0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Айны белая раса. Малые народы россии

Айны — бородачи, неистовые воины и настоящие аборигены Японии

Они — первые аборигены Японских островов, в прямом смысле самые бородатые люди в мире, а также те, кому самураи обязаны своим появлением. Мы говорим про айнов — почти вымершую расу охотников и воинов.

Айны — коренное население Японии

Типичные айны. Мужчины скорее похожи на рязанских крестьян, чем азиатов.

Если вы думаете, что нынешние японцы — коренное население этих земель, то вы ошибаетесь. Их предки появились на островах сравнительно недавно — в лучшем случае, две с половиной тысячи лет назад. И, кстати, они, согласно наиболее распространенной теории, относятся к алтайской семье народов, то есть являются дальними родственниками монголов, турок и татар. До этого более двенадцати тысяч лет на Японских островах жили совершенно уникальные люди — айны. Сейчас эти охотники и собиратели уже почти полностью ассимилированы японцами, но сопротивлялись они так ожесточенно, что на это ушли буквально тысячи лет.

Айны — совершенно нетипичный народ для Азии. Достаточно сказать, что когда в Японию прибыли русские моряки, они на полном серьезе приняли их за своих. Типичный айн (которых сейчас уже почти не осталось) был довольно крупным, с прямыми или волнистыми черными волосами, сравнительно светлой кожей, большим носом, а главное, очень густой бородой. Более того, айны — официально самый бородатый народ в мире, у мужчин был настолько густой волосяной покров на лице, что они использовали специальные палочки для придерживания усов во время еды. Женщины тоже старались не отставать и делали татуировки вокруг рта, которые изображали усы и бородку.

Приплывшие на острова японцы должны были принять столь чуждых людей за демонов и во многом именно так к ним относились вплоть до самого XX века. Айны прибыли сюда где-то 15 тысяч лет назад и довольно быстро заселили Японские острова, Сахалин и южную часть Курилл. Везде, где только можно, они прекрасно приспосабливались: вблизи моря ловили рыбу, в глубине островов — охотились, а с приходом японцев активно грабили их и торговали с ними — тем и жили.

Эпоху, когда айны безраздельно правили на островах, называют Дземон и изучая ее можно прийти к весьма любопытным выводам. Во-первых, айны почти не изменились культурно за пятнадцать столетий, во-вторых, они почти ни с кем не контактировали. Более того, по некоторым показателям они, возможно, даже деградировали, поскольку ранее периодически стремились обратиться к сельскому хозяйству и даже с переменным успехом пытались одомашнить кабанов. Но, очевидно, им пришлось потерпеть в этом неудачу — на островах не нашлось по-настоящему пригодных культур, а кабаны оказались слишком злыми.

Дома и внутренне убранство жилья айнов:

Итак, у нас прямо перед носом до сих пор не разрешенная загадка: на самом востоке Азии живут здоровенные люди, мужчины которых неимоверно бородаты, а женщины — усаты. Они крайне не похожи на все окружающие народы Азии и Океании, генетический анализ тоже не дает никаких четких ответов, а их язык совершенно не похож ни на один из существующих. Более, того, этому народу уже 15 тысяч лет, что делает его самым древним из существующих. Они пережили шумеров, египтян и римлян и сложились как доисторическая нация, когда предки китайцев были еще охотниками и собирателями. Кто они, черт возьми, и как им удалось настолько выбиться из окружения? Ответ (если он верен) — может быть даже интереснее вопроса.

Айны и самураи

А пока, еще немного фактов об айнах, чтобы понять, что они еще более странные ребята, чем кажется на первый взгляд. Самое, пожалуй, любопытное — это то, что известные всем самураи не появились бы без айнов. Прибывшие на острова японцы расселились далеко на сразу: они осваивали юг и буквально два с половиной тысячелетия отвоевывали у аборигенов эти земли, долго и упорно вытесняя местных на север. Даже в Средневековье треть всей нынешней Японии все еще была не японской, но айнской.

Сильно утрируя, можно назвать первоначальных самураев чем-то вроде казаков. Они появились, когда правительство и японские лорды решили селить на границе с айнами военизированное сословие: часто солдатам безвозмездно раздавались земли прямо под боком у диких бородачей, с расчетом на то, что эти солдаты будут охранять новую собственность ценой своей жизни. В общем-то, так и вышло: из этого плавильного котла и вечной горячей точки и выросло то, что впоследствии стало культурой самураев. И даже больше: многое из того, что нас так в них удивляет — это именно наследие айнов, с которыми воевали, торговали и заключали браки японские воины.

Читать еще:  Дикари амазонии. Дикие и загадочные племена амазонии

По всей вероятности, такие самурайские традиции, как харакири, отточенная стрельба из лука (а самураи, во многом, — это именно лучники, а не только лишь мастера меча) заимствованы у северных дикарей. Еще одна немного спорная, но не лишенная смысла теория: японская манера сражения двумя мечами одновременно идет именно от айнов, которые часто сражались таким оригинальным образом.

Многое из того, что впоследствии стало кодексом «Бусидо», также пытаются связать с влиянием этого народа. Разумеется, кодекс самураев родился из японской феодальной традиции и чань-буддизма, но некоторые из положений, чье происхождение трудно объяснить, весьма вероятно пошли от северных дикарей. Самый любопытный пример, который можно отнести к этой категории — это отношение к смерти и службе.

Всем известен стереотип о тотальной преданности самурая своему хозяину и готовности пойти на смерть не раздумывая. Однако очень интересно объяснение, которое часто дается в связи с этим. Жизнь самурая провозглашается чем-то вроде игры, азартной охоты или спортивного состязания, в котором даже верность и честь — всего лишь отвлеченные правила.

«На самом деле самурай придерживался воззрения, что то, что серьезно для обыкновенного человека, для доблестного лишь игра». То есть логика такова: благородный самурай следует правилам и так стойко держится их именно потому, что понимает (в отличие от простолюдина) что они — всего лишь игра, безделица. Не очень понятно, откуда берется подобное утверждение — оно, казалось бы, сильно противоречит японской этике тех лет.

Возвращаясь к происхождению айнов: откуда они принесли все это — свою псевдоевропейскую внешность, дикую, но странную культуру и неистовую бородатость? Скорее всего, ниоткуда, и это — более интересный ответ, чем кажется. Айны пришли на Японские острова из неизвестных земель и жили здесь 15 тысяч лет. За это время в почти полной изоляции они так долго «мутировали», что невероятно отдалились от всех других народов планеты. Все эти черты — результат эволюции в условиях полностью закрытой системы.

Два айнских деда.

Иными словами, айны не унаследовали от кого-то свои свойства, они приобрели их независимо и самостоятельно. За все эти века они стали не просто отдельным народом, но отдельной расой (их так и называют — «айнская раса»). Наверное, примерно что-то подобное получится, если переселить горсть землян на удаленную планету и подождать 15 тысяч лет.

К сожалению, раса, которая существовала дольше, чем вся человеческая цивилизованная история, практически исчезла: сейчас существует 25 тысяч айнов, и практически все они ассимилированы японцами, подарив тем самый высокий среди всех остальных азиатов уровень бородатости и воинственности.

Айны – самый таинственный народ на планете

Айны являются одной из самых загадочных народностей, которая проживает на территории сразу двух соседствующих государств: Российской Федерации и Японии. И хотя в России к этому этносу себя причисляет всего несколько сотен граждан, в стране Восходящего солнца их намного больше.

Тайна происхождения

Одной из самых главных загадок айнов является их происхождение. Этнос заселил остров Хоккайдо приблизительно тринадцать тысяч лет назад. Но антропологическая тайна кроется не в точной дате заселения земель, а в том, что внешне эти люди мало похожи на типичных японцев .

Они одновременно обладают сразу несколькими характерными чертами монголоидной, европейской и австронезийских рас . Внешне это выражается в белой коже, высоком росте, растительности на лице и широких носах и глазах.

На фоне этого некоторые ученые предположили, что эти люди долго проживая в полнейшей изоляции, могли пойти по собственному пути эволюции.

Помимо внешности загадку представляет язык, в котором сплелись санскрит , англо-германское начало и даже присутствует славянская часть. Как смогли смешаться столь далекие по географии языки на отдаленном острове – до сих пор является одной из самых сложных головоломок.

Особенная культура

Третьим непонятным аспектом айнов считается их способность проявлять себя в качестве умелых хозяйственников. Речь идет об их способности создавать вручную необычайной красоты и точности различную глиняную утварь.

И все бы ничего, но для этого они не пользовались стандартным гончарным кругом. А для украшения использовался так называемый веревочный узор .

Что касается одежды, то японцев она немного смущает. Зимой они предпочитают щеголять в халатах, хотя это довольно странный выбор для людей, которые проживают не в самой жаркой стране мира. А летом они раздеваются догола и носят набедренные повязки, чем первое время шокировали представителей японского общества.

Также от времени года у айнов зависит и место проживания. Летом они взбираются на деревья и остаются там в гнездах, а зимой предпочитают перебираться в природные пещеры, защищаясь от пронизывающего островного холода.

Полиции нравов здесь как не было предусмотрено изначально, так и нет по сей день. Такое раздолье послужило толчком к беспорядочным половым связям. Причем раньше самыми привлекательными мужской половине населения казались те девушки, которые сделали себе на лице татуировку в форме улыбки.

Читать еще:  Вступительное слово учителя.

Современная жизнь

Религия айнов предусматривает, что все на Земле имеют собственную душу. Даже неодушевленные вещи. При этом поклонялись айны сильному медведю, а жертвенного медвежонка всегда кормили человеческим молоком.

Несмотря на многовековую культуру в один момент народ стал буквально деградировать. Вполне вероятно, что это – побочный эффект длительной изоляции.

Сегодня айнов становится все меньше. Чтобы сохранить их численность, власти Японии позаботились о создании резерваций, внутри которых необычные люди продолжают придерживаться собственного уклада.

Поддержите автора лайком и подписывайтесь на канал. Делитесь статьей в соцсетях — это станет хорошей мотивацей для меня писать новые интересны материалы.

Народы России. Айны – бородатые жители Курил (12 фото)

История и расселение

Издревле айны проживали на южной Камчатке, Сахалине, Курильских островах, в низовьях Амура, а также на Японских островах.

Расселение айнов в конце XIX века

Данные о первых айнах на этих территориях относятся к 13 тысячелетию до н.э., или за 12 тысяч лет до появления на островах первых японцев. Неизвестно точно, откуда явились предки айнов, уж очень нетипичен этот народ – белолицые и прямоглазые, с густыми бородой и усами у мужчин, слишком разительно они отличались от других народов Восточной Азии. Существует 2 основные теории пути миграции айнов: с Севера через Камчатку из Сибири, либо с Юга с островов Тихого океана. Однако, именно вторая версия наиболее достоверна, ведь в культурном плане у айнов обнаруживается близость с аборигенами Австралии и Полинезии (спиральный орнамент, полинезийский лук и пр.), да и сама айнская мифология ведёт их следы к Югу.

Группа айнов в традиционных костюмах, 1904г.

История айнов до их вытеснения с Японских островов предками японцев относится к неолитической культуре Дзёмон. В это время айны жили отдельными племенами, занимались охотой и рыболовством, а также наиболее примитивными видами земледелия. До прихода японцев кузнечного дела не знали, пользуясь в основном каменными, либо костяными орудиями. Зато было очень развито гончарное дело. Именно к их культуре относится один из самых древних в мире образцов глиняной посуды, возрастом более 14 тысяч лет. На свою керамику айны с помощью обыкновенной верёвки наносили различные узоры и орнаменты, откуда и пошло название периода Дзёмон («эпоха верёвочного орнамента»).

Зал собраний эпохи Дзёмон. Реконструкция

Начиная с 500г. до н.э. айнов начали вытеснять пришельцы монголоидного типа, предки современных японцев. Айны были воинственным, храбрым и свободолюбивым народом, но их малая численность не позволяла им успешно противостоять захватчикам. Под напором врага им пришлось массово отходить на Север, плотнее осваивая Хоккайдо, Сахалин и Курилы. Японское историческое произведение «Нихонсеки» (720г.) свидетельствует: «Айны по природе храбры и свирепы и очень хорошо стреляют. Они постоянно держат свои стрелы в волосах, любят производить грабежи и бегают так быстро, как бы летают»

Лучник айн

Японцы сильно культурно обогатились за счёт своего северного соседа. Многие элементы самурайства (такие как харакири или Бусидо) возникли под влиянием айнской культуры, а японский синтоизм многое впитал из племенных верований айнов. Есть исследование, показывающее, что многие из самурайских родов имеют за собой айнское происхождение, как пример – клан Абэ.

Сами же айны ещё долгое время продолжали существовать относительно независимо от японцев, пока те не заняли остров Хоккайдо.
Первые контакты русских с айнами относятся к началу 18 века и носили агрессивный характер – в 1711г. казаки, впервые высадившись на Курилы, пытались силой вынудить айнов принять подданство и платить ясак, но те ответили вооружённым отказом. Началось длительное противостояние казаков и айнов, закончившееся к концу века принятием в подданство России всех островов.
Начинается активная японская и русская ассимиляция айнов.

Культура и традиции

Айны никогда не имели собственного государства. Им вообще были несвойственны крупные племенные объединения и единое национальное самосознание. Само слово «айну» означает просто «человек», а себя айны предпочитали называть различными племенными именами: «соя-унтара», «чувка-унтара» и т.д.

Основными занятиями айнов всегда были охота и рыболовство. В качестве оружия использовался в основном лук, нередко с отравленными стрелами.
Айнский язык, как и народ, очень обособленный и мало схож с другими языками мира. Своей письменности не имел. И сейчас является практически вымершим языком, так как слишком мало айнов его знает и использует в общении.
Одной из интересных особенностей народа является татуировка губ и рук, которая делалась только у женщин и исключительно женщинами. Причём процесс нанесения татуировки был многолетним и начинался ещё с раннего детского возраста. Данная татуировка обозначала семейное положение женщины: замужем или нет, а также количество детей. В настоящее время традиция практически канула в Лету, сохранившись отчасти, только в виде особенного макияжа на народные праздники.

Религия айнов основана на поклонении различным духам природы. Священными животными считаются касатка и медведь. Культ медведя вообще широко распространён у народов Сибири и Дальнего Востока, но у айнов он принимает особую форму. Изначально убийство и поедание медведя каралось у айнов смертью, но постепенно запрет ослаб. Возник Медвежий праздник, обряд умилостивления духа медведя, который просуществовал вплоть до 20 века. Дело происходило так:
“Новорожденного медвежонка из тайги приносили в селение, где три четыре года вся община заботилась о нем: ухаживала, кормила, выводила на прогулку. Местом его обитания была специально построенная бревенчатая клеть.
Кульминацией праздника становился ритуал «убиения – отправления» медведя к горному духу-хозяину и вкушение мяса. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению, на реку. На главном месте, украшенном ритуальными лиственницами и стружками инау, опытный охотник из лука стрелял в животное. В последний раз ритуальные угощения «мос» подавали убитому зверю как жертвоприношение от мира людей миру «горных людей» — духов. У айнов этот ритуал резко отличен от подобных ему, существовавших у других народов, ибо только они вскармливали медвежонка грудью женщины-кормилицы.
Медвежье мясо вкушала вся община и гости. Все кости возвращали главе рода вместе с искупительной собакой, которую приносили в жертву горным духам. Кости медведя хозяин праздника помещал в родовой деревянный амбар. Десятилетиями в нем хранились остатки всех медведей, убитых членами данного рода на празднике и на охоте.
Род восславлял медведя и всячески извинялся перед ним в следующей форме: если б его душа не была высвобождена из тела, разве она могла бы отойти вестником к богам, объяснить им, как преданы им айны и как они заслуживают их защиты?
В праздничные дни соревновались в бегах на собачьих упряжках, молодежь затевала игры, национальную борьбу.”

Читать еще:  Над кукушкиным гнездом главный герой. Кен Кизи

Сейчас большинство айнов в России являются православными, однако отголоски традиционной веры всё ещё сохраняются в их обиходе в виде суеверий.

Картина. Медвежий праздник у айнов. 1930-е гг.

о. Сахалин. Медвежий праздник. 1904г.

Современность

На данный момент в Японии айнов 25000, а в России — 109, что связано с репатриацией айнов, как японских граждан с Сахалина и Курил после Второй Мировой и большой ассимиляцией. Однако, они до сих пор продолжают обитать на Сахалине, Курильских островах и Хоккайдо, как исконные, самые древние жители этих мест.
И напоследок, одна из национальных айнских сказок в записи русских исследователей:
На охоте на соболя
«Я пошел на охоту в тайгу. Далеко ушел. Спустившись с горы к маленькой речке, построил себе хижину и установил за нею инау, чтобы мне повезло на охоте.
Потом я поставил ловушки на соболя и возле речки, и на деревьях, поваленных через нее, — по ним любят перебегать зверьки, и дальше в тайге. Много ловушек поставил.
Ночью поспал в хижине, а рано утром, когда солнце накинуло золотую цепочку на макушку горы и стало вытягивать себя из далекого моря, я отправился проверять ловушки. Ой, как я был доволен, увидев добычу и в первой ловушке, и во второй, и в третьей, и еще во многих. Я связал пойманных соболей в большую связку и весело пошел к моей хижине.
Когда перебрался через речку, глянул на хижину и очень удивился — из нее поднимался дым.
Кто же это затопил мой очаг, однако?
Я осторожно подкрался к хижине и услышал звук, похожий на шум кипящей воды. Странно. Какой же человек зашел в мою хижину да еще что-то готовит? И уже пахнет. И вкусно, однако.
Я вошел. О-хо-хо-хо! Да это ж моя жена! Как это она додумалась найти меня? Никогда ведь не находила, а тут пришла.
А жена сидела на моем месте и готовила обед.
— Давай разувайся, — сказала она. — Просушу твою обувь.
Я разулся, отдал ей свою обувь, а сам все смотрю на нее внимательно и думаю: а моя ли это жена? Вроде бы не моя и вроде нет, моя. Надо как-то узнать.
Садись ешь, — сказала она. — Устал ведь на охоте. Я начал есть, а сам все думаю: как-то не похожа она на мою жену. Нет, не похожа. Наверное, это какой-то злой дух. Страшно стало, однако. Что же все-таки делать?
Вдруг женщина поднялась и говорит:
Ну, я пойду. Сказала так и пошла.
Я выглянул из хижины и посмотрел ей вслед. «А не медведица ли это?» — подумал я. И только так подумал, действительно — женщина превратилась в медведицу. Взревела громко и, косолапя, ушла в тайгу.
Я, конечно, испугался. Вокруг всей хижины понаставил инау. Ночью спал чутко, тревожно. А утром опять отправился проверять ловушки. О-хо-хо-хо, сколько соболей-то попалось! Никогда столько не попадалось!
Возвращаясь домой, я вспомнил, как древние старики рассказывали: бывает, обитатели лесов приходят к айнам в облике мужчины или женщины, чтобы помочь на охоте. Старики называют их людьми леса. Значит, и ко мне приходила лесная женщина, а не жена моя. Жена, конечно, не смогла бы так хорошо помочь на охоте. А та смогла. Молодец, однако!»

Источники:

http://disgustingmen.com/history/ainu-people
http://zen.yandex.ru/media/id/5c483a06fad3ae0597752cf1/5c690cb0e8db0200aeec65a5
http://fishki.net/1507154-narody-rossii-ajny—borodatye-zhiteli-kuril.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector