0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апполинарий васнецов. Младший васнецов

Младший Васнецов, или Как Аполлинарию удалось не остаться в тени великого брата-живописца

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Братья Васнецовы родились в семье священника в Вятской губернии. Получив благословение отца, старший решил посвятить себя искусству, а меньший решил пойти по родительским стопам — поступил в Вятское духовное училище. Однако он, как и старший брат, очень любил рисовать. В детстве частенько измалевывал мелом стены родного дома. Из детских воспоминаний Апполинария: «Когда у меня отняли мел, я прибег к куску мыла, находя, что и оно может отчасти передавать рисунок».

Когда братья остались круглыми сиротами, Аполлинарию было всего 13 лет. Заботу о нем пришлось взять на себя Виктору, который был старше на 8 лет и уже обучался в Петербургской Академии искусств. После смерти отца он забрал к себе брата, где тот прожил с ним три года. Васнецов-младший рассказывал: «По приезде в Петербург я сразу же попал с братом в мастерскую Репина, когда он писал знаменитую свою картину «Бурлаки», в мастерскую Антокольского, лепившего статую Петра Великого для Кронштадтского порта. Заряд был довольно сильный для того, чтобы ошеломить такого юнца, как я, приехавшего из глуши Вятской губернии».

Аполлинарий, как губка, начал впитывать ту творческую среду которой жил его брат, он увлекся живописью и начал постигать ее азы через Виктора и его друзей — Михаила Нестерова, Илью Репина, Марка Антакольского, Василия Поленова. Это общение и совместная работа, со знаменитыми, а тогда еще только начинающими художниками, стала для Аполлинария великолепной школой изучения живописного искусства. Он попытался взять от каждого самое лучшее и ценное.

Однако, делая немалые успехи в творчестве, робкий юноша тогда так и не осмелился поступить в Академию художеств. Зато он «заболел» модной идеей по тем временам — хождения в народ и, в 1877 сдав экзамены на звание народного учителя, переехал в село Вятской губернии, где год отработал в местной школе.

Но быстро, разочаровавшись в народнических идеях Аполлинарий снова перебрался к брату, но на этот раз в Белокаменную: «Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем, его башнями, стенами и соборами». И с того времени Аполлинарий Васнецов уже полностью посвятил себя искусству. В нем весьма органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь.

Интерес к России-матушке, ее истории и природе, поэтизация героического прошлого — все это в полной мере находило отражение в картинах обоих Васнецовых. Общей тематикой мастеров стала историческая живопись.

Однако если вспомнить творчество Виктора Васнецова, где очень колоритно представлены различные жанры, от бытописательства к сказочным сюжетам, от станковой живописи к монументалистике, от злободневных тематик передвижников к новомодному стилю модерн; то его брат остался верен себе на протяжении всего творческого пути. Он писал в основном величественные северные русские пейзажи Урала, суровой Сибири и исторические жанровые полотна Старой Москвы.

Ранние работы Аполлинария, поражали сумрачным колоритом, приглушенностью цветовой гаммы, но постепенно он открыл для себя силу красок как учил его Василий Поленов. Постепенно набираясь мастерства А.Васнецов, стал зрелым и оригинальным мастером. Его полотна задышали спокойствием и величием, присущим русской природе.

Апполинарий много путешествовал по России, Украине, Крыму. Побывал во Франции, Италии, Германии, что не мало сыграло в его развитии как живописца. И уже с 1883 года работы Аполлинария Васнецова начали занимать достойное место среди произведений художников-передвижников на выставках Товарищества.

На рубеже 19-20 столетия из любви к русской истории, красоте быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр — особый тип исторического пейзажа, в котором Апполинарий пытается возродить облик и саму жизнь допетровской Москвы. Его столичные улочки изображены так, что быстро убеждаешься: «перед тобой подлинные свидетели глобальных, всемирно значимых исторических событий».

Пройдет каких-то семь лет и Васнецов станет академиком петербургской Академии художеств. А чуть позже будет принимать активное участие в организации Союза русских художников.

С 1901 по 1918 год будет руководить пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После возглавит Комиссию по изучению старой Москвы и будет проводить археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

Читать еще:  Самые красивые портреты в мире. Известные портреты

В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».

Аполлинарий Васнецов умер в Москве в 1933 году.

С одной стороны — тень знаменитого старшего брата всегда притеняла заслуги и достижения Аполлинария Васнецова, а с другой — справедливости ради нужно отметить, что благодаря Виктору он стал тем, кем помнит его история.

История искусства знает не мало имен известных художников, меньшие братья которых находились в тени их славы.Владимир Маковский тому не исключение.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Аполлинарий Васнецов: биография, фото и интересные факты

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933), младший брат художника В. Васнецова, не получив систематического художественного образования, тем не менее был прекрасным пейзажистом. Особенно его интересовали городские пейзажи-реконструкции. Художник не сразу нашел свою дорогу. Мы расскажем о его жизненном и творческом пути.

Детство Аполлинария

В семье приходского священника Вятской губернии Михаила Васильевича и его жены Аполлинарии Ивановны родилось 6 детей. Младшим был Аполлинарий, который появился на свет в 1856 году, 25 июля. Село Рябово, где он родился и рос, было окружено хвойными девственными могучими лесами и стояло на речке Рябовке. Характеры двух братьев, будущих художников, были сформированы не только суровой вятской природой, но укладом жизни земляков, которые хранили древние сказания и поверья, старинные былины и песни.

В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем – в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.

Северная столица и возвращение в Вятку

Брат Виктор подготовил его к поступлению в Академию художеств, познакомил с И. Репиным. Но Аполлинарий Васнецов увлекся геологией, а затем в 1875 году вернулся в Вятку, сдал экзамены в реальное училище и стал «ходить в народ», просвещая его вместе с народниками. Но быстро разочаровался и вернулся к брату в Москву в 1878 году.

Работа в Москве

Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Затем познакомился с работами И. Репина, И. Шишкина, А. Куинджи, поразился их мастерству и много работал над собой.

Кружок Саввы Мамонтова

С 1882 года Аполлинарий Васнецов вместе с братом вошел в круг художников, которые определяли развитие русского искусства (В. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Его приобрел В. Третьяков. Но художник не был доволен собой. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год).

Урал и Сибирь

Тема девственного, не тронутого рукой человека русского Севера привлекала всех наших художников того времени: К. Коровина, И. Остроухова, И. Левитана, В. Серова, А. Рылова, М. Нестерова. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. Синяя гора».

Сближение с археологами

В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы. В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И. Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.

К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.

Рубеж веков

В это время художник погружается в театральную атмосферу, создавая декорации для исторических опер, которые активно ставились в Большом театре в Москве, в Мариинском в Петербурге, у С. Мамонтова в Частной опере, у С. Зимина в оперном театре. С его декорациями шли оперы М. Мусоргского («Хованщина»), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского («Опричник»).

Новый путь

Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения. Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим — каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни. По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой. Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.

Читать еще:  Секреты миллионеров. Гениальная идея Дэнниса Хоупу

Живопись

На картине «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» изображается волнение и суета посадских людей, которыми характеризовался период Смуты. На полотне «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» Москва сурова и лирична одновременно.

Совсем другой, страшный Кремль, около которого боятся ходить люди, переносит зрителя в мрачное средневековье. К Константино-Елененской башне Кремля во времена Ивана IV пристроили пыточный застенок, а замученных людей потом просто выбрасывали. На картине «Московский застенок. Конец XVI века» только родственники бродят по заснеженной площади, ища своих близких.

Эрудиция живописца

Художник Аполлинарий Васнецов для написания картин глубоко изучал исторические источники: летописи, миниатюры, гравюры. Он много читал описаний Московии, оставленных путешественниками с Запада, внимательно рассматривал старинные планы Москвы, принимал участие в раскопках, делал доклады. Ему требовалось как можно достовернее изобразить быт и проникнуть в ту непростую и зачастую непонятную жизнь, которая от нас отделена многими столетиями. Творческое воображение и фантазия художника помогали делать непростые иллюстрации к научным фактам, сохранять точность и подлинность, объемно изображать давно ушедшее время, начиная с основания Москвы Юрием Долгоруким, искусно рисовать как деревянные, так и каменные стены Кремля.

Московский Кремль

Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите. Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой – на санях. Башни и стены строились много лет. После этого Москву стали называть белокаменной.

Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.

Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди. Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни. Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз. Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична.

Музей Аполлинария Васнецова

Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Он находится в центре Москвы, в Фурмановском переулке, д. 6, где Аполлинарий Михайлович прожил последние 30 лет своей жизни. Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная — знакомят с личными вещами художника. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.

Интересные факты

Ниже приведены интересные факты о художнике:

  • Сохранилась карта за 1885-1886 годы, на которой Васнецовым отмечено около ста пунктов, где он писал этюды в разных местах России.
  • На исторические сюжеты он создал свыше 125 полотен.
  • Чтобы изучить Москву, в 1900 году А. Васнецов поднялся над ней на воздушном шаре и сделал зарисовки столицы с птичьего полета.
  • В 1931 году был единственным художником, который публично выступил против сноса храма Христа Спасителя.

Младший Васнецов

А поллинарий Васнецов — младший брат знаменитого живописца Виктора Васнецова. В тени своего успешного родственника и первого учителя он не затерялся. Художник и ученый, историк и поэт русской природы. Изучая историю и археологию, в своем творчестве выбрал главной темой родные просторы и старую Москву.

«Сибирь», «Кама», «Северный край». Любовь к Русскому Северу Аполлинарий Васнецов сохранил с малых лет. Вырос художник в небольшом домике села Рябово Вятской губернии. Отец — священник, был человеком просвещенным, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.

Читать еще:  Краткая Биография В. Набоков

«Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу», — писал в автобиографии художник.

Но в 13 лет Аполлинарий остался круглым сиротой, и в этот момент главным его наставником стал старший брат. Виктор уже учился в петербургской Академии художеств и, увидев рисунки брата, разглядел будущего живописца. После окончания духовного училища в 1872 году Аполлинарий по настоянию Виктора переезжает в Петербург. Там он знакомится с Репиным, увлекается геологией и едва не поступает в Геологический институт. Но спустя шесть лет, пройдя через увлечение народническими идеями, едет в Москву, где уже все свои силы отдает искусству.

Общение с товарищами брата, членами абрамцевского кружка, Ильей Репиным, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Василием Поленовым и творческая атмосфера Абрамцева оказали неоценимое влияние на Аполлинария Васнецова. Он создает декорацию «Слобода Берендеевка» к спектаклю «Снегурочка», выполняет эскизы мебели для абрамцевской мастерской и пишет…

Васнецов взахлеб пишет серию этюдов неба и «настроенческие» облака, сохранившиеся в Музее-квартире Васнецова в Москве. Увлечение астрономией тоже нашло воплощение на холсте, как в «Солнечном затмении на Вятке», и в научном журнале Русского астрономического общества.

«Художником, который пишет по впечатлению» называл Васнецова Константин Коровин. Он отправлялся за этими впечатлениями по всему свету: Крым, Кавказ, Сибирь, Украина, Урал.

«Знакомые картины моего детства ожили передо мной, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напомнили вятский край, те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса — щетина тайги по хребтам гор»…

Первым признанием для молодого художника стала покупка его пейзажа «Серый день» Павлом Третьяковым. Дорожка, которая делит пейзаж на две части, два дерева, одинокая фигура, бредущая к роще, и птица, в парящая в небе. Природа без прикрас. Именно таким старался изображать окружающий мир художник, отмечая красным карандашом город за городом — около ста пунктов на карте России. Картина «Днепр перед бурей» стала пропуском в Товарищество передвижников.

«Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов.

Впечатления от бескрайних просторов нашли воплощение в полотне «Родина». Поля, перелески, пашня. Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. Синяя гора», «Горное озеро. Урал»… Эпический размах — и тут же нежная «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже. Художник получает признание и публики, и маститых коллег. «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!» — писал в одном из писем Виктору Васнецову Илья Репин.

От родных просторов — к историческому пейзажу. Увлечение художника историей, архитектурой, археологией позволяло Аполлинарию Васнецову заглядывать на холсте в далекое прошлое. Живописец не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям.

«Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами, соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их».

Художник проследил уникальную трансформацию Кремля: от строительства деревянных стен до расцвета московской крепости ХVII века. И показал разную Москву. Мрачную, как на полотне «Московский застенок. Конец ХVI века», удостоенном золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Радостную и сверкающую в снегах — как на акварели «Площадь Ивана Великого в Кремле».

Работая над образами столицы, Аполлинарий сблизился с историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Изучал древние иконы и руководил реставрацией. Воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни.

К каждой работе подходил с научной точки зрения — будь то художественная реконструкция Москвы или работа в театре. При создании декораций к «Садко» Васнецов дважды побывал в Новгороде, но и не забывал давать волю фантазии — как в декорациях к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», где историк уступил место самобытному русскому художнику.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/200618/39369/
http://www.syl.ru/article/311753/apollinariy-vasnetsov-biografiya-foto-i-interesnyie-faktyi
http://www.culture.ru/materials/127705/mladshii-vasnecov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector