0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ 1 и 2 главы евгения онегина. VI

«Евгений Онегин»: анализ, характеристика героев, главная мысль и отзывы

Русская реальность 20-х годов XIX века предстает перед читателем в романе великого поэта действительности Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Это произведение имеет очень большое значение в мировой литературе. Автор смог в нем соединить воедино романтизм и реализм, юмор и элегию, правду и мечту. Прекрасные стихи соединились с лирическими отступлениями и передали удивительные картины русского национального бытия. Пушкин тонко описывает городскую действительность Москвы и Петербурга, деревенский быт, времена года. Энциклопедией русской жизни назвал великий критик Белинский роман «Евгений Онегин». Анализ произведения продемонстрирует вам его значимость и грандиозность.

Как создавался роман?

Анализ «Евгения Онегина» Пушкина доказывает, что роман создавался на протяжении нескольких периодов творчества поэта. Сам гений говорил, что работа над книгой длилась чуть более 7 лет. Роман публиковался частями по мере написания, а в 1833 году появилось полное издание. Пушкин все время до этого вносил какие-то поправки в текст. В итоге у мастера получился шедевр, состоящий из 8 песен, или частей, и приложения «Отрывки из путешествия Онегина». Пушкиным была написана еще одна глава, но так как она содержала некоторые опасные политические намеки, связанные с декабризмом, автору пришлось ее сжечь. Начинал работу над книгой поэт, находясь в ссылке на юге (в Одессе), закончил работу в деревне Болдино.

Направленность и жанровое своеобразие произведения

«Евгений Онегин» является реалистическим романом с социально-психологическим направлением. Написан он в стихотворной форме. Подобного произведения в русской литературе того времени еще не было. Александр Сергеевич отступил от романтических канонов и придал своему творению больше реалистичности.

Что же хотел показать в своей книге А.С. Пушкин? Читатель видит молодого человека, Евгения Онегина, типичного героя того времени. Рядом с ним поэт рисует еще несколько образов, их характеры, поведение, ситуации, в которые они попадают. Этим самым автор объясняет различные социальные проблемы. Формирование взглядов и характера героя происходило под воздействием различных событий в светском обществе. Детальное и тщательное описание поступков персонажей позволяет назвать роман социально-бытовым.

Любовная история произведения лишена привычной романтичности. Пушкин показывает взаимное чувство, которое героям приходится искоренить под воздействием внешних обстоятельств. Кроме мира героев произведения (Евгения, Татьяны, Ленского) в романе четко прослеживается мир автора – рассказчика, который отражается в лирических отступлениях. Это позволяет отнести произведение к лиро-эпическому роду.

Краткий анализ «Евгения Онегина» Пушкина

Шедевр Александра Сергеевича начинается обращением к читателю, где он характеризует свое произведения, называя его главы полусмешными, полупечальными, простонародными и идеальными. Познакомьтесь с сюжетом и кратким анализом «Евгения Онегина» по главам:

  • Предисловие. Хандра. Евгений Онегин – главный герой, наследник богатой семьи, родился в Петербурге. Отец его быстро промотал свое состояние. Читатель видит Евгения, спешащего к своему дядюшке в деревню. Юноша был воспитан французскими гувернерами, мог вскружить голову любой красотке. Он целыми днями заботился о своей внешности и посещал балы. Некоторое время Евгений пробовал писать стихи, но у него ничего не получилось. После смерти дяди к нему перешло большое имение: земли, леса, заводы.
  • Поэт. Евгений поселился в живописной деревне, наводил порядки в имении. Поначалу он ни с кем не общался, но потом у него появился новый знакомый Владимир Ленский. Он был наделен мечтательностью и романтичностью, писал стихи. Они сдружились, хотя были совершенно разными. Вскоре Евгений заметил, что Владимир влюблен. Его избранницей было Ольга Ларина, дочка дворян, живших неподалеку от Онегина. Евгений узнает, что у Лариных есть и старшая дочь Татьяна. Сестры были полной противоположностью друг другу. Веселая и легкомысленная Ольга противопоставлена грустной и мечтательной Татьяне.

  • Именины. Ленский сделал Ольге предложение и готовится к свадьбе. Ленские приглашают Евгения на именины Татьяны. Перед этим девушка видит вещий сон, в котором Онегин убивает Ленского. Взволнованная Татьяна на вечере не знает, как вести себя перед Евгением. Тот заметил это растерянное поведение девушки и сердится на Ленского, который его туда привез. В знак мести Евгений ухаживает за Ольгой, а она кокетничает с ним. Ревнивый поэт вызывает Онегина сразиться на дуэли.
  • Поединок. Анализ 6 главы «Евгения Онегина» очень важен для общего понимания всего романа. Евгений осознает свой подлый поступок, но все же соглашается на поединок. Онегин стреляет первым и убивает Владимира. Погиб поэт, который мог бы прославиться на весь мир.
  • Москва. Ольга не долго тужила за Ленским и вскоре вышла замуж. Татьяна все еще любила Онегина. Через некоторое время ее увозят в Москву, чтобы выдать замуж. Ее мужем стал один генерал.
  • Странствие. Большой свет. Онегин несколько лет путешествовал по свету. По возвращению на одном из балов в столице он встретил Татьяну, которая превратилась в светскую даму. Он влюбляется в нее и пишет несколько писем с признанием. Изменившаяся Татьяна все еще любит его, но выбирает честь семьи и мужа. Роман заканчивается трогательным прощанием между героями.

Зеркальность композиции романа

Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.

В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.

Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.

Основные темы и проблемы

В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич показал типические натуры своей эпохи в их формировании. Читатель видит представителей разных прослоек общества: столичный высший свет, провинциальное дворянство, простых городских жителей и крестьян. Изображая реалистические образы дворянства, Пушкин затрагивает следующие темы:

  • образование;
  • воспитание;
  • семейные отношения;
  • культурные традиции;
  • любовь;
  • дружба;
  • политика;
  • обычаи и нравы;
  • исторические вопросы;
  • мораль.

Роман насыщен лирическими отступлениями, где ярче всего видны размышления автора о жизни. Пушкин рассуждает по поводу литературы, театра, музыки. Автор раскрывает важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы:

  • цель и смысл жизни;
  • настоящие и ложные ценности;
  • губительность эгоизма и индивидуализма;
  • верность любви и долгу;
  • быстротечность жизни;
  • ценность мгновений.

Главная мысль и пафос

Роман Пушкина назван именем главного героя, это говорит о значимости этого персонажа в книге. Задачей автора было создать героя того времени. И он это сделал. Пушкин показывает, что счастливая жизнь ждет только мало думающих, мало знающих людей, которые не стремятся ни к чему духовному и высокому. Людей, имеющих чуткую душу, ждут страдания. Одни, подобно Ленскому, гибнут, другие томятся в бездействии, как Онегин. Таким, как Татьяна, предначертано молча страдать.

Пушкин винит во всем не героев, а ту среду, в которой формировались их характеры. Она прекрасных, благородных и умных людей сделала несчастными. Московское и петербургское высшее общество писатель рисует критически. Для его изображения Пушкин использует сатирический пафос.

Герой своего времени – Евгений Онегин

Онегин представляет высший петербургский свет. Он вырос эгоистичным, не приучен к труду, его обучение проходило шутя. Все свое время он тратит на светские развлечения. Это привело к тому, что он не смог понять чувств юной Татьяны, ее душу. Жизнь героя так и не сложилась, как бы он того хотел. Причина такого несчастья в том, что он не понял простую истину – счастье рядом с преданным другом, верной женщиной.

Анализ героя «Евгения Онегина» доказывает, что на его преобразования повлияли многие события, особенно смерть Ленского. Внутренний мир Онегина в конце книги стал намного богаче.

Татьяна Ларина – милый идеал поэта

С образом Татьяны Лариной у Пушкина связаны представления о русском национальном характере. Русская душою она впитала все традиции и обычаи семейства Лариных. Героиня выросла среди русской природы на сказках и преданиях своей няни. У героини очень тонкий внутренний мир и чистая душа.

Татьяна – сильная личность. Даже в конце романа она остается простой и естественной. Свою любовь она приносит в жертву нравственной чистоте, верности долгу, искренности в отношениях.

Владимир Ленский

Еще один представитель дворянства, Ленский, выступает юным романтиком-мечтателем. Автор сочувствует этому герою, восхищается им, иногда грустит и улыбается. Владимир стремится к героизму, живет воображаемым миром. Он очень пылкий, порывистый и далек от действительности.

Святыми понятиями для Ленского являются любовь, благородство и честь. В героическом порыве Владимир погибает во время нелепой дуэли с другом.

Отзывы современников

Большинство читателей восхищаются гениальным романом в стихах «Евгений Онегин». Многие отмечают особую рифму, словарный запас, идейный замысел книги. У некоторых при чтении определенных моментов наворачиваются слезы. Роман Пушкина входит в школьную программу, но не помешает перечитать его самостоятельно.

«Евгений Онегин» подходит для прочтения романтичным особам и закоренелым циникам. Кого-то интригует в романе любовь, кого-то несправедливость, некоторых изображение истинной жизни.

Анализ 1 главы «Евгения Онегина»

Пушкин определил жанр своего произведения как роман в стихах. Вся поэма изложена строфами в 14 строк (стихов). Но рифмы строфах неоднотипные. Здесь использованы перекрестные, кольцевые и парные рифмы. Первая глава, в которой Пушкин представляет своим читателям главного героя, начинается описанием его размышлений последнем родственнике, дающих представление о скептичном характере Евгения Онегина. Или как характеризует его сам Пушкин – «резкий, охлажденный ум.

Некоторые критики полагают, что Евгения Онегина Пушкин писал с себя, но, позволим себе не согласиться с этим утверждением, поверим, пожалуй, автору в том, что прототипом Онегина послужил некто из его петербуржских знакомых. Это показывает и анализ 1 главы романа Пушкина «Евгений Онегин. Поэт красочно и с талантом художника описывает представителя петербуржского светского общества. И если проанализируем образ Онегина и сравним с характером самого Пушкина, то легко поймем, что в них нет ничего общего. На Пушкина в значительной степени похож другой герой этой поэмы.

Первую главу поэмы можно условно разделить на 4 части. Первой частью Пушкин начинает и заканчивает главу. В ней он показывает настоящее, в котором находится в данный момент главный герой. Евгений Онегин едет в деревню своего дяди, который вызвал его к себе, и возможно, хотел сделать некоторые наставления своему будущему наследнику. Пока наш герой трясется в карете, Пушкин показывает читателю семью Онегина, условия, в которых он рос и воспитывался. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Одной строкой, довольно емкой, поэт характеризует домашнее воспитание дворянской молодежи. В последующих строфах Пушкин характеризует своего героя, с юных лет усвоившего «науку страсти нежной», как опытного соблазнителя.

Во второй части главы поэт показывает быт и времяпрепровождение Онегина в Петербурге.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.

Скучать Онегину не приходилось. В поэме описан только один вечер Онегина. Сначала встреча с друзьями, ростбиф и шампанское, затем он едет в театр. Описание вечера наполнено глаголами, показывающими стремительный темп жизни Онегина: помчался, поскакал, взлетел стремглав, полетел.

Жизнь Онегина полна развлечений. Но развлечений весьма однообразных. Отсутствие цели и смысла в жизни порождают скуку, состояние хандры в его опустошенной душе.

Показывая театр, поэт позволяет себе лирическое отступление, связанное с собственными воспоминаниями о спектаклях его молодости.

Балет не заинтересовал Онегина, и он, не дожидаясь окончания, уехал домой, чтобы переодеться. Здесь начинается следующая часть главы, в которой Пушкин описывает комнату Онегина, его принадлежности, рассказывает о том, что Евгений Онегин щепетильно относится к своему внешнему облику и нарядам, одевается по последней французской моде.

Теперь Онегин отправился на бал по приглашению из записочки. И снова Пушкин делает лирическое отступление, рассказывает о своем отношении к подобным балам, которые он любил когда-то, окунается в воспоминания о счастливых петербургских днях.

Под утро, когда город медленно пробуждается, Онегин едет домой спать. Днем молодой дворянин пытается себя чем-нибудь занять. Взялся за перо, но в голову ничего не шло. Да и что мог сотворить человек, не имеющий ни литературного таланта, ни стройных знаний или серьезных увлечений. Он пытается читать, но и это занятие не затрагивает его душевных струн.

Наконец, Онегин приехал в деревню, и Пушкин возвращает читателя в первую часть главы и показывает Евгения Онегина в деревне дяди, который так и не дождался единственного племянника, умер. В поместье шли приготовления к похоронам. Только первые два дня Онегину было все внове, но потом он снова заскучал. Дни потекли своей чередой.

Глава заканчивается лирическим отступлением, в котором автор говорит о собственной любви к русской природе, проводит четкое разграничение между собой и нашим героем. Лирические отступления нужны Пушкину, чтобы на какое-то время оставить Онегина наедине с самим собой. Это – своеобразные паузы во времени.

«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

На этом уроке представлен глубокий анализ поэтического произведения

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Цели : рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов, выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

2.Проверка д.з. (стих-е наизусть «Памятник»,»Чаадаеву»)

Сегодня нам предстоит окунуться в необыкновенный мир романа в стихах «Е,О»,почувствовать прелесть языка,прикоснуться к тому времени,побывать на праздниках,посмотреть во что были одеты и что ели наши пращуры

4.Слово учителя (творческая история романа, сюжетно-композиционные особенности) Ребята,а что вы слынали о романе ,приходилось ли вам раньше слышать о нем?(можно было заранее дать детям подготвить сообщения)

Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с восторгом: «Это лучшее мое пр-ие». С этими словами нельзя не согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни»( здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва). Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления 1-го полного издания в 1833г.(строфы и главы создавались в разное время, в разных обстоятельствах).

Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое пр-ие, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям (27 лирич.отступлений, около 50 небольших вставок).

2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.

Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.

Гл.1 – развернутая экспозиция Гл.2 – завязка 2-ой сюжетной линии (зн-во О. с Л.) Гл.3 – завязка 1-ой сюжетной линии (зн-во О. с Т.) Гл.6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии) Гл.8 –развязка 1 линии Открытость романа – важная композиционная особенность

Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. При этом О. и Т. как бы меняются ролями. Ось симметрии – сон Татьяны (гл.5). Композиция 2-х писем параллельна: ожидание ответа – реакция адресата – 2 объяснения. Петербург игр.обрамляющую роль (появ-ся в 1 и 8 главах).

В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это худ.образ.

Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою пр-ия.

5.Постановка проблемного вопроса

«Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя? 1 глава День Онегина. ( 1 глава – история болезни души Онегина) Цель: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
  • Из чего складывается этот день?
  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI). В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

Вопросы сравнения Онегин Автор1. Отношение к мнению света2. Отношение к женщинам и л юбви3. Отношение к искусству, к театру4. Отношение к труду, творчеству5. Отношение к природе

-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (открывается внутренним монологом героя, к-ый в иронии прячет раздражение. Недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами, и обычаи общества)

-Почему Онегин соглашается на роль, к-ую он сам оценил как «низкое коварство»? (равнодушен ко всему, кроме чув-ва собств.достоинства и независимости)

Так, уже 1строфа, подтверждая эпиграф к роману, выявляет «странность» х-ра героя, его сложность. -Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании (с детства не был обременен ни глубиной образованности, ни нрав.началами. француз «учил его всему шутя». Это «шутя» сопровождает всю петербургскую юность героя. Эпитетом юности- «мятежной» автор напоминает о высокой возможности жизни, не осуществленной Онегиным. Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. Следуя моде, нельзя быть самим собой: мода преходяща, она отменяет глубину. Отсюда поверхностность во всем: и в латыни, и в истории, и в экономии

-Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение О.? (ему чужда связь с национальным, родным. Он получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому, посещение театров)

-Что было необходимо молодому человеку, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»?

-Дает ли Пушкин портрет Онегина? (главное внимание сосредоточено на недуге – хандре)

-Как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII—XXVIII)

-Каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV).

Проследим за «маршрутом» Онегина

«К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) перечитываются строфы

  • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы

Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка, а не по своим желаниям

  • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий ч-к. Это намек на более глубокие, чем у обычных франтов, запросы героя)

-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы?

В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

  • Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для О. лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление. Т.о., О.глух к прекрасному)
  • Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

На балу (строфы 27-28, 33-34)

  • Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?
  • Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?
  • Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (О. – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома О., для автора это высокое чув-во.)

-Какую же науку постиг Онегин в совершенстве? ( («науку страсти нежной»)

-Как вы объясните такое словосочетание? (само сочетание парадоксально. Страсть не знает правил. В этой науке все рассчитано. Он играет в чув-во, т.кт.полярны перечисленные автором состояния (психологические антонимы), к-ые одновременно доступны ему)

-В чем противоречивость х-ра? (парадоксальные определения соседствуют рядом: «молодой повеса» и «добрый мой приятель», «денди лондонский» и «ученый малый», «проказник» и «философ в 18 лет», «педант» и «порядка враг и расточитель». Дальше автор пишет: «Противоречий очень много…». Даже в хандре противоречие: свой сплин выставляет на обозрение: «…угрюмый, томный , В гостиных появлялся он»))

— Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?»)

Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? (Ответ дан в тексте:

« Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.» ) -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

Проверим работу на уроке

1. Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2. Отношение к женщинам и любви

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3. Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

-В чем еще несходство героя и автора? (в конце 1 главы: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмство постоянно. Автор не может быть чужд жизни, О. холоден к ней)

Причины хандры Онегина

  • Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.
  • Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.
  • Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? Высший свет – общество насквозь фальшивое
  • Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню
  • Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни
  • Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен
  • Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы
  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?(Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга. В 1 дне о герое сказано все.)
  • Из чего складывается этот день?(Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь
  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?(Автор — творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями)

Вывод по 1 главе: При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям, т.е.всего того, что есть в авторе. Итак, Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Но надежда все-таки есть. Им овладела охота к перемене мест.

2 глава «Лед и пламень» (Онегин и Ленский)

Вопрос 2 главы: Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?

-Как Онегин ведет себя в деревне? (бежит от соседей помещиков, равнодушен сельский пейзаж. Сознание превосходства над людьми в деревне укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне. Старается уединиться)

-Почему чуждается соседей? (он умнее, честнее окружающих, к-ые начинают злословить о нем)

-С кем сближается?

-Кто из героев: О.или Л. – вам более близок? Почему?

  • Над чем иронизирует Пушкин, описывая Ленского? Как вы думаете, как автор относится к Ленскому? (Авторское отношение к нему сложно. Это проявл-ся в двойственном освещении героя. Эдесь ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищениепортрет Л. – гл.2 строфа 6. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», отсюда оттенок иронии
  • Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI—XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»? (подчеркивает непрочность этой дружбы, т.к.они разные и О. чув-во дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность, Ленский лишь временное исключение. О.холоден, душа Л.согрета. Л. Романтик (О.трезв), энтузиаст (О.скептик), предан своим убеждениям, наивен, пылок, порывист. Горит желанием героического поступка, но окружающая жизнь не дает поводов для этого)
  • Что более всего отличает Ленского от Онегина? (чув-ва)
  • Почему пылкие чув-ва Ленского вызывают у О.»невольный вздох сожаленья»? (О.не верит чув-вам, но тоскует по ним. Общение с Л.усиливает потребность одушевления чув-в. Поэтому слушает его снисходительно, но и гуманно: «Он охладительное слово в устах старался удержать»
  • Какими чертами наделяет автор Ольгу? Почему описание ее внешности лишено индивидуальных черт?
  • Какое впечатление производит Ольга?
  • Почему Ленский полюбил Ольгу?
  • Найдите в характеристике слова высокого стиля, которые принадлежат Ленскому. Зачем Пушкин их использует при её описании? Почему этот портрет, этот типаж надоел безмерно автору?
  • Почему поэт не наделяет Татьяну внешней красотой? (ее красота в обаянии, самобытности натуры, гармонии сердца и ума)
  • Какие строки позволяют судить об особом, трогательном отношении автора к Татьяне? (эпитет МИЛАЯ, уменьшительно ласкательные слова
  • В какой среде росла Татьяна? Какие бытовые и духовные запросы были у ее родителей (стр. XXX—XXXIV)?
  • Почему она дома «казалась девочкой чужой»? Почему Татьяна не играет с подругами?
  • Сопоставление образов Татьяны и Ольги (гл. 2, стр. ХХI—XXIX)
  • Перечитайте строфы о соседях-помещиках, о дяде Онегина, о Лариных
  • Почему Онегин избегал общаться с соседями?
  • Почему автор называет Онегина «мудрец пустынный», а соседи – «опаснейший чудак»?
  • Перечитайте строфу 17
  • В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе?

Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха — Онегин .

6. Домашнее задание прочитать 3 и 4 главы романа

Источники:

http://www.syl.ru/article/356330/evgeniy-onegin-analiz-harakteristika-geroev-glavnaya-myisl-i-otzyivyi
http://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/analiz-1-glavy-evgeniya-onegina.html
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/10/11/pora-yunosti-myatezhnoy-den-onegina-v-peterburge-onegin-v

Читать еще:  Уильям стайрон - выбор софи. Выбор софи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector