1 определение культуры. Понятие и виды культуры
Понятие культуры и её виды
Культура – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении – искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».
Культуру можно представить в единстве трех ее непрерывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности, степени развития личности.
Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не могут быть охарактеризованы как культурные. Культура представляет собой сложную системную ценность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи. С точки зрения деятельностной концепции формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур.
Каждый из этих видов обладает своими особенностями и в свою очередь делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой, связанные с формой их бытия, сосуществующих между собой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого.
1. Материальная культура – это совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком (культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); физическая культура).
2. Духовная культура – это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.
Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык (познавательная и интеллектуальная культура; культура речи; мораль; искусство; религия; наука; философия; образование).
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Виды культуры. Понятие и виды культуры
Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.
Этимология и определение
Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:
4) образование и развитие.
Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.
Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение – это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.
Понятие и виды культуры
Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:
- массовая и индивидуальная;
- западная и восточная;
- индустриальная и постиндустриальная;
- городская и сельская;
- высокая (элитарная) и массовая (народная культура) и т. д.
Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:
- материальная;
- духовная;
- информационная;
- физическая.
Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное – это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.
Материальная культура
Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.
Духовная культура
Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение – продуцирование сознания.
Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.
Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего – единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски – которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности – это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.
Информационная культура
Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.
Культура речи
Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи – это совсем другое.
В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.
Физическая культура
Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.
Культура и социум
Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:
- культура личности;
- культура коллектива;
- культура общества.
Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.
Культура: определение понятия и ее виды.
Культура: определение понятия и ее виды.
Понятие “культура” употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций, (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения. Культура – это всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.
-на мировую и национальную,
-материальную и духовную(духовная культура включает в себе философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру)
Функции культуры
Познавательная— достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике. Информативная связана с накоплением и трансляцией социального опыта от одного поколения к другому внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому. Оценочная соединена с ценностями в культурологическом измерении.
Знаковая связана с семантической эстетикой, а также с семиотическим изучением «языков» театра, кино и других видов искусства.
Деятельностная соединена с культурологической деятельностью.
Коммуникативная позволяет людям вступать в общение друг с другом.
Нормативная регулирует поведение отдельных индивидов и целых социальных групп.
Цивилизационная (гуманистическая) — главная систематизирующая функция культуры. Выполняет роль специфического селектора, выводящего за пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное.
Факторы, обусловившие формирование и развитие национальной культуры
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В большинстве стран имеется несколько национальных культур.
Родной язык – это сокровище народа. Равные права на него имеют большие и малые, старые и молодые, и служит он всем одинаково
История свидетельствует, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как “национальная идея”.
Экономическая, деловая, организационная и профессиональная культура.
экономическая культура-система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.
деловая культура-традиции, этикет, правила поведения, юридические и экономические нормы, участники и отношения между ними, характерные для данной группы людей.
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
профессиональная культура- основой возникновения и становления профессиональной культуры выступает органическое взаимодействие профессии и профессиональной культуры.
Деловая культура и деловая этика.
деловая культура-традиции, этикет, правила поведения, юридические и экономические нормы, участники и отношения между ними, характерные для данной группы людей.
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.
Деловой этикет — это свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека. Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этических норм не могут сложиться настоящие деловые отношения. Джен Ягер в своей книге «Деловой этикет» отмечает, что каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обменом подарками, должна решаться в свете этических норм. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.
Структура и функции общения.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1.Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.
2.Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3.Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4.Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5.Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1.Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3.Ориентировка в личности собеседника.
4.Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5.Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7.Корректировка направления, стиля, методов общения.
Виды коммуникативных барьеров
Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её. (это то, что не даёт нам общаться). В зависимости от процесса возникновения, барьеры делятся на внешние и внутренние. Внешние коммуникативные барьеры:
-Внешними мы называем их потому, что виноваты в их появлении какие-либо обстоятельства, неподвластные беседующим людям. Самый главный, практически непреодолимый барьер, это физические условия, в которых происходит общение
Кроме того, можно выделить и барьер понимания: коммуникация невозможна при условии, что люди говорят на разных языках.
Внутренние коммуникативные барьеры:
Внутренние коммуникативные барьеры. к таким проблемам относятся различные причины, мешающие объективному восприятию чужой речи.
Управление деловым общением
Управление общением – это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей.
При общении происходит взаимодействие по меньшей мере двух личностей.Деловое общение –важнейший фактор не только становления и самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья.
Деловое общение выполняет многообразные функции, главными из которых являются:
– организация совместной деятельности,
– формирование и развитие межличностных отношений,
– познание людьми друг друга.
Все это невозможно осуществить без коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности специалиста. Иными словами, он должен уметь:
– формулировать цели и задачи общения,
– владеть навыками и приемами, тактовой и стратегией общения,
– вести переговоры, управлять деловым общением,
– предупреждать конфликты и разрешить их.
11.Деловая риторика: требования к деловому разговору и принципы речевого воздействия
Деловой разговор – устный речевой контакт между людьми, которые связаны между собой интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений.
Основные требования к деловому разговору:
-Семантика – способ использования слов и передаваемого ими значения.
– следует выбирать правильную сочетаемость слов, избегая нарушения лексической сочетаемости
-Особого внимания заслуживает вопрос о применении жаргонных слов, выражений и диалектов.
-Диалект – говор, наречие, применяемое для общения с людьми, связанными общностью территории, профессиональной и социальной общностью.
-Изменение интонационного ударения может исказить смысл сказанного.
Необходимо правильно произносить слова. Так как услышать ошибки гораздо проще, нежели увидеть:
– правильное ударение (средства, а не средства, ложить и т.д.), правила склонения и спряжения
– стиль речи – трудноуловимая характеристика речи, специфика языковых средств, характерных для определенного жанра.
ТОЧНОСТЬ и ЯСНОСТЬ РЕЧИ – важнейшее требование к любому деловому разговору, т.е. соответствие высказываний мыслям говорящего. Точность и ясность высказываний взаимосвязаны. Точность всегда придает им ясность.
КРАТКОСТЬ- важнейшее требование к любой форме деловой речи. Не следует злоупотреблять временем и терпением слушающего, избегая ненужных повторов, излишней детализации.
Визуальная система общения
Среди визуальных форм общения выделяют мимику, позы, жесты.
Мимика взгляда используется в агрессивном поведении, например, пристальный взгляд, а также в структуре внимания, слежения за другой особью. Варианты открытого рта означают угрозу, например оскал. Существуют элементы мимики рта, служащие для торможения и предотвращения агрессии.
Позы – наиболее примитивный компонент визуальной коммуникации, чем мимика. Они связаны с установлением системы доминирования-подчинения, это подходы, отходы.
Жесты – выполняются в различных контекстах поведения: агрессивном, дружелюбном, игровом. Указательные и изобразительные жесты – самые развитые, у человека они сопровождают речь.
НЕ НАШЛА
Искусство комплимента
Значение комплимента в общении трудно переоценить. комплимент – одно из самых эффективных средств установления и укрепления контакта с Вашим собеседником.
– Говорите истинные комплименты, отражающие Ваши настоящие эмоции и чувства.
«У тебя золотые руки», «Ты хорошо выглядишь», «Ты молодец!»
– Откажитесь от двойственных, двусмысленных комплиментов.
«Сегодня ты хорошо выглядишь, вот бы так всегда».
– Говоря комплимент, не сравнивайте Вашего собеседника с другим человеком, это обидно.
«Ты, конечно, молодец, но не такой, как Вася из соседнего отдела».
– Используйте слова, имеющие понятный и позитивный смысл.
– Не говорите, что человеку следует измениться, чтобы заслужить комплимент.
– Говоря комплимент, не критикуйте.
«У Вас поразительная наблюдательность, а вот память плохая!»
– Говорите «спасибо», когда Вы слышите комплимент в свой адрес.
Правила вручения подарков
Подарок, сделанный от чистого сердца, но не правильно врученный, может произвести противоположные впечатления.
Вручать подарок следует только после того, как вы разденетесь и войдете в помещение. делать лучше не в тесной прихожей, а в комнате. Акт подношения подарка должен сопровождать коротким вступительным словом. Не стоит рассказывать о том, каких трудов стоило достать подарок, а также приставать к виновнику торжества с вопросами о том, понравился ли ему презент. Ценники и товарные чеки следует предварительно уничтожить, за исключения тех случаев, когда вещь куплена с гарантией.
На семейном празднике или дружеской вечеринке подарки необязательно дарить традиционным способом.
Для некоторых праздников существуют свои – уникальные – традиции дарения и вручения подарков. Например, новогодние и рождественские подарки часто кладут под елку.
56. Национальные особенности в деловой культуре (на примере делового общения и делового этикета)
НЕ НАШЛА.
Культура: определение понятия и ее виды.
Понятие “культура” употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций, (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения. Культура – это всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни.
-на мировую и национальную,
-материальную и духовную(духовная культура включает в себе философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру)
Функции культуры
Познавательная— достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике. Информативная связана с накоплением и трансляцией социального опыта от одного поколения к другому внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому. Оценочная соединена с ценностями в культурологическом измерении.
Знаковая связана с семантической эстетикой, а также с семиотическим изучением «языков» театра, кино и других видов искусства.
Деятельностная соединена с культурологической деятельностью.
Коммуникативная позволяет людям вступать в общение друг с другом.
Нормативная регулирует поведение отдельных индивидов и целых социальных групп.
Цивилизационная (гуманистическая) — главная систематизирующая функция культуры. Выполняет роль специфического селектора, выводящего за пределы системы культуры все безнадежно устаревшее, а потому реакционное.
Источники:
http://studopedia.ru/11_36074_ponyatie-kulturi-i-ee-vidi.html
http://www.syl.ru/article/167131/new_vidyi-kulturyi-ponyatie-i-vidyi-kulturyi
http://infopedia.su/2x900e.html