаид), на севере Малой Азиии (Алишар) и других регионах. Они обладают резко выраженными чертами европеоидной расы и восходят к IV тыс. до н. э., а возможно и более раннему времени. В них отчетливо выступают черты переднеазиатского типа (Рогинскпй, 1978).

Источники:

http://studbooks.net/1076538/kulturologiya/antropologicheskaya_harakteristika
http://ostarmenia.com/ru/armenian-anthropology-ru/
http://grishashax.livejournal.com/25952.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector