32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Античная культурология. Миф и религия

Античная культурология. Миф и религия

Миф и религия в античной культуре.

Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos – слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. Миф апеллирует к старинным временам, к истокам, он сродни детскому, иллюзорному мировосприятию. Это исключительно важный шаг человека в познании сущего, в самопознании. В нем сочетаются как реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное. Миф – универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, можно сказать – неотъемлемое свойство всей культуры.

Античная религия является продолжением мифов. Найти четкую грань, где кончается миф и начинается религия, сложно. На ранних этапах общественного развития миф выполнял и функцию религии. И только позже религия становится самостоятельным элементом культуры, отделяется от мифа, но не избавляется от него. В сущности, религия это та же мифология, но систематизированная, строгая, ритуализированная, прагматичная. Вместе с тем, в древнегреческой религии мифы не составляли её сути. Главным для греков были не верования, не догматы, а обряды, ритуалы, в которых обязаны участвовать все члены общины. По мнению самих греков их представления о богах формировались из врожденных источников (таким источником была природа), восприняты от поэтов (высшим религиозным авторитетом являлся Гомер), закреплялись законами, проистекали из художественных ценностей (храмов, статуй, картин). Религия зарождается в доантичные времена, а в эллинскую эпоху она оформляется в своем классическом виде.

Религия греков – это религия труда, красоты, жизни. Боги во многом напоминают людей. Они имеют родителей, обладают сложным характером, могут быть хорошими и плохими, милосердными и жестокими, умными и безрассудными, любящими и ненавидящими, помогающими и мстящими.

Эллины не просто почитали, уважали, но искренне любили своих богов. В их честь они возводили святилища, алтари, храмы, ваяли статуи, называли селения, приносили им жертвы, творили молитвы, посвящали празднества.

Римская религия сродни греческой. В них много общего. Главные боги – это по существу латинизированные эллинские боги – Юпитер, Юнона, Нептун, Минерва, Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Вулкан, Церера, Веста, Марс, Вакх. У римлян богов было даже больше. Римляне обожествляли все, что было в их жизни. Имелись боги разума, верности, провизии, серебряных денег, гражданской общины. Как и греки, римляне возводили богам жертвенники, алтари, храмы, статуи, посвящали праздники, приносили жертвы, творили молитвы. Главным в римской религии являлось соблюдение правил жертвоприношений, очистительных обрядов, молитв. Но, в отличие от греческой, древнеримская религия практически не была связана с мифами.

Греко-римские мифы и религии оказали колоссальное влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом. К тому же, они стали важнейшим предметом философского, научного и художественного творчества.

Античная религия и мифология. Характерные черты

Античная культура неразрывно связана с древними мифами. Без мифов Древней Эллады, наверное, невозможно представить не только Рим, но и всю западноевропейскую цивилизацию. Мифы являлись неотъемлемой частью существования общества, они закрепляли первые познания человеком окружающего мира, ценности и нравственные устои.

Античная мифология отлична и от египетской, и от восточной, и от славянской, хотя также является язычеством. Выделим основные черты античной мифологии.

1) ПОЛИТЕИЗМ – многобожие. Как известно по сохранившимся источникам, Древняя Греция верила не в одного Бога (как в христианстве), а в целое множество богов и богинь. Был составлен огромный пантеон богов, с главными и второстепенными божествами. Каждый бог был закреплен за определенным занятием: Гефест – кузнечное дело, Аполлон – покровитель искусств и т.д. Верховный и главный – бог Зевс;

2) АНТРОПОМОРФНОСТЬ БОГОВ – человекоподобие. Античные божества – те же люди, только немного красивее, сильнее, могущественнее, т.е. наделены сверхчеловеческими силами. Иными словами, они представляли собой образец телесной гармонии и красоты. Античные боги не только похожи на людей, но им также, как и людям, присущи достоинства и недостатки: бранятся (Гера, Афродита и Афина), дерутся, ревнуют (Гера – Зевса). Более того, они также подвластны судьбе и року;

3) ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО и СВЕРХЕСТЕСТВЕННОГО МИРОВ. В античной мифологии нет абсолютного разделения на мир земной и мир небесный. Боги свободно перемещаются с неба на землю или берут человека к себе на Олимп: Афродита – Париса, Афина – Геракла, Зевс очень часто спускается к земным людям в разных ипостасях (дождя, быка, света) и т.д. Да и древний эллин выступает как равный: может отругать богов (Ахиллес Афродиту) или даже подраться с ними. К тому же боги наделяли человека болезнями, определяли их поступки, ссорили между собой различные племена;

19. Главные достижения Древнегреческой куьтуры

20. Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.

Его основные характеристики: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как “центр Вселенной и меру всех вещей”. Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Главная цель древнегреческого искусства — эстетическое наслаждение.
Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков. В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем, воплотившаяся в греческом искусстве.
В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. История античного искусства включает в себя несколько этапов.
Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (III—II тысячелетие до н. э.)
Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита. Благодаря раскопкам А. Эванса на рубеже XIX—XX веков была открыта удивительная по красоте художественная культура Крита, названная им минойской. Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кнооский Дворец представлял собой уникальный памятник художественной культуры Крита. Он занимал площадь 16 тыс. м2. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства; напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. При всей своей величественности он не подавляет человека, а выступает соразмерным ему. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.
Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы Крита сумели создать яркие эмоциональные образы.
По сравнению с искусством Египта и Месопотамии искусство Крита раскрывает совершенно новый мир, полный гармонии.
Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших.
Изменчивость и Движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.
Искусство гомеровской эпохи характеризуется новым типом. Художественное ремесло достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период. Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции — более стройными. Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая мифология, дающая космогоническую картину происхождения мира. Именно в этот период боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной. Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.
С развитием городов, земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира. В культуре Древней Греции такие изменения характеризуют период архаики (VII— VI вв. до н. э.). Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство. Архитектура и вазопись являются в период архаики наиболее развитыми областями художественной культуры. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности,
Переход от архаики к классике( VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в искусстве в виде новых форм художественного выражения. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров. Лирика и греческая трагедия, как и гомеровский эпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций. Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов. Но во всех трагедиях человек зависим от воли богов, и только в трагедиях Софокла, а впоследствии и Еврипида, он является личностью, самостоятельно определяющей свой выбор. С этого началось обращение к человеку как к свободной личности и рост индивидуализма, проявившиеся в культуре Древней Греции в конце V в. Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному. Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний. Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре.
Наступала эпоха эллинизма (III в. до н.э. и последние десятилетия I в. до н.э.). Ее искусство характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, н торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов». Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.
Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично н гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.

21.Архітектура стародавнього Риму

Эссе на тему : “Мифология и религия античности”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Э cc е на тему: « Мифология и религия античности»

Выполнила: Демихова Н.В.

Введение

Основной точкой развития в философии Античности был материализм. Происходит изменение взглядов на мифы – миф начинает играть роль уже не основного точки зрения, а несколько абстрактного средства выражения мыслей 1 . В VI -V вв. ст. до нашей эры философия и знания о природе должны кучу перекрестков. Появлялось много гипотез, потому, что отсутствовали средства экспериментального обоснования. Для философии такое многообразие гипотез приводило к множеству типов философского объяснения мира.

Однако, достаточно высокий уровень построения идей и гипотез предоставил античным временам свойства некоторого субстрата для развития философской мысли и распространению влияния социальных институтов в последующие годы. Идеи Аристотеля, Цицерона, Сократа были совершенным переосмыслением культурного наследия тогдашнего человечества, разработанные ими педагогические учреждения нашли применение, как должная альтернатива антинаучной бессмысленности.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоосновы мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единой мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А какие же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем заключается их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?

1. Мифология и религия античности

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство Вселенной в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.

Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручение диких животных.

Известный английский этнограф Б.Малиновський отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку чрезвычайно реальным, заслуживал абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось ранее, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были неразделимы. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. Разделение мира на два уровня присущий мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, то есть система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественными. И поэтому любой миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему.

Оперируя понятием мифа и мифологичности применительно к библейским и евангельским сюжетам в моих других работах, я вовсе не имею ввиду того понимания, какое вкладывалось в него в недавнем прошлом атеистичес­кой науки. Следует сделать оговорку относительно понятия так называемого чистого мифа, которое даёт Лосев. В его концепции чистый миф не обязательно связан с религией и культом 2 , посему он и именуется чистым, и это очень важно, поскольку для нас существенно рассматривать миф исключительно применительно к культу, культу древ­негреческому и в первую очередь дионисийскому. Это значит, что наше определение мифа будет весьма далё­ким от понимания мифа как такового, мифа в чистом виде, мифа существующего и в наши дни и связанного со всей окружающей жизнью, каждым человеком, по­литикой и прочее.

Вывод

Итак, под мифом я понимаю следующее:

такое повествование, которое рассказывает о невероятных событиях (чудесах) и персонажах, имевших место быть в доисторические времена, оп­ределённые таким образом мифологическим временем (время -оно-, по Рабинович), и как следствие этого факта – окружённых вариациями и туманом ещё большей загадочности и чудесности, наделением бо­жественности как первых, так и вторых. С другой стороны я полагаю миф многоуровневой системой, в которой реализуется не только вневременная память об обожествлённых героях и славных подвигах осно­вателей рода, пророков и др., в нём преподносится нравоучительность, целью которой является сугубо утилитарное сохранение гармонии взаимоотношений в роду для его продолжения и выживания; восхваление чудесного и божественного, но также, что не мало важно, в нём раскрывается суть архетипических стереотипов в социальном, общественно-родовом, моральном и сексуальном поведении носителей той культуры, в которой было создано или прижилось из вне то или иное повествование, именуемое мифом. Аспект же космогоничности представляется в мифе не основным, не самым главным, но всегда первич­ным, изначальным, поскольку любая мифологическая система начинается с мифов о первообразовании земли, космоса, богов, а затем и людей 3 .

Миф – это также система кодов, представ­ленных ясными и устойчивыми во времени образами, связанными в канву определённого повествования, раскрывающаяся путём развёртывания их смысла на разных уровнях . Зачастую прямые носители мифа не знают всех скрытых планов его интерпретации, он возведён там в ранг сакрального, что придаёт ему устойчивость и неизменность во времени, благодаря чему внешняя его форма канонизируется. В таком виде миф, по-моему, выражаясь словами Лосева, абсо­лютизируется, сознательно утверждает 4 . Отсюда лежит прямой путь к религиозному осмысле­нию любого мифа, его переходу в область религии, как к системе констант и табу.

Мифологический код – это во множестве де­лимая единица мифологического сюжета, внешне похожая на примитивно-описательный рассказ, со­стоящий из тех или иных образов, по сути же своей отражающий тот или иной элемент в космогоничес­кой системе бытия, являющейся собственно мифом.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем мировоззрение, основывается не на теоретических доводах и рассуждениях, или на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами , нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличает его от науки, заключается в том, что миф объясняет «Все», потому что для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стал религиозное мировоззрение, развитый из недр еще не расчлененной, недифференцированной общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувства. Однако, в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне ее. Бытия Бога переживается человеком как откровение.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие культуры, развивались, приобретали различные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит искать высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или осуждаются с этого высшего, абсолютного критерия.

Итак, миф, его символика, вовсе не были бессмысленными “вещами в себе”; более того, он безраздельно царил в выделенном нами многотысячелетней периоде. До античности плавно переходил в известную нам Античность. Однако позднее практика показала истинную бессодержательность мифов о божествах и героях и их критику со стороны философии, так последняя не находила эффективного, постоянного их (богов) вмешательства или подтверждения со стороны объективной реальности. Первая попытка обновить Античность, путем поиска внутренних резервов со стороны сакрализации, эклессиализации прошлого и благодаря внешним материально-духовным заимствованием, закончилась логичной неудачей, тупиковым направлением человеческой духовности. Отсюда справедливо начинать новый формат переосмысление мифов от эпохи Средневековья до наших дней.

Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры объединились зачатки знаний религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Список использованной литературы

Камю А. Миф о Сизиф. Эссе о абсурд / А. Камю // Сумерки богов. – М .: Издательство политической литературы, 1988. – С.222-318.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 22-186. – (Мыслители XX века). С.91-93.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа // ФилософияМифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 22-186. – (Мыслители XX века). С.102.

Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 286с.С.64.ю

Хамула Д.В. Миф и роль времени в нём // Сб. науч. тр. но материалам Международной научно-практической конф. «Наука. Развитие. Прогресс» 24 января 2011 г. – Ч. 1. – К.: НАИРИ, 2011. – С. 47-53.

1 Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 286с.С.64.ю

2 Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 22-186. – (Мыслители XX века). С.91-93.

3 Хамула Д.В. Миф и роль времени в нём // Сб. науч. тр. но материалам Международной научно-практической конф. «Наука. Развитие. Прогресс» 24 января 2011 г. – Ч. 1. – К.: НАИРИ, 2011. – С. 47-53.

4 Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 22-186. – (Мыслители XX века). С.102.

Источники:

http://studbooks.net/543913/kulturologiya/religiya_antichnoy_kulture
http://studopedia.ru/14_15044_antichnaya-religiya-i-mifologiya-harakternie-cherti.html
http://infourok.ru/esse-na-temu-mifologiya-i-religiya-antichnosti-1195393.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: