0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анна Пушакова: Сюнга. Откровенное искусство Японии

Сюнга — японское эротическое искусство

Сюнга периода Мэйдзи — Мужчина с европейской причёской совокупляется с женщиной в традиционном японском костюме

Сюнга (в переводе с японского «весенняя картинка») — эротические гравюры укиё-э, широко распространенные в средневековой Японии периода Эдо (1603-1868). Представлены, в основном, в форме гравюр на дереве. Иероглиф «весна» (春) в Японии являлся эвфемизмом для обозначения сексуальной сферы. Авторы укиё-э стремились к идеализации современной городской жизни. Выражая бытовые эстетические ценности современной жизни, создатели сюнги показывали сексуальную мораль горожан во всём многообразии проявлений, а потому предметами их работ становились как старые, так и молодые люди, гетеросексуалы и гомосексуалы, разнообразные сексуальные фетиши. Сюнга воплощает эротическую фантазию автора в предельно абсурдной форме. В эпоху Эдо она пользуется успехом у богатых и бедных, мужчин и женщин, несмотря на отрицательное отношение сёгуната. Многие мастера укиё-э (укиё-э (浮世絵), картины (образы) изменчивого мира) занимались сюнгой, что не вредило их репутации.

Примечание. Сёгу́н (将軍) — в японской истории так назывались люди, которые управляли (в отличие от императорского двора в Киото) Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году.

Сюнга появилась в Китае. Считается, что родоначальниками жанра были иллюстрации в китайских медицинских пособиях, появившиеся в Японии в период Муромати (1336-1573). Кроме того, влиятельным живописцем был Чжоу Фан времён правления китайской династии Тан (VII-X века). Он, как и многие эротические художники своего времени, в работах преувеличивал размеры половых органов. Это стало характерной чертой сюнги.

В Японии история сюнги восходит к периоду Хэйан. На них изображались сексуальные скандалы при императорском дворе и в монастырях, а персонажами, как правило, являлись придворные и монахи. Широкого распространения стиль достиг в период Эдо (1603-1867). Благодаря технике ксилографии, количество и качество сюнги резко возросло. Неоднократно повторялись попытки правительства запретить сюнга, в частности, в 1661 году сёгунат Токугава издал указ, запрещающий, среди прочего, эротические книги, известные как косёкубон (好色本). Хотя другие жанры искусства, упоминающиеся в указе, например, произведения, где подвергаются критике дайме (крупнейшие военные феодалы средневековой Японии) и самураи, стали нелегальными, сюнгу продолжали создавать без особых трудностей. Указ 1772 года был более строгим: запрещался выпуск любых новых книг, не получивших официального разрешения от правителя города. Сюнга также стала нелегальной. Существует, однако, вероятность, что даже в таком виде жанр продолжал процветать, так как пользовался спросом.

Распространение западной культуры и технологий в начале периода Мэйдзи (1868-1912), в частности, импорт техники фоторепродукции, имели серьёзные последствия для сюнги. Ксилография на время сохранилась, однако персонажи стали изображаться в европейских одеждах и причёсках. В конце концов, сюнга уже не могла конкурировать с эротической фотографией, что привело к её упадку.

Сюнга оказала большое влияние на искусство XX века, а также на современный хентай и японскую порнографию.

«ЮМОР В ЛЮБВИ»- ЯПОНСКОЕ ЭРОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ОФЕРА ШАГАНА

Голландец занимается сексом с куртизанкой из Нагасаки — 1801

Важно понимать, что работы в стиле сюнга не являются порнографией. Это очень откровенные сексуальные произведения, с их красотой и юмором, с совершенно иной пластикой и условностью, совсем непривычные нашему глазу.

Образы изображенные на гравюрах разнообразны: это и аристократы, и самураи, и купцы, и крестьяне, и актеры, и монахи и др.

Пенистый чай, импортируемый из Китая — между 1830 и 1844

То, что сюнга не стоит считать натуралистическим изображением секса, становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках.

Подарок любви — Женщина одевает пенис партнера в костюм актера театра Но — 1810

Складной кошелек, используемый чтобы подарить деньги к новому году — между 1860 и 1867

Гравюра Кобан — между 1830 и 1844

Секс на мосту Рийгоку — 1769

Фусехине занимается любовью с Ясуфуса, собакой-героем — 1837

Сборщица жемчуга и осьминог — 1814

Осьминог — персонаж многих легенд, связанных с жизнью незамужних женщин-ныряльщиц за жемчугом. Это морской секс-символ Японии. Сильный, неутомимый с умными глазами и мягкой головой, которого после завершения сексуальных удовольствий можно ещё и съесть.

Читать еще:  Ингуши в мире. Халдейское происхождение ингушей

Божество Даикоку выходит из картины, чтобы посмотреть вблизи на происходящее — 1789

Европейских любителей эротики обычно удивляет тот факт, что изображенные на картинах персонажи никогда не бывают обнаженными — все «не главное» на гравюрах в большинстве случаев скрыто под одеждой.
Полностью обнаженными любовники изображались довольно редко. На классических сюнга периода Эдо женщины тщательно одеты и причесаны, на виду лишь половые органы, иногда грудь (чаще просто широко раскрыт ворот кимоно) и — обязательно — ножки. ТО, что считалось эротичным в Японие. Зрелище полностью обнаженного тела в традиционной японской эстетике, в отличии от европейской, всегда считалось непривлекательным, невозбуждающим и даже отвратительным.

Остров посреди озера — 1833

Юмор в сюнга может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта и даже политической сатиры.

Полное обслуживание — 30-е годы 18 века.
Палантин с двумя носильщиками был обычным транспортным средством в Японии. На гравюре видно, как носильщик «обслуживает» клиентку.

Трио, вопрос предпочтения — 30-е годы 18 века

На многих изображениях можно видеть взаимные ласки на фоне повседневности, много изображений секса между мужьями и женами в будничной обстановке.

Муж занимается любовью с женой, которая в это время учит их старшего сына каллиграфии — около 1772-1773

Деревня страсти, да и только — 1770
Пожилая пара решила заниматься сексом после того, как увидела, что молодая пара занимается сексом в соседней комнате.

Уборка перед Новым годом — 1822

Мужчины меряются пенисами в прямом смысле этого слова. Это очень популярная тема сюнги.

Секс, быстрое руководство&quot — 1836

Два следующие листа свидетельствуют о том, что художники уже были знакомы с европейской культурой.

Колосс Родосский — около 1823-1826

Обещания Изумо — около 1900

Новая традиция купания в море дала женщинам дополнительную возможность общения с мужчинами и возможность продемонстрировать свое тело. Одежда дамы соответствует европейской.

«Сексуальная триада» — 50-е годы 19 века
Мужчина и куртизанка занимаются любовью с актером Кабуки, играющим женские роли

Кохоне Танго удовлетворяет женщину с помощью носа

Осенняя луна на Ойеяма — 1830-1844

Кот не обращает внимание на мышей

Японская эротика пронизана иронией. Это такая игра, понятная не всем, двусмысленность, полунамек: гипертрофированные половые органы, животные, наблюдающие за сексом хозяев.

Среди мешков с рисом

Эротические игры — 1848-1854

В Европу японская эротическая гравюра попала в середине девятнадцатого века, во времена сёгуната Токугава, когда коллекция эротических гравюр была вручена американскому адмиралу Мэтью Пэрри в качестве дипломатического дара. Одним из первых страстных почитателей ее был Тулуз Лотрек.

Рецензии на книгу « Сюнга. Откровенное искусство Японии » Анна Пушакова

Присоединяюсь к предыдущим отзывам! Содержание альбома богатое, качество бумаги, оформление и текст на высоте. Качество иллюстраций отвратительное, настолько размазанные иллюстрации, что было полной неожиданностью за такие деньги. Хорошо, хоть приобретала себе, а не на подарок.

Как уже многие здесь писали: очень интересный альбом, отличный текст сопровождает иллюстрации, много узнала об отношении к сексу в древней Японии, делится на главы, по тематикам, и вообще все замечательно, кроме качества печати, собственно, иллюстраций. При такой цене и при современных возможностях — ощущение, что я листала книгу, изданную в конце 80-х. Да, я ее купила, потому что она уникальна и такого больше не будет, судя по истерическому стремлению нашего общества к фарисейской нравственности. Но все же чувствую себя разочарованной. Можно было бы напечатать и получше. За такие-то деньги.
Да, я представляю себе качество старых гравюр, и все же вижу явные изъяны в печати и цветопередаче.

Всё прикидывала, как же опубликовать фотографии этой книги… выбрала самые нейтральные репродукции, отсняла. а потом оказалось, что при написании рецензий на данную книгу вообще нет возможности прикреплять фото. Мило, что же.
Видимо, гриф 18+ на издании – обязывает «Лабиринт» поступить так. (Ну, возрастные ограничения у нас всегда распространяются на культуру, это на бескультурье ограничений нет.) К тому же, думаю, значительная часть потенциальных покупателей книги знают, что такое «сюнга» и вполне представляют, что именно увидят под яркой плотной обложкой. Да и в интернете, на любых языках – русском, английском, японском — достаточно и информации о данном жанре японского искусства, и, собственно, самих гравюр, так что никаких новых откровений ожидать, естественно, не стоит.

Читать еще:  Гринев и швабрин. В помощь ученикам

В книге есть всего понемногу. И довольно целомудренные изображения, и такие, где все детали прорисованы крупным планом – и реалистично, и гипертрофированно. И люди почти полностью одетые, и совершенно раздетые, и по двое, и по несколько, и в любых сочетаниях. И «та картинка с осьминогом» тут тоже есть, да. Но кого интересует только суть, «процесс» — скорее, будут разочарованы. Потому что сюнга – это искусство, плюс культурология. И чтобы понимать, что изображено на картинках, надо владеть некоторой базой знаний о Стране Восходящего Солнца, не только об отношении к сексу, браку и проституции, о гейшах и юдзё, и о театре и актерах, но и вообще о жизни, нравах, быте. И для людей с такой базой книга, несомненно, представляет интерес. Можно разглядывать кимоно и утварь, украшения и оружие, музыкальные инструменты и пейзажи за окном или на ширмах, смену времен года и многое, многое другое. Всё то, чем, собственно, всегда наполнено японское искусство, будь это книги, фильмы или живопись. А сюжет… ну что сюжет. Европейское Средневековье может похвастаться всем тем же, да и родная Россия, в общем, тоже. В искусстве всегда главное не ЧТО, а КАК, не правда ли?

Интерес к жанру сюнга в европейском мире был всегда, как только эти гравюры стали известны за пределами Японии и были «экзотикой». Не ослабевает он и теперь, когда в общем всё стало гораздо более доступным и любая информация уже не является новой и удивительной. Например, на неплохом сайте «ниппон.ком» сообщается о том, какой фурор три года назад выставка произведений жанра сюнга произвела вЛондоне, в Британском музее – и далее следует рассказ о жанре как таковом и его судьбе в самой Японии, и вот тут выясняется забавное:
«По иронии судьбы, вскорости после того, как сюнга получила известность на Западе (адмиралу Перри вручили сюнгу как “дипломатический подарок”, а Пикассо, Роден и Лотрек были настоящими фанатами жанра), японцы решили, что с данным искусством пора заканчивать. Лишь в 70-е годы XX века выставка сюнги, годами подвергавшейся гонениям, прошла в Японии.
Данная выставка повторно подтверждает важность сюнги для всего японского искусства. Тем не менее, даже сейчас, по данным исследователей, в Японии было бы трудно представить экспозицию таких масштабов, как в Британском музее», — пишет автор статьи, писатель, фотограф и переводчик, 15 лет проживший в Японии.

Но отзыв все-таки не о жанре, а о книге. Книга прекрасно издана и оформлена. Бумага кремовая, матовая, чуть шершавая, как раз для печати гравюр (каждый раз испытываю недоумение, видя издания по гравюрам на «глянце»). У меня никакой краской книга не воняет – выветрилось уже, видимо, после распаковки.
Именно «научного аппарата» (списков, сносок, ссылок) в книге немного – не такова была цель – но для начала вполне достаточно. Небольшие вводные статьи перед каждым разделом, статьи неплохие – в них нет ни морализаторства, ни наоборот. Скорее, это вольные авторские эссе на тему. Сами гравюры – на любой вкус, от ярких до ряби в глазах (как на обложке и форзацах), до монохромных, контурных, как рисунки тушью, а есть и вроде цветные, но приглушенные, похожие на нежную сепию.

В общем, недостатки у книги найти, наверное, можно, но я с удовольствием пополнила ей свою домашнюю библиотеку, полку с книгами об искусстве Японии.

Сюнга: краткая история японской порнографической живописи

«Сюнга »— это японское эротическое искусство. То есть это сейчас его называют просто «эротическим», то есть словом довольно мягким, даже деликатным — всего несколько лет назад трудно было представить, что сюнга не просто доберется до западной культуры, но и обретет определенную популярность.

Дословно слово «сюнга» означает «изображение весны». «Весна» в японском языке — это распространенный эвфемизм для обозначения секса.

Читать еще:  Все фотографии винкс. Интерлейкин псориаз

Рождение откровенности
Все началось примерно в XIV веке. Художники сюнга вдохновлялись ничем иным, как китайскими медицинскими сборниками, где со всей прямотой были изображены обнаженные люди. Но своего расцвета сюнга достигла уже в XVII веке, в период Эдо.

Властям часто не нравилась такая раскованность граждан, и попытки запретить откровенные изображения предпринимались неоднократно. В ходе реформ 1772 года была запрещена не только сюнга, но и вообще все новые книги должны были проходить жесткую цензуру. Сюнга ушла в подполье, но не исчезла.

Европейцы такого искусства не понимали. Фрэнсис Холл, американский издатель, который переехал в Японию в XIX веке, был шокирован, когда ему показали примеры сюнга. И даже в 1975 году Питер Вебб, исследователь, занимающийся сюнга, заметил, что подобные изображения «не могут выставляться на публику».

Поклонники и поклонницы
Забавно, но среди поклонников сюнга были и мужчины, и женщины всех сословий. Вокруг откровенных картин было немало и суеверий. К примеру, самураи брали с собой сюнга, считая, что она обезопасит их от смерти.

Торговцы держали сюнга на своих складах, веря, что изображения занимающихся сексом мужчин и женщин защитит склад от пожара. Впрочем, против этого предположения работало то, что почти все группы, хранящие сюнга, имели очень ограниченный доступ к противоположному полу: самураи месяцами жили в обществе друг друга, а купцы много путешествовали, чтобы закупать товары из других стран.
Таким образом, возможно, хранение сюнга носило исключительно чувственный, а не суеверный характер.

Сюнга также служила в качестве своеобразной «инструкции» для сыновей и дочерей богатых семей, которым предстоял брак. Впрочем, у этой версии тоже есть противники — зачастую любовники, изображенные на сюнга, занимались сексом в таких позах, что наличие у них костей вызывало серьезные сомнения.

Кроме того, в Японии были и обычные «мануалы», где были даны более точные инструкции как относительно сексуального акта, так и касаемо интимной гигиены.

Персонажи сюнга
Хотя большая часть сюнга изображала сексуальные отношения между обычными людьми (горожанами, фермерами и купцами), изредка на картинах появлялись голландцы или португальцы.

Отдельным направлением сюнга можно считать изображение куртизанок. К примеру, художник Утамаро известен тем, что рисовал именно красавиц-куртизанок Токугава. В те дни среди населения куртизанки считались почти знаменитостями — как звезды Голливуда. Они излучали флер эротизма и недоступности — ведь только очень богатые люди могли себе позволить оплатить их услуги.

Именно поэтому для многих мужчин куртизанки стали своего рода фетишем. Гораздо позже работы, изображающие куртизанок, были подвергнуты острой критике.

Художников обвиняли в идеализации жизни проституток в «кварталах удовольствий». Тем не менее Утамаро пытался изобразить не только чувственную жизнь, но и внутренний мир куртизанки: многие из его персонажей, например, мечтают выйти замуж и сбежать от своей работы.

Еще одним частыми персонажами сюнга были актеры кабуки, которые нередко подрабатывали как жиголо, а дополнительный элемент эротизма состоял в их молодости. Нередко их изображали в компании мужественных самураев.

Миягава Иссо, японский художник XVII века, часто изображал актеров кабуки и борцов сумо.

Символика сюнга
Однако многие из сюнга вряд ли можно считать натуралистическим изображением секса. Это становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках. Между эротическими сюнгами и тем, что известно под названием вараи-э, или “смешные картинки”, существует много совпадений.

Юмор в сюнге может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта.

Нередко сюнга сопровождалась написанными пояснительными текстами и диалогами. Но присутствуют и в изображениях другие, не такие прямолинейные символы. К примеру, бутоны цветов сливы означают девственность, а разложенная ткань — приближающуюся эякуляцию.

Любопытно, кстати, что люди на большей части сюнга изображены одетыми. Это происходит, потому что нагота у японцев не считается особенно привлекательной: они часто видят друг друга голыми в общественных банях. Кроме того, одежда помогает читателям отличать куртизанок и иностранцев. Принт на одежде также нередко несет в себе символику, а также привлекает внимание к обнаженным частям тела — обычно гениталиям.

Источники:

http://lovers-of-art.livejournal.com/531445.html
http://www.labirint.ru/reviews/goods/554175/
http://y4astkoviu.livejournal.com/585174.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector