10 интересные факты о театрах. Обязательно для всех
10 интересные факты о театрах. Обязательно для всех
1.Театр является одним из самых старых методов развлечения публики.
2. История театра начинается с того древнего времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой.
3. В современном мире существуют тысячи оперных, драматических, эстрадных, комедийных, камерных и других театров.
4.А родиной театра в современном его виде считается Древняя Греция.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ
5. Символами театра считаются театральные маски. Две маски – комедии и трагедии – олицетворяют собой театр вообще.
6.Также маски символизируют его древность, поскольку в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять яркие маски, выражающие различные эмоции, а вместо рта имели рупор, усиливающий звук.
7. У театра есть покровительницы – древнегреческие музы: муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия.
8.В греческом театре было лишь три актёра, причём каждый из них мог играть несколько ролей. Также у каждой постановки был спонсор, который составлял смету ровно на троих человек.
9.В греческом театре все роли исполняли мужчины, в том числе и женских персонажей. Актрисы противоположенного пола появились в театре позже, играя исключительно девиц лёгкого поведения в мимах и пантомимах.
10.Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.
11.Театральный занавес (или главный, портальный) — элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный по границе зеркала сцены.
12.Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными нам способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.
13.Более сложные конструкции занавеса были изобретены примерно в XVII столетии, во времена бурного развития театрального искусства. Тогда одной из возможностей передать зрителю нужное настроение стал именно театральный занавес.
14.Сейчас существуют несколько видов занавеса: антрактно-раздвижной, подъемно-опускной, итальянский, австрийский, венецианский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, занавес Кабуки, занавес Полишинель, проходной занавес, складной занавес.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕЕР
15. Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника, как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.
16. В английском языке термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» известен еще с 1603 года. Тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет».
17.Хороших пьес во все времена было мало, и за ними охотились конкурирующие театральные труппы или издатели. Поэтому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе — суфлеру. Каждый актер имел на руках только свой текст, на заучивание которого и репетиции отводилось всего несколько недель.
18. Откуда же могла появиться пиратская пьеса? От стенографов, сидящих в зрительном зале (но тогда не было еще таких специалистов), или от артистов, выучивших текст пьесы наизусть во время репетиций.
СИДНЕЙСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
19. Современные много сериальные фильмы — не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Самой популярной в течение последних 800 лет была борьба Роланда с маврами. Кстати, в Сицилии и по сей день можно попасть на представление длиною в месяц.
20. Пьеса древнегреческого драматурга Фриниха о разорении греческого люда настолько огорчила зрителей, что весь театр разорился слезами. В наказание драматурга отправили на суд, выдвинули штраф и запретили поставку его пьес.
КИТАЙСКИЙ ТЕАТР «ЖЕМЧУЖИНА НА ВОДЕ»
21. Самый большой в мире театр находится в Китае. Он называется «Жемчужина на Воде». Его высота – порядка 50 метров, ширина – 215, длина – 145 метров.
22. Для усиления выразительности театр Возрождения пользовался как простыми навыками средневекового театра: горе – воздетые к небу руки, злорадство – «адский» смех, так и приемами античной ораторской манеры – жесты рук, кистей рук и пальцев. Образцы такой жестикуляции приводятся в трактатах Джона Булвера «Хирология» и «Хирономия» 1644 года.
23. На одном из одесских кладбищ есть могила актёра М.Н. Митрофанова с надписью на плите: «Много раз мне случалось играть покойников, но никогда я не играл их столь мастерски».
ТЕАТР В НОРВЕГИИ
24. Норвежская столица Осло входит в список театральных «креативщиков». В самом центре города разместился оперный театр — огромное здание из мрамора и стекла со смотровой площадкой, протянувшееся вдоль побережья на несколько сот метров.
25.Его сцена состоит из 16 площадок, независимых друг от друга и способных перемещаться в пространстве под разными ракурсами. Такая конструктивная находка позволяет создавать самые замысловатые декорации, вводя зрителей в эмоционально-культурный транс. Постановки отличаются своей разноплановостью и оригинальностью прочтения, а число посетителей театра за все время его существования уже превысило 8 миллионов человек.
ТЕАТР В ПЕКИНЕ
26. Гигантское «яйцо» из стекла и титана, словно фантастическая подводная лодка, всплывшая посреди Пекина — не что иное, как здание современного театра. Его создатель, архитектор, француз Поль Андре, дал волю своей фантазии и сделал настоящий футуристический объект.
27.Чтобы попасть в холл театра, нужно пройти по подводному тоннелю длиной 80 метров, и уже это одно приводит в восторг. Помимо спектаклей, здесь проводятся симфонические концерты и различные шоу-программы.
28. Что делать, если спектакль явно не блещет актерскими талантами, но поддерживать зрительский интерес нужно в обязательном порядке? Очень просто — обеспечить в зале присутствие специально обученной «массовки», которая искупает в овациях незадавшееся представление. Именно так поступали еще во времена Нерона, считавшего себя великим артистом.
В МИЛАНСКОМ ТЕАТРЕ ЛА-СКАЛА
29. Аплодисментам в театре всегда уделяли большое внимание. Уже в античное время зрителям указывали, когда нужно аплодировать, а в одном ионийском театре давали возможность аплодировать воинам, потерявшим руку в бою, для этого перед ними сажали лысых рабов, по голове которых и могли хлопать одной рукой инвалиды.
30.Практика приглашать аплодирующих наемников была распространена и в Европе. В 19 веке их услугами пользовались многие театры, до тех пор, пока так называемые клакеры не стали требовать вознаграждение за свой «труд».
31. Самым старым театром в Европе считается театр Маноэль (Валлетта), построенный в 1731 году, это действующий театр на 650 зрителей с уникальной акустикой зала. При театре есть музей.
32. В римской пантомиме гетеры (независимые свободные женщины) были облечены в прозрачные туники. По ходу выступления они их с себя снимали. Однажды одна из танцовщиц по имени Феодора так привлекала своей красотой, что в итоге на ней женился римский император Юстиниан.
33.За соблюдением порядка среди зрителей был ответственен специальный человек с палкой, которого называли рабдух, который мог утихомирить разбушевавшегося зрителя.
34.Какое-то время римская комедия не разрешала изображать римлян в смехотворном виде. Поэтому шутили в основном над греками и их бытом. В свою очередь греческая комедия показывала только «смешных» римлян.
35.В расцвет античного театра Афин всех жителей, кроме рабов, обязывали посещать трагические постановки. Тем, у кого не хватало средств, государство выплачивало компенсацию.
САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР В МИРЕ. АВСТРИЯ, ГОРОД ФИЛЛЫ
36. Самый маленький театр в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса, находится в австрийском городке Филлах. Театр под названием «Кремлевский двор» («Kremlhof») со сценой, размер которой 1,3 х 1,3. метра, рассчитан он только на 8 зрителей.
37. Внешне театр выглядит как маленький деревянный павильончик. Открылся театр в 2009 году, его особенностью является то, что он предлагает постановки на русском языке. Также несколько спектаклей актеры театра играют на словенском языке и диалекте немецкого.
ТЕАТР БРЕГЕНЦ, АВСТРИЯ
38. Удивляют театры не только постановками, но и самим своим видом — архитектурой, расположением, внутренним убранством и т.д. Не говоря уже о том, что происходит на сцене. Заядлые театралы хорошо знакомы с небольшим австрийским городком Брегенц, куда ежегодно со всего мира съезжаются любители оперы и театрального искусства.
39.Все его представления проходят на плавучей сцене — специальной конструкции, вмещающую множество декораций и сложную систему освещения. Все вместе дает потрясающий зрительный эффект, который только усиливается на фоне солнечных летних закатов и отблеска озерной воды. На берегу оборудованы места для 6000 зрителей, поэтому билеты раскупаются за полгода вперед.
40. Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.
41. Здания театров, театральные атрибуты, портреты знаменитых театральных деятелей изображались на современных денежных знаках разных стран – монетах и купюрах.
42.У нас на сторублевой купюре изображён Большой театр в Москве. На одной её стороне изображена скульптурная композиция, украшающая Большой театр, а на обратной – само здание Большого театра с этой же композицией.
43. Используя в речи различные афоризмы, мы мало задумываемся над их происхождением. А, между тем, часть их них имеет театральные корни. Например: Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка».
44.Казалось бы, какое отношение оно имеет к значению, вкладываемому в него сегодня — провал, неудача? Все дело в незадачливом комике Бианконелли, решившем в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове. Зрители юмор не оценили, а название сценки стало синонимом понятия «актерская неудача». Впоследствии фраза приобрела нарицательный смысл, обозначая «крах», «поражение» не только в рамках актерской игры, а в принципе.
45. 27 марта во всем мире отмечают День театра. World Theatre Day был учрежден в 1961 году в Вене, на IX конгрессе Международного института театра при Юнеско и отмечается ежегодно с 1962 года.
АФИШНАЯ ТУМБА
46. Афишная тумба – уличная высокая тумба цилиндрической формы для вывешивания рекламных афиш – была придумана во Франциии и носит имя парижского печатника Габриэля Морриса (Gabriel Morris), получившего в 1868 году разрешение городских властей Парижа установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши, при условии, что внутри тумбы городские дворники прятали бы свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы.
47. При постановке театральных спектаклей используется реквизит (от лат. requisitum – потребность), если его отсутствие не предусмотрено режиссерским замыслом. Реквизит — совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для театральной постановки.
В МАЛОМ ТЕАТРЕ В МОСКВЕ
48.Также используется бутафория – поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали костюмов и декораций. Самые удачные экземпляры сценического поддельного искусства выставлены в музеях, что позволяет зрителю вблизи увидеть часть «великого обмана» и закулисья.
49. В наше время в мире существует театр жестикуляций для глухих и слабослышащих.
50. Театр — это своеобразное колдовство, создаваемое живыми людьми на сцене «здесь и сейчас». Каждый спектакль даже самых долгоиграющих постановок имеет свою душу и почерк. Без театров немыслимо современное общество любого народа.
В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ В МОНАКО
20 фактов из истории театра
1. В греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.
2. В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.
3. Долгое время в древнеримской комедии запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно потому изображались только греки и греческий быт. Получалось, что греки и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне тоже смеялись над греками.
4. Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орел, выпустивший черепаху, чтобы разбить ее панцирь и полакомиться ее мясом.
5. Когда в битве афинян и самосцев часть армии выступила под предводительством драматурга Софокла (такую честь была оказана ему в награду за выдающиеся заслуги перед городом), ему пришлось сражаться с отрядами, руководимыми элейским философом Мелиссом. Драматург одержал победу над философом.
6. Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» – о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами. В наказание власти присудили поэту штраф в тысячу драхм и запретили постановку пьесы.
7. В греческом театре было лишь три актера, каждый из которых мог исполнять несколько ролей. Иногда в качестве курьеза появлялся и четвертый актер – парахорегема, становившийся «обузой хорега» (так переводится его имя). Ведь на него, ведавшего постановкой, ложилась дополнительная обязанность по оплате лишнего исполнителя.
8. В «Антигоне» Софокла в разных местах пьесы поют Антигона и Креонт. Как же это объяснить, ведь мы знаем, что в античном театре обычно пел лишь главный актер, называемый протагонистом? Просто в этом случае греческий театр поручал протагонисту исполнение соответствующих частей обеих ролей: сначала он исполнял полностью роль Антигоны – вплоть до ее смерти, а затем — в финале пьесы — переодевался в Креонта, до того игравшегося другим актером.
9. В классические времена Афин просмотр театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин, кроме рабов. Поэтому на представлении собирался весь город. Неимущим, платили компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам. А вот на постановки комедий порядочных женщин не пускали. Разве что гетеры могли находиться в театре на представлении комических произведений.
10. Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Женщины-актрисы появились позже. Все они были девицами легкого поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового содержания). А еще, в пантомимах.
11. Греческие драматурги, представлявшие свои трагедии на сцене, соревновались друг с другом. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плюща. Победивший хорег (спонсор постановки) мог поставить себе памятник. Кстати, он никогда не делался с натуры, и на нем указывалось и имя хорега, и имя драматурга.
12. Перед представлением трагедий на орхестре (круглой сцене вроде арены современного цирка) резали поросят и кропили их кровью зрителей.
13. Актеры в Греции выступали в масках, менять которые могли лишь один раз – в результате перипетии. Например, когда царь Эдип у Софокла из зрячего превращался в слепого.
14. Филипп Македонский (отец Александра Македонского) был убит в местном театре.
15. Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакеров.
16. За свои шутки против политика Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в театре.
17. В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в полу.
18. Римский драматург Ливий Андроник сам исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял голос, то стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в истории случай использования фонограммы.
19. В Риме были популярны так называемые мимические ипотезы – растянутые трагикомические представления, которые писал известный автор Филистион. Самым популярным сюжетом были приключения разбойника Лавреола, которого в финале представления распинали на кресте. В нужный момент актера заменяли на какого-нибудь приговоренного к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у зрителей.
20. В римской пантомиме участвовали гетеры в прозрачных туниках, которые они по ходу дела сбрасывали с себя. На одной из таких танцовщиц – Феодоре – женился император Юстиниан.
10 интересные факты о театрах. Обязательно для всех
Самая короткая пьеса, самый миниатюрный спектакль, танцы с экскаватором и медвежья потеха: собрали в одном материале все факты о театре и танце, которыми мы делились в соцсетях.
Текст: Алексей Киселев, Антон Хитров
26.12.18
1. На сцене Театра армии легко поместится 1000 человек
Сцена Театра Российской армии в Москве — самая большая в Европе. Громадное десятиэтажное здание с колоннами, спроектированное в 1934 году, во время Великой Отечественной войны оказалось удобным ориентиром для немецких летчиков: в плане оно повторяет форму огромной пятиконечной звезды.
2. Ниндзя не носили черное. То, что мы считаем одеждой ниндзя, — театральный костюм человека-невидимки
Черный костюм — не самая хорошая маскировка для незаметного убийцы, поэтому ниндзя никогда так не одевались. Зато так одеваются кукловоды в японском театре бунраку и рабочие сцены в другом традиционном жанре — кабуки. Если зрители видят человека в черном, они его игнорируют, как если бы он был невидимкой. Поэтому японские художники стали рисовать ниндзя в такой же одежде.
3. Действие самого маленького в мире спектакля происходит в спичечном коробке
Знаменитый «Апокалипсис» московского театра «Тень» длится 10 минут. В спектакле все декорации и куклы расположены внутри спичечных коробков. Каждая сцена играется при свете спички и длится не более 15 секунд — пока спичка не потухнет. А звучащий текст смонтирован из записей голосов Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Фоменко и других деятелей искусства.
4. В СССР 30 лет не ставили «Гамлета», потому что Сталину пьеса не нравилась
Кроме того, согласно одной из теорий, Сталин был убит в результате секретной операции «Гамлет». А здесь мы рассказываем о том, как трагедия Шекспира стала главной пьесой человечества.
5. Самый распространенный вид культурного досуга в России XVII века — медвежья потеха
«Олеарий в своих путевых записках о России замечает, что в его время, т. е. в 30-х годах XVII ст., вожаки с танцующими медведями ходили в России по всем деревням». Об этом и других безумных обычаях русского народа как об истоках российской театральной культуры мы прочитали в книге Александра Архангельского «Театр допетровской Руси» (1884) вместе с «Обществом распространения полезных книг». А вот еще 24 забытые книги о театре.
6. Более 120 пар пуантов изнашивает за сезон одна балерина
«В прошлом сезоне я использовала около 125 пар пуантов, — говорит прима-балерина Мариинского театра Виктория Терёшкина. — На большой спектакль уходит две-три пары туфель, по паре на каждый акт». Подробнее о повседневной жизни балерины — здесь.
7. Есть спектакль, где зритель заполняет анкету и едет домой
Это «Questioning / Кто ты?» — минималистичный шедевр швейцарской театральной компании Magic Garden. Ни актеров, ни декораций, ни сцены — только вы, ведущий, другие зрители и несколько страниц каверзных вопросов. Этот спектакль можно посмотреть в московском «Гоголь-центре» и петербургском «Pop-up-театре».
8. Чтобы в макете декорации изобразить землю, 1) выпейте чаю 2) засушите пакетик
Театральные художники давно могли бы перейти к цифровым 3D-моделям, но их по-прежнему заставляют клеить макеты. В этом деле есть несколько хитростей, передающихся от художника к художнику. Например, такая: если засушить использованную заварку, она будет выглядеть точь-в-точь как земля.
9. В Москве 390 театров. Но это неточно
Вообще, много кто пробовал посчитать: одни говорят, что их меньше 200, другие — что больше 400. А вот как считали мы!
10. Во времена Мольера самые богатые зрители сидели прямо на сцене
Во Франции в XVII веке самые обеспеченные люди могли позволить себе билеты в театр с местами прямо на сцене. Но вовсе не для того, чтобы лучше видеть игру актеров, а чтобы показать себя.
11. В СССР был театр, в котором играли только женщины
В городе Салавате Республики Башкортостан в годы Великой Отечественной войны действовал передвижной театр, состоявший из семи актрис. Мужская часть коллектива ушла на фронт, а женщины сохранили театр, бесперебойно исполняя весь репертуар, распределив между собой и мужские роли тоже.
12. В одном балете человек танцевал с экскаватором
Уличный спектакль Доминика Буавена для одного танцовщика и одного экскаватора называется «Transports Exceptionnels» — «Особые перевозки». Шесть лет назад фестиваль «Территория» показывал его в парке Горького под названием «Па-де-де с экскаватором». С экскаватором хореограф танцует сам, вот как это выглядит. Еще у Буавена есть спектакль «L.U.MEN» для трех артистов и машины-подъемника.
13. Самая короткая пьеса умещается в твит
Пьеса Павла Пряжко «Солдат» умещается в твит старого образца — до 140 знаков. Ее поставил режиссер Дмитрий Волкострелов в московском «Театре.doc», спектакль длился десять минут. Вот эта пьеса: «Солдат пришел в увольнительную. Когда надо было идти обратно в армию, он в армию не пошел».
Источники:
http://obshe.net/posts/id2319.html
http://pikabu.ru/story/20_faktov_iz_istorii_teatra_227638
http://yandex.ru/promo/yavteatre/all_facts