Алябьев александр александрович. Мемория
Александр Алябьев: краткая биография, фото Алябьева Александра Александровича
Родоначальник русского романса, замечательный композитор Александр Алябьев основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, стал предвестником многих будущих достижений национальной композиторской школы. Более всего известен вокальными произведениями, которые по сей день являются наилюбимейшими и часто исполняются даже в семейном кругу по воле настроения. Например, “Соловей”, “Зимняя дорога”, “Вечерний звон” и многие, многие другие.
Биография
Александра Алябьева с детства приучали к музыке. Есть сведения, что он брал фортепианные уроки у знаменитого Д. Филда. Во всяком случае, первое своё сочинение он посвятил ему, а это был фортепианный “Большой полонез” – первое в России настоящее концертное произведение в данном жанре.
Родился Александр Алябьев в Тобольске, в семье губернатора, что давало ему возможность получения прекрасного образования. Воевал с Наполеоном добровольцем, в знаменитом отряде поэта Дениса Давыдова, был тяжело ранен и награждён орденами за смелость и отвагу. А после окончания войны Александр Алябьев, композитор, целиком посвятил себя музыке.
В великосветских гостиных очень полюбились и постоянно исполнялись отрывки из его опер, водевилей, а особенно часто пелись романсы. Украшена биография Александра Алябьева людьми замечательными: он дружил очень близко с Грибоедовым, Шаховским, декабристами Бестужевыми, Мухановым. Делился планами и обсуждал концерты с Верстовским и братьями Вильегорскими. Жил в Москве – театральной жизнью. Даже “Торжество муз” на открытие Большого театра было написано Алябьевым совместно с Верстовским и Шольцем.
Ничто не предвещало
По всей стране стала известна музыка, которую сочинял Александр Алябьев. Фото тогда ещё не существовало, но портреты его писали известные в те времена художники – композитор был знаменит. Его романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых далёких городах. На сцене Большого театра шли его оперы “Деревенский философ”, “Лунная ночь”, балет “Волшебный барабан”.
Однако в 1825 году погибает его партнёр по карточной игре. Внезапно. И Алябьев арестован. Обвинение в убийстве не доказано. Тем не менее композитор лишён всех чинов, орденов и дворянства. И сослан обратно в Тобольск. В очень далёкий сибирский холодный город, где когда-то прошло его счастливое детство. На портрете ниже изображен друг композитора и автор стихов лучших романсов Алябьева – Николай Огарёв.
Тобольск и Кавказ
Александр Алябьев так тяжело переживал это несправедливое обвинение, что только музыка могла удержать его от последнего шага. Здесь им был организован прекрасный оркестр, он выступает как пианист, устраивает всевозможные концерты. И пишет музыку, очень сильно отличающуюся от предыдущей, безоблачной. Здесь появляются его лучшие романсы: “Зимняя дорога”, “Иртыш”, “Два ворона”. Но нервное потрясение дало о себе знать: биография Алябьева Александра Александровича как светского человека, вхожего в любой дом, была окончена. Композитор тяжело заболевает.
Через семь лет, в 1832 году, ему разрешено покинуть Сибирь и выехать на Кавказ для лечения. Там написаны его романсы, изданные сборником под заголовком “Кавказский певец”. Задолго до главного собирателя фольклора М. И. Глинки именно Алябьев Александр Александрович записывает песни кавказцев, киргизов, башкир, гармонизует их и обрабатывает, используя в своём творчестве. Участвует вместе с Максимовичем в сборнике “Голоса украинских песен”, что так полюбился Н. В. Гоголю. Здесь на портрете – хозяин салона, где многие произведения Алябьева исполнялись впервые, друг композитора, знаменитый Александр Грибоедов.
Возвращение
“Прощали” Алябьева очень постепенно: в 1835-м разрешили жить у родни в Подмосковье с полным запретом появления в столицах, в 1843-м разрешили жить в Москве, но под постоянным полицейским надзором. Это значит: не видеть публики, не бывать ни в гостях, ни на концертах, ни в театре. Потому и завершили его жизненный и творческий путь такие проникновенные романсы с ярким гражданским содержанием, как “Нищая”, “Деревенский сторож”, “Изба”. И самые, нужно сказать, востребованные публикой до сих пор, да практически все его произведения периода ссылок стали академическими.
Ни один из первых сочинителей русских романсов не занял такого высокого места в русской музыке, как Алябьев Александр Александрович. Краткая биография и та впечатляет множеством событий его непростой жизни. Он работал практически во всех музыкальных жанрах, но центром его интереса была вокальная лирика. Более 180 песен и романсов сочинил Александр Алябьев. Композитор, биография которого как бы не предполагала такой упорной работы в адских душевных муках. Причём написал он романсы, до сих пор являющиеся шлягерами, такие как “Соловей” на стихи Дельвига или “Нищая” на стихи Беранже. Александр Пушкин, изображенный на портрете ниже, был автором стихов более двадцати лучших романсов Алябьева.
Творчество
Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них – ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва.
Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева – декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.
Театр, фольклор, духовная музыка
Наследие Алябьева для театра – демонстрация отличной музыки во всех известных на ту пору жанрах: это и оперы, и балет, и более двадцати водевилей, которые мало чем отличаются от опер, есть и кантата, и музыка к спектаклям драматических театров, а среди них – и комедии, и трагедии, и драмы. К московской премьере пушкинской “Русалки”, к шекспировским “Буре” и “Виндзорским проказницам” тоже музыку написал композитор Алябьев.
Аранжировал, инструментовал, составил и издал немалое количество народных песен в сборниках – русских, украинских, татарских, среднеазиатских, кавказских. Более ста произведений духовного содержания вышло из-под его пера, среди которых – знаменитая литургия.
Судьба наследия
Как это часто случается с лучшими из художников, которым некогда заниматься работой для потомков или которые скромно не видят в себе создателей “нетленки”, наследие Алябьева по большей части не сохранено. Из 450 произведений (это примерная цифра) большинство – всё ещё в рукописях, которые за прошедшие лихие полтора века просто утеряны. Многие из его произведений опубликованы, но почему-то незаслуженно забыты. А эта музыка превосходна и вполне может составить и себе, и композитору посмертную славу, сделавшись такими же шлягерами, как, например, “Соловей” на стихи Дельвига.
Целых пятьдесят лет после смерти композитора и его творчество, и его биография не подверглись сколько-нибудь серьёзному разбору. А ведь и то и другое так многогранно! Сколько же чудесных и таких нужных нюансов уже невозможно вернуть из пыли времён! До 1825 года из печати имя Алябьева практически не уходило, зато после – только редкие, буквально единичные рецензии на романсы. Искажалась его биография, наполнялась ошибочными или неполными данными, так потомки почти потеряли доброе имя и замечательное творчество композитора и музыкального деятеля.
Стойкость и принципы
Даже невыносимые ложные обвинения не сломили душу настоящего творца. Ведь то же самое стремление к свободе, мотивы одиночества, сострадания и страдания, тоска по справедливости, то есть тот же круг образов, характерный для всего творчества, мы можем наблюдать и в самый последний из его периодов.
Александр Алябьев, композитор столь же талантливый, сколь и несчастливый, получил некоторое утешение от встречи с любимой прежде женщиной, той, что носила в девичестве громкую фамилию Римских-Корсаковых. Тогда был написан один из лучших романсов алябьевской пушкинианы – “Я вас любил”. Эта женщина, Е. Офросимова, когда овдовела, стала женой композитора.
Николай Огарёв и Бестужев-Марлинский
Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева – “Изба”, “Кабак”, “Деревенский сторож” – были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, “Колокол”, Англия – все это знают и помнят.
Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская “Буря”, и “Эдвин Оскар” по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера “Аммалат-бек” по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи “На Кавказ слетелись тучи”. Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все – Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.
Возвращение памяти
Начало исполнения ранее никому не известных сочинений Александра Алябьева состоялось только весной 1947 года. Тогда был организован концерт в Московской филармонии, где прозвучали через сто с лишним лет полного забвения “Вариации для скрипки с оркестром”, “Третий струнный квартет” и две оркестровые увертюры. Успех был грандиозным! Пропагандой камерного творчества композитора занимались такие великие музыканты, как Гилельс, Ойстрах, и коллективы – хор имени Свешникова, Государственный квартет имени Бетховена.
С 1949 года издаются никогда не публикованные произведения Алябьева, попутно раскрываются белые пятна его биографии. Приходило понимание той великой роли, которую он сыграл во всей истории музыкального искусства России. Самое интересное то, что в разных архивах продолжают обнаруживать его неизвестные сочинения. Поскольку странствия его продолжались долго и география их обширна, могут случиться и ещё открытия подобного плана.
Алябьев Александр Александрович
Александр Алябьев – русский композитор, которого по праву считают родоначальником русского романса, прожил жил удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями. В ней было все – романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве. Даже согласно русской пословице, не обошла его судьбу “сума и тюрьма”. Но в памяти потомков Александр Александрович останется автором музыки прекрасного романса “Соловей” – одного из наиболее известных русских романсов во всем мире.
Биография композитора Александра Алябьева кратко
Александр Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске. Его отец служил вице-губернатором, мать была в родстве с известным русским просветителем и издателем Новиковым. Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки. Начальное образование мальчик, как и остальные дети, получил дома, но оно было качественное и разностороннее. После переезда в Москву Саша поступил в Благородный пансион Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь. Алябьев, например, осваивал игру на фортепиано и теорию композиции у И.Г. Миллера.
Алябьев – гусар
Не смотря на то, что уже в 1810 году Александр Александрович проявил себя как композитор, издав “Новый французский романс” и два фортепианных вальса, желание защищать Отчизну от врага, преобладало над желанием заниматься только музыкой, и он поступает в Ахтырский гусарский полк. В его составе под предводительством Дениса Давыдова участвует в знаменитом сражении за Дрезден, не смотря на ранение. Вместе с русскими войсками вошел в Париж. Во время службы написал свое первое произведение – гусарский романс «Один еще денек».
Музыкальное творчество Алябьева
Живя в Москве и Петербурге, Александр Александрович очень подружился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и другими представителями литературной, музыкальной и театральной элиты. В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены комическая опера “Лунная ночь, или Домовые” и написанный в соавторстве с А. Н. Верстовским водевиль-опера “Новая шалость, или Театральное сражение”. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех.
В 1823 году Алябьев выходит в отставку и полностью посвящает себя музыкальному творчеству. Он пишет музыку ко многим спектаклям и водевилям, которые ставятся и в Москве, и в Петербурге. Но судьба приготовила неприятный сюрприз для него. В феврале 1825 года он в порыве гнева ударил уличенного в нечестной карточной игре одного из своих партнеров, который через несколько дней умер. Следствие признало виновным в его смерти Алябьева, и он оказался в тюрьме.
Не смотря на тяжелое положение заключенного, он не прекращал заниматься музыкой. Находясь в тюрьме, композитор написал свой самый знаменитый романс “Соловей”. В это же время был написан комический балет “Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты”, который был поставлен в Московском Большом театре в 1827 году балетмейстером Ф. Бернаделли.
С 1827 года он отбывает ссылку на родине, в Тобольске, жил в приходе Захарьевской церкви, так как ему было вменено регулярное покаяние. Композитор в этот период занимается сочинением военной и церковной музыки.. В 1831 году Алябьев возвращается из Сибири, но до самой своей смерти будет находиться под надзором полиции.
Умер Александр Александрович Алябьев 22 февраля 1851 года, и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве. Через год там же была похоронена и его жена.
Интересный факт
- Как это ни печально, но в России не существует могилы знаменитого русского композитора, потому что в 1930 году Симонов монастырь был уничтожен вместе с кладбищем. Никто не озаботился перенести прах композитора и сохранить его могилу для потомков.
Александр Александрович Алябьев композитор биография кратко
Александр Александрович Алябьев – прославился как автор романса «Соловей». На самом же деле он сочинил немало замечательных произведений. А по его биографии можно было бы написать историко-приключенческий роман.
Александр Алябьев родился в 1787 году в Тобольске. Его отец был губернатором Тобольского округа. Известно, что в 1801 году Александр поступил на службу в Берг-коллегию, ведавшую горнорудной промышленностью. Однако, судя по всему, круг его интересов службой не ограничивался – в 23 года он уже опубликовал свои первые музыкальные произведения.
Потом началась Отечественная война 1812 года, и Алябьев пошел воевать, участвовал в заграничных походах, вместе с Денисом Давыдовым брал Дрезден и Париж, сражался под Лейпцигом, на Рейне. Вернувшись в Петербург, Александр Александрович продолжил военную службу, а также написал известную гусарскую песню «Еще один денек». В 1823 году Алябьев вышел в отставку – с мундиром и полным пансионом. Жил попеременно в обеих столицах, подружился с писателем Михаилом Загоскиным и некоторыми композиторами. И декабристами.
Неприятности начались два года спустя. Именно «сомнительные» знакомства сыграли с Алябьевым злую шутку. Его арестовали по подозрению в убийстве некоего помещика. Следствие не нашло подтверждения его вины, однако Александра Александровича все равно сослали в Сибирь, лишив всех прав и заодно – дворянства.
В 1828 году Алябьева направили в Тобольск. И там он организовал симфонический оркестр казачьей музыки, устраивал всевозможные концерты, написал несколько романсов и различных произведений для оркестра.
В начале 30-х годов XIX века Алябьев оказался на Кавказе, где был регентом Свято-Троицкого собора Ставрополя. Он живо интересовался музыкой народов России, собрал большую коллекцию народных песен.
Алябьев в Рязанцах
В Рязанцах Александр Александрович гостил подолгу у своей сестры. Здесь им были созданы многие романсы. Кстати, знаменитый «Соловей» на стихи А.А. Дельвига:
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Кто-то, бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
к этому времени уже звучал со сцены Большого театра!
Многие свои произведения в то время он посвящал племяннице – которая, как и ее мать, обладала прекрасным голосом. Вообще, за все время пребывания в Рязанцах, композитором написано несколько десятков различных произведений.
Свадьба Алябьева
20 августа 1840 года в Рязанцах играли свадьбу. Женихом был Александр Александрович Алябьев, невестой – Екатерина Александровна Офросимова. В нее, говорят, он был влюблен еще с юности. Дочь Александра Яковлевича Римского-Корсакова, она жила с родителями на Страстном бульваре. Семья жила «открытым домом», регулярно давала балы, маскарады, зимой устраивала катания на санях. Частыми гостями у них бывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Денис Давыдов. А дом Римских-Корсаковых, говорят, стал прообразом дома Фамусова в «Горе от ума». Гостил там и Алябьев. Но его увлечение Екатериной не успело перерасти ни во что серьезное – тюрьма и ссылка не оставили ему шансов. В 1826 году Екатерина вышла замуж за другого. И вот, почти через 15 лет она овдовела.
Выждав положенное время, Александр Александрович запросил у начальства разрешение на брак. И получил его от губернатора Петровского. И вот, 13 августа, получив разрешение, жених и невеста отправились в Рязанцы. Известно, что 15 августа они отметили день рождения Екатерины, а 20 августа обвенчались в Троицком храме.
Сохранилось письмо Екатерины Александровны, адресованное императору:
«Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость».
Отдельно надо сказать о поручителях жениха и невесты. Со стороны Алябьева свидетелями были граф Федор Иванович Толстой («Американец», двоюродный дядя Льва Николаевича Толстого, о котором писатель отзывался как о человеке «преступном и увлекательном»). Будучи другом Дениса Давыдова, он не побоялся бросить вызов и стать свидетелем на свадьбе еще в недавнем прошлом опального композитора. Вторым его поручителем стал брат бывшего сослуживца Алябьева, местный помещик Николай Иванович Иохимсен.
Георгий Ровенский в своей книге «Алябьев в Рязанцах» пишет:
«Свидетелями от невесты были – полковник князь Андрей Николаевич Вяземский, который был в дальнем родстве с другом Алябьева Павлом Андреевичем Вяземским, титулярный советник Иван Петрович Рышков, ставший потом управляющим имениями Екатерины Александровны, и хозяин усадьбы Владимир Михайлович Исленьев. После свадьбы “молодые” прожили в разных местах 11 лет совместного супружества. Полицейский надзор перебрасывал их из города в город. Но они были счастливы».
Скончался Александр Александрович в феврале 1851 года, в доме своей супруги на Новинском бульваре в Москве. Его похоронили в Симоновом монастыре. В память о супруге Екатерина Александровна восстановила заброшенную монастырскую церковь святого Александра и организовала склеп, где был погребен прах композитора. Там же тремя годами позже похоронили и ее саму.
Однако после революции в своем стремлении разрушить все «до основания» новые власти снесли и сам монастырь, и некрополь. Лишь в 2009 году рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове организовали символическую могилу композитора и установили над ней памятный крест.
Источники:
http://fb.ru/article/219991/aleksandr-alyabev-kratkaya-biografiya-foto-alyabeva-aleksandra-aleksandrovicha
http://ote4estvo.ru/russkie-kompozitory/1565-alyabev-aleksandr-aleksandrovich.html
http://posmotrim.by/article/aleksandr-alyabev-kompozitor.html