Античная культура древней греции. Античная культура
Культура Древней Греции
Понятие “античность” появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин “античный” (лат.antiguus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.
В истории античной Греции выделяют следующие периоды: гомеровский и раннеархаический (IX-VIII вв. до н.э. — распад родоплеменного общества); (VII–VI вв. до н.э. – становление рабовладельческих государств – полисов); классический (V в. до последней трети IV в. до н.э. – расцвет полисов); эллинистический (последняя треть IV в. -до сер. II в. до н.э. – упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства).
Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) – рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.
Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, — прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.
Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV–XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры – дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.
В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.
Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы “Илиада” и “Одиссея”, созданные в VIII в. до н.э., -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы – широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 – 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.
Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация – освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев – чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.
В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис – основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы – Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.
Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы “Теогония” (о происхождении богов) и “Труды и дни”. В “Теогонии” предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.
В эпоху архаики возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.
В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.
Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания – греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые – в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.
Классический период (от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э.) – расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни — особая гордость граждан греческого полиса.
Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных “спутников” его истории и культуры, как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван “греческим чудом”.
Внешнее проявление внутренней свободы греков – их демократия. Становление греческой демократии начинается с “военной демократии” гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в “золотой век” Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.
Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 – ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение “человек есть мера всех вещей”. Для греков человек – олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий – величайшие скульпторы этой поры – изображали богов и героев. Их “олимпийское” спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.
Только в IV в. до н.э. – поздняя классика, – когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.
В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. “Отцом истории” еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение – “Историю”, на основе сюжетов греко-персидских войн. Главная задача искусства V в. до н.э., его основа – правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил — победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия (“Афина-Воительница”, “Афина-Парфенос” для Парфенона в Афинах, “Зевс” -для храма в Олимпии), Мирона (“Дискобол”), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, “Дорифор”, “Раненая амазонка”).
Гармония, соразмерность, классические пропорции – вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры — важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. “Меру во всем соблюдай!” учил древнегреческий поэт Гесиод. “Ничего слишком!” — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма – синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.
Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.
Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?
Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.
Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.
Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.
Античная культура древней греции. Античная культура
При создании пособия использованы материалы портала http://artclassic.edu.ru/
1. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но также и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской империи – от Британских островов до Египта. Римское искусство – высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но также италики, древние египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы. Хотя, в общем и целом в римском искусстве господствовала древнегреческая школа, однако в различных частях Римской империи конкретные формы искусства во многом определялись местными традициями.
Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью – то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.
Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошли немногие имена римских художников, однако созданные ими творения вошли в сокровищницу мирового искусства.
2. В истории культуры Рима можно выделить два важнейших этапа. Первый (большей частью это была эпоха республики) – с момента возникновения города Рима и до середины I в. до н. э. Второй этап – императорский – начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до V в. Расцвет римского искусства пришелся на I – II вв.
Начальные века римской истории чрезвычайно бедны художественными произведениями. Огромное влияние на римлян в это время оказали племена этрусков, у которых римляне заимствовали письменность, секреты множества ремесел (например, бронзовое литье), строительные технологии, искусство скульптурного портрета. Первые храмы Рима, вероятно, также возводили этруски. Именно они создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян.
В последующие века римская культура формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего греческое. Потребность в образованных людях какое-то время удовлетворялась за счет импорта образованных рабов-греков. Многочисленные деятели римской культуры – литераторы, философы, ученые, художники, архитекторы – в подавляющем большинстве были неримлянами. Огромной исторической заслугой римлян стало сохранение ими многочисленных памятников древнегреческой скульптуры, с которых были сделаны мраморные копии. Римляне также копировали картины греческих художников, переписали множество рукописей.
3. Одним из важнейших видов искусств Рима было зодчество. Достижения римлян в этой области были значительны. Они не только активно применяли технологии, заимствованные у греков и у этрусков (соответственно ордерную систему и арку), но и создали новую конструктивную систему, которую принято называть монолитно-оболочной. Суть ее состоит в том, что опорой здания стали стены, возводимые из кирпича и бетона; в таких строениях элементы ордера использовались как часть декора. Также римляне активно использовали арочно-сводчатые конструкции, научились строить купольные перекрытия.
Архитектура эпохи республики представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм – ротонда – состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи под Римом окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционно римского мотива – бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это символ жертвоприношения и памяти.
Великолепны римские мосты II—I вв. до н. э. ( мост Фабриция в Риме, Гарский мост во французском Ниме). При их строительстве применялись аркады – ряды арок, опирающихся на столбы или колонны. Гарский мост является одновременно и акведуком, по его верхнему ярусу проложен водопровод.
Главная достопримечательность республиканского Рима – так называемый Форум Романум (своего рода рыночная площадь, на которой также проводились публичные церемонии, религиозные праздники, выборы и т.п.). В I в. до н.э. он был украшен великолепными мраморными постройками. В начале XX в. трудами археологов, архитекторов и реставраторов удалось частично восстановить этот грандиозный ансамбль древнего, Рима. Впоследствии многие правители строили в Риме свои Форумы, украшенные многочисленными храмами, общественными зданиями, статуями и триумфальными сооружениями. Форумы стали неотъемлемой частью и любого провинциального римского города.
4. Вид типичного древнеримского города можно представить на примере нескольких поселений, погребенных под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э. Город Помпеи имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, в первых этажах которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились храмы и амфитеатр (особый вид римского театра, в котором зрительские места располагались эллипсом вокруг арены). В городе было и два театра, выстроенных по греческому образцу (со зрительскими местами полукругом).
Замечательны помпейские дома – домусы. Домус представлял собой прямоугольное сооружение, вытянутое вдоль двора, а на улицу выходившее глухой стеной. Главным помещением в доме был атриум, выполнявший священную функцию – «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В центре крыши было отверстие, под которым помещался бассейн для сбора воды. В атриуме хранились самые важные для римлян вещи: сундук с семейными ценностями и шкаф с восковыми масками предков и изображениями добрых духов-покровителей. Стены внутри домов с I в. до н.э. стали расписывать. На фресках домов в Помпеях и Геркулануме можно увидеть красивые орнаменты, уголки садов, дары природы, животных, городские пейзажи, изображения людей, образы которых поражают своей жизненностью и одухотворенностью. Полы, а также днища фонтанов и бассейнов часто украшались мозаиками.
5. Особым достижением римского искусства стал скульптурный портрет. Римские портреты восходили к восковым маскам, которые снимались с умерших. Портреты были очень близки к натуре, они передавали мельчайшие подробности человеческого лица.
Своего расцвета портретное искусство достигает в первые века нашей эры в эпоху зарождения и развития империи. В правление Октавиана Августа, который считается первым императором Рима искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся статуи Октавиана представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным.
Сохранилось много портретов Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи. В них можно проследить изменение человеческой натуры — от одаренного ребенка до презираемого монстра. Портрет Нерона-императора далек от традиционного типа могучего и отважного героя. Небрежные бакенбарды, хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, в уголках губ — мстительно-саркастическая усмешка. Его личность, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков.
В эпоху империи римские города были украшены сотнями великолепных статуй. До наших дней дошла конная бронзовая статуя императора Марка Аврелия ( II в.) . Статуя выполнена в соответствии с древней античной традицией, однако облик всадника не гармонирует ни с конем, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешенное и самоуглубленное. Судя по всему, Марк Аврелий думает не о военных победах, коих у него было немного, — а о проблемах человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобрел особую духовность. В это время ваятели достигли особой виртуозности: они научились изображать пышными, сложные прически, которые, вместе с усами и бородой у мужчин живописно обрамляли лицо. Зрачки глаз впервые стали высверливать (прежде их только раскрашивали), благодаря чему создавалась иллюзия, что статуя «смотрит живым взглядом». Глаза императора Марка Аврелия сделаны подчеркнуто большими, с тяжелыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. У зрителя создается впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Портреты императоров III – IV вв ., времени упадка империи, представляют целую галерею характеров, наклонностей, страстей, отражают влияние сложнейшей исторической эпохи и чрезвычайных обстоятельств на человеческую личность.
6. От эпохи империи до нас дошли множество шедевров зодчества. В 70—80-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев , получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий. Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал свыше восьмидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, сложившиеся у римлян к I в. н. э.
В то же время в Риме была возведена знаменитая Триумфальная арка Тита . Триумфальные арки – римское архитектурное новшество. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов. Однако их изначальный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом. По сторонам проема арки Тита стоят две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик с посвящением Титу «от сената и народа римского». Ранее наверху была статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей.
О самом благополучном времени в истории Рима и «лучшем из императоров» напоминает Форум Траяна в Риме. В центре его стояла Колонна Траяна , сохранившаяся до наших дней. Она была воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии). Раскрашенные рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.
7. При императоре Адриане (ок. 125 г.) было достроено самое грандиозное купольное сооружение Древнего мира — Пантеон , храм всех богов, который и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник, избежавший разрушения или перестройки в эпоху Средневековья. Снаружи Пантеон представляет собой огромный цилиндрический объем, к которому пристроен греческий 16-тиколонный портик. Гигантские бронзовые двери высотой 6,5 м ведут в огромный круглый зал величиной с половину футбольного поля. Купол Пантеона , достигающий в диаметре почти 44 м, стал шедевром инженерной науки. Пропорции его тщательно выверены – его высота составляет ровно половину от остального здания. Это самый большой купол в истории, сооруженный без использования железобетона.
Свод Пантеона — самая смелая инженерная задача, которую римляне когда-либо ставили перед собой. Главная проблема при его сооружении – не дать ему рухнуть под собственным весом. Купол постоянно стремится разъехаться в основании и провалиться в середине. Римляне решали задачу в двух направлениях. Во-первых, стены сделали очень толстыми. А чтобы купол не расползался внизу, основание возвели внутри массивных стен-контрфорсов, а вокруг него уложили многоярусное усилительное кольцо. Вес гигантской полусферы ложился на восемь мощных столбов, толщина которых достигала шести метров. Чтобы уменьшить их собственный вес, внутри столбов проложили смотровые колодцы. При сооружении купола использовалось пять разных видов цемента, главной составляющей которого был пуццолан – местный вулканический песок, придававший смеси почти каменную твердость. Также конструкция свода содержит целый ряд оригинальных решений, позволивших уменьшить его вес и давление. Внутри стен спрятана система арок, которые уменьшают вес и передают давление вниз, на опорные столбы. Уменьшен вес и самого купола – из составляющих его блоков изнутри вырезаны большие квадратные панели – кессоны, которые украсили интерьер и придали ему ритмичность. Кессоны были позолочены, образуя подобие золотого балдахина над головой. Венчает свод окулус («глаз Пантеона») – круглое отверстие диаметром около 9 метров. Эта изумительная деталь избавила свод от точки максимальной нагрузки, чем способствовала долговечности здания.
8. Для зодчества эпохи упадка империи (III—IV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчеркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме.
Термы (бани) для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий — палестрами и гимнасиями, библиотеками, музыкальными залами. Посещать термы было любимым занятием римского народа. По всей империи было разбросано великое множество бань – частные и государственные, мужские и женские (или общие), простые и настоящие шедевры античной архитектуры. Термы Каракаллы занимали огромную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды. Они представляли собой сложное архитектурное сооружение, перекрытое сводами различных конструкций. Стены и своды терм были отделаны золотом, драгоценными камнями и мозаикой. Даже их руины поражают глаз своим величием.
Весьма распространенным римским сооружением являлась базилика – прямоугольное вытянутое здание, предназначенное для общественных собраний и советов. Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов – нефов. Средний неф был обычно шире и выше боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец при строительстве христианских храмов.
9. Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами. Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли в основу христианского искусства Нового времени.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ)
Эгейская культура
Предки греков вторглись на Балканский полуостров из-за Дуная в Ш-Н тысячелетия до н.э., став создателями уникальной культуры. Эта культура существовала на островах и побережьях Эгейского моря и получила название эгейской. Она явилась связующим звеном между Востоком и Древней Грецией.
Основными центрами эгейской культуры были остров Крит, города Троя (на восточном побережье Дарданелл) и Микены (на юге Балканского полуострова). Наибольшего расцвета эгейская культура достигла на Крите в XVIII-XV вв. до н.э. Микены, находясь под влиянием культуры Крита, перенимали многие ее формы, вследствие чего эта культура получила название также крито-микенский.
Раскопки, проведенные в конце XIX – начале XX вв. немецким археологом Г.Шлиманом, а затем американским ученым А.Эвансом на о. Крите, в Малой Азии, материковой Греции, обнаружили остатки некогда развитой культуры, связанной с легендарной Троей (крепостные стены, бастионы, так называемый клад Приама и т.п.), городами Тиринфом и Пилосом.
Особенно богатый материал дали раскопки на Крите, где достигла своего расцвета архитектура, своеобразие которой проявилось в обширных дворцовых комплексах. Среди них выделяется Кносский дворец (его Тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры -лабриса, отсюда название – лабиринт). Строительство Кносского дворца велось несколько столетий. В центре его находился прямоугольный двор (28×60 кв.м.), имевший, вероятно, обрядовое значение, вокруг него – комплекс построек: помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннами, лестницами, расположенными на разных уровнях. Освещение осуществлялось с помощью световых колодцев, стены были украшены фресками (их сюжеты – мир религиозных и мифологических образов).
Изысканностью, легкостью, богатством фантазии отличалась скульптура мелкая пластика: фигурки животных, статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости; керамические вазы разнообразных форм и расцветок с геометрическими и растительным орнаментом.
Выдающиеся памятники эгейской культуры были найдены в Микенах и Тиринфе, крепостях на территории материковой Греции. Суровостью и мощью отличалась архитектура. На крутых скалистых холмах возводились дворцы и поселения, впоследствии получившие название акрополя (в переводе – верхний город). Из огромных каменных глыб складывались оборонительные стены (толщина – до 10м., высота – до 18-20 м.). Таков акрополь в Тиринфе. В центре – дворец с большим двором, в композиции дворца главную роль играет мегарон – прямоугольное в плане помещение с очагом по середине, которое впоследствии явилось основой для формирования греческого храма.
Особое внимание уделялось укреплению ворот. Центральные ворота многоярусной крепости в Микенах получили название «Львиных»: они сложены из колоссальных, вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом. Треугольная известняковая плита украшена монументальным рельефом (изображение двух львиц).
Стены Тиринфского и Микенского дворцов были украшены фресками, алебастровыми фризами (декоративная полоса, расположенная по верху стены).
В микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра (кубки, вазы, чаши, маски и т.д.). Памятниками монументальной архитектуры являются также знаменитые гробницы ахейских царей («шахтовые»), относящиеся к XVII в. до н.э., а также «монументальные толосы» XV-XIV вв. Среди них выделяется так называемая «Сокровищница Атрея» (легендарный царь – сын Агамемнона), содержащая многочисленные художественные ценности, в том числе знаменитую «Маску Агамемнона» из золота.
Одновременно с крито-микенской культурой существовала т.н. кикладская культура – по названию островов архипелага в Эгейском море, а также элладская культура материковой Греции.
Около 1450 г. на Крит вторглись ахейцы, на рубеже XII-XI вв. до н.э. доряне, «потомки Геракла», пройдя с северо-запада через Пелопонес, захватили острова Киклады и Крит. В период Троянской войны (нач. XIII в. до н.э.) ранние рабовладельческие государства Эгейского мира пришли в упадок, что облегчило их завоевание греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре – древнегреческой.
Культура Древней Греции прошла следующие этапы в своем развитии: 1. Гомеровский – XI – VIII вв. до н.э.; 2. Архаика – VII – VI вв до н.э.; 3. Классика – V – нач. IV вв. до н.э.; 4. Эллинистический – к. IV – I вв. до н.э.
Искусство Древней Греции XI-VII вв. до н.э. относится к «гомеровскому периоду» и представлено развитой эллинской мифологией, изобразительным искусством и зодчеством, которое еще делает первые шаги. Более высоким уровнем мастерства отличается гончарное ремесло, продолжающее микенские традиции. В вазописи господствует геометрический стиль (амфоры, кратеры, пиксиды, туалетные сосуды и коробочки). Афинские вазы VIII века – лучшие образцы этого искусства. Фигурки животных на расписных вазах сведены к условной схеме, к плоскому выразительному силуэту, подчинены четкому ритму орнаментного узора. Художник показывает человеческую фигуру, лишенную объема, одновременно с двух сторон: голову и ноги – в профиль, верхнюю часть торса – в фас. Голова выглядит непропорционально маленькой по сравнению с вытянутым телом, грудь передана в виде треугольника, под острым углом изломаны тонкие руки. Для скульптуры характерны небольшие глиняные статуэтки (или бронзовые), которые приносили в дар богам.
На основе богатой системы мифологических образов и сюжетов возникла литература Древней Греции. Героический миф стал важнейшим источником формирования героического эпоса, в частности, эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается Гомеру. Сюжеты обеих поэм относятся к сказаниям о Троянской войне, но реальная история здесь переплетена с более ранними мифами. В «Илиаде» нашла воплощение военно-героическая тематика, в «Одиссее» – бытовая и сказочная. Гомеровские поэмы не могут рассматриваться как наиболее древняя греческая поэзия и не только потому, что их структура слишком сложна, но и потому, что легенда о Гомере не соответствует просвещенному духу, скептицизму и фривольности его поэм. Гомеровская поэзия – аристократическая, в сравнении с народной гесиодовской поэзией, считал А.Хаузер.
Эпический жанр получил свое дальнейшее развитие в творчестве Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.). До нас дошли две его поэмы: «Труды и дни» и «Теогония»(«Родословная богов»). «Труды и дни» – образец дидактического (поучительного) эпоса; обращаясь к жизни
земледельцев, автор выражает глубокое уважение к труду.
Новый архаистический стиль греческого искусства формируется из геометризма на основе синтеза искусства Востока и Запада, первоначально в Ионии, области преимущественно городской экономики. Ионическое искусство тяготеет к утонченности,
формализму и виртуозности, стремясь к определенному стилистическому идеалу. Арнольд Хаузер отмечает: «Архаическое искусство VII и VI вв. есть искусство, которое выражает интересы дворянства, богатого и господствующего в государственном аппарате, но уже испытывающего угрозу своему политическому и
В архаическую эпоху была еще не известна идея портрета в современном его понимании. Но здесь уже присутствует новая идея: искусство не есть лишь средство для некоей цели, оно есть цель и задача в себе самом. Открытием греков этой эпохи явилась незаинтересованная игра с формами, способность достичь цели посредством собственных средств искусства, возможность использовать искусство для чистого описания. Искусство становится независимым от религии, рассудочности, познания и практики. Греки могут уже позволить себе роскошь иметь «бесполезное» искусство.
Искусство греческой архаики развивается в VII-VI вв. до н.э. В период VIH-VI вв. до н.э., во время «великой колонизации» побережья Средиземного и Черного морей греки основали около 150 городов- колоний. Ясно, что при этом велось широкое строительство, в том числе и монументальное (строительство храмов). Ордерная система стала основным типом архитектурной композиции в Древней Греции. Ордер – это порядок, строй; в более узком смысле – порядок соотношения м расположения колонн и лежащего на них перекрытия. Применительно к греческой архитектуре – весь ее образный и конструктивный строй. Еще в архаическую эпоху сформировались два варианта греческого ордера: дорический, распространенный преимущественно в материковой Греции и ионический, характерный для островной и малоазийской Греции. По мнению греков, дорический ордер воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Иногда колонны здесь заменялись мужскими фигурами – атлантами. Ионический отличался большей легкостью и нарядностью; колонны могли заменяться женскими фигурами – кариатидами. Позднее, в эпоху классики, получил развитие коринфский ордер, отличавшийся стройностью, вытянутостью колонн, увенчанных пышной капителью из растительного орнамента.
Характерным типом греческого храма был периптер («со всех сторон окрыленный»), строящийся из известняка и мрамора без раствора. Таков, например, храм Аполлона в Коринфе (вт.пол.У1 в. до н.э.). Греческие храмы были, как правило, обращены входом на восток и не имели окон. В храме всегда был таинственный полумрак, видимо, возбуждавший религиозное чувство.
Сознание греков того времени сформировало атлетический идеал красоты, воплотившийся в фигуре обнаженного юноши – куросе. Здесь соблюдался закон фронтальности: строгая вертикальность позы и жесткие принципы симметрии. Аналогичная фигура женщины, задрапированной в длинные одежды, получила название кора, по имени юных жриц Афин на Акрополе. В то время создавались многочисленные статуи богов и мифологических героев. А во второй половине VI в. до н.э. на о-ве Самос появились первые фигуры, литые из бронзы.
Источники:
http://studwood.ru/1576039/kulturologiya/kultura_drevney_gretsii
http://www.sites.google.com/site/istorialic64/home/8-klassy/hudozestvennaa-kultura-anticnosti
http://m.studref.com/382110/kulturologiya/antichnaya_kultura_drevnyaya_gretsiya