Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
Сочинение-анализ рассказа Челкаш Горького
Рассказ «Челкаш» начинается с того что писатель описывает грязный и унылый порт, где все изношенное и ветхое. Там пыльно и воняет и люди наполняющие порт похожи между собой такие же серые и угрюмые фигуры, плывущие в одном направлении.
Вот в порту появляется алкоголик и проворный вор Гришка Челкаш, на нем разодранная, грязная одежда и он думает о том кого сегодня взять с собой на очередное дело. Тем не менее, Гришка Челкаш держится гордо и ведет себя не хуже остальных людей. Несмотря на свою бедность Челкаш совсем не хочет работать и считает, что лучше для него это воровать. Челкаш не любит себя перетруждать, поэтому ищет для себя во всем выгоду.
Тут же Горький описывает другого персонажа Гаврилу, который молодой, сильный загорелый. Парню очень нужны деньги для того чтобы перестать зависеть от тестя.
Челкаш ищет себе напарника, так как его сломал ногу и с этим предложением он подходит к Гавриле. Челкаш предлагает Гавриле сделку после, которой он получит деньги. Гаврила соглашается, не зная на что.
Когда они идут на дело Гаврила не на шутку испугался, тут проявляется его трусливость. В момент, когда Челкаш возвращается, Гаврила тут же успокаивается. Доведя сделку до конца, остается только поделить заработанные деньги.
Заключительной частью рассказа является конфликт между Гаврилой и Челкашом. Гаврила уже забыл, что совсем недавно он плакал от страха, увидев деньги его разум затуманился, и он решился на отчаянный шаг. Гаврила замыслил убить Гришку Челкаша ради наживы, он хочет получить все деньга, а не только свою долю. Гаврила оказывается жалким, корыстным человеком для которого деньги стоят во главе. Он вовремя одумывается и даже пытается попросить у Челкаша прощения. Челкаш с разбитой головой все же отдает Гавриле деньги, потому что он намного выше этого.
Таким образом, получается, что Челкаш оказался намного благороднее и честнее чем Гаврила. Гришка Челкаш, который вначале рассказа вызывает у читателя пренебрежение, в конце произведения поступает благородно. Челкаш не держит зла на молодого парня, но в душе понимает, что его душа черна и с этим, к сожалению уже ничего не поделаешь. Ведь всем известно, что люди не меняются.
Сочинение 2
Произведение описывает нравы преступного мира. Горький сопоставляет людей из разной социальной среды, оказавшихся в ситуации, где каждый из них проявляет свои качества.
Профессиональный вор Гришка Челкаш вовлекает крестьянского парня Гаврилу в совершение кражи. Начинающий вор показан в негативном свете. Он труслив и жаден. Увидев большие деньги, крестьянин в моральном отношении становится хуже преступника. Если Челкаш, по крайней мере, по отношению к напарнику ведет себя честно, то Гаврила, увидев возможность улучшить свое материальное положение, переступает через все. Он не только пытается убить Челкаша, но и готов унижаться перед ним.
В этом произведении Горький показывает свое отвращение к обывателям. Вор Челкаш показан гордым человеком с широкой душой, который из презрения и жалости отдает все деньги своему напарнику. Он противостоит миру, погрязшему в мелочности. Антиобщественный образ жизни сформировали у вора ощущение свободы и любовь к независимости.
Гаврила в рассказе показан олицетворением буржуазного мира. Пролетарский писатель, как и его единомышленники большевики, считали крестьян, все же в некоторой степени, классово чуждыми. Люди, имеющие некоторую собственность и работающие на себя ближе к предпринимателям, чем рабочие. Безусловно, они больше склонны к стяжательству и к традиционным ценностям. Подобный человек не склонен идти на баррикады или в тюрьму за идеи, поэтому писатель-революционер испытывает к данному типажу неприязнь.
Горький стремился показать, что ценности, которых придерживается большинство, фальшивы. Гаврила верит в Бога, говорит о заказе молебна, что не мешает ему идти на воровство и пытаться совершить убийство. Его религия – это революция. Челкаш, противопоставляющий себя обществу, не привязанный к материальным благам, при создании революционной ситуации, больше склонен принять коммунистическую идеологию и пойти разрушать старый мир.
Впрочем, в данном случае Горький не оригинален, его единомышлнники считали преступников социально близким элементом, более поддающимся их пропаганде.
Описав взаимоотношения непохожих друг на друга людей, автор в яркой форме выразил свои взгляды на влияние социальной среды на характер и ценности людей.
Полный анализ
Произведения Максима Горького отличаются своей правдивостью и реалистичностью. Многие сюжеты были взяты из жизни, поскольку Жизнь и люди – лучшие рассказчики. Много историй вдохновило писателя поведать людям о них, в том числе и история одного босяка, которая легла в основу рассказа “Челкаш”. Это произведение было самым первым творением М. Горького.
Однажды писатель попал в больницу, где знакомится с босяком, ведет с ним беседы и узнает поближе о простом человеке, который оказался вне общества. В честь него назван рассказ. Имя Челкаш даже больше походит на кличку, но оно выбрано не зря. Челкаш – странник, босяк, не имеющий своего дома, сбежал от голода, холода и рабского труда. Таких, как он стало много появляться в стране, в те жуткие времена. Из истории известно, что в те годы по стране прокатился голод, который подтолкнул народ на многие чудовищные вещи и поступки, в том числе и на воровство. Этим помышлял главный герой рассказа.
Несмотря на то, что Александр второй частично снял все тяготы жизни крепостных крестьян. У них был свой участок земли, который они должны были выкупить у государства и собственников, на что уходили года. В рассказе, лишь вскользь упомянута прошлая жизнь Челкаша – бесстрашного и одинокого волка, человека без прошлого, его настоящее – это выстраданный путь к свободе. Его сильно била жизнь, но он сохранил человечность, в нем всегда жив тот добрый и сильный дух, а также воля к свободе и любовь к морю даже больше, чем к родной земле.
Описание природы в рассказе помогает нам, читателям лучше понять и прочувствовать историю. “Челкаш” – это рассказ еще и о море, таком бескрайнем, более живым, чем работающие люди на берегу. Максим Горький называет их рабами. Действие произведения начинается с описания порта, где работают люди. Эта напряженная рабочая обстановка только способствует все большему поклонению Богу торговли. Подчеркивая шум, созданный рабочими-рабами, писатель хотел показать их тяжелый и рабский труд, который совершается ради хлеба. Без шума, звона, стука машин, созданные самими же людьми, станет тихо и хорошо в городе. Отсюда видно отношение писателя к стремлению страны к капитализму. Сложно налаживать внешнюю торговлю, когда сам народ нуждается в помощи и остается пока еще рабом, не только психически. На фоне этой страшно громкой возни, море кажется таким спокойным и величественным. Сколько бы не создавались машины, природа все равно будет могущественнее человека, и всего того, что им создано.
Море в рассказе “Челкаш” также символизирует мечты, будущее, свободную жизнь, а земля – это дом родной, который нельзя забывать. Без этой основы не может быть хорошего будущего. Челкаш утратил эту важную связь. Однако его образ жизни не был сделкой с совестью, для него воровство стало синонимом свободы. Путь к свободе он мог реализовать только так. Размышляя о своем деле, которое наметил совершить ночью, он сталкивается с молодым русским парнем – крестьянином Гаврилом. Челкаш предлагает ему работу, и как только берет его в свои помощники начинаются развиваться их отношения. Этот молодой парень чувствует в нем хозяина. Челкаш же – вор, “хищник-ястреб”, суров, – относится к нему “по-отечески, хозяйственно”. Ему было жаль Гаврилу, которого он обманом втянул в авантюру.
Их встреча всколыхнула в нем память о той жизни, которую он перечеркнул. Выползла боль из его сердца, точно змея из своей норы после зимней спячки. Челкаш вспоминает дом свой родной, отца, мать. Потеряв связь с землей, он чувствует себя оторванным от общества. Однако, выйдя “на дело” с Гаврилой, Челкаш здесь, в окружении моря, понимает, что сделал правильный выбор. Он отказался от крестьянской жизни, чтобы не быть рабом, таким, как Гаврила. Им владел постоянный страх: в то время, когда узнал, что Челкаш его обманом втянул в воровство, когда ждал его, пока тот отдаст товар, вернется с деньгами и даже тогда, когда получил свою оплату. Страх и жадность – вечные спутники крестьянина-Гаврилы. Ему показалось мало тех денег, которые получил от Челкаша. Это и подтолкнуло его бросить камень в затылок уходящего вора.
Вся драма тянется из существующей обстановке в стране. Отчаяние и страх не выжить делают раба жестоким и непредсказуемым. Челкаш не ожидал, что, повернувшись спиной к Гавриле, получит такой удар по голове. Однако, он очнулся, выжил и даже смог простить Гаврилу, отдать ему почти все деньги, потому что в нем больше человечности и доброты. Несмотря на тяжкое бремя, которое выпало ему, Челкаш никогда не будет таким жалким, жадным на деньги, как Гаврил, что и делало этого крестьянина рабом земли.
Анализ рассказа Горького Челкаш
Рассказ Горького «Челкаш» написан им по реальной истории, рассказанной товарищем по больнице.
Свой рассказ Горький начинает с описания порта, где всё гремит и грохочет, подавляя своей мощью копошащихся на берегу людей, тяжким трудом зарабатывающих себе кусок хлеба.
Появляется Челкаш, который всем своим видом и поведением отличается от работающих на каторжной работе людей. Горький описывает Гришку как свободолюбивого и смелого человека, ни перед кем не склоняющего своей головы. Прожженный вор и пьяница, решительно и смело он проходит по берегу, обмениваясь шутками со знакомыми грузчиками. Он и по жизни идет также легко и свободно. Любящий риск, Гришка привык воровать, но воровство для него не является средством наживы, деньги нужны ему, чтобы погулять и повеселиться.
Напарник Челкаша попал в больницу, и он озабочен, как сегодня ему одному справиться с делом. На глаза Гришке попадается какой-то крестьянский увалень, молодой деревенский парень. Недолго думая, Гришка предлагает ему заработать, на что тот охотно соглашается.
Челкаш повёл парня в трактир, напоил и накормил его, чем вызвал доверие и уважение своего нового подельника. Гаврила быстро опьянел, и Челкашу стало жалко молодого парня, судьба которого оказалась в его руках.
Когда они отправляются в море, Гаврила уже понимает, на какую работу его пригласил Гришка, он просит отпустить его на берег. Сразу после совершения преступления характер Гаврилы резко меняется. Увидев пачку денег в руках подельника, в нем пробуждается алчность.
Гришка выделил парню сорок рублей, но тому показалось мало, и он бросился в ноги Челкашу, умоляя отдать ему все деньги. Пораженный поведением Гаврилы, он выбросил ему остатки кредиток. И тут Гаврила сказал подельнику, что он собирался его убить, ведь все равно никто не будет искать босяка и вора. Эти слова ранили и обидели Григория, он отобрал деньги у парня, и пошел к городу. Подлая душа мелкого пакостника подкинула Гаврилу, и он запустил камнем в голову Челкаша. Когда Гришка пришел в себя, он с презрением отдал деньги Гавриле, и они разошлись в разные стороны.
Анализируя произведение Горького, четко видна разница между главными героями. Ничтожность и мелочность молодого здорового парня полностью рассыпаются перед великодушием и благородством пьяницы и вора, никому не нужного человека. Такие понятия, как честь и совесть, здесь больше применимы к человеку, которого считают изгоем общества, а Гаврила вызывает лишь чувство презрения и брезгливости.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Горького Челкаш
Популярные сегодня темы
Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья
Что такое взаимовыручка детям объясняют родители с самого детства. Нужно помогать младшим братику и сестре, всем делиться с ними, защищать. Это закон. Но кем он принят? Взрослыми, властью
Автор сказки «Attalea princeps» – Всеволод Михайлович Гаршин. На его счету множество сказок «для взрослых». Только он смог придать сказкам особенный, глубокий посыл.
Писатель Достоевский построил роман так, что Иван Карамазов (средний из братьев) создаёт Легенду. Он думает, что это творение – пик его всего творчества. В
Повествование автор начинает с мыслей, что каждый предмет имеет свою собственную жизнь и имеет страсть к путешествиям. Например, всем любителям чтения в постели знакома ситуация, когда карандаш пропадает
«Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.
Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, – вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.
В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе: перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.
Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой», «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные»: всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.
Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами», которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы», но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.
Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа. Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня». Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их».
Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела», участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу», зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.
Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство», которое очищало душу «от житейской скверны». Пейзаж моря, данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.
Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба», но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.
Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус. И блудить-то не умеешь!»
В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.
Анализ «Челкаш» Горький
«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.
Год написания – 1894 г.
История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».
Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие – преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.
Композиция – Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
Бонус
- Тест по произведению
История создания
История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».
Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.
Посмотрите, что еще у нас есть:
В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.
В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.
Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.
В такой обстановке знакомимся с Челкашом – пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.
Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.
Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.
Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – драма между мужчинами.
Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.
Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.
Композиция
Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.
Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» – реализм.
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/analiz-rasskaza-gorkogo-chelkash
http://goldlit.ru/gorky/558-chelkash-analiz
http://obrazovaka.ru/sochinenie/chelkash/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html