0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ немой сцены. Сущность «немой сцены

Роль немой сцены в “Ревизоре”

Николай Васильевич Гоголь в своей комедии особое внимание уделяет финалу произведения. Таким образом писатель продемонстрирует, насколько велика роль немой сцены в «Ревизоре». Писатель поведением героев хочет показать страх и разочарование, которые они испытывали.

  1. Страх
  2. Разочарование
  3. Поведение героев

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Страх

Когда в финальной сцене комедии чиновники и их приближенные узнают о том, что Хлестаков – не ревизор, а что настоящий инкогнито давно уже здесь и требует к себе городничего, все герои изумляются и меняют свое положение, в котором и застывают до того момента, как опустится занавес. Смысл немой сцены в комедии «Ревизор» заключается в том, что автор оставляет героев произведения в самый страшный для них момент: момент истины. Страх, который герои испытывали, когда только узнали о приезде ревизора, кажется ничтожно малым по сравнению с тем, что они испытывают во время немой сцены.

Чиновники понимают, что все это время они угождали совершенно другому человеку, а настоящий ревизор видел все нарушения в их службе. Герои понимали, что все то, что увидел инкогнито, не должно было попасться на глаза высокопоставленного человека, от которого зависит их социальное положение. Чиновники боятся того, что скажет им ревизор, и страх их оправдан.

Разочарование

Помимо страха, персонажи комедии Н. В. Гоголя испытывают разочарование в том, что все это время они льстили Хлестакову, хотя он этого совершенно не заслуживал. Чиновники понимают, что те деньги, которые они дали взяткой главному герою, не вернутся к ним. Они сожалеют, что были настолько глупыми и наивными, что не смогли разглядеть в Хлестакове вруна. А Анна Андреевна и Марья Антоновна понимают, что согласились на замужество с пройдохой и пустым человеком, который на самом деле ничего из себя не представляет. Значение немой сцены заключается в том, что герои внезапно понимают, что все это время они принимали Хлестакова за ревизора, поступая очень глупо и наигранно.

Н. В. Гоголь специально акцентирует внимание читателей на немой сцене, чтобы передать основной смысл: за все поступки рано или поздно каждый будет нести ответственность.

Поведение героев

Получив известие о том, что настоящий ревизор ждет у себя городничего, герои буквально превращаются в статуи. Автор произведения несколько раз указывает на то, что персонажи будто окаменели. Анализ поведения каждого героя помогает в раскрытии их характеров.

По центру всей грешной толпы становится городничий. Его поза с распростертыми руками и поднятой к небу головой говорит о том, что герой будто задает у Бога вопрос: почему все сложилось именно так?

Анна Андреевна и Марья Антоновна очень напуганы, поэтому они «устремились» к городничему, чтобы найти защиту в его лице.

Добчинский и Бобчинский напуганы не меньше женщин. Они бегут на встречу друг другу, чтобы найти утешение.

Шпеков становится похожим на вопросительный знак. Герой не понимает, как такое могло произойти.

Хлопов, который и в обычных условиях очень скромен и тих, сейчас и вовсе «потерялся самым невинным образом». Он будто хочет уйти от всего происходящего.

Земляника тоже показан в своем настоящем облике: он будто к чему-то прислушивается, желая выйти из этой ситуации нетронутым. Вероятно, он уже готовит план, благодаря которому ему удастся выйти сухим из воды.

Самым смешным представлен образ Ляпкина-Тяпкина, который присел до земли и будто бы произносил фразу «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», обозначающую неожиданные огорчения.

«Анализ эпизода драматического произведения. Немая сцена в пьесе Н. Гоголя «Ревизор»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

в пьесе Н. Гоголя «Ревизор»»

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: Анализ эпизода драматического произведения

Немая сцена в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»

Цели: 1). Проанализировать финал пьесы Н. Гоголя «Ревизор», раскрыть его

идейно-художественный философский смысл.

2). Выявить роль немой сцены в раскрытии авторского замысла произведения.

3). Через элементы индивидуального целеполагания и рефлексии продолжить работу над формированием навыка самостоятельного понимания художественного произведения

I . Вступительное слово учителя.

Мы заканчиваем изучение пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Слайд № 1.

Мы говорили о ее жанре, теме, идее, своеобразии драматического конфликта, системе персонажей. Сегодня в центре внимания явление последнее пьесы. Сообщение целей урока. Слайд № 2.

II . Работа с текстом.

1. Авторская ремарка, ее роль (несет информацию)

Реплика жандарма. Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

2). Проверка домашнего задания.

Написать ответ на вопрос «Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?»

Требование: форма сочинения-рассуждения. Тезис (собственное мнение), далее 2-3 аргумента, заключение-вывод.

Учащиеся комментируют ответ товарища: выдержана ли форма рассуждения, убедительны ли аргументы. Примерный вариант ответа:

По моему мнению, после приезда настоящего ревизора в уездном городе ничего не изменится.

Если судья окажется принцитиапъным, городничий и чиновники будут привлечены к ответственности за свои беззаконные действия. Они предстанут перед судом и отправятся отбывать наказание. Но кто же придет на их место? Кто будет править городом? Держиморда? Свистунов? Бобчинский с Добчинским? Они изображены в комедии как люди грубые, невежественные, готовые схитрить и обмануть. Очень быстро начнут брать и давать взятки, мошенничать, и в скором времени все будет так же, как и при Сквознике-Дмухановском. Но, скорее всего, судья возьмет взятки, напишет рапорт, что в городе^дела идут хорошо, и уедет обратно в Петербург, а в уездном городе как творились беззакония, так и будут продолжаться дальше. Это типичная российская история. Об этом с горечью и болью пишет Гоголь. Подвести итог: сколько человек в классе считают, что произойдут перемены, сколько — все останется по-прежнему?

Читать еще:  Устанавливать скаченные игры на xbox 360.

Мнение Гоголя: все останется по-прежнему.

III . Анализ немой сцены.

1). Кто же такой жандарм? Слайд № 3. Толковый словарь — жандармерия — особые

полицейские войска, решающие вопросы «нравственной охраны и сыска».

А в тексте комедии? Персонаж? Действующее лицо? Смотрим афишу.

Люлюков – 1 реплика — есть, Гостья -1 реплика — есть. Безмолвные просители, пришедшие к ревизору, — есть. Жандарма — нет.

Что хочет этим сказать Гоголь?

Вывод: это не действующее лицо, это некий образ, символ, это знак.

2). Авторская ремарка. Как гром, все в окаменении, окаменевшая группа, т. е.

неподвижны, замерли, лишились живых движений.

3). Продолжительность — около полутора минут стоят неподвижно.

Гоголь присутствовал на репетициях и требовал, чтобы немая сцена продолжалась 3 или даже 4 минуты. Только в окончательном варианте он написал «почти полторы минуты». Для писателя значение этой сцены было велико. Он делал зарисовки, чтобы донести до актеров свой замысел.

Текст пьесы. Немая сцена

Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается.

4). Инсценировка немой сцены. Пр осмотрим слайды, увидим, как актеры разных театров, разных эпох представляли немую сцену.

Что запомнилось? Актеры какого театра ближе к тексту пьесы?

Ученики занимают места у доски по тексту пьесы. Действующих лиц очень много, их можно разделить на 3 уровня: центральный план, средний и задний. Главное —

центральный план. Символические фигуры в виде столба, в виде знака вопроса.

Задача — разгадать символы.

Учащиеся стоят ровно 1, 5 минуты. Время отмечается по секундной стрелке.

IV . Метод эвристической дидактики.

1). Участники инсценировки пишут от лица актеров

2). Ученики класса пишут от лица зрителей в зале

В чем загадка символа? Как понять автора? Что Гоголь хотел сказать немой

Городничий в виде столба с раскинутыми руками — это крест, на котором был распят Иисус Христос за людские грехи. Знак вопроса — это страшный суд, который спросит за грехи с каждого. Можно в жизни делать все, что угодно: обманывать, хвастать, воровать, давать и брать взятки, но нужно всегда знать, что придет час расплаты за содеянное, момент высшего суда, на котором будет всем воздано по их деяниям.

3). Знакомство с мнением литературных критиков. Н. Скатов

«Где награда и наказание, там и суд, Суд у Гоголя и уездный суд, где разгуливают гуси с гусенками, и нечто олицетворяющее закон Российской империи, и то, над чем не властна любая власть. Жандарм, который появляется в конце пьесы, чиновник, о прибытии которого он извещает, еще не суд. Суд не в Петербурге, он выше. Он судьба, что в старое время означало «суд божий». Ф. Достоевский:

«О, и Гоголь думал, что добродетельный городничий вместо Сквозника ничего не изменит. Дело тут вовсе не в Сквознике и даже не в ревизоре. Развязка пьесы — всеобъемлющий символ. Страшен тот ревизор, который ждет нас у двери гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор. Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть. А суд — это высший суд Бога».

V . Рефлексия. Сравнение собственного вывода и мнения исследователей
творчества Гоголя.

Сколько учеников смогли правильно ответить?

VI . Авторский замысел.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где

больше всего от человека требуется справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это произвело потрясающее действие. Сквозь смех читатель услышал грусть».

«Немая сцена» имеет широкий символический смысл.

Гоголь обличает пороки российской действительности, отрицательные стороны человеческих характеров, заставляет задуматься о Высшем суде, о том, что за все содеянное нужно будет отвечать. Комедия имеет философскую трактовку. Важная идея «Ревизора» — идея неизбежного духовного возмездия. В пьесе нет положительных героев. И Хлестаков, и городничий, и чиновники, и жители уездного города изображены сатирически. Они наделены только отрицательными чертами характера. Гоголь хочет предупредить их всех о том, что за все содеянное придется отвечать в судный день. «Немая сцена» играет важную композиционную роль. Развитие пьесы после «немой сцены» непредсказуемо, если настоящий ревизор — это провидение, высшая сила. Финал комедии становится символом последнего – судного – дня жизни человека

Читать еще:  К чему снится черный кролик? К чему снятся кролики.

М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» напишет: «Но есть и божий суд. Есть грозный судия: он ждет».

Устный рассказ «Суть идейного замысла комедии «Ревизор» Н. Гоголя?»

(с использованием материалов урока)

Подготовка к теоретическому диктанту (комедия, ремарка тема, идея, композиция и т. д.)

Красноречивое молчание Н.В. Гоголя (анализ эпизода драматического произведения на примере «немой сцены» комедии «Ревизор»)

Разделы: Литература

Форма проведения: комбинированный урок обобщения изученного.

Цели урока: показать учащимся актуальность гоголевской комедии в наши дни и зависимость правильного понимания идеи драматического произведения от умения анализировать его ключевые эпизоды.

Задачи.

  • Продолжить знакомство учащихся с особенностями анализа эпизода драматического произведения на примере анализа явления VIII из пятого действия комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”; повторить элементы композиции: завязку, развязку, развитие действия и кульминацию.
  • Формировать у учащихся навык анализа эпизода драматического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся.
  • Воспитывать у учащихся честность и принципиальность, уважительное отношение к закону, непримиримое отношение к лицемерию, беспринципности и продажности, различного рода злоупотреблениям.
  • 3. Эпиграфы к уроку:

    Тексты … внешне даже самые ясные и податливые говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать. Марк Бок

    Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех! Николай I

    Почему, смотря “Ревизора”, невольно думаешь об истерзанной и несуразной России? К.С. Станиславский

    4. Литературоведческие термины (на интерактивной доске):

    Завязка, кульминация, развитие действия, развязка.

    5. Домашнее задание: анализ другого эпизода комедии.

    6. Домашнее задание закрыто тканью наподобие кулисы.

    7. Тумба, напоминающая театральную, на которой наклеены репродукции картин, иллюстрирующих “немую сцену”, фотографии со спектаклей, театральные афиши к спектаклю “Ревизор”.

    1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока

    – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами снова обратимся к тексту бессмертной комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, вы проанализируете один эпизод комедии. Вам предстоит понять, в чем заключаются особенности анализа эпизода драматического произведения, выяснить его значение для понимания идеи произведения.

    – Научившись анализировать эпизод, вы сможете в будущем понимать суть любого другого текста, документа, произведения или печатной статьи.

    2. Актуализация знаний. Выяснение особенностей драматических произведений, в том числе, композиционных (фронтальная беседа)

    – Какое произведение называется драматическим? Что является его эпизодом? (Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, эпизоды в нем – сцены или явления)

    – Кому и зачем может понадобиться анализ драматического произведения? (Это необходимо режиссеру спектакля, актерам, работникам театра, принимающим участие в постановке спектакля; зрителям, чтобы они правильно понимали суть происходящего на сцене; критикам, которые должны дать верную оценку литературному произведению и театральной постановке)

    3. Определение элементов композиции произведения

    В каждом произведении обязательно есть определенные элементы композиции. Расставьте их на доске в порядке следования в произведении. (Завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка)

    Раз уж мы говорим сегодня об эпизоде из комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, то эпизоды из этого произведения и соотнесем с композиционными элементами, которые вы расставили на доске.

    (1). Сообщение городничим чиновникам города известия о предстоящем приезде ревизора (завязка); (2). Рассказ Бобчинского и Добчинского о странном молодом человеке, проживающем в трактире (завязка); рассказ Хлестакова о своей жизни в Петербурге и мнимом величии (кульминация); чтение письма Хлестакова чиновниками и городничим (развязка); сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора и “немая сцена” (развязка).

    – Мы сегодня проанализируем “немую” сцену.

    4. Определение критериев анализа эпизода (составление плана)

    – Что значит анализировать эпизод (сцену, явление)? (Проанализировать сцену – значит, определить, какое место занимает эпизод в композиции произведения, какие персонажи принимают участие в этом эпизоде, как изобразил персонажей автор, как этот эпизод помогает понять идею произведения).

    – Ваши ответы перекликаются с планом анализа эпизода, по которому мы сегодня будем работать. (Учащимся выдается план анализа эпизода, текст эпизода).

    5. Анализ “немой сцены” из пятого действия комедии

    1) Определение места и роли явления в произведении, его связь с проблематикой.

    – Вы уже знаете, каким композиционным элементом является “немая сцена” в произведении. (Развязка)

    – Но почему Н.В. Гоголь настаивал, чтобы “немая” сцена длилась именно 1,5 минуты? Чего он хотел этим добиться? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что мы присутствуем на представлении комедии в театре.

    2) Основные герои.

    – Кто же участвует в последних сценах комедии? (Практически все чиновники, должностные лица, весь “цвет” города) К.С. Станиславский перед постановкой комедии в театре предлагал актерам, играющим те или иные роли, поставить себя на место своего персонажа, представить, о чем он думает, чего хочет, чтобы лучше понять характер, привычки, взгляды своих героев и вжиться в образ. Я предлагаю некоторым из вас тоже “вжиться” в образы отдельных персонажей. Для этого мы разделимся на “актеров”, “зрителей” и “критиков”. И “актеры”, и “зрители”, и “критики” получат вопросы и после просмотра сцены из спектакля московского театра Сатиры по комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” “актеры” ответят на них, используя клише, от лица своего персонажа, “зрители” поделятся собственными впечатлениями, а “критики” оценят значение “немой сцены” для понимания идейного смысла комедии. (“Актеры” и “зрители” отвечают на вопросы от 1-го или от 3-го лица. Актерам все аплодируют)

    Читать еще:  А венецианов картины. Художник венецианов биография

    Почему все-таки “немая сцена” длилась 1,5 минуты? (Это своего рода гротеск, который не просто показывает замешательство героев, но преувеличивает его неимоверно, делает абсурдным)

    – Почему в ней нет реплик героев? (Именно столько времени понадобилось актерам, чтобы сыграть те чувства, которые испытывали их персонажи, а зрителям, чтобы увидеть эти чувства, обдумать увиденное и предположить, что произойдет с ними дальше. Слова не нужны. Каждый делает свои выводы)

    – Действительно, молчание персонажей в последнем явлении не менее красноречиво, чем многие другие сцены комедии. Мы не можем дать речевые характеристики персонажам, так как, кроме реплики жандарма, слов в эпизоде нет. Но мы можем оценить характеры и мысли городничего и его гостей по тем позам, в которых их изобразил автор. Что нового вы узнали о персонажах? (Учащиеся отвечают)

    3) Идейная роль эпизода. (Определение важности эпизода для понимания идеи произведения)

    – Итак, “немая сцена” – окончательная развязка конфликта и конец действия комедии. А как вы думаете, что произошло бы с чиновниками, если бы Н.В. Гоголь продолжил действие комедии? (Существует 2 варианта развития событий: 1) ревизора опять подкупят, и он уедет из города, оставив чиновников и городничего без наказания, и все будет по-старому; 2) ревизор обнаружит злоупотребления чиновников и накажет их, а царь назначит на их место других. Через какое-то время они обживутся, тоже начнут брать взятки и использовать служебное положение)

    6. Сопоставление чиновников из комедии и Николаевской России с современными чиновниками

    – Император Николай I, который тоже был зрителем на премьерной постановке “Ревизора”, сделал свои выводы об идее комедии, сказав: Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех! Почему? Подтвердите или опровергните его слова, используя свои материалы исторической справки (Слайд). (Николай I прекрасно понимал, что такая проблема в стране существует, но опасался что-то менять: слишком уж высокие чины были вовлечены в коррупционную деятельность)

    К.С. Станиславский, живший уже в 20 веке, написал: “Почему, смотря “Ревизора”, невольно думаешь об истерзанной и несуразной России?” Почему он так написал о России? (Время идет, а проблема коррупции остается в стране)

    – Как вы думаете, существует ли проблема злоупотреблений чиновников в современной России? (Да, нет). Познакомьтесь с выдержками из современных печатных материалов.

    – Неужели ничего так и не изменилось в чиновничьей среде со времен Н.В. Гоголя? Что же делать? Как бороться с произволом чиновников? (Чтобы чиновники не могли взять взятки, не надо их давать. Нужно самим соблюдать закон и требовать того же от чиновников. Нужно примерно наказывать виновных и предавать такие дела широкой огласке, чтобы не повадно было другим)

    Вы предложили способы решения этой проблемы. Когда вы получите специальность и начнете работать, вы станете или чиновниками, или теми, кто от них зависит. И от вас теперь зависит, удастся ли когда-нибудь в России решить проблему продажности и самоуправства чиновников.

    7. Подведение итогов урока

    – Мы анализировали один эпизод комедии “Ревизор”. Что помогла нам узнать и понять работа с эпизодом произведения? О чем предупредил нас Н.В. Гоголь своей “немой сценой”? (Правильное понимание каждого эпизода помогает правильно понять основную мысль всего произведения, его идею. Гоголь своим молчанием подтолкнул каждого к пониманию страшной проблемы, существующей в России до сих пор, и заставил всех, кто любит свою страну, искать пути ее решения)

    8. Выбор эпиграфа

    – Наша работа подходит к концу, а мы до сих пор не подобрали эпиграф к уроку. Как вы считаете, какое из записанных на доске высказываний больше подойдет в качестве эпиграфа? (Все эпиграфы имеют отношение к комедии, однако, только высказывание Марка Бока содержит мысль о работе с текстами, а мы сегодня анализировали эпизод драматического произведения. Несмотря на то, что там почти нет слов героев, мы смогли, благодаря анализу сцены, лучше понять не только ее смысл, но и идею всего произведения в целом)

    – Сегодня на уроке вы были внимательны к слову, активны и заинтересованы, поэтому научились “спрашивать текст”, то есть анализировать его. А что вас взволновало или показалось интересным? О чем вы задумались? (Учащиеся отвечают)

    – Спасибо вам за работу!

    10. Комментарии к домашнему заданию

    – Дома я предлагаю вам по плану проанализировать другое явление комедии по вашему выбору.

  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  • Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп.– М.: ВАКО, 2005.
  • Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  • Читаем. Думаем. Спорим… Дидактические материалы по литературе: 8 класс. / Автор-составитель Г.И. Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение, 2000.
  • Источники:

    http://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/nemaya-scena-rol.html
    http://infourok.ru/analiz-epizoda-dramaticheskogo-proizvedeniya-nemaya-scena-v-pese-n-gogolya-revizor-3826183.html
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600683/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector