2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Актерские амплуа. Актерское амплуа — что это

Какие существуют театральные амплуа ?

Амплуа
От греч. Employ — применение
Амплуа — в драматическом театре — род ролей, соответствующий сценическим данным актера. Различают амплуа героя, злодея, любовника, резонера, шута и т. д.

Герой/Героиня
Герой — сценическое амплуа ведущих актеров. В различных сценических жанрах получили распространение разновидности этого амплуа: герой-любовник, герой-резонер, герой-фат, герой-неврастеник, характерный герой, бытовой (рубашечный) герой.

Гранд-кокет
Гранд-кокет — актерское амплуа; роли красивых, изящных и задорных женщин.

Грандам
От фр. Grande-dame — знатная дама
Грандам — театральное амплуа; актриса на роли немолодых знатных женщин.

Грасьосо
исп. Gracioso
Грасьосо — в испанской комедии 16-17 веков — актерское амплуа; тип шутника и балагура.

Дуэнья
От исп. Duena — компаньонка
Дуэнья — амплуа характерных старух в пьесах классического испанского театра 16-17 веков. Обычно дуэнья служит посредницей между влюбленными или, напротив, препятствует их сближению.

Жен премье
фр. Jeune premier — первый молодой
Жен премье — устаревшее — амплуа актера, играющего роли первых любовников.

Инженю
От фр. Ingenue — наивная
Инженю — в русском дореволюционном театре — актерское амплуа; роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, глубоко чувствующих, лукаво озорных, шаловливо-кокетливых, обладающих своеобразным юмором.

Кокет
фр. Coquette
Кокет — актерское амплуа; роли красивых, изящных, задорных и молодых женщин.

Комик
Комик — театральное амплуа; актер, исполняющий комедийные (комические) роли.

Любовник
Любовник — устаревшее актерское амплуа; роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, благородством, умом и т. п. , любящих или являющихся предметом любви.
В зависимости от жанра произведения и характера ролей различают героев-любовников и салонных любовников.
В зависимости от значительности роли различают первых и вторых любовников.

Наперсник
Наперсница; Конфидант; Конфидантка
фр. Confident; фр. Confidente
От лат. Confido — полагаюсь, верю
Наперсник — в трагедиях 17-18 веков — сценическое амплуа; кормилица, гувернер, секретарь, компаньонка или иное приближенное лицо к герою или героине. Роль наперсника имеет вспомогательный характер: отвечая на вопросы наперсника, герой рассказывает о своих мыслях, чувствах, поступках.

Петиметр
От фр. Petit maitre — щеголь
Петиметр — в русском театре 18 века — актерское амплуа; тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному.

Простак
Простак — актерское амплуа; роли простодушно-наивных или недалеких людей.

Резонер
Резонер — актерское амплуа; роль рассказчика:
— не принимающего активного участия в развитии действия; и
— призванного увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.

Субретка
фр. Soubrette; итал. Servetta
Субретка — во французской комедии — амплуа бойкой, остроумной, находчивой и лукавой служанки, помогающей своим господам в их любовных интригах. Амплуа субретки произошло от маски Серветты в итальянкой комедии дель арте.

Травести
От итал. Travestire — переодеваться
Травести — амплуа в драматическом театре; актриса, исполняющая:
— роли мальчиков, подростков, девочек; а также
— роли, требующие в определенные моменты действия переодевания в мужской костюм.

Трагик
Трагедийный актер; Трагедийная актриса
Трагик — сценическое амплуа; актер, исполняющий трагедийные роли в классическом репертуаре.

Амплуа/Таблица Мейерхольда

В 1922 году в книге Аксёнова, Бебутова и Мейерхольда «Амплуа актёра» появилась таблица из 17 пар актёрских амплуа (мужское и женское). Этой таблицей они попытались охватить все амплуа в драматургии от античности до момента появления.

Таблица приведена немного не в том виде, как её обычно рисуют, а «шиворот-навыворот»: рядом мужчина и женщина. Таблица из далёкого 1922 года, так что поймут её до конца только те, кто любит классическую драматургию.

Читать еще:  Почему гладиолус. Потому что гладиолус

Содержание

1. Герой / героиня [ править ]

1-й вариант [ править ]

Функция. Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).

Препятствия, возникающие на пути к осуществлению задуманного героями, вследствие их трагической виновности. Эта вина, не являясь по существу, а тем более в частностях нарушением каких-либо человечески этических норм, есть принятие на себя тем или иным лицом драмы задачи, превышающей пределы возможностей человеческой личности и связанных с этим ее прав. Препятствия, встречаемые трагическим героем, обязаны своим происхождением не злой воле заинтересованных лиц, но самой техникой выполнения задачи, выводящей человека из человеческого ряда действий и чувств.

Мужчина. Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бёдер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу.

Женщина. Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бёдер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров.

  • Примеры: Принцесса Турандот (Шиллера), Электра (Софокла), Царь-Девица, Клеопатра, Инфант Фернандо (Коваленской), Федра, Жанна д’Арк, Гамлет (Сары Бернар), Орленок, Медея, Леди Макбет, Мария Стюарт, Фру Ингер, Йордис.

2-й вариант [ править ]

Мужчина. Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчёркнутость требований, чем к первому герою.

  • Функция: Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом).
  • Примеры: Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов.

Женщина. Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований первого.

  • Функция: Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
  • Примеры: Порция, Имогена, Магда, Нора, Амалия, Леди Мильфорд, Корделия, Софья Павловна, Купава, Розалинда.

2. Влюблённый / влюблённая [ править ]

1-й вариант [ править ]

Функция. Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.

Мужчина. Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост.

Женщина. Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст.

  • Примеры: Дездемона, Джульетта, Федра (Еврипида), Офелия, Юлия (из пьесы Островского «Последняя жертва»), Нина («Маскарад»).

2-й вариант [ править ]

Функция. Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.

Мужчина. Меньшая подчёркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты.

  • Примеры: Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, Карандышев, Освальд, Треплев, царь Фёдор, Алёша Карамазов.

Женщина. Меньшая подчёркнутость требований. Допускается малый рост. Отсутствие полноты.

  • Примеры: Аксюша, Соня (Чехова), Целия, Бьянка, Тэа, Дагни (Ибсен), Элиза, Анжелика (Мольера), влюблённые.

3. Проказник (затейник) / Проказница [ править ]

1-й вариант [ править ]

Функция. Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными.

Внешность. Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия).

  • Мужские примеры: Хлестаков, Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша-лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов.
  • Женские примеры: Бетси (Толстого), Туанетта, Дорина, Турандот, Лариса, Елена (Еврипид), Лиза, Беатриса, Праксагора, Мирандолина, Лиза Дулиттль, Лизистрата, Катарина, Мисс Форд.

2-й вариант [ править ]

Функция. Игра препятствиями, не им созданными.

Мужчина. Меньшая подчёркнутость требований, чем к первому.

  • Примеры: Епиходов, Санчо Панса, Ламме Гоодзак, Тартарен, Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус.

Женщина. Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования.

  • Примеры: М-с Пэдж, некоторые из действующих лиц «Праксагоры», «Лизистраты» Аристофана, служанки, ведущие параллельную интригу.

4. Клоун, шут, дурак, эксцентрик / Клоунесса, шутиха, дура, эксцентрик [ править ]

Функция. Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).

Внешность. Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики.

  • Мужские примеры: Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума.
  • Женские примеры: Возлюбленные шутов, клоунов, дураков и эксцентриков, некоторые из старух Островского, Гоголя, влюбленные старухи comedia dell’arte, слуги просцениума.

5. Злодей и интриган / Злодейка и интриганша [ править ]

1-й вариант [ править ]

Функция. Игра губительными препятствиями, им же созданными.

Мужчина. Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот — «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы.

  • Примеры: Яго, Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер.

Женщина. Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость.

  • Примеры: Регана, Клитемнестра, Кабаниха, Иродиада, Ортруда.

2-й вариант [ править ]

Функция. Игра губительными препятствиями, не им созданными.

Читать еще:  Тейп беной. Не тейпом единым

Мужчина. Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому.

  • Примеры: Василий Шуйский, Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин.

Женщина. Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет.

  • Примеры: Гонерилья, Злые феи, Мачехи, Молодые ведьмы, сестры Сандрильоны, «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (Пушкина).

6. Неизвестный (инозримый) / Неизвестная (инозримая) [ править ]

Функция. Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.

Внешность. Требования приблизительно те же, что и к первому герою/героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями.

  • Мужские примеры: Неизвестный («Маскарад» и «Дочь моря»), Монте-Кристо, Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис.
  • Женские примеры: Анитра, Анна Мар, Кассандра, Княжна Адельма, Эсмеральда, М-с Эрлино.

7. Неприкаянный, отщепенец (инодушный) / Неприкаянная, отщепенец (инодушная) [ править ]

Функция. Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.

Мужчина. Требования голоса те же, что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою.

  • Примеры: Онегин, Арбенин, Печорин, Ставрогин, Паратов, Кречинский, Принц Гарри, Фламинио, Протасов, Солёный, Гамлет, Жак (Шекспира), Кент, Сехисмундо, Иван Карамазов, Карено.

Женщина. Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера.

  • Примеры: Электра (Гофмансталя), Татьяна, Нина Заречная, Катерина, Ирина (Чехова), Гедда Габлер, Гризельда (Боккаччо), Маргарита Тотье, Настасья Филипповна.

8. Фат / Куртизанка [ править ]

Функция. Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.

Мужчина. Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом.

Женщина. Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен.

  • Примеры: Лаура, Эротиа (Плавта), Екатерина (Шоу), Королева (Гамлет), Бьянка («Отелло»), фрокен Диана (задуманная Ибсеном), Акротелевтия, Куикли.

9. Моралист / Матрона [ править ]

Функция. Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.

Мужчина. Глубокий бас. Сложение безразлично.

  • Примеры: Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), Иван Шуйский, Клотальдо.

Женщина. Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой.

  • Примеры: Хлестова, Екатерина II («Капитанская дочка»), Огудалова («Бесприданница»), боярыни, некоторые Королевы, Волюмния.

10. Опекун (Панталеоне) / Опекунша [ править ]

Функция. Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.

Мужчина. Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен.

Женщина. Рост, фигура и характер голоса безразличны.

  • Примеры: Мурзавецкая, Фрау Хергентхейм (Зудермана), Кормилица (Федра), Мать Балладины, Игуменьи, Мать Дмитрия Царевича, Волохова (Царь Федор).

11. Друг (наперсник) / Подруга (наперсница) [ править ]

Функция. Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.

Мужчина. Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан.

  • Примеры: Горацио, Артемида (см. § 16 [1] ), Банко.

Женщина. Общих требований нет.

  • Примеры: Эмилия, Служанки, Приятельницы, не ведущие самостоятельной интриги.

12а. Хвастливый воин (капитан) — только мужчина [ править ]

Функция. Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).

Внешность. Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом.

  • Примеры: Фальстаф, Боабдил, Скалозуб, воин Плавта.

12б. Сводня (сваха) — только женщина [ править ]

Функция. Моралистическая защита аморальных поступков.

Внешность. Общих требований нет.

  • Примеры: Все сводни, свахи, кроме клоунесс.

13. Блюститель порядка (Скарамуш) / Блюстительница порядка [ править ]

Функция. Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.

Внешность. Общих требований нет.

  • Мужские примеры: Клюква, все Помпеи Шекспира, Содержатель публичного дома («Перикл»), Префект Скриба, Плюшкин, Медведев («На дне»).
  • Женские примеры: Миссис Пирс (Шоу) и большинство экономок, тёток, старых дев, тёщ (предпочтительнее эксцентрик).

14. Учёный (доктор, маг) / Учёная (суфражистка) [ править ]

Функция. Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.

Внешность. Общих требований нет.

  • Мужские примеры: Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, Дон Кихот.
  • Женские примеры: Предпочтительно давать эти роли эксцентрикам и проказницам.

15. Вестник / Вестница [ править ]

Функция. Передача событий, протекающих вне сцены.

Внешность. Общих требований нет.

  • Мужские примеры: Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («Гамлет»).
  • Женские примеры: не указаны

16. Травести [ править ]

Внешность. Общих требований нет.

  • Мужские примеры (мужчина, играющий женскую роль): Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина).
  • Женские примеры (женщина, играющая мужскую роль): Мальчики, пажи, Конрад (Жакерия), Фортунье (Мюссе), Керубино.

17. Со-действующие [ править ]

Функция. Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.

Внешность. Общих требований нет.

  • Мужские примеры: Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости.
  • Женские примеры: Гости, гуляющие, подруги и т. д.

Актерские амплуа. Актерское амплуа — что это

АМПЛУА (от франц. emploi – роль), 1) театральная классификация, узаконивающая и регулирующая в театральной практике соответствие определенных психофизических данных актера, стиля игры – его роли; 2) один из способов типизации (наряду с маской и характером) в драматургии.АМПЛУА КАК ТЕАТРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Читать еще:  Начало музыкальной карьеры.

Возникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил, касающегося актерской игры, сложилось, по-видимому, в эпоху театра классицизма. Согласно классицистской системе амплуа актер, претендующий на определенную роль, должен обладать, в первую очередь, соответствующими для этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голоса и пр.). Так, если актер имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актер же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана. Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности. В 18–19 вв. система амплуа существовала более в устной театральной практике, чем в театральной теории. Система амплуа применялась при создании театральной труппы: список амплуа учитывал наиболее распространенные драматургические типы и давал возможность набрать актеров, нужных для того, чтобы играть любой репертуар. Существовали различные способы классификации актеров по амплуа. Так, Патрис Пави в своем Словаре театра называет амплуа по социальному положению (король, слуга и пр.), по костюму (роль в мантии, роль в корсете, ливрейная роль и т.п.), по функции в драме (инженю, любовник, злодей, наперсник). Реально бытовавшие системы амплуа были, как правило, смешанного типа. Система амплуа, с одной стороны, представляет устойчивую основу театрального действия, с другой стороны, она более подвижна и гибка, чем система масок. Конкретный набор амплуа, их названия изменяются в различные эпохи. Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому, Роспись (1766), составленную императрицей Екатериной II. По этой Росписи в императорской театральной труппе(Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги; резонер; подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третья трагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха, первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппы императорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже и другие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.В 19 в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце 19 в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированные по национальным, социально- бытовым, возрастным и др. признакам. Так, в Указателе пьес для любительских спектаклей с обозначением ролей по амплуа и необходимых декораций (М., 1893) значатся национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано с возрастающим интересом театра 19 в. к человеческой индивидуальности.

Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале 20 вв. Противниками театральных амплуа выступили К. С. Станиславский, М. А. Чехов, видевшие в игре по амплуа – театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности. Среди сторонников системы амплуа, осознающей ее как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были В. Э. Мейерхольд, Н. Н. Евреинов, А. Р. Кугель и др.

В 1922 в брошюре И. А. Аксенова, В. М. Бебутова и В. Э. Мейерхольда Амплуа актера актерское амплуа было определено как должность, занимаемая актером «при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции». Через систему амплуа была показана связь между типологией драматургических сюжетов и актерской типологией. Авторы сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности.

Скрытая система амплуа существует и в современном театре. Например, в 1970-е в связи с большим количеством производственных пьес, в драматургии социальной тематики возникло новое амплуа «социального героя».

АМПЛУА КАК СПОСОБ ТИПИЗАЦИИ В ДРАМЕ

Амплуа в драме – способ типизации, родственный драматургическому типу-маске и противоположный характеру. Драматургический тип-амплуа – это осознанное упрощение, схематизация, намеренная идеализация или снижение, отказ от индивидуализированного изображения человека с целью усиления каких-либо отдельных его качеств; поиски неких групп (по гендерным,социально-психологическим, возрастным и пр. признакам) человеческого социума. Персонаж, созданный как драматический тип-амплуа, отображает не уникальную человеческую личность, но «представителя группы», «одного из множества». Так, в Оптимистической трагедии В.ВишневскогоЖенщина-комиссар или Вожак являются «социальными амплуа». Драматический тип-амплуа тесно связан со сценическим гротеском и активно используется в театральной практике условного театра 20 в.

Источники:

http://qna.center/question/916954
http://posmotre.li/%D0%90%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B0
http://grimi.ru/ru_RU/2016/01/11/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81c%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0-2/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector