0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антуан ватто биография. Картины Ватто

Короткая жизнь и ошеломительная слава «художника галантных празднеств» Антуана Ватто

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Любовь к рисованию как главная движущая сила

Для Антуана Ватто когда-то была придумана собственная ниша в искусстве – настолько велика была потребность как-то отделить его произведения от картин его современников, дать определение тому, что возникало на холсте благодаря таланту художника. Ничто, казалось бы, не предрекало блестящей карьеры живописца мальчишке из Валансьена, на границе Франции и Фландрии. Ватто появился на свет в 1684 году. Отец его был кровельщиком и человеком не самого утонченного воспитания – он имел проблемы с законом и постоянно испытывал потребность в деньгах. А вот Жан Антуан, а именно так звали будущего художника, интерес к рисованию ощущал с самого раннего детства и даже брал кое-какие уроки у местного живописца.
Но многого от Валансьена ждать не приходилось; наставник от дальнейших уроков с Ватто отказался. Еще не достигнув возраста 18 лет, юноша тайком покидает родной город и отправляется туда, где его стремление быть окруженным произведениями искусства может осуществиться: в столицу, в Париж.

Ни крепким здоровьем, ни приятным и легким нравом Ватто не мог похвастать уже в юном возрасте, главным и едва ли не единственным, что прокладывало ему путь в искусстве, был его собственный энтузиазм. Пришлось добывать себе хлеб копированием картин для мастерской на мосту Нотр-Дам – и Ватто штамповал один за другим дешевые наброски, а закончив работу, отправлялся делать зарисовки с натуры – на улицах, площадях, ярмарках.

Париж и вообще Франция в те времена – в начале XVIII века – были охвачены модой на театр. Зрители любили и уличных артистов, разыгрывавших перед ними сценки из итальянской Комедии дель арте, традиционного уличного народного театра, и спектакли парижских театров. Для художников работы было много – был спрос на создание декораций и на разработку сценических костюмов. А работы Ватто не боялся, более того – умел погружаться в нее целиком, жертвуя всем остальным миром. К тому же Париж и связи, которые постепенно появлялись у молодого художника, давали возможность соприкоснуться с поистине высочайшим уровнем живописи, произведениями мастеров масштаба Тициана и Рубенса.

Учеба, работа и вдохновение

Относительно театральной стороны творчества Ватто можно сказать, что он почувствовал своеобразный «мейнстрим» той эпохи: театры кормили не только артистов, но и художников-декораторов. Помогли и удачные знакомства. В какой-то момент Ватто становится учеником Клода Жилло, художника, который создавал декорации к театральным постановкам и рисунки моделей костюмов. Благодаря своему учителю Ватто узнал театр изнутри, его противоречия и скрытые от посторонних глаз нюансы; все это найдет свое отражение на картинах.

Никакого академического образования Ватто не получил, он учился живописи и рисунку на ходу. Талант и бесконечная работоспособность – вот что в итоге привело его во французские дворцы. В первую очередь это был Люксембургский дворец, где хранителем огромной коллекции художественных произведений был Клод Одран, новый учитель и впоследствии приятель Ватто. В залах дворца, где размещались произведения, по разным причинам не попавшие в Лувр, Ватто смотрел Корреджо и Пуссена, и многих других мастеров, и заочно учился живописи и у них. Уникальное отображение на холсте света и цвета, движения – все это Ватто почерпнул у великих.

В 1709 году Ватто принял участие в конкурсе Королевской академии художеств, где главным призом была поездка на год в Рим. Дерзкий и амбициозный Ватто рассчитывал на победу и был сильно разочарован, получив лишь второе место. Поражение он решил пережить в родном городе Валансьене, где сам к тому времени уже был парижской знаменитостью. Спустя менее чем год Ватто вернулся в Париж. Там его ждали новые удачные знакомства, снова самым непосредственным образом связанные с театрами. В 1714 году Ватто переехал в особняк к своему другу Пьеру Кроза, богатому человеку и большому знатоку искусства, любителю концертных и театральных постановок. Он представил талантливого приятеля академику живописи Шарлю де Лафоссу, а тот уж ходатайствовал о принятии Антуана Ватто в Академию. Картиной, выставленной на суд, стало «Паломничество на остров Киферу». Это произошло в 1717 году; жить художнику оставалось всего три года.

«Художник галантных празднеств»

Несмотря на свою короткую жизнь, Ватто успел насладиться признанием, насколько он вообще мог получать удовольствие от симпатий поклонников его творчества. За неимением другого определения, он стал «художником галантных празднеств» — потому что именно такому виду времяпрепровождения были посвящены его многочисленные произведения. Весь мир тогда и впрямь считался театром, и каждый играл свою роль – это главное, пожалуй, что несут в себе картины Ватто, на которых иногда не отличишь актера от парижского графа – поскольку и тот, и другой ведут игру на публику, носят личину, маску.

Читать еще:  Своеобразие изображения жизни народа в поэме Н. А

Интерес к актерам, к закулисной жизни, к сущности лицедейства был у Ватто вполне искренним, и можно проследить, как менялся его стиль с течением времени. Поначалу полотна с изображением актеров отличала особенная выразительность, нарочитость мимики и жестов; со временем Ватто переходит к минимальному выражению эмоций, оставляя на лицах персонажей и в их жестикуляции лишь намеки – отчего картина становится лишь выразительнее. Недосказанность и сдержанность лишь разжигают интерес – композиция приобретает новое звучание, в ней появляется таинственность.

Одна из самых сильных картин Ватто – «Пьеро», также называемая «Жиль» — тому яркое подтверждение. На полотне пойман момент, когда игра еще не началась, и каждый персонаж честен со зрителем, включая Пьеро, выражение лица которого диссонирует с его костюмом и общим настроением. Другие актеры безразличны к переживаниям Пьеро, чей облик выражает одиночество и растерянность. Лишь один персонаж, кажется, чувствует нечто похожее, и персонаж этот, смотрящий прямо на зрителя – осел.

Своеобразным итогом творчества Антуана Ватто стала картина «Вывеска лавки Жерсена», которую он написал уже будучи совершенно больным. На полотне художник изобразил пространство галереи, совмещенное с уличным, фасад исчез; на стенах внутри лавки – работы любимых художников Ватто: Йорданса, Рубенса, Веласкеса. Портрет Короля-Солнце упаковывают в ящик: эпоха Людовика XIV завершается, уступая место новому – в том числе и в искусстве.

В 1720 году Антуан Ватто скончался от туберкулеза, ему было 36 лет. Биография Ватто не дает никаких сведений о его личной жизни, считается, что у художника не было любовных связей, а потому, разумеется, не оставляются попытки найти хотя бы одну такую историю. Попыткам разгадать личность женщины, изображенной спиной к зрителю на некоторых картинах Ватто, посвящен кинофильм «Тайна Антуана Ватто», «искусствоведческий детектив», предлагающий еще одну точку зрения на причины интереса художника к событиям парижской театральной жизни.

Мода на картины Ватто пережила его самого, более того, настоящая известность пришла к художнику спустя значительное время после его гибели – к началу XIX века. Ватто был признан родоначальником стиля рококо и предтечей импрессионизма – во всяком случае, пейзажные и пасторальные полотна художника, атмосфера, которая наполняла композицию, в новом модернистском течении второй половины XIX века оказались весьма прогрессивными.
Ватто оставил после себя большое количество рисунков – и еще больше оказались пропавшими. Тем не менее ценители искусства не теряют надежду, что однажды будет найдена тетрадь художника с эскизами.

Читайте также: фламандский художник, изображавший семейные застолья — Якоб Йорданс.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ватто (художник): фото и биография

Антуан Ватто – художник, биография которого описана в данной статье. Он был одним из самых оригинальных и известных в 18 веке. И стал создателем нового стиля – рококо, основанного на традициях голландского и фламандского искусства.

Ранние годы

Художник Антуан Ватто родился 10.10.1684 г. в г. Валансьенн. Изначально город был фламандским, но потом отошел к Франции. Отец Антуана трудился плотником и кровельщиком, но зарабатывал немного. Тем не менее, заметив интерес сына к рисованию, когда Антуан писал небольшие картины из повседневной жизни, отдал его на обучение местному художнику.

Но талантливым его учителя назвать было нельзя. Его уроки почти ничего не давали Антуану. И в 18 лет он пешком отправился в Париж, желая найти наставника, который помог бы ему совершенствоваться в живописи.

Первая работа

С 1702 года Антуан живет в Париже. Сначала ему приходилось довольно туго. Чтобы прокормиться, он устроился работать подмастерьем у художников в мастерскую Мариетта, которая находилась на мосту Нотр-Дам. Живописцы писали для торговца, которого интересовала лишь быстрая продажа картин. Хозяин мастерской платил своим работникам гроши. А за них живописцы копировали аляповатые картины. Ватто – художник, которого возмущало такое отношение к искусству. Но ему приходилось терпеть, пока не найдет настоящего учителя.

Первый настоящий учитель – К. Жилло

И судьба преподнесла Антуану подарок – встречу с К. Жилло, настоящим талантливым художником. Ватто стал его учеником. К. Жилло предпочитал писать сельские сюжеты, театральные сцены, деревенские праздники. Ватто овладел этой тематикой в совершенстве и впоследствии часто придерживался ее. Она была близка ему по духу. Но вскоре выяснилось, что склонности и вкусы Жилло и Ватто во многом не совпадали. И это привело к разрыву их отношений. Но это не помешало Антуану сохранить уважение и признательность к учителю в течение всей жизни.

Новый учитель – К. Одран

Ватто начал поиски нового учителя. Им стал Клод Одран. Он занимался декорациями и резкой по дереву. С 1707 по 1708 год Ватто работал и учился у К. Одрана. Эти занятия научили его плавности, выразительности и непринужденности в написании картин. Так как Одран был хранителем коллекции живописи Люксембургского дворца, то и Антуан имел возможность любоваться искусством старых мастеров.

Читать еще:  За что боролся робин гуд. О

Больше всего его притягивали картины Рубенса. Частично из-за того, что он тоже был фламандцем, а искусство мастера обладало осязательной убедительностью. Но Ватто хотел писать свои картины, а не копировать чужие идеи. И он принял решение уйти от Одрана.

Ватто меняет в корне свою жизнь

Под предлогом желания съездить в родные края Антуан распрощался с учителем. Приехав домой, Ватто написал несколько картин. А когда вернулся в Париж, подал заявку в Академию искусств на участие в конкурсе. Победитель должен был ехать на дальнейшее обучение в Рим. Но лишь второе место было отдано Ватто. Художник, занявший первое, впоследствии так и не смог стать великим мастером.

Образование

Но в любом случае Антуану было необходимо получить образование. И путь его все равно лежал через Академию искусств. В 1712 г. Ватто удалось поступить в это учреждение. У него появилась возможность получить звание академика, которое он и получил в 1718 г.

Жизнь и творчество

Через некоторое время он стал известным парижским художником. Его картины пользовались большой популярностью, а поклонники не давали проходу, желая пообщаться с талантливым живописцем. Отчасти поэтому Ватто приходилось часто менять место жительства.

Но причиной этому еще были и некоторые качества натуры. Ватто – художник, которому были присущи непостоянство и любовь к переменам. Так что постоянные переезды не только спасали его от чрезмерного внимания поклонников, но и удовлетворяли душевные порывы. Ему нужна была тишина. Ватто любил копировать картины старых художников. И на собственное творчество это оказывало большое влияние.

Как описывали Антуана друзья, он был хрупкого телосложения и среднего роста. Его ум всегда был проницательным, живым. Говорил Ватто мало, он выражал все свои эмоции в рисунках и картинах. Постоянная задумчивость создавала ощущение некой меланхоличности натуры. В общении Антуан был часто холоден, что приводило в смущение даже друзей, заставляя их чувствовать неловкость.

Равнодушие было одним из серьезных недостатков Ватто. Другой «пунктик» – презрение к деньгам. Огромная популярность его картин и суммы, которые за них предлагались, раздражали художника. Он всегда считал, что за написанные им произведения искусства платят слишком много, и все, что казалось ему излишками, возвращал обратно.

Рисунки, как и картины, Антуан писал не на продажу, а исключительно для себя, выражая на бумаге и холсте самые тонкие нюансы человеческих эмоций – иронию, тревогу, печаль. Герои произведений Ватто были застенчивыми, неловкими, кокетливыми и т.д. И удивительно, как художник мог передавать эти тончайшие оттенки человеческой души.

Ватто – художник, создавший новый стиль – рококо. Все картины Антуана пропитаны легкой виртуозностью написания, многообразием тональных оттенков, поэтической игрой. Многие картины, хранившиеся в Академии искусств, приобрели статус почетных. Многие сюжеты Ватто переносил на холст, отталкиваясь от своих рисунков-набросков. Даже ранние работы предвосхищали будущий стиль настоящего мастера.

Болезнь и смерть художника

Французский художник Ватто умер 18.07.1721 г. в возрасте 36 лет. Причиной смерти стала чахотка. Частично болезнь усугубила поездка в Англию в 1720 г. Там он прожил почти год. В Англии Ватто много работал, а его картины имели огромный успех. Но климат этой страны не способствовал хорошему здоровью, которое стало ухудшаться. Еще перед поездкой в Англию Ватто заболел чахоткой. И эта болезнь начала прогрессировать. На родину Ватто вернулся совсем больным.

Он поселился у друга, который торговал картинами. Но из-за болезни Ватто стал очень ослаблен и работал только по утрам. Через полгода пожелал сменить место жительство, и друзья помогли ему перебраться в Ножан. Но болезнь не отступала. Ватто слабел все больше, хотел вернуться в родной дом, но не успел.

Родоначальник жанра «галантных празднеств»: жизнь Антуана Ватто в век суетных маркиз

Антуан Ватто прожил короткую жизнь. Но за 37 лет он нарисовал почти 20 тысяч картин! Художник жил в непростой период истории Франции, который называют «безвременьем». На изобразительном искусстве страны это отразилось не самым лучшим образом. Классицизм с его помпезностью и героикой был уже никому не интересен.

Мир светских развлечений

Поскольку королевский двор перестал быть «иконой стиля», центр культурной жизни сместился в имения провинциальных дворян с их небольшими радостями жизни, такими, как любительские спектакли и музицирование. Но для творчества Жана Антуана Ватто эта легкость бытия стала питательной средой, из которой он черпал свое вдохновение. Таким образом, он изобрел стиль, который позже получил название рококо.

Детство

Краткую биографию Жана Антуана Ватто можно начать с первого упоминания в церковно-приходской книге фламандского города Валансьена, который только за несколько лет до этого вошел в состав королевства Франция. Запись о крестинах мальчика датируется 10 октября 1684 года. Исходя из общей практики, можно предположить, что он мог родиться в первых числах октября. В книге указаны и родители младенца: Жан Филипп Ватто, потомственный кровельщик, и Мишель Ларденуа, домохозяйка. В книге есть упоминания и о трех братьях будущего художника – одном старшем и двух младших.

Читать еще:  Энциклопедия танца: Брейк-данс. История брейк-данса

Дверь в мир искусства

А вот об отце есть записи в судебных архивах Валансьена. Кровельщик неоднократно привлекался за пьяные драки. Тем не менее, именно он открыл сыну двери в мир живописи. Заметив, что мальчик любит рисовать, он отвел его в муниципалитет, где штатным художником числился некий Жак Герен. Тот и стал первым учителем живописца.

Покорение Парижа

Муниципалитет зря платил деньги Герену – тот был очень посредственным художником. Уже в десятилетнем возрасте Антуан рисовал намного лучше его. Увидев, что от обучения нет проку, отец отказался за него платить. Он счел, что его второй сын неплохо устроится в жизни, освоив профессию кровельщика. Но юноша был непреклонен. В неопределенный точно период (1700-1702 гг.) он без гроша в кармане сбегает из отчего дома и пешком добирается до Парижа.

Учеба

На мосту возле Нотр-Дам в то время процветала бойкая торговля лубочными образками святых. Эту продукцию поставляли мастерские, расположенные тут же, на мосту. В одну из них и нанялся молодой живописец. Жизнь Антуана Ватто круто изменилась в 1704 году, когда его работы увидели Пьер и Жан Мариэтты, коллекционеры и граверы. Они оплатили дальнейшее обучение талантливого художника у мастера театральных декораций Клода Жилло. В 1707 г. учитель и ученик рассорились, и Ватто перешел в мастерскую Клода Одрана, который был хранителем коллекции Люксембургского дворца.

Путешествие в Рим

Антуан Ватто мечтал съездить в Рим. Поэтому он, 25-летний, переступил гордость и взял участие в конкурсе юных художников, объявленный Королевской академией. Но главный приз – оплаченную поездку в Рим – выиграл некто Антуан Гризон, ничем больше не прославившийся. Ватто обладал нервным нравом и взрывным темпераментом. Это поражение так его разозлило, что он решил покинуть Париж и вернуться в Валансьен.

Обретение стиля

Но для путешествия нужны были деньги, и художник нарисовал картину «Выступление войск». Неожиданно он не только продал ее за хорошие деньги, но и получил заказ на подобные батальные сцены. В родном городе живописец провел год, и вернулся в Париж уже зрелым мастером с собственным стилем. Батальные сцены сменились картинами, изображающими актеров театра, а затем переодетых пастушками маркиз и представителей высшего общества.

Новое веяние

Друзья уговорили Ватто вступить в Королевскую Академию Художеств. Он поддался на увещевания, и в 1717 году прислал на конкурс «Паломничество на остров Киферу». За это

произведение он получил не только звание академика, но и удостоился титула родоначальника жанра «галантных празднеств» (fetes galantes). Так, незаметно для современников, родился новый стиль в живописи – рококо.

Болезнь

Но в том же 1717 году маститый, признанный высшим обществом и обласканный меценатами художник заболел туберкулезом. В то время это был смертный приговор. Болезнь ухудшила и без того непростой характер художника. Чтобы побороть недуг, он даже сменил климат, отправившись в Англию. Но от Туманного Альбиона ему стало только хуже. Вероятно, поэтому его последние картины проникнуты меланхолией и грустью.

Смерть великого художника

Несмотря на крутой нрав и колкость в речах, Ватто не имел недостатка в друзьях. Один из них, Лефевр, предложил тяжело больному художнику пожить в своем загородном доме в Ножан-сюр-Марн (теперь поселок вошел в состав округа Париж). Свежий воздух уже не мог помочь чахоточному. Для соборования умирающего прибыл деревенский кюре. Даже в последних словах Ватто выказал себя непревзойденным эстетом. Когда священник поднес к его губам распятие, художник вскричал: «Уберите его от меня! Это причиняет мне страдания! Как можно было изобразить Господа так грубо и плоско!» И как ту не вспомнить фразу Оскара Уайльда, умирающего в комнатке дешевого отеля: «Кто-то должен уйти: или я, или эти безобразные обои». 18 июля 1721 года художник скончался.

Творчество Антуана Ватто

Живописец отличался редким трудолюбием. Единственным досугом, который он себе позволял, было чтение. Кстати, современники утверждают, что Ватто хорошо разбирался в литературе. За свои 37 лет художник создал около 20 000 произведений. Большинство из них было написано в период 1715-1721 годы.

Краткий перечень самых известных его картин:

  • Затруднительное предложение (Эрмитаж),
  • Урок любви (Национальный Шведский музей),
  • Аллея в парке Пьера Кроза (Бостонский Музей Изящных искусств),
  • Общество в парке (Дрезденская галерея),
  • Любовная песня (Лондон),
  • Капризница (Эрмитаж),
  • Равнодушный (Лувр),
  • Меццетен (Метрополитен-Музеум),
  • Любовь на французской сцене (Берлинский музей живописи),
  • Четверо (Сан-Франциско),
  • Венецианский праздник (Национальный музей Шотландии),
  • Финетта (Лувр),
  • Вечерние развлечения в саду (Чикаго),
  • Итальянские комедианты (Вашингтон),
  • Актеры Фпанцузской комедии (Метрополитен-Музеум),
  • Мальчик из Савойи с сурком (Эрмитаж).,
  • Жиль (Лувр).

Картины Ватто скорее атмосферны, чем повествовательны. В них сюжет не столь важен. Во главе угла стоит впечатление, настроение. Он предпочитал не яркие цвета, но полутона. Он любил воплощать на своих полотнах разнообразие и богатство чувств, эмоций и их оттенков, и подчеркивать их изысканным пейзажем. Творчество художника неотделимо от мира изысканности, утонченности и интимных переживаний, мира рококо. Антуану Ватто удалось достичь вершин этого причудливого стиля, ушедшего вместе со «старым режимом» Франции.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/310120/45346/
http://fb.ru/article/271344/vatto-hudojnik-foto-i-biografiya
http://topkartin.ru/hudozhniki-mira/antuan-vatto

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector