0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

А.М. Горький и развитие литературы для детей

Творчество М. Горького для детей

Творчеству М. Горького в детской литературе принадлежит особое место. Очень велик его вклад в ее развитие, и оценивается этот вклад не только его произведениями, но и тем пристальным вниманием, которое он уделял детской литературе, начиная со своих первых публикационных опытов. Уже в первых своих газетных статьях Горький требовал обязательного изучения в школе лучших образцов литературы.

В 1910 г. в послании международному конгрессу семейного воспитания он формулирует требования к воспитанию детей. В 1917 г. на заседании Лиги социального воспитания — остановился на целях воспитания:

1. насыщение человека знаниями о мире и о нем самом;

2. формирование характера и воли;

3. развитие способностей.

Горький ратует за радостное детство и за воспитание такого человека, для которого жизнь и труд — наслаждение, а не подвиг. Воспитание такого человека писатель связывает с ростом культуры и даже выдвигает тезис: «Охрана детей — охрана культуры». Основой культуры народа Горький считал язык, поэтому считал: приобщение детей к народному языку — одна из важнейших задач воспитания. Говоря о литературе для детей, Горький утверждал: «Ей нужны не ремесленники, а художники; поэзия — а не суррогат поэзии. Она не должна быть придатком литературы для взрослых».

Защищал развлекательную литературу для детей, ведь ребенок познает мир через игру. Он играет и словом, и таким образом учитываются тонкости родного языка. Поэтому детская книга должна учитывать требования детей в увлекательном, захватывающем чтении.

Горький призывал издателей тщательно отбирать для детей наиболее ценные книги мировой и отечественной литературы, привлекать к детской литературе серьезных писателей, ученых, художников. Он много работал с начинающими писателями, и некоторые под его влиянием обратились к детской литературе. Горький советовал им читать народные сказки. В план изданий детских книг он рекомендовал включать былины, греческие мифы, скандинавский эпос, сказки из «1001 ночи».

Писатель рассуждал о том, каким должен быть образ героя в детских книгах, говорил о том, что стоит несколько преувеличивать как хорошие, так и плохие его черты. Он говорил: в книгах для младшего возраста уместнее раскрывать характер героя через его поступки, а детям постарше — показывать становление характера.

По инициативе Горького возник первый революционный детский журнал «Северное сияние».

Рассказы Горького для детей публиковались и до революции. Некоторые из них печатались в сборниках «Знание», которые пользовались большой популярностью в демократической среде.

Сказки Горького: «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Про Иванушку-дурачка».

Сборник «Елка» — задуман был книжкой веселой. В его сказке «Самовар» нет проповеди, но нравоучение содержится. Оно обличено в забавную форму, так что легко воспринимается читателем.

Общественные идеи и творческие принципы Горького оказали сильнейшие развитие детской литературы.

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

5. А.М. Горький и развитие литературы для детей

Деятельность Горького была столь многогранной, что охватывала почти все сторoны духовной жизни. Составной ее частью являлась забота o воспитании подрастающего поколения, о создании детской литературы.

Уже в начале своей литературной деятельности A. M. ГОРЬКИЙ выступил против системы образования и воспитания

царской России. B газетных статьях, очерках и фельетонах, в ху­дожественных произведениях он резко критиковал официальную

политику в области просвещения и убедительно доказывал, что

старая школа не стремилась дать детям всестороннее образование, воспитывaть из них творчески мыслящих людей. «Государству нужен покорный его воле работник, a не свободный носитель творческого начала, защитник установленньгх государством различных норм, но отнюдь не создатель новыx условий» , — го­ворил он. Подобное воспитание, по мысли Горького, подавляет волю, инициативу, разобщает людей, развивает в них индивидуа­лизм, враждебное отношение к интересам коллективного целого.

Как всемирно известный писатель, Горький в 1910 году был пpиглашен на Третий междунаpодный конгресс по семeйному воспитанию в Брюсселе. В своем послании конгрессу он говорил o необходимости воспитывать так, «чтобы ребенок приучался чувствовать себя хозяином мира и наследником всех его благ» . «Дорогу детям, наследникам всей грандиозной работы человечества! Ведите их к будущему, научив уважать и ценить прошлое, — так мы создадим непрерывную волну творческой энергии.»

В 1917 году в Петрогpадe по инициативе Алексeя Максимо­вича была создана «Лига Социального воспитания», перед которой была поставлена задача разработать oсновы новой системы воспитания. B речи на заседании «Лиги» Горький призывал от­дать все лучшее детям, «завтрашним творцам жизни» .

Горький призывал воспитывать в детях любовь к труду, активное отношение к жизни. Свои мысли o воспитании писатель воплощал на практике: активно работал в различных просветительных обществах, помогал учителям, заботился o снабжении школ наглядными пособиями, участвовал в детских утренниках, организовывал елки для детей бедняков и т. п.

Могучим средством воспитания Горький считал художествен­ную литературу. B дореволюционной России хороших книг для детей издавалось немного. Большинство произведений современной ему детской литературы Горький считал неудовлетворительными, a бездарных писателей, стремившихся воспитывaть из де­тей покорных слуг самодержавия, заклеймил эпитетом «мутно­глазые».

Алексей Максимович считал, что успешно бороться c реакционной детской литературой можно не столько критическими статьями, сколько новыми высокохудожественными произведе­ниями. Поэтому радовался каждой удачной книге, призывал луч­ших писателей создавать произведения для детей, сам написал несколько сказок для них. «Маленький человек с первых же дней сознательного отношения к жизни должен понемногу узнавать обо всем, что сделано до него бесчисленными поколениями людей: узнавая это, он поймет, что сделанное до него – делалось для него».

Большие задачи по созданию целой Детской библиотеки из 300-400 книг Горький ставил перед издательством «Парус». Учитывaя огромное влияние литературы на формирование ми­ровоззрения человека, M. Горький в период войны 1914-1917 годов стремился объединить писателей и ученых для создания серии биографий выдающихся деятелей, которая должна была противостоять шовинистической литературе. Такие книги предполагалось издавать в издательстве «Парус», которое возглав­лял Горький. Под его руководством составлялся обширный из­дательский план, который охватывал широкий круг вопросов и тем, способных удовлетворить самые разнообразные интересы юных читателей.

После Октябрьской революции в 1919году горький организует детский журнал – «Северное сияние». Основная мысль послеоктябрьских выступлений – детскую литературу, отвечающую потребностям социалистического общества, нужно создавать заново, процесс этот длительный. В 1933 году по инициативе Горького создается Детиздат. После Октября свои мысли о детской литературе Горький высказал в работах «Литературу детям», «О темах», «О сказках», «Человек, уши которого заткнуты ватой». Включился в дискуссию о роли сказки, фантазии в воспитании детей. Основные требования к детской книге:

Читать еще:  Когда появилась пила на руси. История развития пилы

Требование учитывать возрастные особенности и интересы детей к действительности.

Требование энциклопедичности, широкого охвата явлений.

Ведущей темой должна стать тема современности, яркое и необычное особенно привлекает детей. Книги о романтике труда, романтике борьбы человека с природой.

Требование художественности:»Наша книга не должна быть дидактической, грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов».

Герой: «Перед новыми талантами встает задача изобразить в литературе героя – чудесного, небывалого даже в сказке, героя, который хочет перестроить мир… показать героя, собрав в одном человеке все достоинства коллектива».

Необходимость юмора, сатиры – «забавного» в книге для детей. Дети от природы жизнерадостны, смешливы.

Детское мышление наглядно. Непременным требованием к детской книге должны стать красочные иллюстрации.

Специально для детей Горький написал немного произведе­ний — всего шесть сказок. Это — «Утро» (1910) , «Воробьишко» (1912), «Случай c Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918) , «Яшка» (1919) . Все они адресованы малышам. В своих сказках Горький воплощал те требования, ко­торые предъявлял к детской литературе; в идейно-тематическом отношении они неотделимы от всего творчества писателя.

Сказки Горького воспитательны и нравоучительны в высоком

смысле слова. Сюжет их динамичен и занимателен. От знакомого и конкретного автор ведет своих читателей к понятиям отвлеченным и значительным. Часто встречаются в них незатей­ливые, доступные детям стихи, которые отличаются строгой ритмикой, вызывают желание запомнить и повторять их во время игры. Сказки Горького оптимистичны , прославляют жизнь, труд, природу, простого человека, высмеивают высокомерие, зазнай­ство, хвастовство и ханжество.

Горький умеет говорить c детьми интересно, увлекательно, c юмором, умеет заглянуть в душевный мир ребенка, просто и понятно рассказать о важных делах.

B 1910 году Горький получил письмо от семилетнего мальчи­ка, опечаленного смертью Толстого: «Дорогой Максим Горький, все писатели русские умерли, только ты остался. Haпиши мне сказку и пришли мне». Через 2-3 недели Алексей Максимович вместе c ответом прислал новую сказку, Значительно позднее она была опубликована в детском журнале «Жаворонок» (1918, М 11-12), Это была сказка «Утро». B яркой занимательной форме рассказывается в ней o появлении солнца, о наступлении дня, о пробуждении природы. Все окружающее одухотворено, оживлено, очеловечено, пронизано ликующим радостным светом, торжествующей мyзыкой жизни и труда.

Труд и жизнь на земле, говорит писатель, так же прекрасны, как солнце, цветы, море и птицы.

Сказки «Самовар», «Воробьишко» и «Случай с Eвсейкой» бы­ли созданы в результате переписки c детьми из детского сада «Школа шалунов» в Баку. Сказка «Самовар» написана в 1913 го­ду, впервые опубликована в сборнике «Елка» в 1918 году. В ее основе лежит случай из жизни писателя, упоминаемый в Повести «В людях». Содержание сказки раскрыто в одном из его писем к бакинским детям о том, как распаялся самовар, в который забы­ли налить воды. Это событие явилось основой забавного, весело­го сказочного сюжета. Сказка написана прозой, которая переме­жается со стихами.

Самовлюбленный, зазнавшийся самовар считает себя цент­ральной фигурой, умницей, красавцем. «Форсисто фыркая», стал он в песнях все больше и больше восхвалять себя.

Фух, как я горяч!

Фух, как я могуч!

захочу— прыгну, как мяч,

и на луну выше туч!

Хвастливый самовар до того раскалился, что даже посинел,

Покиплю еще немножко, А когда наскучит мне,—Сразу выпрыгну в окошко И женюся на луне!

По-разному ведут себя предметы и вещи, окружающие само­вар. Сливочник беседует c пустой сахарницей, которая говорит «сладеньким голосом». Яростно спорит c зазнавшимся самова­ром скромненький чайник. B общий разговор включается чума­зая тушилка. Она звенит:

Дзинь! Кто это шипит?

Что за разговоры!

Даже кит ночью спяи,—

А уж полночь скоро!

B самоваре не было воды, его кран отпаялся и повис, как нос y пьяного, нo он все еще храбрился и гудел, безмерно хвастаясь. Не сознавая, что уже погибает, он возносится пуще прежнего, считая себя способным сразу заменить и солнце и луну:

И света и тепла земле я больше дам,

Ведь я его и жарче и моложе!

Светить и деть и ночь ему не по годам,—

А это так легко для медной рожи!

Меняющаяся ритмика стихотвoрных строк каждый раз соот­ветствует напряженности и темпу событий. Стихи составляют ор­ганическое целое c прозой, легко запоминаются, позволяют наглядно показать все то, o чем рассказывает автор. B сказке действуют вещи, близкие и знакомые детям, но за знакомыми предметами и явлениями скрыты большие мысли, глубокие идеи. Идея сказки— разоблачение, осмеяние хвастовства и зазнайст­ва — предлагается маленьким читателям в доступной форме.

Сказка «Воробьишко» впервые была напечатана в 1912 году в сборнике сказок «Голубая книжка». Отдельно вышла в 1917 го­ду в издательстве «Парус».

Маленькому вoробьишке Пyдикy, который жил в гнезде и пи­тался тем, что носили родители, «хотелось поскopее узнать, что такое божий мир и годится ли он для него» . Пудик никого не хо­чет слушать, На все у него есть готовый ответ, все он понимает по-своему. Весь окружающий мир воспринимает он только по от­ношению к себе, исходя из «воробьиных» понятии. «A зачем де­ревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет. » —рас­суждает Пудик. Увидев человека, он думает, что это большая птица, которой начисто оторвали крылья. Он пел песню собствен­ного сочинения, в которой превыше всего ставил себя. Самоуве­реиный Пудик вывалился из гнезда, и его чуть не съела кошка. Но его спасла мама, потерявшая, правда, свой хвост. «Всему сразу не научишься», — признается Пудик, оказавшись снова в гнезде.

Сказка вполне доступна детям; в забавной форме в ней рас­крываются большие и важные мысли о жизни, об опыте, o пре­емственности поколений.

Сказка «Случай c Евсейкой» была напечатана в газете «День» в 1912 году, a потом c небольшими изменениями перепечатана в журнале «Северное сияние» в 1919 году (N2 3-4). По своему содержанию и сюжету сказка интересна детям, она содержит в себе большой познавательный материал. Сказка ценна не только изображением подводного царства. Не менее важен здесь и образ мальчика, главного героя. Решив во что бы то ни стало выбраться на землю, Евсейка идет на хитрость: он затевает c рыбами игры

и таким путем верхом на рыбе выплывает на поверхность. Отве­чая на вопросы рыб, Евсейка боится ошибиться и вызвать их гнев, поэтому старается вести себя осторожно и обдуманно.

Сказка «Про Иванушку-дурачка» — обработка русского на­родного сюжета. Но она настолько оригинальна, что ее почти це­ликом можно считать созданием Горького.

Образ Иванушки вполне соответствует духу народных ска­зок. Это очень симпатичный, веселый, никогда не унывающий че­ловек, который все умеет делать; правда, «все у него смешно выходит—не так, как у людей». Как и сами маленькие читате­ли сказки, Иванушка не может понять переносное значение сло­ва. Когда ему поручили глядеть за детьми, он влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади них и говорит: «Ну вот, я гляжу за вами!»

Читать еще:  Кто такие футуристы кратко. Футуризм в литературе

Иванушка поет веселые песни, не боится трудностей, успеш­но преодолевает их, постоянно трудится. Смешной и забaвный герой сказки не так уж глуп. Попав в лес, он подчинил медведя, заставил его работать за себя и даже привел домом. Обо всем этом рассказано c добродушным юмором. Детям близок и досту­пен этот юмор. Нравится им и главный герой сказки —веселый, энергичный и всегда находчивый Иванушка. Поймут они и идею сказки: человеку труда все по плечу.

В детское чтение вошли и не предназначенные для детей «Сказки об Италии». Написаны они были Горьким в период его пребывания на Капри в 1906-1913 гг. всего создано 27 сказок. Из письма Е. Пешковой: «Только что возвратился из Рима – произвел на меня удивительное сильное впечатление. Мне кажется, что я впитал в себя волну духовного здоровья, бодрости, вера в жизнь, в силу духа человеческого поднялась, все в душе кипит, я чувствую себя крепким, энергичным, способным на многое».

Первоначально сказки возникли как импровизации на итальянскую тему. Е. Пешкова: «Алексей Максимович любил рассказывать сыну сценки и эпизоды из итальянской жизни, мальчик с увлечением слушал рассказы отца. Некоторые из этих устных новелл А.М. позднее вошли в цикл «Сказки об Италии».

Жанр – Определение «сказки» условно. Иногда он называл их «Итальянскими очерками».

В 1920 году в журнале «Северное сияние» опубликованы 4 сказки: «Стачка», «Цветок», «Тоннель», «Пепе». Отзыв: «Сказки эти – особые сказки. В них нет ничего волшебного, фантастического в обычном сказочном стиле. Это все – картинки из жизни трудовой Италии. Но хотя в этих сказках не сказка, а быль, тем не менее в них есть то очарование, которое мы испытываем, читая сказку. Сказочен этот энтузиазм товарищеского чувства рабочих. Сказочна эта несокрушимая вера в могущество человеческого труда, освобождающего мир. И разве не сказочен весь этот итальянский фон, согретый благодатным южным солнцем».

В школьное изучение вошли несколько сказок об Италии. «Дети Пармы» — тема — солидарность рабочих, человеческое братство, основная мысль – «Побеждает только верующий», «Если это привьется, нас трудно будет одолеть».

«Симплонский тоннель» (соединяет Швейцарию и Италии через Альпы – длина 19,7 м, ширина 5 м). Тема – творческий труд и дерзание, идея – «Всякая работа трудна, если ее не полюбишь», «Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила», «Все надо делать с верой в благостный исход и Бога».

«Пепе». Тема – судьба талантливого ребенка из народа. Идея – «Пепе будет нашим поэтом», «Дети будут лучше нас, и жить им будет лучше».

В. Вересаев: «А как хорош ансамбль сказок! Сколько в них света и солнца, — и физического, и духовного, и как это нужно именно в нынешнее время!»

Литературу — детям

В «Известиях» от 23 и 27 мая была напечатана статья «Литература — детям!» Автор этой статьи С.Маршак, талантливый и опытный работник в области литературы для детей, совершенно правильно придал заголовку и теме своей статьи характер требования, характер боевого лозунга.

Пред нами — факт, недопустимость коего совершенно очевидна: в государстве, где передовой отряд рабочего класса, хозяина и диктатора страны, отцы и матери — коммунисты, поглощённые строительством социалистического государства, развили и всё более развивают чудовищную, небывалую по силе напряжения энергию, — в этом государстве дело социалистического воспитания детей находится далеко ещё не на первом плане, как будто для этого дела, первостепенное и решающее значение которого совершенно ясно, у нас уже не хватает внимания, времени и творческой силы.

Мы обучаем ребят грамоте с семи-восьмилетнего возраста, но нашим детям нечего читать. Каждый год появляются сотни тысяч новых читателей, а книг для них нет. В любом колхозе, в любом рабочем посёлке, где только организуются детские очаги и ясли, возникает спрос на детскую книжку. Камчатка, Дальний Восток, Северный край требуют книг для дошкольников. Но что нам ответить далёким окраинам, когда и в Москве и в Ленинграде дети не имеют комплекта книг, существенно необходимого для их развития?

«Нет книг». Эти слова говорят не только о том, что написанные за 15 лет десятка два удачных книжек для детей младшего возраста издаются в ничтожном количестве экземпляров, — слова эти говорят о том, что у нас не создано, не написано для детей книг, которые должны способствовать развитию в малышах интереса и вкуса к знанию, должны облегчать им постижение школьной науки, знакомить их со старой действительностью, разрушенной отцами, с новой действительностью, которую создают отцы для детей. Речь идёт о настоятельной необходимости создать для детей новую, советскую, социалистическую популярно-научную и художественно яркую книгу. Дети должны быть более культурными и ещё более активными, чем их родители, основоположники нового мира. Не боясь больших слов, мы должны сказать, что наши дети должны воспитаться ещё более активными вождями мирового пролетариата. И для этого мы обязаны вооружать их с малых лет всею силой знаний, необходимых для сопротивления консерватизму старого быта, влиянию косной мещанской среды.

Буржуазная дореволюционная детская литература, независимо от её качества, давала детям кое-какие представления о мире: ребёнку младшего возраста это давалось в сказке и картинке, старшему — в оригинальной и переводной повести и рассказе. В детской библиотеке преобладала беллетристика, но было много и научно-популярной литературы — десятки книг по физике, астрономии, зоологии, сотни — по истории.

Наша задача осложняется тем, что мы можем взять из этого буржуазного наследия только очень немногое, гораздо меньше, чем взяла литература для взрослых: некоторые произведения классиков и мирового народного эпоса, — да и то в новых переводах и пересказах, — кое-что из научно-популярной литературы для старшего возраста («Жизнь растения» Тимирязева, «История свечи» Фарадея и т.д.).

Прежде всего наша книга о достижениях науки и техники должна не только давать конечные результаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенное преодоление трудностей и поиски верного метода.

Надо написать —и не одну, а несколько книг о том, что уже дали людям и что могут дать нам в условиях нашего социалистического строительства физика и химия.

Возможны и желательны также книги на более узкие и конкретные темы.

Такие темы часто открывают остроумные, оригинальные пути к трактовке серьёзного материала. Так задумана, например, книга «О роли лягушки в науке», предложенная одним из молодых учёных. Вот несколько примерных тем:

Читать еще:  Джеймс кук что он открыл. Кто такой Джеймс Кук

Книга о том, откуда взялась частная собственность и каким препятствием является она в наше время на пути развития человечества, как тормозит она свободу развития научной мысли.

Мастера, герои и боги. О том, как образы мастеров, героев труда, вполне реальные у народа, сделались отвлечёнными божествами у жрецов. Книга о священниках и жрецах.

Что такое белок?

Что такое философия? Книга эта должна дать на игре слов элементарное представление о технике мышления, рассказать о том, как создаются понятия.

Путешествие к центру земли. Книга по геологии с приложением раздвижного геологического глобуса.

Книга по физической географии с соответствующими разборными моделями.

Сопротивление материалов. Простейшие конструкции, при помощи которых ребёнок знакомится с сопротивлением материалов.

Значение пустоты в технике («Для чего — ничего?»). Мера и вес. Книга о том, какое значение имеет для людей точность измерения пространства, веса и времени. Результаты нарушения этой точности — столкновения поездов, невозможность замены частей машин, отравления людей ядами, содержащимися в лекарствах, и т.д. (Эта тема отчасти затронута в книге молодой писательницы Меркульевой «Фабрика точности»).

Книга о строении человека (с разборными моделями черепа, пищевода, желудка и т.д.).

Как человек стал великаном? Книга о том, как наука и техника удлинили наше зрение (телескоп, телевизия), слух (телефон, радио), ноги (современные способы передвижения), руки (управление на расстоянии) и т.д.

Большим разделом в области детской книги должна быть история культуры. Мы не имеем в виду связного и последовательного курса учебного характера. Это должна быть серия книг и альбомов на самые разнообразные темы, относящиеся к истории различных видов труда и истории вещей (история плуга, корабля, ткацкого станка и т.д.).

Наряду с этим надо дать детям сводку современных научных представлений о мире, нечто вроде книги Уоллеса «Место человека во вселенной».

Мы должны добиться того, чтобы лучшие писатели и художники дали нам книги и альбомы, посвящённые народам мира. О народах СССР лучше всего могут рассказать краеведы и участники многочисленных экспедиций, разбросанных по территории всего Союза. Они покажут нам национальный быт в процессе изменения и развития. Такие книги явятся очень важными документами эпохи.

Не надо думать, что все без исключения детские книжки должны давать познавательный материал. Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов, должна быть художественной. Нам нужна и весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора. Надо создать новые юмористические персонажи, которые явились бы героями целых серий книжек для детей.

Дошкольникам нужны простые и в то же время отмеченные высоким художественным мастерством стихи, которые давали бы материал для игры, считалки, дразнилки. Наряду со стихами современных мастеров детской книги необходимо издать несколько сборников, составленных из лучших образцов фольклора.

Всех нужд детской литературы не перечислишь.

Русской дореволюционной литературе было около 150 лет. Советская книга для детей ровно в десять раз моложе — ей всего 15 лет. Она ещё не успела накопить достаточного выбора книг по всем многочисленным вопросам, интересующим ребёнка в процессе его знакомства с миром.

Но мы должны принять самые решительные меры, чтобы в кратчайший срок снабдить нашего ребёнка литературой, необходимой для его культурного роста.

Этого возможно достичь путём искусного и бережного отбора наиболее ценных книг из мировой и советской литературы, как общей, так и детской, а также путём собирания и привлечения широких кадров писателей, учёных и художников.

1. Такая задача может быть по силам только специальному издательству, посвящённому детской литературе, — Детиздату.

2. Это издательство должно быть обеспечено компетентными и преданными делу людьми, а также достаточной материальной базой.

3. Необходимо выделить для нужд издательства фабрику, вырабатывающую пригодные для детской художественной книжки сорта бумаги и картона, а также организовать при издательстве хорошо оборудованную типографию и мастерскую наглядных пособий.

Пора поставить вопрос о детской литературе широко и серьёзно, так, как ставятся у нас, в Стране Советов, все крупные вопросы, требующие неотложного разрешения.

ПРИМЕЧАНИЯ
ЛИТЕРАТУРУ — ДЕТЯМ
с т а т ь я

Впервые напечатано одновременно в газетах «Правда», 1933, номер 159 от 11 июня, и «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, номер 147 от 11 июня.

В статье «Литературу — детям» М.Горький вскрыл существенные недостатки детской литературы и издания её в двадцатых — тридцатых годах. 9 сентября 1933 года ЦК ВКП(б) вынес постановление об организации Издательства детской литературы. В постановлении говорилось:

«Недостатки детской книги, отмеченные в ряде решений ЦК ВКП(б), остаются до сих пор неустранёнными.

Основными недостатками детской книги продолжают оставаться игнорирование специфических запросов детей, трафаретность и схематизм изложения, отсутствие переизданий классической детской литературы, упрощенчество, а часто халтура и невежество в литературном изложении и художественном оформлении детских книг. Лучшие книги, созданные за последнее время, ещё не стали ведущими во всей детской литературе.

В целях объединения сил (писателей, художников, педагогов) и ликвидации существующих недостатков в работе по созданию, распространению и использованию детской книги ЦК ВКП(б) постановляет:

  1. Сконцентрировать издание детской книги в специальном детском издательстве, для чего организовать в Москве в системе Огиза «Детгиз» на базе выделенных детских секторов издательств «Молодая гвардия» и школьного сектора Гихла.
  2. Детгиз должен добиться решительного перелома в издании детской книги в соответствии с неоднократными решениями ЦК (от 29/ХII 31 г. и др.). Создать ряд книг, которые, соединяя увлекательность и доступность изложения с принципиальной выдержанностью и высоким идейным уровнем., прививали бы детям интерес к борьбе и строительству рабочего класса и партии, в частности, создать серию книг для пионеров, переиздать лучшие книги мировой детской литературы (Робинзон Крузо, Путешествия Гулливера, Жюль Верна и др.), в особенности имеющие общеобразовательное значение. Создать ряд книг развлекательных, в первую очередь для младшего возраста (сказки, игры, шарады и т.п.). При этом решительно улучшить оформление книги, искореняя халтуру и формалистические выкрутасы. К изданию детской литературы Детгиз должен привлечь лучших писателей (и не только детских), художников, педагогов, работников пионердвижения. Не гоняясь за количеством названий, отказаться от издания детской книги тиражом менее 20.000, стараясь давать только проверенную книгу в подлинно массовом тираже», (сб. «Решения партии о печати», Политиздат при ЦК ВКП(б), 1941, стр.158-159).

Статья «Литературу — детям» в сокращённой редакции включалась во все издания сборника статей М.Горького «О литературе».

Печатается по тексту второго издания указанного сборника, сверенному с рукописью и авторизованными машинописями (Архив А.М.Горького).

Источники:

http://studopedia.ru/3_37867_tvorchestvo-m-gorkogo-dlya-detey.html
http://studfile.net/preview/7255378/page:22/
http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-60.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector