0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ произведения «Белая гвардия» (М. Булгаков)

«Белая гвардия», анализ романа Булгакова

История создания

Роман «Белая гвардия» создавался около 7 лет. Первоначально Булгаков хотел сделать его первой частью трилогии. Писатель начал работу над романом в 1921 г., переехав в Москву, к 1925 г. текст был практически закончен. Ещё раз Булгаков правил роман в 1917-1929 гг. перед публикацией в Париже и Риге, переработав финал.

Варианты названий, рассматриваемые Булгаковым, все связаны с политикой через символику цветов: «Белый крест», «Жёлтый прапор», «Алый мах».

Роман был опубликован в журнале Россия № 4,5 за 1925 г., но только 13 глав. В 1927 г. первая книга была издана в Париже, а в 1929 вторая книга в Париже и в Риге. На родине писателя роман опубликован в 1966 г.

В 1925-1926 гг. Булгаков написал пьесу, в окончательной редакции названную «Дни Турбиных», сюжет и герои которой совпадают с романными. Пьеса поставлена во МХАТе в 1926 г.

Литературное направление и жанр

Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.

Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.

Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определённой творческой задачей. Цель Булгакова – показать субъективное восприятие исторического процесса (не революции, но гражданской войны) определённым, близким ему кругом людей. Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Булгаков создаёт миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищённом им. Писатель задаётся вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14. Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы. Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру. Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.

Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры – важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф. Жизнь дома всё-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.

Сюжет и композиция

В центре композиции – семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зелёным абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники. В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов (Карась), Мышлаевский. Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло. Но главное не это, а надежда, что всё будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».

События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. (51 день). За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.

Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева (13 декабря), а заканчиваются Сретеньем (в ночь со 2 на 3 декабря). Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой. Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко». С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в чёрное, потрескавшееся небо.

Роман посвящён второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа. Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина, в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачёвым. Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных. Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Читать еще:  Кому на руси жить хорошо - пролог.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Даже Василиса переживает набег бандитов и лишается своих сбережений. Эта неприятность для Турбиных вообще не горе, но, по словам Лариосика, «у каждого своё горе».

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

Герои романа

Главный герой и старший брат — 28-летний Алексей.

Он слабый человек, «человек-тряпка», а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.

Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».

Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.

Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.

Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.

Капитан Тальберг – муж Елены, красавец. Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнаёт, что Тальберг предал её ещё раз и собирается жениться.

Василиса (домовладелец инженер Василий Лисович) занимал первый этаж. Он – отрицательный герой, стяжатель. По ночам он прячет в тайник в стене деньги. Внешне похож на Тараса Бульбу. Найдя фальшивые деньги, Василиса придумывает, как он их пристроит.

Василиса, в сущности, несчастный человек. Ему самому тягостно экономить и наживаться. Жена его Ванда крива, волосы её желты, локти костлявые, ноги сухие. Тошно жить Василисе с такой женой на свете.

Стилистические особенности

Дом в романе – один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет своё гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.

Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные (Алексеевский спуск вместо Андреевского, Мало-Провальная вместо Малоподвальной). Город живёт, дымится и шумит, «как многоярусные соты».

В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времён заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.

Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.

Ирреальный пласт романа – сны и болезненные видения героев. Это и их настоящие страхи, и предвиденья, предзнаменования будущего, как Най-Турс в раю, явившийся Турбину незадолго до своей смерти.

В романе множество символов и символических деталей. Светящийся неоновый крест каменного Владимира, защитника Города, превращается в грозный меч, готовый защищать белую гвардию. Белый цвет перестаёт быть отражением политических взглядов героев и становится символом Христа, потому что все они сохранили в катастрофе главную ценность – душу.

Анализ романа Белая гвардия Булгакова

Произведение является частично автобиографичным, поскольку повествует о событиях Гражданской войны в Украине, в которых принимал участие писатель. Кроме того, прототипами многих персонажей являются друзья и родные автора. Однако роман не является полностью автобиографией, поскольку содержит вымышленный сюжет.

Основная сюжетная линия романа представляет собой изображение трагической судьбы представителей интеллигенции в тяжелый период революционных событий, происходящих после гибели русского царя.

Отличительной особенностью романа является выражение отрицательного, негативного отношения к большевистской власти, являющейся, с точки зрения автора, губительной силой, не имеющей ничего святого и человеческого.

Главными персонажами романа являются члены семьи Турбиных в лице Алексея Васильевича, двадцативосьмилетнего доктора, дивизионного врача, вступившего в борьбу с петлюровцами, получая ранение и спасаясь от преследования, Николки, семнадцатилетнего унтер-офицера, младшего брата Алексея, готового до последнего биться с Петлюрой, но срывающему с себя знаки отличия и впоследствии ухаживающим за раненным братом. Также основным персонажем является сестра Турбиных Елена, представленная в образе двадцатичетырёхлетней замужней женщины, оставленной супругом, Сергеем Ивановичем Тальбергом, капитаном, отличающимся неустойчивыми политическими взглядами, решившим уехать в Берлин.

Второстепенными персонажами романа являются друзья Турбиных, поручик Мышлаевский, Карась, Най-Турс, представленные в образах честных, героических боевых офицеров.

Среди отрицательных героев в романе выделяется образ Василия Ивановича Лисовича, трусливого инженера, жадного предателя, которого в конце концов наказывает судьба в виде грабежа бандитов.

Основными темами произведения представляются нравственный выбор, политическая нестабильность, а также изображение судьбы страны в сочетании с библейскими мотивами.

Своеобразие романа заключается в использовании автором в повествовании христианских символов в виде чисел 13, чертовой дюжины 666, числа антихриста, образа богородицы, а также равенства людей в отношении божьего суда.

Читать еще:  Хочу задать вопрос батюшке. Мой путь к богу

Среди проблем, поднимаемых в романе, выделяются изображение бесчести и трусости, выбора между жизнью и нравственным долгом, раскола общества, а также последствий военных действий в виде противопоставления трех сил: белогвардейцев, петлюровцев и большевиков.

Смысловая нагрузка романа заключается в постоянной борьбе, затрагивающей смелость, трусость, честь, добро и зло, бога и дьявола. Автор рассматривает отношении обычного народа к происходящим событиям, поддерживающего петлюровцев, отличающихся вседозволенностью и беззаконием.

Суть произведения состоит в борьбе человечности в лице добра, бога, смелости, милосердия и бесчеловечности, представляющейся злом, дьяволом, насилием, трусостью и бесчестием, которые описываются в романе в качестве белых и красных.

2 вариант

«Белая гвардия» — первый роман Михаила Афанасьевича Булгакова, написанный в 1923 и опубликованный в 1925году, посвященный событиям, происходившим во времена Гражданской войны на Украине 1918 года. В центре романа – положение русской интеллигенции и царского офицерства, т.е. те люди, которые близки к самому автору, из-за чего произведение содержит немало автобиографических черт, например даже декорациями романа стала квартира семьи Булгаковых в Киеве, в которой они жили в 1918.

Роман отражает тот страх и ужас, который овладевает людьми во время масштабных исторических событий, политических и социальных потрясений, полностью меняющих привычную жизнь общества. Автор передаёт это через семью Турбиных, в частности через братьев Алексея и Николая – двух белых офицеров, всю проживших всю свою жизнь при монархии и посвятивших её служению Родине и царю. В один миг они оказались не нужными своей родине, а все идеалы прошлой жизни, приверженцами которых они были, в одночасье «выбрасываются на обочину истории» в угоду новым.

Второй проблемой, затронутой Булгаковым в романе, стала проблема нравственного выбора, с которым сталкивается каждый человек. В годы событий, описываемых в романе, выбор стоит перед каждым человеком: примкнуть к красным (которые самим делятся на множество групп и движений), к белым или вовсе к зеленым, выбрать смелость, храбрость и честь или трусость, бегство и бесчестье.

Воздерживаясь от оценки каждого из движений, Булгаков так же доносит до своих читателей мысль, что ни одна политическая идеология и взгляды не стоит даже одной человеческой жизни. Самого Михаила Афанасьевича не раз критиковали за нейтралитет в данном вопросе: советские критики за «слишком человечных» классовых врагов и представителей «старого мира», представители интеллигенции и эмигранты за лояльность к большевистской власти.

Для передачи всех этих идей, Булгаковым используются различные художественные средства. Для начало стоит отметить, что роман имеет кольцевую композицию – он начинается с предчувствия чего-то глобального и страшного и заканчивается предчувствием грядущего апокалипсиса. Всё это подкрепляется различными образами и символами: религиозными, цветовыми. Так же стоит добавить, что этому помогает сочетание различных манер повествования, особая система персонажей и то, как голос автора «вливается» и звучит одновременно вместе с голосами его героев, усиливая полифонию из голосов, идей и взглядов.

Композиция романа строится на стилистических и тематических контрастах, в основе которых главным образом лежит противопоставление дома Турбиных и остального города. Дом Турбиных олицетворяет спокойствие и жизненный уклад до масштабных потрясений, город же наоборот являет нам хаос и непреодолимые силы, захватывающие героев, что подкрепляется описанием массовых событий в гимназии и на городской площади, которые заметно выделяются на фоне спокойствия домашних сцен.

Анализ произведения 3

Михаил Афанасьевич – известный писатель, судьба которого сложилась трагически. Автор был рожден и воспитан в интеллигентной семье. Писатель не был согласен с революционными переменами и выступал против них. Михаил Афанасьевич прекрасно понимал, что происходит. Его невозможно было причислить к серой массе. Он понимал, что на площадях одна демагогия, а на самом деле красные учиняют террор. Автор очень болезненно переживал происходящее, поэтому и написал этот труд.

Работа над произведением началась в 1923 году. В нем описаны события войны 1918 года, происходящие в Киеве. Власть гетмана по имени Павел Скоропадский была свергнута. Власть вышестоящего пытались защищать офицеры со своими командами. В одной из таких дружин служил сам Булгаков. Киев именуется Городом, помимо этого много других улиц тоже переименовано. Персонажи – являются подобием близких людей автора. Данный роман не полная автобиография автора, в нем имеют место вымышленные детали.

Роман описывает тяжелые исторические события. Это период революции, который начал активно набирать обороты после убийства последнего царя Николая Вторая. Далее, поднимается тема очень сложной жизни офицеров белой гвардии. До этого они были единственной действующей армией при царе, которые защищали его интересы и отечества. Теперь не стало царя, политика поменялось, по всей стране красные учиняют восстания и беспорядки. Как им теперь исполнять свой долг, когда они даже не знают, что теперь от них требуется. Такого государства, как Российская империя больше не существует. Пришел период потрясений, действующая власть свергнута. Теперь действует временный комитет, только не понятно какой в толк в его существовании.

Офицеры белых пытаются всеми силами отстоять власть гетмана. В итоге, он сбегает, спасая собственную шкуру. Теперь страна и белогвардейцы остались на произвол судьбы.

Главные герои семьи Трубиных, которых зовут Леша и Николка. Они готовы отстаивать интересы своего государства. Однако, маховик новой власти уже запущен и офицеры белых буквально бессильны пред ним. Алексей оказывается серьезно ранен, теперь он борется только за свою жизнь. Одна женщина спасла его от смерти. Николка вынужден бежать, его чуть не убили. Най-Турс спас парня ценой своей жизни. Герои всегда помнят о своей семье. Трубины противопоставляются Тальбергу, который легко бросает свою семью и страну и едет в Германию.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Белая гвардия

Популярные сегодня темы

Русалочка одна из самых любимых моих сказок. В ней есть доброта, любовь, преданность, мечта и самопожертвование.

Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва

В моей жизни много любимых занятий, но больше всего мне нравится ездить на рыбалку. Как-то раз мы с папой на выходные дни отправились рыбачить. Взяв необходимое снаряжение, отправились рано утром в субботу на Каму

«Портрет Дориана Грея» написан величайшим английским и ирландским писателем Оскаром Уайльдом. Это его единственным роман, но он вызвал большой резонанс в обществе. Кто-то считал его чересчур откровенным

«Уроки французского» — это одно из самых известных и запоминающихся произведений советского писателя Валентина Распутина. С присущей ему живостью и искренностью автор рассказывает нам историю обычного деревенского мальчика

Читать еще:  Группа noize mc. Noize MC – Иван Алексеев

«Белая гвардия»: краткое содержание и анализ произведения

Булгаковская «Белая гвардия», краткое содержание которой вряд ли способно отразить всю глубину произведения, описывает события конца 1918-начала 1919 года. Эта книга во многом является автобиографической: на ее страницах присутствует сам автор, его друзья и родные. Действие романа вне всяких сомнений происходит в Киеве, который именуется просто городом. В «псевдонимах» улиц легко угадываются оригиналы, а названия районов (Печерск, Подол) Булгаков и вовсе оставил без изменений.

Обстановка в городе

Горожане уже пережили краткое «пришествие» Украинской народной республики. Преданная союзниками, растворилась в пространстве Белая гвардия. Роман, краткое содержание которого представлено ниже, полной мерой отражает кошмар послереволюционного киевского житья. В момент, когда начинаются события, город переживает последние дни под властью поддерживаемого немцами гетьмана.

Иллюзии и несбыточные надежды

В городе активно формируются дружины для защиты от наступающего Петлюры. Эти разрозненные подразделения, в которых из 120 юнкеров 80 не умеют стрелять, и есть та самая, отчаянно цепляющаяся за прежнюю жизнь и терпящая неминуемое бедствие Белая гвардия. Краткое содержание событий вряд ли может адекватно описать последующую катастрофу.

Кто-то в городе еще испытывает радужные иллюзии. Турбины и друзья семьи тоже не утратили надежду на хороший исход. В глубине души они лелеют надежду, что где-то на Дону — Деникин и его непобедимая Белая гвардия. Содержание разговоров в квартире Турбиных производит угнетающее впечатление: сказки о чудесном спасении императора, тосты за его здоровье, разговоры о грядущем «наступлении на Москву».

Молниеносная война

Гетман позорно бежит, командующие войсками генералы следуют его примеру. В штабах неразбериха. Офицеры, не утратившие совесть, предупреждают личный состав и дают молодым ребятам, почти детям, возможность спастись. Другие бросают неподготовленных, плохо вооруженных юнкеров на верную погибель. Среди последних – Николка Турбин, 17-летний командир отделения из двадцати восьми человек. Получив приказ отправиться «на подкрепление», ребята никого не обнаруживают на позиции, а уже через несколько минут видят остатки бегущего подразделения полковника Най-Турса, который погибает на глазах у младшего Турбина, пытаясь прикрыть пулеметным огнем паническое «отступление» защитников города.

Столица взята петлюровцами без боя — его и не могла дать жалкая, разрозненная Белая гвардия. Читать краткое содержание ее дальнейшей судьбы недолго — она умещается в ответе маленького мальчика, встреченного младшим Турбиным на Алексеевском: «Их восемьсот человек на весь город, а они дурака валяли. Пришел Петлюра, а у него миллион войска».

Тема Бога в романе «Белая гвардия»

Самому Николке удается к вечеру добраться до дома, где он находит бледную, взволнованную Елену: Алексей не вернулся. Старшего брата только на следующий день привозит спасшая его незнакомка – Юлия Рейсс. Состояние его критично. Когда к лихорадке, вызванной ранением, добавляется еще и сыпной тиф, врачи решают, что Турбин не жилец.

В произведениях Булгакова тема религии – явление обыденное. Не стала исключением и «Белая гвардия». Краткое содержание молитвы, которую Елена приносит Богородице, похоже на сделку: забери мужа, но брата оставь. И происходит чудо: безнадежный больной идет на поправку и выздоравливает к моменту ухода Петлюры из города. В это же время Елена узнает из полученного письма, что муж ее бросил.

На этом злоключения Турбиных заканчиваются. Снова собирается на Алексеевском спуске теплая компания уцелевших друзей: Мышлаевский, Шервинский, Карась.

…и тема дьявола

Жизнь берет свое: на Мало-Провальной улице сталкиваются Николка и Алексей Турбины. Младший идет от Най-Турсов: его притягивает сестра погибшего полковника. Старший ходил благодарить свою спасительницу и признается, что она ему мила.

В доме Рейсс Алексей видит фотографию мужчины и, спросив, кто это, получает ответ: двоюродный брат, уехавший в Москву. Юлия лжет — Шполянский ее любовник. Фамилия, названная спасительницей, вызывает у доктора «неприятную, сосущую мысль»: об этом «двоюродном брате» говорил Турбину «тронутый» на почве религии пациент как о предтече антихриста: «Он молод. Но мерзости в нем, как в тысячелетнем диаволе…».

Поразительно, что в Советском Союзе вообще была издана «Белая гвардия» — анализ текста, даже самый поверхностный, дает отчетливое понимание, что Булгаков считал большевиков худшей из угроз, «аггелами», приспешниками Сатаны. С 1917 по 1921 год Украина была царством хаоса: Киев оказывался во власти то одних, то других «благодетелей», которые не могли договориться ни друг с другом, ни с кем-либо другим – и в результате оказались не способны бороться с темной силой, которая надвигалась с Севера.

Булгаков и революция

При чтении романа «Белая гвардия» анализ, в принципе, ни к чему: автор высказывается довольно прямо. Михаил Афанасьевич относился к революциям скверно: например, в рассказе «Грядущие перспективы» он однозначно дает оценку ситуации: страна оказалась «на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция».

Ничуть не вступает в противоречие с таким мировоззрением и «Белая гвардия». Краткое содержание не может передать общего настроения, но оно отчетливо проступает при прочтении полной версии.

Ненависть как корень происходящего

Автор по-своему понимал природу катаклизма: «четырежды сорок раз четыреста тысяч мужиков с сердцами, горящими неутоленной злобой». И ведь хотели эти революционеры одного: такой аграрной реформы, при которой земля доставалась бы крестьянам — на вечное владение, с правом передачи детям и внукам. Это очень романтично, но здравомыслящий Булгаков понимает, что «такой реформы обожаемый гетман произвести не мог, да и никакой черт ее не произведет». Надо сказать, Михаил Афанасьевич был совершенно прав: в результате прихода большевиков крестьяне едва ли оказались в лучшем положении.

Времена больших потрясений

То, что делают люди на почве и во имя ненависти, не может быть добром. Бессмысленный ужас происходящего Булгаков демонстрирует читателю, используя отрывистые, но запоминающиеся образы. «Белая гвардия» изобилует ими: вот бежит к повитухе человек, у которого рожает жена. Подает конному петлюровцу «неправильный» документ – и тот рубит его шашкой. За штабелем дров гайдамаки обнаруживают еврея и забивают его до смерти. Даже ограбленный бандитами под видом обыска жадный турбинский домовладелец вносит штрих в картину того хаоса, которое в конечном счете принесла «маленькому человеку» революция.

Рекомендуется к прочтению

Тому, кто хочет глубже понимать суть событий начала ХХ века, не найти учебника лучше, чем булгаковская «Белая гвардия». Читать краткое содержание этого произведения – удел нерадивых школьников. Эта книга безусловно заслуживает лучшей участи. Написанная великолепной, пронзительной прозой, она в очередной раз напоминает, каким непревзойденным мастером слова был Михаил Булгаков. «Белая гвардия», краткое содержание которой в самых разных вариантах предлагает всемирная сеть, принадлежит к той категории литературы, с которой лучше знакомиться, как можно ближе.

Источники:

http://goldlit.ru/bulgakov/1017-belaia-gvardiia-analiz
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/analiz-romana-belaya-gvardiya
http://www.syl.ru/article/174057/new_belaya-gvardiya-kratkoe-soderjanie-i-analiz-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector