0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ немой сцены в комедии гоголя ревизор. Н

Сочинение Смысл и значение немой сцены в комедии Ревизор Гоголя

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.

Все чиновники собрались в одном месте. Все они потерпели фиаско. Хлестаков, которого они приняли за ревизора, оказался самозванцем, сам того не желая. Люди были обмануты по собственной глупости. Они были так шокированы своей оплошностью, что забыли о самом главном — приезде настоящего ревизора. И вот произносятся заветные слова об его приезде.

Это заставляет чиновников окаменеть из-за страха. То чувство ужаса и волнения, нахлынувшее из-за переезда Хлестакова, опять нахлынуло с новой силой. Страх был еще сильнее из-за того, что к приезду настоящего ревизора ничего не было подготовлено, как к приезду самозванца. Началась немая сцена.

В центре комнаты стоит городничий — главный человек города. Его задача заботиться о счастьи и комфорте жителей, однако он думает только о собственном обогащении. В немой сцене он распростер руки вверх, словно обращается к небу. Возможно, он размышляет о том, что с ним теперь будет, ведь ревизору не составит труда найти нарушения и наказать городничего. Даже если его ошибки не будут найдены, но будут найдены, например, ошибки судьи Ляпкин-Тяпкина, то городничий все равно будет наказан, так как его задача — следить за соблюдением законов в городе, следить за правопорядком.

Немая сцена символизирует суд совести. В этом моменте кроме общественного смысла у комедии «Ревизор» появляется моральное значение. В немой сцене каждый чиновник переживает, думает, что с ним будет. Возможно, у кого-то из них появились реальные муки совести, кто-то раскаялся, но очень вряд ли.

Немая сцена своего рода посыл каждому человеку. Николай Васильевич Гоголь хочет сказать, что за свои поступки необходимо отвечать, поэтому жить нужно честно, по совести, не нарушать реальный и моральный закон, помогать всем нуждающимся. Честному человеку нечего бояться перед Высшим судом, так как он делал все правильно и честно.

О проверке настоящего ревизора ни слова нет принципиально. Таким образом, писатель подчеркивает, что суд совести намного важнее и страшнее для человека, чем суд реальный. Суд реальный не всегда может заставить человека раскаяться и измениться, а суд совести заставляет человека анализировать свои поступки, а главное их последствия.

2 вариант

Произведение в драматургическом жанре под названием «Ревизор» написан Николаем Васильевичем Гоголем. Смысл и значением немой сцены, которая присутствует в этой пьесе, представлены в данной статье.

Николай Васильевич выступил в роли новатора, так как никто раньше до него не додумывался вынести в центр внимания общественных конфликт, а не конфликт любовных отношений. В своей комедии автор смог высмеять общественные пороки, посмеявшись над каждым из героев, но это не был сладкий и чистый смех. Эта была сатира и сарказм.

По сюжету пьесы в город должен приехать ревизор. Все готовиться к его визиту, стараясь прикрыть все «косяки», чтобы не получить по шапке.

Тут проезжает около города молодой человек по фамилии Хлестаков, которого, собственно, по ошибке и принимают за ревизора. Ему оказывают радушный прием. Он хвастливо рассказывает истории из своей богатой, веселой, светской жизни. Хлестаков решил подыграть и попользоваться моментом такого своего влияния, пока ему не пришлют денег.

Каждый из героев пьесы что-то скрывает, потому хочет так угодить ревизору. Городничий знает, какой на самом деле беспорядок творится в городе: в больницах умирают люди, еда – это помои и вообще кругом взятничество, мошенничество, беззаконье.

Произведение заканчивается этакой «немой сценой». Именно в этой точке расширяются комедийные линии. И тут происходит ее преобразование из общественной в комедию о нравственности и философии. Гоголь делает напоминание о том, приходит определенное время, когда все люди должны отвечать за свои деяния, как и представители власти в его пьесе. Автор делает обращение к каждому читателю, что необходимо жить, руководствуясь совестью. Мы всегда несем ответственность за свои действия в первую очередь перед самими собой, обществом.

Поэтому немая сцена трогает увлеченности каждого персонажа. В финальной части все персонажи выводятся писателем на сцену и впадают в обездвиживание. Этот нюанс помогает автору сфокусировать внимание читателей именно на происходящем, а именно тот страх, который посетил каждого из них, когда они узнали о прибытии настоящего проверяющего.

Читать еще:  Обычаи и традиции хорватии.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл и значение немой сцены в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

Во время своей ссылки, Пушкин тщательно изучал историю становления Российской империи. Это и вдохновило писателя на написание произведение «Борис Годунов». Чтобы разобраться, в чем суть данного произведение

Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.

В 21 веке закон о школьной форме присутствует в нашей жизни, но не все его соблюдают, и даже и не думали над этим. Школьные учебные заведения пытаются добросовестно выполнять наказания администрации

Каждый человек индивидуален по-своему. Мы все отличаемся друг от друга внешними качествами, характером, привычками. У каждого свой вкус и свои взгляды на все, что происходит вокруг.

Роль немой сцены в “Ревизоре”

Николай Васильевич Гоголь в своей комедии особое внимание уделяет финалу произведения. Таким образом писатель продемонстрирует, насколько велика роль немой сцены в «Ревизоре». Писатель поведением героев хочет показать страх и разочарование, которые они испытывали.

  1. Страх
  2. Разочарование
  3. Поведение героев

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Страх

Когда в финальной сцене комедии чиновники и их приближенные узнают о том, что Хлестаков – не ревизор, а что настоящий инкогнито давно уже здесь и требует к себе городничего, все герои изумляются и меняют свое положение, в котором и застывают до того момента, как опустится занавес. Смысл немой сцены в комедии «Ревизор» заключается в том, что автор оставляет героев произведения в самый страшный для них момент: момент истины. Страх, который герои испытывали, когда только узнали о приезде ревизора, кажется ничтожно малым по сравнению с тем, что они испытывают во время немой сцены.

Чиновники понимают, что все это время они угождали совершенно другому человеку, а настоящий ревизор видел все нарушения в их службе. Герои понимали, что все то, что увидел инкогнито, не должно было попасться на глаза высокопоставленного человека, от которого зависит их социальное положение. Чиновники боятся того, что скажет им ревизор, и страх их оправдан.

Разочарование

Помимо страха, персонажи комедии Н. В. Гоголя испытывают разочарование в том, что все это время они льстили Хлестакову, хотя он этого совершенно не заслуживал. Чиновники понимают, что те деньги, которые они дали взяткой главному герою, не вернутся к ним. Они сожалеют, что были настолько глупыми и наивными, что не смогли разглядеть в Хлестакове вруна. А Анна Андреевна и Марья Антоновна понимают, что согласились на замужество с пройдохой и пустым человеком, который на самом деле ничего из себя не представляет. Значение немой сцены заключается в том, что герои внезапно понимают, что все это время они принимали Хлестакова за ревизора, поступая очень глупо и наигранно.

Н. В. Гоголь специально акцентирует внимание читателей на немой сцене, чтобы передать основной смысл: за все поступки рано или поздно каждый будет нести ответственность.

Поведение героев

Получив известие о том, что настоящий ревизор ждет у себя городничего, герои буквально превращаются в статуи. Автор произведения несколько раз указывает на то, что персонажи будто окаменели. Анализ поведения каждого героя помогает в раскрытии их характеров.

По центру всей грешной толпы становится городничий. Его поза с распростертыми руками и поднятой к небу головой говорит о том, что герой будто задает у Бога вопрос: почему все сложилось именно так?

Анна Андреевна и Марья Антоновна очень напуганы, поэтому они «устремились» к городничему, чтобы найти защиту в его лице.

Добчинский и Бобчинский напуганы не меньше женщин. Они бегут на встречу друг другу, чтобы найти утешение.

Шпеков становится похожим на вопросительный знак. Герой не понимает, как такое могло произойти.

Хлопов, который и в обычных условиях очень скромен и тих, сейчас и вовсе «потерялся самым невинным образом». Он будто хочет уйти от всего происходящего.

Земляника тоже показан в своем настоящем облике: он будто к чему-то прислушивается, желая выйти из этой ситуации нетронутым. Вероятно, он уже готовит план, благодаря которому ему удастся выйти сухим из воды.

Самым смешным представлен образ Ляпкина-Тяпкина, который присел до земли и будто бы произносил фразу «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», обозначающую неожиданные огорчения.

Красноречивое молчание Н.В. Гоголя (анализ эпизода драматического произведения на примере «немой сцены» комедии «Ревизор»)

Разделы: Литература

Форма проведения: комбинированный урок обобщения изученного.

Цели урока: показать учащимся актуальность гоголевской комедии в наши дни и зависимость правильного понимания идеи драматического произведения от умения анализировать его ключевые эпизоды.

Читать еще:  Пленение пьера. Война и мир пьер безухов в плену

Задачи.

  • Продолжить знакомство учащихся с особенностями анализа эпизода драматического произведения на примере анализа явления VIII из пятого действия комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”; повторить элементы композиции: завязку, развязку, развитие действия и кульминацию.
  • Формировать у учащихся навык анализа эпизода драматического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся.
  • Воспитывать у учащихся честность и принципиальность, уважительное отношение к закону, непримиримое отношение к лицемерию, беспринципности и продажности, различного рода злоупотреблениям.
  • 3. Эпиграфы к уроку:

    Тексты … внешне даже самые ясные и податливые говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать. Марк Бок

    Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех! Николай I

    Почему, смотря “Ревизора”, невольно думаешь об истерзанной и несуразной России? К.С. Станиславский

    4. Литературоведческие термины (на интерактивной доске):

    Завязка, кульминация, развитие действия, развязка.

    5. Домашнее задание: анализ другого эпизода комедии.

    6. Домашнее задание закрыто тканью наподобие кулисы.

    7. Тумба, напоминающая театральную, на которой наклеены репродукции картин, иллюстрирующих “немую сцену”, фотографии со спектаклей, театральные афиши к спектаклю “Ревизор”.

    1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока

    – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами снова обратимся к тексту бессмертной комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, вы проанализируете один эпизод комедии. Вам предстоит понять, в чем заключаются особенности анализа эпизода драматического произведения, выяснить его значение для понимания идеи произведения.

    – Научившись анализировать эпизод, вы сможете в будущем понимать суть любого другого текста, документа, произведения или печатной статьи.

    2. Актуализация знаний. Выяснение особенностей драматических произведений, в том числе, композиционных (фронтальная беседа)

    – Какое произведение называется драматическим? Что является его эпизодом? (Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, эпизоды в нем – сцены или явления)

    – Кому и зачем может понадобиться анализ драматического произведения? (Это необходимо режиссеру спектакля, актерам, работникам театра, принимающим участие в постановке спектакля; зрителям, чтобы они правильно понимали суть происходящего на сцене; критикам, которые должны дать верную оценку литературному произведению и театральной постановке)

    3. Определение элементов композиции произведения

    В каждом произведении обязательно есть определенные элементы композиции. Расставьте их на доске в порядке следования в произведении. (Завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка)

    Раз уж мы говорим сегодня об эпизоде из комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, то эпизоды из этого произведения и соотнесем с композиционными элементами, которые вы расставили на доске.

    (1). Сообщение городничим чиновникам города известия о предстоящем приезде ревизора (завязка); (2). Рассказ Бобчинского и Добчинского о странном молодом человеке, проживающем в трактире (завязка); рассказ Хлестакова о своей жизни в Петербурге и мнимом величии (кульминация); чтение письма Хлестакова чиновниками и городничим (развязка); сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора и “немая сцена” (развязка).

    – Мы сегодня проанализируем “немую” сцену.

    4. Определение критериев анализа эпизода (составление плана)

    – Что значит анализировать эпизод (сцену, явление)? (Проанализировать сцену – значит, определить, какое место занимает эпизод в композиции произведения, какие персонажи принимают участие в этом эпизоде, как изобразил персонажей автор, как этот эпизод помогает понять идею произведения).

    – Ваши ответы перекликаются с планом анализа эпизода, по которому мы сегодня будем работать. (Учащимся выдается план анализа эпизода, текст эпизода).

    5. Анализ “немой сцены” из пятого действия комедии

    1) Определение места и роли явления в произведении, его связь с проблематикой.

    – Вы уже знаете, каким композиционным элементом является “немая сцена” в произведении. (Развязка)

    – Но почему Н.В. Гоголь настаивал, чтобы “немая” сцена длилась именно 1,5 минуты? Чего он хотел этим добиться? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что мы присутствуем на представлении комедии в театре.

    2) Основные герои.

    – Кто же участвует в последних сценах комедии? (Практически все чиновники, должностные лица, весь “цвет” города) К.С. Станиславский перед постановкой комедии в театре предлагал актерам, играющим те или иные роли, поставить себя на место своего персонажа, представить, о чем он думает, чего хочет, чтобы лучше понять характер, привычки, взгляды своих героев и вжиться в образ. Я предлагаю некоторым из вас тоже “вжиться” в образы отдельных персонажей. Для этого мы разделимся на “актеров”, “зрителей” и “критиков”. И “актеры”, и “зрители”, и “критики” получат вопросы и после просмотра сцены из спектакля московского театра Сатиры по комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” “актеры” ответят на них, используя клише, от лица своего персонажа, “зрители” поделятся собственными впечатлениями, а “критики” оценят значение “немой сцены” для понимания идейного смысла комедии. (“Актеры” и “зрители” отвечают на вопросы от 1-го или от 3-го лица. Актерам все аплодируют)

    Почему все-таки “немая сцена” длилась 1,5 минуты? (Это своего рода гротеск, который не просто показывает замешательство героев, но преувеличивает его неимоверно, делает абсурдным)

    Читать еще:  Все книги леонида андреева. Леонид андреев

    – Почему в ней нет реплик героев? (Именно столько времени понадобилось актерам, чтобы сыграть те чувства, которые испытывали их персонажи, а зрителям, чтобы увидеть эти чувства, обдумать увиденное и предположить, что произойдет с ними дальше. Слова не нужны. Каждый делает свои выводы)

    – Действительно, молчание персонажей в последнем явлении не менее красноречиво, чем многие другие сцены комедии. Мы не можем дать речевые характеристики персонажам, так как, кроме реплики жандарма, слов в эпизоде нет. Но мы можем оценить характеры и мысли городничего и его гостей по тем позам, в которых их изобразил автор. Что нового вы узнали о персонажах? (Учащиеся отвечают)

    3) Идейная роль эпизода. (Определение важности эпизода для понимания идеи произведения)

    – Итак, “немая сцена” – окончательная развязка конфликта и конец действия комедии. А как вы думаете, что произошло бы с чиновниками, если бы Н.В. Гоголь продолжил действие комедии? (Существует 2 варианта развития событий: 1) ревизора опять подкупят, и он уедет из города, оставив чиновников и городничего без наказания, и все будет по-старому; 2) ревизор обнаружит злоупотребления чиновников и накажет их, а царь назначит на их место других. Через какое-то время они обживутся, тоже начнут брать взятки и использовать служебное положение)

    6. Сопоставление чиновников из комедии и Николаевской России с современными чиновниками

    – Император Николай I, который тоже был зрителем на премьерной постановке “Ревизора”, сделал свои выводы об идее комедии, сказав: Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех! Почему? Подтвердите или опровергните его слова, используя свои материалы исторической справки (Слайд). (Николай I прекрасно понимал, что такая проблема в стране существует, но опасался что-то менять: слишком уж высокие чины были вовлечены в коррупционную деятельность)

    К.С. Станиславский, живший уже в 20 веке, написал: “Почему, смотря “Ревизора”, невольно думаешь об истерзанной и несуразной России?” Почему он так написал о России? (Время идет, а проблема коррупции остается в стране)

    – Как вы думаете, существует ли проблема злоупотреблений чиновников в современной России? (Да, нет). Познакомьтесь с выдержками из современных печатных материалов.

    – Неужели ничего так и не изменилось в чиновничьей среде со времен Н.В. Гоголя? Что же делать? Как бороться с произволом чиновников? (Чтобы чиновники не могли взять взятки, не надо их давать. Нужно самим соблюдать закон и требовать того же от чиновников. Нужно примерно наказывать виновных и предавать такие дела широкой огласке, чтобы не повадно было другим)

    Вы предложили способы решения этой проблемы. Когда вы получите специальность и начнете работать, вы станете или чиновниками, или теми, кто от них зависит. И от вас теперь зависит, удастся ли когда-нибудь в России решить проблему продажности и самоуправства чиновников.

    7. Подведение итогов урока

    – Мы анализировали один эпизод комедии “Ревизор”. Что помогла нам узнать и понять работа с эпизодом произведения? О чем предупредил нас Н.В. Гоголь своей “немой сценой”? (Правильное понимание каждого эпизода помогает правильно понять основную мысль всего произведения, его идею. Гоголь своим молчанием подтолкнул каждого к пониманию страшной проблемы, существующей в России до сих пор, и заставил всех, кто любит свою страну, искать пути ее решения)

    8. Выбор эпиграфа

    – Наша работа подходит к концу, а мы до сих пор не подобрали эпиграф к уроку. Как вы считаете, какое из записанных на доске высказываний больше подойдет в качестве эпиграфа? (Все эпиграфы имеют отношение к комедии, однако, только высказывание Марка Бока содержит мысль о работе с текстами, а мы сегодня анализировали эпизод драматического произведения. Несмотря на то, что там почти нет слов героев, мы смогли, благодаря анализу сцены, лучше понять не только ее смысл, но и идею всего произведения в целом)

    – Сегодня на уроке вы были внимательны к слову, активны и заинтересованы, поэтому научились “спрашивать текст”, то есть анализировать его. А что вас взволновало или показалось интересным? О чем вы задумались? (Учащиеся отвечают)

    – Спасибо вам за работу!

    10. Комментарии к домашнему заданию

    – Дома я предлагаю вам по плану проанализировать другое явление комедии по вашему выбору.

  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  • Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп.– М.: ВАКО, 2005.
  • Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  • Читаем. Думаем. Спорим… Дидактические материалы по литературе: 8 класс. / Автор-составитель Г.И. Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение, 2000.
  • Источники:

    http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/smysl-i-znachenie-nemoj-sceny-revizor
    http://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/nemaya-scena-rol.html
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600683/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector