20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антонис ван. Звёздный час Ван Дейка

Антонис ван Дейк, биография и картины

  • Год рождения: 22 марта 1599
  • Дата смерти: 9 декабря 1641
  • Страна: Голландия

Город Антверпен славен своими выходцами, коим также является и Антонис ван Дейк. Родился он 22 марта 1599 года. Отец будущего художника был зажиточным купцом – торговал тканью. У них был дом в самом центре города. Антонис был 7-м ребенком в семье, правда братья и сестры его были ему сводные.

После смерти матери в 1607 году Антониса отдали в ученики к Хенрику ван Балену. Здесь он провел целых 4 года. А с 1614 года Антонис ван Дейк стал работать самостоятельно.

Первые свои работы молодой художник написал, когда учился в гильдии живописцев им. Святого Луки. В это время ван Дейк сблизился с Рубенсом и стал работать в его мастерской, помогая доделывать, а иногда и рисовать отдельные заказы. Именно по его предложению ван Дейк принял участие в росписи церкви иезуитов. Работаю вместе с Рубенсом Антонис овладел искусством рисования очень быстро, и старался подрожать своему учителю, но вскоре стал рисовать картины собственного стиля.

Очень ярко ван Дейк проявил себя в портретной живописи и быстро завоевал этим славу. Самыми известными его портретами являются «Портрет Джеймса Стюарта», «Портрет Людовика XIV», «Автопортрет с сэром Эндимионом Портером» и другие.

Не смотря на то, что ван Дейк был фламандцем и был привязан к Рубенсу, он все же в 1621 году перебрался в Италию. Здесь он прожил около 6 лет. Объездив многие итальянские города и знакомясь с искусством итальянских художников. Особенно сильно его привлекали картины Тициана. Именно в Италии он создает множество своих знаменитых портретов. Работал ван Дейк в основном в это время в Генуе.

В 1627 году вернувшись в свой родной город, ван Дейк стал придворным художником Изабеллы. Теперь в число его работ стали входить не только портреты «обычных» людей, но и фламандской знати.

В 1632 году художник переезжает в Лондон. Здесь ван Дейк чувствует себя прекрасно. Он получил дворянский титул, а также золотую цепь рыцаря. Можно сказать, что сбылась мечта художника, потому что его моделями становятся особы лондонской аристократии.

На самом деле о жизни Антониса ван Дейка мало что известно. Ходило много слухов, к примеру что он занимался алхимией, хотя доказательств никаких не было. Ван Дейк был низкого роста, хорошо сложен, обаятелен, одевался всегда «с иголочки», был добродушен и гостеприимен.

Женившись в 1639 году на Мэри Ратвен – молодая фрейлина королевы, художник плотно вошел в ряды английской знати.

К концу своей жизни у художника была много работы. Он даже ездил в Париж, чтобы принять участие в росписях галерей Лувра. Умер он 9 декабря 1641 года.

Антонис ван
Дейк

Имя Антониса ван Дейка (Antoon van Dyck) золотыми буквами вписано в историю фламандской школы живописи XVII века. Образы с его полотен – пример утонченной гармонии и чувственности, отражающий истинное лицо всей эпохи.

Родившийся в 1599 году Антонис ван Дейк был седьмым ребенком в семье зажиточного купца из Антверпена, торговавшего тканями. В 1607 году, вскоре после смерти матери, мальчика отдали в ученики к Хендрику ван Балену, где он познавал азы мастерства в течение четырех лет. А уже в 15 юный ван Дейк начал работать самостоятельно.

Решив продолжать свое обучение, к девятнадцати годам он попал в гильдию художников имени Святого Луки, где сблизился с Рубенсом. Работая в его мастерской, Антонис начал выполнять заказы совместно с мастером, а иногда и самостоятельно. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Поначалу, копируя своего учителя, он перенял его манеру и стиль вместе с насыщенностью цвета, полнотой и чувственностью сюжетов. Большинство полотен с религиозно-мифологическим содержанием в тот период были написаны под большим впечатлением от произведений самого Рубенса.

Историки искусства относят к их ряду такие картины, как «Самсон и Далила» и «Св. Мартин и Нищие». Цветовое решение и манера в них еще могут быть названы подражанием Рубенсу. Но постепенно ван Дейк двинулся дальше и уже в последующие несколько лет начал менять свой стиль, находя новые грани и иные выразительные средства. Впоследствии его картины обрели даже большую популярность, нежели рубенсовские, вероятно, в силу их соответствия вкусам публики.

Завистники и критики долгое время пытались доказать, что Рубенс и его ученик – соперники, однако эти усилия были тщетными, аргументированного подтверждения этому до сих пор не найдено. Глубокое впечатление от работ наставника ван Дейк пронес через все свое творчество, сохранив и преумножив полученные умения.

Наибольшую известность художнику принесли его портреты. Именно во Фландрии этот жанр живописи, имевший не самое высокое положение в общей иерархии, начал видоизменяться. Ван Дейк стал одним из основоположников традиции парадного портрета XVII века, он написал более сотни изображений. Первыми его заказчиками в основном были зажиточные семьи купцов или художников. Уже тогда проявилась способность ван Дейка запечатлевать мимолетные эмоции, непринужденные позы, живой взгляд.

Судьба благоволила ван Дейку. Его ранний антверпенский период был ознаменован широкой известностью и признанием, поток заказов не иссякал. Он даже успел потрудиться в Лондоне, при дворе короля Якова I.

Однако натура художника требовала свежих впечатлений, и в 1621 году, вдохновленный образцами искусства эпохи Возрождения, он отправился в Италию. Посетив Геную, Рим, Венецию, Палермо и Милан, ван Дейк всерьез увлекся произведениями Тициана. Именно они повлияли на изменения в манере письма самого ван Дейка – темные тона фона и утонченные фигуры остались в его живописи.

С этим периодом связан и один из наиболее значительных, а, возможно, и самых лучших портретов, моделью для которого стал ученый и дипломат кардинал Гвидо Бентивольо. Без внимания не оставлена ни роскошь кардинальского одеяния с кружевами и многочисленными складками, ни устремленный в сторону задумчивый взгляд, в котором читаются мудрость и проницательность. Этот парадный портрет является блестящим образцом сочетания традиционной живописи и индивидуальности, и многими искусствоведами расценивается как вершина итальянского периода ван Дейка.

Семейные обстоятельства потребовали возвращения художника на родину, но вскоре он вернулся в Англию, где окончательно углубился в работу над тем, что позже будет названо «аристократическим портретом».

Новый король, Карл I, сумел по достоинству оценить дарование живописца, и многие из портретов того периода изображали правящую чету. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Последний из известных портретов королевы в образе святой Екатерины, по неясным причинам скрытый под несколькими слоями краски другого произведения, был обнаружен лишь совсем недавно. Одна за другой создавались картины, на которых во всем блеске и великолепии представал цвет аристократии. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка.

Умер живописец после продолжительной болезни в 1641 году, всего на год пережив Рубенса. Согласно завещанию, он был похоронен в соборе Святого Павла.

Современники затруднялись в оценке его характера и личностных качеств. Многие свидетельства описывают ван Дейка как обаятельного, себялюбивого и невероятно одаренного человека. За свою достаточно короткую жизнь он создал огромное количество полотен – более 900, был вхож во многие знатные семьи и щедро награжден не одним королем. И все же сегодня его картины демонстрируют не столько славу и величие сильных мира сего, сколько потрясающее дарование и поистине неповторимый стиль самого ван Дейка.

Антонис Ван Дейк в ГМИИ

Антонис Ван Дейк. Картины Ван Дейка в Москве

Учеников у Рубенса было много. Но Антонис Ван Дейк – это один из немногих мастеров, учеников Рубенса, который упомянут наряду с именем великого учителя. Его непререкаемый авторитет воодушевлял учеников, но не так-то просто было в этих условиях вырасти в самостоятельную творческую индивидуальность: большинство так и оставалось скромными спутниками колесницы Рубенса . Ван Дейк подобной участи избежал. Еще юношей, двадцати одного года, этот рано оперившийся птенец рубенсовского гнезда покинул Антверпен. Он отправился в многолетнее путешествие по Англии и Италии, где имел неожиданно шумный успех как портретист.

И если Рубенс любил многофигурные композиции, то Ван Дейк больше предпочитал портреты. Один из ранних парных портретов художника – «Портрет Адриана Стивенса».

Антонис Ван Дейк. «Портрет Адриана Стивенса». Картины Ван Дейка в Москве

Современники называли Стивенса Милостником. Он раздавал бедным бесплатные жетоны на благотворительные обеды. Не упущено это и в портрете – Ван Дейк на заднем плане изображает тарелку с жетонами. В портрете мужчины внутренняя самодостаточность купца. Лицо мастер написал мягко, он избегал ярких тонов. Художник великолепно сбалансировал чёрные и коричневые краски. Мы даже заметим светлый яркий ореол над головой мужчины.

Заказчик картины – сын Адриана Стивенса попросил именно так изобразить отца. Снова такой же воротник, как на «Портрете дамы» – «мельничьи жернова». В то время такое изображение давало не двусмысленную ассоциацию с отрубленной головой Иоанна Крестителя на блюде. Волевой жест, сжимающий перчатку – указание на то, что человек, активен, он в деле.

Вверху на полотне изображён фамильный герб. Весь поворот головы и фигуры изображенного не случаен. Это парный портрет и фигура развёрнута в сторону пары, его жены. И портрет супруги благотворителя – истинный шедевр в собрании ГМИИ, портрет написан гораздо качественнее.

Антонис Ван Дейк. “Портрет Марии Боскарт”. Картины Ван Дейка в Москве

«Портрет Марии Боскарт» – женская фигура на этом портрете развёрнута совсем в другую сторону, к своему мужу. Немного сухое лицо, сомкнутые губы, дама совсем не смотрит на зрителя. Мягкие и нежные руки чуть поглаживают мех, живое, улыбающееся, доброе лицо.

Она думает. Этот поглаживающий мех жест руки указывает на мыслительный процесс в голове женщины. В голове зародилась мысль, она сосредоточена на ней, обдумывает, даже отрешается от настоящего и рука непроизвольно (automatically, involintarly) прикасается к меху, поглаживает(to stroke) его.

Позже манера письма Антониса Ван Дейка сильно меняется.

Антонис Ван Дейк. «Леди Д’Обиньи и графиня Портленд». Картины Ван Дейка в Москве


Написанию этого портрета предшествует довольно романтичная история тайного брака Катерины Говард (дама в белом) и родственника английского короля Карла I Джорджа Стюарта. Против этого брака выступали близкие обоих сторон – для королевской династии невеста была недостаточно знатна, для родственников жених был недостаточно богат.

Ситуация изменилась, когда новоиспечённая леди Д’ Обиньи готовилась стать матерью. Семьи новобрачных смирились с этим выбором и постепенно стали примиряться. Первой шаг к примирению сделала Франсис Стюарт, в замужестве – графиня Портленд – сестра Джорджа Д’Обиньи. Мастер показал момент сближения двух дам.
Дама в белом – рука на животе, защитный жест, она оберегает свою беременность. И необыкновенный взгляд женщины, которая уже не одна, которая несёт в себе будущего наследнике – это с высочайшим мастерством передано художником.

Сестра мужа – дама слева. Она первая делает шаг навстречу примирению сторон. Женщина тянется к цветку, другой – у неё в руке. Она собирает букет для невестки (sister-in-low), чтобы подарить его в знак прощения и признания. Интересно, что Ван Дейк здесь пишет цветы лишь несколькими мазками. Мастер не выписывает их тщательно и аккуратно (thoroughly, punctually, carefully), но передаёт фактуру цветка, его свежесть.
Вот такое примирение двух знатных семей и послужило художнику основой для его холста. Следует заметить, что двух женщин Ван Дейк написал с разницей в год и на полотне это заметно – разница в манере написания.

Антонис Ван Дейк. Лондонский период творчества

В творчестве Антониса ван Дейка прослеживаются два периода – фламандский и лондонский. В Антверпен вернулся Рубенс и его ученик понял, что он всегда будет в тени великого мастера, он будет вторым и остался в Лондоне.

Лондонский период в его творчестве сильно изменил манеру художника. Цвета стали яркими и насыщенными. И уже речь не идёт о глубине внутреннего мира человека. Уже нужно показать красоту и изысканность – он это делает цветом, ярким колоритом. Но в то же время художник не переступает грань сдержанности и не опускается до лести этим дамам. Другие мастера перешли этот рубеж и откровенно заигрывали с заказчиками. Забавно то, что основоположником английской школы живописи стал фламандский художник.

В XVII веке в искусстве существовало два течения – Рубенса и Пуссена. Их так и называли – рубенсисты и пуссисты. На самом деле во Фландрии был мимолётный взлёт искусства, её возрождение, но он длился совсем недолго. Фламандские мастера уступили место французским. Но это уже другая история.

Источники:

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/743-antonis-van-deyk-biografiya.html
http://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81-%D0%B2%D0%B0%D0%BD-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D0%BA/
http://kraeved1147.ru/gmii-flandriya-van-deik/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: