0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анатомия да винчи. Леонардо да винчи анатомия

Вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. Анатомия в эскизах Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Ему было всего шестьдесят семь лет. Его слава известного художника к этому времени уже распространилась по всей Европе. Однако есть одна сторона его жизни, о которой тогда не было известно общественности. Мало кто знал о том, как сильно интересовала Леонардо да Винчи анатомия. Его научные изыскания в этом направлении практически никому не были знакомы.

Даже в самом непосредственном окружении Леонардо да Винчи анатомия в то время не встречала должного интереса и понимания. Эта ситуация продолжалась вплоть до конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Именно в это время и были тщательнейшим образом изучены открытия Леонардо да Винчи в анатомии. Только после того, как ученые провели тщательный анализ его научных трудов, просмотрели тысячи и тысячи страниц записей великого художника эпохи Возрождения, стало понятно, что его научная деятельность не менее важна, чем искусство.

Неизвестные страницы жизни Леонардо да Винчи

Анатомия, оптика, геология, ботаника, гидродинамика и т. д. – все эти науки занимали в его жизни много места, уступая разве что только живописи. Этот талантливый творец имел репутацию архетипического человека, живущего в эпоху Возрождения — художника, время от времени занимающегося наукой.

Однако для самого Леонардо да Винчи анатомия, как и остальная его научная деятельность, была не менее важна, чем живопись. Последние десять лет он вообще не начинал писать новых картин. С 1508 по 1513 год художник главным образом отдавал себя науке, только время от времени возвращаясь к полотнам, начатым еще в предыдущие годы.

Больше остальных наук

Из всех научных изысканий в это время особенно занимала Леонардо да Винчи анатомия. В течение нескольких лет он активно работал с трупами, аккуратно вскрывая их для более точного понимания человеческого физического строения.

Обладавший выдающимся талантом художника и выразительным письменным стилем Леонардо да Винчи в области анатомии смог создать одно из совершеннейших исследований своего времени. Он даже уже подготовил работу к изданию, однако не успел претворить в жизнь свое намерение. Если бы его книга была издана, то изучение физического строения человека могло бы шагнуть далеко вперед, настолько велик был вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. К сожалению, после его смерти все созданные этим великим человеком записи и эскизы, оставшиеся среди его личных документов, были на долгих четыреста лет сокрыты от мира.

Многогранность

До сих пор многие таланты этого человека, бесконечно одаренного, для нас остаются загадкой. В юношеские годы он, живя во Флоренции, работал подмастерьем одного из наиболее знаменитых итальянских художников — Андреа дель Верроккио. Леонардо покровительствовало семейство Медичи. Рядом с местом его работы находилась еще одна художественная мастерская – маэстро Антонио дель Поллайоло, автора гравюры «Битва обнаженных». Поллайоло стал одним из первых живописцев эпохи Возрождения, который, занимаясь в анатомическом театре, вплотную изучал человеческую мышечную систему. Летописцы полагают, что именно его полотна и стали первыми уроками для молодого Леонардо да Винчи.

Новый подход к физическому строению человека

Анатомия художниками эпохи Возрождения воспринималась как вспомогательное средство для того, чтобы иметь правильное представление о теле. Именно поэтому они уделяли большое внимание только мышечной системе. Однако ими изучалась, в отличие от Леонардо да Винчи, анатомия кратко, поскольку устройство внутренних органов человека их практически не интересовало. Известно, что и Поллайоло лично производил вскрытие трупов. Однако он тоже больше занимался анатомией мышц, а потому грудная клетка, череп и брюшная полость им не затрагивались.

Первоначальный интерес

Если в самом начале своей научной деятельности и Леонардо да Винчи поступал так же, как Поллайоло, то в последующие годы он постепенно стал рассматривать физическое строение человека не только как приложение к своей любимой живописи или скульптуре.

Вообще, всю жизнь этого великого художника охватывает именно общая анатомия. Его первую рукопись историки относят к 1484-му, а последнюю — к 1515 году. Вероятно, еще во Флоренции Леонардо, впервые побывавший в анатомическом театре, начал делать вскрытия. Первое он произвел в госпитале Санта Мария Нова. Здесь изучением мышечного строения человека занимались и многие другие флорентийские художники, например, Микеланджело.

Для них основным практическим руководством служил научный труд Мондино де Люччи, жившего задолго до Леонардо да Винчи – «Анатомия». Человека вскрывали по его методу многие поколения не только врачей-паталогоанатомов, но и художников, причем в условиях жаркого климата Италии этот процесс осуществлялся в течение нескольких дней.

Читать еще:  Предложения со словом «возьмешь.

Считалось, что за первый день необходимо вскрыть живот, затем — грудь, на третий – сердце, а на четвертый — конечности. Изучение головы начиналось с рассечения скальпа, далее производилось открытие черепа, после которого исследовался мозг, а затем — основание черепа. В этот период жизни Леонардо создал свои первые схематические анатомические зарисовки поперечных срезов ног. Осознавая всю сложность проведения вскрытия, Леонардо считал свои наблюдения основой для изучения строения тела человека.

Записи «безумного» гения

Так как практически все труды Леонардо — это дневники, то и записи в них велись своеобразно. Они представляют собой своего рода диалоги, которые автор вел с воображаемым собеседником и где он отстаивает свое мнение, при этом приводя достаточно веские доказательства. Кроме того, в его рукописях содержатся указания Леонардо самому себе, а также рассуждения, которые напрямую можно связывать с философией.

Его интересовали сердце, опорно-двигательный аппарат, скелет и мышцы. Леонардо первому удалось правильно и удивительно точно нарисовать формы и, главное, пропорции всех составляющих костную систему человека. Все предшествующие этому изображения скелета, как правило, были условными, схематичными или весьма примитивными.

Только на основе собственного опыта

Леонардо очень высокое значение придавал опыту, поскольку практически всему обучался самостоятельно. Он, читая книги, затем проверял свою теорию на практике. Этот гениальный творец считал, что все должно быть создано «на основе опыта». Во всех аспектах, которые рассматривал Леонардо да Винчи — ученый, анатомия является первостепенной. При этом практически везде в его записях прослеживается поиск единственно верного ответа. Леонардо, считавший, что истину можно найти, руководствуясь одной только логикой или научными наблюдениями, категорически не признавал «умозрительных» теорий. Поэтому в основу всех своих исследований, в том числе и познания строения человека, он ставил такую фундаментальную науку, как математика.

Ошибки и заблуждения

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, на которой изображена человеческая анатомия, по мнению ученых, невероятно точна, правда, с одним исключением, касающимся женской репродуктивной системы. Но это объяснимо, поскольку в эпоху Возрождения проводить вскрытие женских трупов было проблематично.

Несмотря на то что этот итальянский художник изучал анатомию только для того, чтобы более усовершенствовать свои картины, на которых изображены тела людей, ему удалось привлечь больше внимания к этой дисциплине.

Гений во всем, Леонардо пытался понять то, как «работает» человеческий механизм. По мнению ученых, он смотрел на окружающих его людей именно так, как механик видит автомобиль. Дело в том, что, изображая человеческую натуру в своей живописи или скульптуре, художник хотел быть максимально правдоподобен, ведь именно это позволило бы ему быть не просто очень реалистичным, но и вообще – творцом особенным, запоминающимся.

Анатомия в эскизах

Этот флорентийский художник не просто создавал наброски человеческих частей тела или мышечных групп, но и показывал их в своих эскизах в разрезе. При этом каждый рисунок сопровождался необходимыми для понимания записями. И обязательно Леонардо отзеркаливал их, поскольку владел этим способом в совершенстве. Именно последнее и добавляет сложность для изучения, затрудняя работу ученых, кропотливо изучая научное наследие да Винчи. Сегодня, спустя четыре столетия, все его записи и эскизы тщательно оцифрованы и представлены на всеобщее обозрение. Глядя на них, можно однозначно сказать, что заслуги Леонардо да Винчи в анатомии огромны, поскольку именно ему удалось досконально изучить человеческое тело в свое время.

При этом ни одному органу, за исключением только глаз, художник и ученый не посвятил столько эскизов и записей, как сердцу. При этом он опроверг галеновское представление о том, что от этого органа берут свое начало вены. Кроме того, Леонардо да Винчи являлся противником теории о двух желудочках, совершенно верно полагая, что клапаны делят сердце на отделы. Нужно сказать, что Мастер не имел ни малейшего представления о системе кровообращения, когда проводил исследования.

Значимость вклада

Этот флорентийский гений считается основателем науки под названием динамическая анатомия. После Галена в течение тринадцати веков почти ни одного нового исследования, касающегося строения человеческого тела, не было, а потому его работы считались догмой. Первые анатомические наблюдения да Винчи по своему характеру близки к трудам Авиценны, тогда как последние — Везалия.

Собственноручно изготавливая препараты, великий Мастер вводил все новое в изучение внутренних органов. Именно им была изобретена стеклянная модель для изучения сердечных клапанов. Художник первым стал делать распилы костей скелета вдоль и поперек, тем самым определив его пропорции. Вклад Леонардо да Винчи в анатомию трудно переоценить. Именно он стал автором первых изображений органов человека в самых разных ракурсах. Свои рисунки он называл dimonstrazioni.

Достижения

Леонардо первым в истории науки анатомии предположил, что человеческий крестец состоит не из трех, а из пяти позвонков, ему удалось правильно описать его угол наклона крестца. Им же впервые были рассмотрены и такие анатомические особенности нашего тела, как наклон или изгибы ребер, являющиеся очень важными для понимания механизма дыхания, а также наклонения таза.

Читать еще:  Что такое поговорка кратко. Пословицы о труде

Именно Леонардо удалось правильно подсчитать, что в нашей стопе имеется двадцать пять костей, при этом он не испугался пойти в противостояние с трудами Авиценны и Галена, считавших, что их двадцать шесть. Художник первым смог правильно нарисовать и суставные поверхности. Кроме того, Леонардо удалось описать и ряд анатомических особенностей человеческого скелета, связанных с нашим прямохождением: к примеру, косое положение бедренной кости по отношению к вертикали.

Его анатомические рукописи, представляющие собой высказывания, много столетий были доступны ученым. И хотя сегодня одни из них наука подтверждает, а другие опровергает, как, например, его несуразную теорию о крови, тем не менее, несмотря на определенные ошибки в исследованиях, трудно переоценить вклад Леонардо да Винчи в анатомию как науку.

Гармония жизни

Благодаря Леонардо да Винчи анатомия и медицина сегодня шагнули далеко вперед. Однако он совершенно негативно относился к врачам. Будучи человеком выдающимся, этот художник и ученый как никто видел неумение и невежественность тогдашних лекарей.

Сегодня все его зарисовки являются собственностью British Royal Collection — Британской королевской коллекции. Современная анатомия, вращающаяся вокруг таких новых методов визуализации, как магнитно-резонансная томография или изучение строения человека на микроскопическом уровне, конечно же, шагнули далеко вперед. Такие области высот не были доступны Леонардо, однако флорентийскому художнику все-таки удалось достичь того, к чему ученые пришли только спустя несколько десятилетий.

Например, его эскизы, изображающие человеческие эмбрионы, практически полностью соответствуют тому, что сегодня показывает ультразвук, а изображения плеча, сделанные да Винчи, выглядят практически так же, как и их современные трехмерные визуализации.

Многое из того, что сделал Леонардо, доподлинно отражало суть вещей так, как стало доказано спустя много десятилетий после того, как это представил великий флорентийский живописец эпохи Возрождения.

В открытый доступ выложили Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Выдающийся ученый и живописецЛеонардо да Винчи активно исследовал человеческую анатомию и собирался опубликовать свои труды в специальном трактате.

После смерти гения масса его неупорядоченных эскизов с описаниями нигде не выставлялась на протяжении более 400 лет. Внушительное собрание анатомических рисунков да Винчи оцифровала британская организация Royal Collection Trust, в которой они хранятся.

Чтобы постичь физиологию человека, да Винчи изучал строение тела и проводил вскрытия. Расположенный в Нью-Йорке Метрополитен-музей опубликовал статью о том, что многим художникам эпохи Возрождения приходилось изучать анатомию, чтобы достоверно изобразить человеческие фигуры.

Да Винчи подходил к анатомии с таким же научным интересом, как и к архитектуре, инженерии, разработке летательной машины или к созданию оружия. Многие свои анатомические рисунки он снабдил подробными описаниями, которые делал при помощи зеркального начертания строк. Этот метод ученый использовал для ведения дневников.

Владельцы планшетов Apple могут установить приложение, которое позволяет через гаджет просматривать всю коллекцию и даже перевести на английский язык записи ученого, интервью и мнения экспертов о значимости открытий да Винчи.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В конце XV и начале XVI века анатомией весьма усиленно занимался человек, который, не будучи специалистом ни в одной области, был универсально гениален, благодаря чему достиг в самых различных отраслях выдающихся успехов. Леонардо да Винчи был художником и скульптором, математиком и физиком, техником и изобретателем. Как художник он понял, что следует быть ближе к природе, античные образцы не могли его удовлетворить. Прежде всего он изучал пропорции человеческого тела — ребенка и взрослого. Затем он занялся вскрытиями.

Одному из своих посетителей в Амбуане, в провинции Турень, где Леонардо да Винчи жил последние годы в предоставленном в его распоряже­ние королем Франциском I небольшом замке, он сказал, что вскрыл уже более тридцати трупов мужчин и женщин всех возрастов. Этот серьезный и кропотливый труд, совершаемый вопреки всем препятствиям и трудностям, позволил ему сделать огромное количество анатомических рисунков. Он оставил гениальные наброски, свидетельствующие о его замысле создать монументальную анатомию и физиологию человека. Рисунки должны были запечатлеть все детали тела, а описание их должно было далеко выходить за пределы того, что могло бы интересо­вать художника. Его целью было не только найти теоретические основы своего художественного творчест­ва — как истинный энтузиаст этот ученый-исследователь стремился постичь самую основу вещей. Леонардо хотел обосновать анатомическую науку не мнениями авторите­тов, а данными наблюдения.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Анатомия Леонардо должна была состоять из 120 томов: «Если господь даст мне для этого силы!». Она должна была содержать и результаты его работ по сравнительной анатомии; до нас дошли, например, изображения языка дятла и челюсти крокодила, а также сравнительное описание органов обоняния и зрения человека и льва. Всего до наших дней сохранилось 779 анатомических рисунков, выполненных Леонардо да Винчи и снабженных им текстом. Это следует поставить в заслу­гу сопровождавшему Леонардо во Францию миланскому дворянину Франческо Мельци, которому ученый и заве­щал свои рукописи. Примерно к 1560 г. относится рассказ Вазари, повествующий о том, что престарелый Мельци «дорожит этими листами, как реликвиями, и свя­то хранит их».

Читать еще:  Кто был самым первым репером в мире.

Изучение пропорций человеческого тела. Рисунок Леонардо да Винчи.

В предисловии к своему огромному труду Леонардо объясняет значение такого рода анатомических рисунков, трудности их создания, а также излагает, какими способностями и качествами следует обладать, чтобы выполнить такую работу. Он пишет: «Занимаясь подобны­ми исследованиями, ты выиграешь менее, нежели те люди, которые ведут спокойную жизнь, или те, которые хотят разбогатеть в один день. Долгое время тебе придется жить в великой бедности. А ты, мнящий, что лучше присутствовать при вскрытиях, нежели рассматривать эти рисунки, был бы, пожалуй, прав, если бы было возможно все вещи, показанные на таких рисунках, узреть на одном теле. На теле же, даже приложив весь свой разум, ты увидел бы и опознал только несколько вен. Дабы добиться полного и точного понимания этих вен, я расчленил более десяти человеческих тел, разрушив притом все остальные части, удалив до последней частицы все мясо, окружав­шее эти вены; я не допустил заполнения их кровью, если не считать незначительного наполнения кровью капилляр­ных вен. Ни один труп не сохранялся столь долго, сколько это было нужно, таким образом я вынужден был брать один за другим столько трупов, сколько это требовалось для достижения исчерпывающих данных. Эту работу я повторил дважды, дабы узреть различия. И даже если ты обладаешь должной для этого самоотверженностью, то тебе может воспрепятствовать боязнь пребывания в ноч­ное время в обществе разрезанных и лишенных кожи мертвецов, облик которых внушает ужас. А если тебя и это не остановит, то, возможно, ты не обнаружишь у себя способности хорошо рисовать, необходимой, чтобы делать такого рода изображения; а если ты и умеешь рисовать, то, возможно, ты не знаешь перспективы; но если и этим ты владеешь, то тебе может помешать недостаточно упорядоченное знание геометрических изображений и правил подсчета всех сил и способностей, находящихся в мышцах; может быть, тебе не хватит и терпения, если ты недостаточно прилежен. Обладаю ли я всеми этими качествами или нет, покажут те сто двад­цать книг, которые я сочинил; мне не препятствовала в этом ни алчность, ни беззаботность, а затруднял лишь недостаток времени».

Отдельную книгу, содержащую сорок таблиц, Леонар­до посвятил анатомии лошади. Попутно следует отметить, что как художник он очень интересовался физиогномикой; ему нравилось изображать, каким образом смех или плач, любое душевное движение отражаются на облике челове­ка. В своих физиологических исследованиях Леонардо очень много внимания уделял органам чувств, которые, как он определил, служат проводниками приходящих извне раздражений. Но раздражения, говорил он, могут исходить и изнутри тела, из души, обиталищем которой он считал головной мозг. Из картин внешнего мира в мозгу образуется «общее чувство», сохраняющееся в памяти. Головной мозг руководит сознательными и бессознательными движениями, которые подчиняются законам механики. С этой точки зрения Леонардо и исследует движения, особенно при ходьбе, беге и прыжках.

Особенно Леонардо да Винчи увлекала психология зрения. Где изображение воспринимается наиболее четко? В середине сетчатки — гласит его ответ. Он обратил вни­мание и на остаточные зрительные представления, возни­кающие после того, как быстро отведешь взгляд от пред­мета, на который долго и пристально смотрел, или же закроешь глаза. Он описал и явления зрительного обмана, которые изучает теперь любой школьник: светлый пред­мет на черном фоне кажется больше, зато темный пред­мет на светлом фоне — меньше.

Возможность расчленить значительное количество человеческих трупов можно объяснить тем, что Леонардо находился под покровительством могущественных власти­телей: в Милане ему покровительствовал Цезарь Борджиа, а в дальнейшем — французские короли Людовик XII и Франциск I; в течение двух лет, которые он провел в Риме, его покровителем был Джулиано Медичи —млад­ший брат папы Льва X. Несмотря на это, Леонардо однажды пришлось защищать себя от обвинения в преступной деятельности. Он сделал это весьма убедительно в своем анатомическом сочинении, где про­тивопоставлял этим «преступлениям» уважение к жизни: «И ты, о человек, который с помощью моих трудов учишься постигать чудесные творения природы, если ты веришь, что расчленение человеческого тела есть преступ­ление, подумай, насколько преступней отнимать у челове­ка жизнь. Не допускай того, чтобы твой гнев или твоя злоба разрушили бы жизнь, ибо, воистину, тот, кто не уважает жизнь, не заслуживает ее иметь».

Леонардо подходил к изучению анатомии как настоя­щий естествоиспытатель — так мы оцениваем его в наши дни. Однако труд этого гениального человека, который мог бы получить многие из лавров, доставшихся Везалию, остался незавершенным и напоминал собой гигантский остов. Когда в 1543 г. появилось великое произведение Везалия, труд Леонардо не был известен миру и оставал­ся неизвестным еще долгое время. Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов — исследовате­лей человеческого организма.

Источники:

http://fb.ru/article/274808/vklad-v-razvitie-anatomii-leonardo-da-vinchi-anatomiya-v-eskizah-leonardo-da-vinchi
http://quibbll.com/iskusstvo/v-otkrytyj-dostup-vylozhili-anatomicheskie-risunki-leonardo-da-vinchi/30461/
http://nauka03.ru/istoriya-anatomii/leonardo-da-vinchi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector