4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ произведения «Кавказ» (И.А. Бунин)

Сочинение-анализ рассказа Кавказ Бунина 8, 9 класс

Рассказ Бунина «Кавказ» описывает несчастную любовь.

Молодая женщина, жена офицера, завела себе любовника. Из рассказа видно, что эта дамочка просто бесится от жира. Её муж—офицер, ясно, что он занят на службе, и не может уделять ей столько внимания, сколько бы ей хотелось. Жена его, видимо, томясь от скуки, завела роман с другим мужчиной. Очевидно, ей не хватало адреналина. Поэтому женщина бегает на тайные свидания, хотя чувствует, что муж уже о чем-то догадывается, это видно из фразы: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Но это еще больше раззадоривает молодую женщину, и она задумывает совместную поездку со своим любовником. Они собираются отдохнуть на побережье Кавказа, и женщина, играя чувствами мужа, уговаривает офицера отпустить её на море.

Её любовник—трусливый молодой человек, действует исподтишка, даже когда он встречается со своей пассией в гостинице, он выбирает самые скромные номера, и сидит там, никуда не выходя, в ожидании, когда она сама туда придет.

Когда они решили ехать в одном поезде, он тоже поступил как вор, прибежал на вокзал заранее, прячась от всех, и в купе быстро закрыл окно, замкнул дверь, в общем, поведение натурального труса. А когда увидел, что она идет с мужем, вовсе чуть в обморок не упал. Когда муж ушел с вокзала, жена его перешла в купе к любовнику, и рассказала, что вновь обманула супруга, сказав ему, что якобы не знает, где именно она остановится. Она была уверена, что через несколько дней муж приедет следом за ней.

Отдыхая со своим возлюбленным, неверная жена отправляла мужу открытки, не уточняя своего адреса. Муж искал её повсюду. Потом он приехал в Сочи, утром сходил на море, искупался, потом переоделся, позавтракал, пришёл к себе в номер и застрелился.

Действия обманутого мужа являются единственно правильными и честными, он поступил достойно чести истинного офицера. Естественно, что он знал о неверности жены, но не стал опускаться до унизительных разборок со своим соперником, а застрелился сам.

Таким образом, он и отомстил, а заодно наказал и зло. Скорее всего, его супруга осталась без средств к существованию, она жила за счет мужа. Теперь она получила полную свободу, и вольна распоряжаться жизнью по своему усмотрению. Только вот вряд ли она теперь нужна любовнику, который изначально не испытывал к ней пламенных чувств.

Таким образом, сумасбродная дамочка наказала сама себя. Жаль, что её нечестность по отношению к мужу, лишила жизни единственного из этой троицы достойного человека, не захотевшего стать посмешищем в глазах окружающих.

Вариант 2

В рассказе Кавказ автор описывает перед нами довольно банальную историю любовного треугольника. Суть рассказа заключается в том, чтобы предоставить характерных героев для рассмотрения и посмотреть, как эти люди реагируют на обстоятельства.

Супружеская пара, которая представляет собой центральных героев произведения, давно несчастлива, а точнее, они никогда счастливыми и не были. Они существовали без любви, супруг-офицер был довольно самолюбивым и жестоким человеком. Поэтому вполне объяснимы потребности женщины, которая сбегает с более чутким любовником.

Особенность этого рассказа заключается в утверждении истины о невозможности существования без любви. Каждый герой тут принимает на этот счет довольно радикальное решение.

В частности женщина сбегает на Кавказ со своим любовником, который в свою очередь тоже рискует и решается на авантюру. Офицер в свою очередь вполне мог бы застрелить и любовника, но он отправляется искать супругу и ездит по разным городам: Геленджик, Гагры и другие. Тем не менее, он нигде не может ее отыскать.

Решение офицера тоже является довольно радикальным, он кончает с собой и оставляет этот мир, где тоже не может существовать без любви. Конечно, тут возникает вопрос и пространство для рассуждения. Возможно офицер избавляется от бремени бытия для того чтобы не утратить свою честь и достоинство, так как считает бегство супруги позором.

Таким образом, на самом деле этот человек мог существовать без любви, но не мог существовать без чести и соответствия общественной морали. Его супруга в свою очередь была более ориентирована на чувства, она действительно хотела счастливых отношений, но не могла получить нужного от супруга. Поэтому она действительно решается на авантюру, которая в перспективе вполне может погубить и ее и любовника.

Тем не менее, для главной героини лучше краткая вспышка любви, чем прозябание в банальности и забвении. На самом деле в этом выражается сквозная мысль, которая заключена и во многих других рассказах Бунина. Он всегда пишет о любви как воде, которая проливается сквозь пальцы и только на мгновения возможно уловить и ощутить эти чувства.

Сочинение-рассуждение по рассказу Бунина Кавказ

И.А. Бунин – непревзойденный мастер слова. Любовь – ключевая тема его творчества. Этой теме посвящен объемный сборник рассказов – «Темные аллеи». Каждый рассказ уникален по своему раскрытию темы и композиции.

Рассказ «Кавказ» построен на антитезе. Автор играет на контрастах. Начинается произведение с описания серой, холодной, дождливой и очень неуютной Москвы. В столице уже наступила осень и нет надежды на возвращение теплых дней. Холод царит не только на улицах города, но забирается и в души героев. В первой, и большей по объему, части рассказа повествование ведет от первого лица. Нам предстает картина любви двух героев. Он молод, искренен, готов на многое ради возлюбленной. Она замужем за офицером и боится, что муж узнает об измене. О муже мы знаем только, что у него суровый, жестокий характер, он ревнив и честен.

Любовь для героев – это сладкий запретный плод. Молодая женщина не может больше находиться в холодной Москве с таким же, как ей кажется, холодным мужем. И героиня решается сбежать с любовником к морю. Картина юга сильно отличается. Здесь автором уделено много внимания описанию природы, моря, солнца, закатов, рассветов, времени суток, растительности. Описаны каждый запах, каждое чувство. Ведь в Москве герои не позволяли себе проявление чувств и нежности. На Кавказе все по-другому. Здесь каждая мелочь способствует любви и романтике. Герои наслаждаются каждым мгновением. А читателя берет тоска по теплу, морю, горам, белому вину и прекрасным закатам.

Молодая женщина понимает, что муж будет ее искать. Поэтому дает ему два неверных адреса: Геленджик и Гагры. Она даже отправляет ему открытки с двух этих курортов, чтобы сомнений не возникло. А он искал. Вторая часть рассказа совсем небольшая. Это буквально один абзац, написанный от третьего лица. Здесь нет красочных пейзажей, романтических сцен или лирических отступлений, как в первой части. Только сухой текст, констатация факта. Супруг не нашел девушку ни в Гаграх, ни в Геленджике, ни даже в Сочи.

Автор даже не сообщает нам о том, что мужчина все понял. Просто четкие и информативные предложения. Только действия героя, как военный распорядок дня. Он встал, искупался в море, надел чистую одежду и застрелился из двух револьверов. Это весь финал истории. Почему из двух, ведь одного вполне достаточно? Наверное, автор использовал этот прием, чтобы усилить эффект, показать личную драму. Он будто застрелился дважды. Одного револьвера было бы мало, он бы не отразил масштаб трагедии и унижения героя.

Анализ 4

Основной темой произведения является короткая любовная история, произошедшая между лирическим героем рассказа и замужней дамой, с которой он совершает кратковременное путешествие на южное побережье Кавказа.

Акцент писателя в рассказе делается на описании многочисленных оттенков чувств, которые переживают его герои, находясь во власти страстного любовного наслаждения, обладающего различными чертами, включающими эгоизм, самоотверженность, жестокость, всепрощение, способных продемонстрировать внутреннее состояние и душевный мир человека.

Герой рассказа, будучи безмерно влюбленным, пребывает не только в счастливом наслаждении от охватившего чувства, но и переживает дикий страх из-за возможности обнаружения тайной связи обманутым мужем и беспокоится о способности ревнивого супруга на отмщение по отношению к влюбленным.

Героиня произведения представляется писателем в образе бледной, взволнованной, эгоистичной женщины, не волнующейся о душевных переживаниях собственного мужа, а переживающей лишь об устранении препятствий для познания ею любви и счастья.

Читать еще:  Топ комедийных аниме сериалов. Аниме комедии

С целью более яркой демонстрации душевного состояния персонажей писатель использует художественный прием в виде антитезы, противопоставляя описания природных пейзажей осенней столицы и солнечного, теплого юга. Описание московского городского пейзажа, в котором используются сухие описания, лишенные излишества, связывается автором с мрачным слякотным холодом, а яркие сочные тона иллюстрируют природную красоту сочинских мест, насыщенных счастьем, покоем и отрадой.

Герои рассказа на протяжении повествования переживают различную гамму чувству, начиная от предвкушения счастья, связанного с тайной поездкой на морское побережье, где они наслаждаются совместным пребыванием, нежась в теплых южных лучах солнца, и заканчивая опасениями о возможном разоблачении их любовной связи, а также о предстоящем неизбежном расставании, вернувшись в Москву.

Второстепенный персонаж произведения представлен писателем в образе обманутого супруга, являющегося офицером, который противопоставляется главному герою, характеризуясь решительностью, смелостью. Муж описывается в рассказе как взвешенный, четкий, разумный человек, неспособный на расправу со сбежавшей женой, решивший сохранить свою офицерскую честь, выбрав для это самоубийство.

Сочинение 5

Поэт И. А. Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию по литературе. Он яркий представитель своего времени, его произведения в почете и их любят многие.

Один из популярных циклов автора, это «Темные аллеи», и не менее великое произведение «Кавказ» которое и вошёл в этот цикл.

Цикл «Темные аллеи» — это сборник, в котором автор описывает великую, настоящую любовь, которую испытают главные герои. Несмотря на неземное чувство, часто в рассказах случается, что любовь наоборот приносит боль и страдание, как в «Кавказе». Произведение маленькое, но, несмотря на это показывает чувство, хоть и с печальной стороны, со стороны неразделенной любви.

Рассказ написан темными, серыми красками, что и встречается в редких описаниях. Описание пасмурной Москвы, где льет дождь, не горят фонари и постоянная темнота. И вокруг этого разворачивается любовь главного героя, который приезжает в столицу и неожиданно встречают свою любовь, и желает увести её домой, на Кавказ.

Одно из интересных, что мы ничего не знаем про этих героев, не об их прошлом, о целях, мы даже не знаем их имена. Например, главная героиня. Она живет в вечном страхе, что когда то её муж узнает, что у неё есть любовник, но женщина ни чего не может сделать. Ей легче расстаться с мужем, чем с другим мужчиной, ведь муж, спустя столько лет довольно надоел ей. И, несмотря на все её страхи, муж в конце рассказа застрелил себя

Мужчина, узнав об измене, не выдержал и застрелился. Но по рассказу умерло только его тело, а душа осталась жива. Поэтому он старается найти свою жену по всему свету, пока не нашел на вокзале. Он пытается найти свою любовь по всем оставленным ею адресам, но вскоре понимает, что это глупо. Он потерял свое будущее, потерял свою жизнь и потерял свою любовь. Несмотря на все сожаления мужчины, на то как он любил женщину, ей было на него все равно и она готова была легко его придать ради любовника.

Муж довольно слабый духом человек, он боится потерять свою жену и ценит её несмотря на все проступки, но под конец, не хочет её больше мучить, поэтому убивает себя. Он не эгоист и ценит окружающих людей, и даже с ситуацией с женой, как бы она не была виновата, он все равно её любит. Автор довольно ярко пишет о том, что винит жену в смерти мужа, если бы она его любила, все было бы, может по-другому.

В этом рассказе Бунин показал что, несмотря на все деньги и на всю власть, все равно любовь является главной вещью в нашем мире. Сколько бы, не было пар, где один любит, а другой нет, все-таки больше счастливы те, у кого взаимность и рассказ «Кавказ» об этой и говорит.

8 класс, 9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Бунина Кавказ

Популярные сегодня темы

Всем нам известный великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин написал необычайно интересную повесть «Выстрел», которая открывает цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».

Нравственность это сложное и многогранное понятие. Нелегко сходу дать определение этому слову и феномену. Я думаю, что это совокупность положительных черт характера человека, его принципов, внутренних убеждений.

Так часто бывает, что дети, рожденные от одних родителей, являются антагонистами, и непросто разглядеть в них братское или сестринское сходство. Тургенев, играя на контрастах, показал двух людей,

Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.

Чацкий и Молчалин — одни из главных героев комедии Горе от ума, абсолютно разные по натуре, характеру, положению в обществе, в отношениях между людьми, проще говоря — во всем. Они являются антиподами — абсолютно противоположными персонажами.

Анализ рассказа Бунина Кавказ 9 класс

«Кавказ» — это одно из произведений Бунина, которое вошло в сборник его рассказов «Темные аллеи». В данном рассказе автор точно передал переживания и моральное состояние личностей, отличающихся по духу.

Рассказ с самого начала ведётся от первого лица. Однако читателю не дано ни имя героя, ни что-то другое. Только сказано, мол он приехал в Москву для встречи с девушкой, чтобы поехать с ней на Кавказ.

Отходя от темы, в каждом рассказе Бунина можно заметить именно тех персонажей, которыми руководит страсть и эмоции. Бунин писал произведения всегда в своём стиле, который перенял у Томаса Манна — немецкого писателя. Герой И. Бунина чувствами, и посему его герою всё равно, что будет дальше. Он просто не задумывается о последствиях.

Героиня рассказа «Кавказ», то есть девушка, которую ждёт герой, всегда взволнованна. Она встречается с ним в тайне от своего мужа, и боится быть разоблаченной своим обманом, что подавляет её мечту о счастье. Однако в своей речи девушка говорит, что её беспокойства не напрасны, ведь человек, с которым она живёт, готов на всё, потому что он желает защитить свою честь. И в конце романа читатель понимает, что это значило. Там раскрывается основная черта характера девушки — эгоизм. Ей всё равно на душевные переживания мужа и его мысли, ведь в нём она видит своё препятствие счастью и любви с другим.

Он — обманутый своей женой человек. Его читателям преподносит главный герой как высокого, с офицерским картузом человека. Когда его жена сбежала, он искал её. Потом, узнав об измене, он дальше жил в своё удовольствие, а затем выстрелил себе в висок. Причём на тот момент он был одет солидно, побрился, как будто всё ради смерти. Это указывает на него как на решительного человека. Он не впадал в бешенство или безумие. Нет, он взвешивал всё, и в итоге сделал свой выбор.

В произведении также меняется пейзаж. Сначала это слякотная и мрачная Москва, затем — солнечный и теплый город Сочи. В Москве, главный герой и героиня мечтают о своём побеге. А в Сочи они уже живут счастливо. Чего нельзя сказать о третьем персонаже.

Из выразительных средств, в романе присутствует антитеза. Это противопоставление Сочи и Москве, герою и «ему».

Сочинение 2

Рассказ излагается от первого лица, несчастный мужчина приезжает в Москву и селится в захудалом номере возле Арбата.

Он сильно полюбил девушку, с которой виделся всего пару раз.

Вся жизнь его заключается в тех немногих встречах с ней. Девушка так же испытывает к автору нежные чувства, но вот печаль, она уже была замужем. Барышня сильно переживает, что муж узнает о романе или найдет ее пылкие письма к нему.

Не в силах быть в разлуке, влюбленные задумали уехать на Кавказ к морю. У них есть мысль прожить в том е месяц. Они не знали себя от счастья, когда им все же удалось осуществить свой план поездки.

В день отъезда они условились, что он приедет первый на вокзал, а она как можно позднее его. Влюбленный быстро проник в купе и сел подле окна выглядывать ее. Он был встревожен уже время отъезжать, а любимой так и не видать. Но тут появилась его возлюбленная в сопровождении своего мужа он у нее офицер. В сопровождении она зашла в следующий вагон, прозвенел последний звонок и они тронулись. После чего в сопровождении кондуктора барышня попала в его купе. После сопровождения кондуктор получил щедрое вознаграждение в червонец.

Читать еще:  Фурри лучшее. Фурсьюты и фурсоны

Зайдя в купе, молодая особа улыбнулась возлюбленному, и поведала ему, как сильно она переживает, что муж будет ее искать. Когда девушка уезжала, она сказала своему мужу дав ориентир Гагры и Геленджик. Она знала, примерно через четверо суток муж посетит Геленджик.

Всю поездку автор со своей спутницей наслаждался природой за окном.

Немного погодя девушка отправила своему мужу пару строк из Геленджика и так же из Гагр. В которых она говорила, что пока еще не может сказать свой адрес. Так как до конца нигде не устроилась.

Тем временем двое возлюбленных облюбовали местечко на берегу моря, и все время созерцали красоту природы, наслаждались отдыхом и уединением. Неподалеку от их жилища протекала горная река с обитавшими возле нее барсами. В моменты когда шел дождь барсы приходили к хижинам людей и просились внутрь. В этот момент девушка всегда плакала созерцая их просьбы.

Но пришло время, и бравый офицер бросился на поиски супруги. Он не нашел ее в указанных местах. После пары дней пребывания в Сочи так и не найдя возлюбленную решил покончить с собой. Поплавав в море, он привел себя в порядок, выпив бутылку шампанского и выкурив сигарету. А в номере он совершил самоубийство, выстреливши из пары револьверов себе в голову.

Анализ 3

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ» посвящен теме любви и пронизан лиричным, драматичным настроением.

Любовная история, где жена офицера влюбилась в молодого человека, а ее муж очень любил ее саму. Он заботился о ней и берег, но ей хотелось быть рядом с любимым человеком. И тогда они задумали сбежать к морю и побыть там вместе, насладиться друг другом. Любящий офицер не мог пережить разлуку с любимой женщиной, поэтому отправился вслед за женой. Через некоторое время он понял, что его любовь не взаимна, тогда он застрелился.

Судьбы героев рассказа драматичны. Все три героя несчастны, они не могут открыто и свободно любить друг друга, каждый из них по-своему страдает. Рассказчик любит замужнюю женщину, он вынужден скрывать свои чувства от окружающих людей. Женщина не испытывает любви к своему законному супругу, она также тщательно скрывает свои отношения с другим человеком. Офицер страдает от безответной любви, он ревнует свою жену и не зря. Этот человек жесток и самолюбив, он говорит: « Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера». Женщина радуется дням, проведенным на побережье, но ощущает постоянную тревогу.

Офицер догадывается, что супруга его обманывает. Он решается на самоубийство, хотя он любит жену, но не может вынести такого унижения. Его любовь ревнива и самолюбива, он убивает себя, потому что не сможет жить с пятном на своем имени. Герой бросает жизни неуместный вызов, его смерть выглядит искусственно на фоне окружающей среды. Роль природы в рассказе немаловажна. Описания погоды и ландшафта помогают предугадать настроение героев, их нравственное и физическое состояние. Так описание сумрачной московской осени показывает, что женщине тяжело быть рядом с ревнивым мужем. А описание экзотической южной природы помогает понять, что женщине хорошо с возлюбленным, хотя она все равно чувствует некоторое напряжение. Однако такая яркая природа – всего лишь мечта для героев, ведь им предстоит вернуться в серую Москву. Рассказ показывает, насколько тяжело соединиться двум сердцам в реальном жестоком мире, как счастье одного человека может стать несчастьем для другого. Хотя герои и пережили всю полноту страсти своего хрупкого чувства, рассказ трагичен своим завершением.

Анализ рассказа Бунина Кавказ

Несколько интересных сочинений

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — шедевр русской литературы, наполненный глубочайшим смыслом. Произведение основывается на противостоянии добра и зла

Задумывая над темой мои любимые литературные герои, в голове возникает куча имен из которых сложно выбрать кого – то одного, поэтому я решила остановиться на своей первой мысли – Анна Каренина

Рассмотрение истории каретника Михеева, который отлично делал рессорные экипажи и многим запомнился как отличный мастер, может определяться не только поверхностным пластом сатиры и иронии над действительностью.

Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести

И дети, и взрослые любят читать сказки. Читая сказки, люди переносятся в совершенно иной мир, который полон чудес и приключений.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА И. А. БУНИНА «КАВКАЗ»

Глухова Юлия Олеговна
Кубанский государственный университет

Аннотация: В статье предпринята попытка комплексного анализа новеллы И. А. Бунина «Кавказ». В ходе филологического исследования обнаруживаются и интерпретируются скрытые смыслы этого произведения. Отдельное внимание уделено рассмотрению образов главных героев.
Ключевые слова: Бунин И.А., Кавказ, скрытый смысл, герменевтика

PHILOLOGICAL ANALYSIS OF THE I.A. BUNIN’S STORY CAUCASUS

Glukhova Julia Olegovna
Kuban State University

Abstract: In the article the author attempts to do comprehensive analysis of the short story Causasus by Ivan Bunin. In the process of philological research the hidden meanings of the text were detected and interpreted. Special attention was paid to the image of the main characters.
Keywords: Bunin I.A., Caucasus, subtext, hermeneutics

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ» является одним из самых известных из цикла «Темные аллеи» и на сегодняшний день входит в школьную программу. На примере этого текста учащиеся изучают художественное мастерство автора в создании пейзажа, который сопровождает описываемые события из жизни героев, составляющих любовный треугольник. Однако сюжетный финальный поворот оставляет у читательской аудитории вопросы. Существуют научные работы, изучающие отдельные аспекты этой новеллы. Количество же комплексных филологических исследований по данному произведению невелико. Основная задача данной статьи – выявление и интерпретация подтекста.
На небольшом художественном материале Бунин разворачивает настоящую трагедию отношений. «Ничего лишнего» – это своего рода завет писателя самому себе. Именно такая особенность писательского стиля заставляет читателя посмотреть вглубь текста, чтобы раскрыть авторский замысел в создании образов героев, понять причины финала новеллы. В ходе филологического анализа мы предпримем попытку комплексного изучения произведения, определения потенциальных скрытых смыслов текста, которые позволят верно интерпретировать этот рассказ.
Новелла «Кавказ» написана 12 ноября 1937 г. Она является самой ранней из всего цикла «Темные аллеи» и помещена второй, после одноименного сборнику произведения. Такая позиция исследуемого рассказа свидетельствует о его высокой значимости для автора. В этом произведении отчетливо и ярко представлена тема всего цикла – невозможности, трагедии любви. Говоря об истории создания «Кавказа», необходимо выделить бунинскую оценку главной героини. В заметках «Происхождение моих рассказов» Иван Алексеевич упоминает следующее: «Написал этот рассказ, вспомнив, как однажды-лет сорок тому назад-уезжал из Москвы по Брянской дороге с женой одного офицера, с которой был в связи и которую он провожал на вокзале в Киев, к ее родителям, не зная, что я уже сижу в поезде, еду с ней до Тихоновой пустыни. Это была очаровательная, веселая, молоденькая, хорошенькая женщина с ямочками на щеках, решительно ничем не похожая на ту, что написана в «Кавказе», сплошь, кроме воспоминаний о вокзале, выдуманном; на Кавказском побережье я тоже никогда не был, только в Новороссийске и в Батуми. А муж ее вполне мог застрелиться так, как в рассказе, если бы узнал про измену» [1]. Исходя из этого, можно заметить, что авторское описание реального возможного прототипа героини наполнено сплошь положительными характеристиками, а далее Бунин отвергает это соответствие с главной представительницей прекрасного пола в исследуемом рассказе. Значит, трактовка образа героини «Кавказа» имеет противоположную – негативную коннотацию.
В малом пространстве произведения заложен многочисленный подтекст. Для интерпретации новеллы «Кавказ» будем пользоваться понятиями «несобственно языковые скрытые смыслы» и «собственно языковые скрытые смыслы» [4, с.42]. На наличие первых в тексте может указывать репрезентанты концептов. В рассказе Бунина главным концептом является «Кавказ». Он вынесен в заглавие произведения, что также свидетельствует о подтекстной информации. В сознании русской средней читательской аудитории Кавказ-это место, где долгое время происходили военные конфликты, офицеры погибали от вражеских пуль. Это место смерти известных писателей: Лермонтова, Бестужева-Марлинского. Главный герой рассказа также умирает именно здесь, но не в сражении, а по собственному желанию. Таким образом, в самом названии произведения актуализируется тема смерти. С другой стороны, Кавказ – это еще и место курортных романов, краткосрочных и мимолетных отношений. Именно сюда, в Сочи, в Гагры, в Геленджик едут герои-любовники. В данном случае актуализируется мотив измены.
Вернемся к самому концепту «Кавказ». В тексте он представлен различными репрезентантами. Например, открыткой, которую посылает главная героиня мужу. Так актуализируется представление о кажущейся внешней красоте и псевдоспокойствии их отношений. «Кавказ» – еще и горцы, населяющие его. Этим подчеркивается страсть и эмоциональность героев-любовников. Однако, в тексте присутствует и противоположный предыдущему репрезентант – покой. Именно на Кавказ сбегают влюбленные в поиске места для уединения и упоения друг другом. Они отстраняются от мира. Данная интерпретация доказывается также такими репрезентантами концепта «Кавказ», как деревня, побережье, первобытное место. С последним связан еще один, базовый, концепт «Рай». В исследуемом художественном тексте это понятие имеет пространное описание. Особенно частотно упоминание граната. У ряда христианских народов он является символом запретного плода, который вкусила Ева. Например, в «Песнь песней Соломона»: «Как лента алая губы твои и уста твои любезны; как половина гранатового яблока ланиты твои под кудрями волос» [3]. Таким образом, главная героиня «Кавказа» сближается с проматерью, она также вкушает запретный плод, изменяя мужу. Присутствие в новелле символики граната является еще и аллюзией на прецедентный текст – «Гранатовый браслет» Куприна. Главный герой рассказа, как и офицер Бунина, стреляется из-за несчастной любви.
В описании кавказских пейзажей, первобытного рая для героев-любовников, встречается кипарис. Важно заметить, что он имеет подчеркнутый авторский колоризм – черный. У христиан кипарис является символом смерти, а также красоты, лишенной знания. Так и в отношениях главной героини с мужем присутствует обман, ведущий с гибели.
Еще один из авторских концептов новеллы «Кавказ» – это «Тайна». Его репрезентанты встречаются уже с первых строк: воровски остановился, незаметные номера, жил затворником, переулок возле Арбата (как нечто незаметное), запер на замок дверь, ключ от стола. Раскрытие тайны отношений героев-любовников приводит к трагедии, к смерти офицера.
Реализуется в тексте и базовый концепт «Время». Перед отъездом влюбленных происходит его постоянный подсчет: была за эти дни всего три раза, выходила поспешно, прожить 3-4 недели, не верили до последней минуты. Далее, на отдыхе, жизнь героев-любовников становится размеренной, точность в описании времени отсутствует: просыпался рано, лежали до самого завтрака, на закате громоздились облака, ночи были теплы.
Для определения образа офицера важно рассмотреть его как лингвокультурный типаж. Его внешнее описание как военного человека весьма типично: высокая фигура, узкая шинель, замшевая перчатка, хозяйственное поведение. Исходя из этого, можно заключить о некоторых чертах характера героя: он закрыт, аккуратен, обострено чувство самоконтроля. «Я не перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»,- узнаем мы о нем со слов жены [2, с.16]. Финальный абзац рассказа «Кавказ» лишь подтверждает это. Офицер идеализирует понятие чести. Выбирая смерть, герой готовится к ней с присущим педантизмом, однако ждет, сомневается в решении. Об этом свидетельствуют ряд предикативных основ, объединенных в одном предложении.
Бунин переосмысливает лингвокультурный типаж «жена офицера». Покорность, верность, чувственность, нежность, – всего этого лишена главная героиня по отношению к мужу.
Среди знаков присутствия, указывающих на несобственно языковые скрытые смыслы, можно выделить также местоимения. В новелле «Кавказ» они выполняют номинативную функцию. Отсутствие имен у главных героев указывают на типичность ситуации, описанной в произведении. В речи героини часто используются неопределенные местоимения : «Мне кажется, что он что-то подозревает. Что он даже что-то знает. …Может быть, прочитал какое-нибудь ваше письмо. …Он почему-то следит за каждым моим шагом» [2, с. 16]. За счет них передается неуверенность, взволнованность, хаос мыслей. Особо подчеркнута в тексте ситуация, когда героиня начинается обращаться на «ты» с любовником, тем самым разрушая границы запретного, переходя на интимный уровень взаимоотношений.
Большой пласт скрытых смыслов рассказа представлен единицами языка. На существование подтекста указывает сочетаемость слов в несвойственном им виде: «Воровски остановился» – помимо значения «незаметно» актуализируется сема «вор», под которым предполагается герой-любовник, крадущий замужнюю даму; «бледна прекрасной бледностью» – подчеркивается не только принадлежность героини к высшему обществу, но и болезненное, взволнованное состояние, также ассоциативно она сближается с образом мертвеца как духовно падшего из-за за измены человека [2, c.16]. Антонимичные понятия реализуются в сочетании «безнадежно-счастливый вопль» [2, c.20]. Его трактовка о счастье «здесь и сейчас» при полном понимании о дальнейшей безвыходности положения вполне применима к ситуации с героями-любовниками.
Для определения собственно языковых скрытых смыслов следует обратить внимание на позицию синтаксической однородности. В последнем абзаце автор показывает поведение офицера перед смертью: «На другой день по приезде в Сочи, он купался в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару». Это предложение может рассматриваться как сложносочиненное [2,c.20]. В нем 7 однородных членов разных видовых форм,7 предикативных основ. То есть оно не объясняет причин поступка героя, но является знаком присутствия скрытой информации: офицер продумал свои действия, однако все еще колеблется в решении о самоубийстве.
В описании героини наблюдаются морфологические видоизменения языковых единиц: вуалька, зонтик, шляпка. Намеренно подчеркнута ее инфантильность, трогательность, присущая детской речи. Специфической чертой авторского стиля является употребление творительного падежа в компаративной конструкции, в которой творительный падеж выполняет функции других падежей: «бледна прекрасной бледностью»,- здесь динамизм описания достигается за счет повтора одного и того же корня [2, c.16] .
В рассказе «Кавказ» среди собственно языковых знаков присутствия подтекста выделяются однотипные грамматические формы. Их реализация позволяет добиться создания ритма, также как распространение простого предложения однородными второстепенными членами: «Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман» [2,c.19]. В первом предложении роль вспомогательного ритмообразующего средства выполняет флексия -о- кратких прилагательных единственного числа среднего рода, а основной ритмический рисунок создается двух- и трехслоговостью самих лексем.
Среди фонетических повторов новеллы встречаются такой, как «гребни гор», в значении «острый», «опасный». «По ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов разверзались волшебные зеленые бездны, и раскатывались в небесных высотах допотопные удары грома»,- пример описания природы как средства эмоционального нагнетания перед приездом мужа и трагическим финалом [2,c.20]. Автор добивается соответствующего настроения за счет повтора звуков с, ш,р,ч. Иной же эффект он создает в описании города перед отъездом героев-любовников: « В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло» [2,c.17]. Трансляция фонетических повторов позволяет добиться ощущения шума, суматохи, которую испытывали влюбленные до отправления на Кавказ. Также повторы употребляются на лексическом уровни. «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера». Дважды подчеркнутое «честь» выражает модальность героя к этому понятию, обнаруживает чрезвычайное высокое значение для него. В рассказе часто повторяются лексические единицы с основой «холод»:
– «Я знал это побережье, жил когда-то некоторое время возле Сочи, – молодой, одинокий – на всю жизнь запомнил те осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн» [2,c.17];
– «В Москве шли холодные дожди…» [2,c.17];
– «Ударил второй звонок – я похолодел от страха…» [2,c.20].
Даная лексема вмещает в себя значения бесприютности, ее упоминание встречается только перед отъездом героев-любовников на теплое побережье-подобие рая. Холод есть и в отношениях мужа и жены. При описании кавказского пейзажа, напротив, используются языковые единицы со значением тепла, жара: «кипел ее блеск». «горячее солнце», «знойный сумрак». Страсть кипит и между влюбленными.
В новелле постоянно повторяется цифра 3: три главных героя, любовники видятся три раза до отъезда на побережье, трижды звенит звонок перед отправлением поезда, упоминаются три черноморских города – Геленджик, Сочи, Гагры. Символика этого числа, сакрального для христиан, сближает рассказ с библейской историей об отречении апостола Петра от Христа. Героиня отрекается от мужа, совершая прелюбодеяние. Библейская тема возникает при прощании офицера с женой на вокзале. Он целует и крестит ее перед расставанием.
В результате исследования рассказа И. А. Бунина «Кавказ» мы выяснили причины его трагического финала: в сознании офицера его честь и любовь были преданы его женой путем измены, а единственным выходом из экзестенциального тупика явилось самоубийство из двух (!) револьверов. В ходе филологического анализа новеллы были обнаружены скрытые смыслы, необходимые для понимания образов главных героев, а также для верной интерпретации событий произведения. Проанализированы и лингвистические единицы текста, которые доказывают предположения, изложенные ранее. Попытка осуществить комплексный анализ рассказа «Бунин» прошла успешно, однако имеет место дальнейшее его изучение и интерпретация.

Читать еще:  Афоризмы, цитаты, высказывания Ф. М

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/analiz-rasskaza-kavkaz-bunina-8-9-klass
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bunin/analiz-rasskaza-bunina-kavkaz-9-klass
http://scipress.ru/philology/articles/filologicheskij-analiz-rasskaza-i-a-bunina-kavkaz.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector