Вещий Олег. Мифы и реальность
Вещий Олег. Мифы и реальность
Сегодня, 3 февраля, отмечается День памяти великого князя Олега. Человека, чьи подвиги пережили его более чем на тысячелетия, а благодаря Пушкину – «И примешь ты смерть от коня своего», продлившему свое «долголетие» еще на несколько веков…
Какой была жизнь великого князя? Все ли то, о чем говорят является правдой? Вещий ли он на самом деле?
Рождение
Существует по крайней мере два источника, на которые опираются историки. Традиционная – «Повесть временных лет», а также более ранняя – Новгородская Первая летопись. Сторонники обоих источников не очень щадят друг друга. Первые говорят, что Новгородская летопись изобилует множеством хронологических ошибок, вторые обвиняют первых в плагиате, мол, переписывать историю по готовым текстам всегда проще.
ПВЛ сообщает нам лишь о том, что Олег был родичем Рюрика (иначе бы он как минимум не стал бы князем). Новгородцы подчеркивают, что Олег был регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре, так что после смерти Рюрика власть сама упала ему в руки.
Однозначно известно только одно: поскольку Олег жил в новгородской земле, скорее всего он там и родился. Если, конечно, не последовал за Рюриком из «варягов». Такой версии тоже нельзя исключать. Сегодня на то, чтобы признать Олега «своим», помимо славян претендуют датчане с норвежцами.
Киевский престол
По обоим источникам Олег начал княжить в Новгороде в 879 году. Но очень скоро ему стало тесно на этом престоле. Уже спустя три года он отправляет часть своих дружин в Смоленск и Любеч, где воинствующие «северяне» легко сломили сопротивление местных жителей. И только после того Олег решил атаковать Киев, где княжили варяги Аскольд и Дир.
И здесь нет единого мнения о том, как будущий великий князь захватил мать городов русских. Одни настаивают на том, что Аскольд и Дир не захотели кровавой бойни и сдали Киев без боя. Другие – уверены, что город был захвачен обманом, мол, Олег часто прибегал к подобным трюкам и в дальнейшем. Но как бы там ни было оба варяга были схвачены и по приказу Олега убиты.
Никоновская летопись сообщает о том, что Олег пригласил Аскольда и Дира в качестве послов на переговоры на свою ладью, обвинил их в том, что они не являются княжеского роду, после чего оба посла были убиты. А город сдался без боя.
А править Киевом по замыслу Олега должен был представитель княжеского рода – Игорь. Кстати, самому Олегу в Киеве очень понравилось, и возвращаться в Новгород он не собирался. Более того «навесил» на Новгород дань – новгородцы должны были платить 300 гривен варягам.
Воссоединение земель
В чем едины представители нескольких ветвей истории – в том, что последующие четверть века Олег занялся «собиранием» земель. Обычная его практика была следующей: он посылал в очередной «стольный град» того или иного племени свою дружину с предложением присоединиться к Киевскому княжеству. В случае отказа ослушников ждала смерть.
Разобщенные племена не могли сопротивляться такому напору, чаще всего они признавали главенство киевского князя, откупаясь от него щедрыми дарами. Но были и «отказники». Вот только расправлялись с ними жестоко, и ни одного имени безумно храбрых история не сохранила.
Примечательно, что тактику великого князя Олега по объединению земель во второй половине XIX в. с успехом применили «собиратели прусских земель» Бисмарк и Мольтке. О Бисмарке, полагаю, слышали многие, а вот Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке являлся одновременно германским генерал-фельдмаршалом и русским генерал-фельдмаршалом. Фигура очень интересная.
Мольтке и Бисмарк объединили несколько десятков германских княжеств путем «выкручивания рук». Слышали ли они о вещем Олеге? Полагаю, что несомненно.
Смерть Олега
В обоих источниках – ПВЛ и НПЛ – есть упоминание о том, что Олег погиб от укуса ядовитой змеи. Выползла ли она при этом из черепа любимого коня – доподлинно неизвестно. Лично я сомневаюсь в такой интерпретации. Олегу были чужды какие-либо сантименты, со своими врагами он расправлялся безжалостно. И вряд ли бы «лил слезы» над останками коня.
А вот по дате есть расхождения. ПВЛ утверждает, что это случилось в 912 году, НПЛ «возвращает» Олега на княжение в Новгород и называет другую дату – 922 год.
Кроме того, место захоронения великого князя фактически не установлено. Киевляне полагают, что он похоронен в Киеве, новгородцы уверены, что именно в Новгороде. А вот скандинавы утверждают, что нашли указание о том, что Олег похоронен «за морями».
Но не суть важно: есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – главное Олегу удалось собрать русские земли под своим началом. И это главные итог его жизни.
Библио.Ру
Без книг жить скучно!
Правда и вымысел о Вещем Олеге.
Художник Васнецов. Вещий Олег.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. И где могила этого ратного русского князя тоже неизвестно. Кто-то утверждает, что она в Киеве, кто-то говорит, что могила Олега на Ладоге. А некоторые историки утверждают, что ушел он «за море». Но во всех вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
В исландской саге о викинге Орваре Одде тоже есть подобный эпизод. Орвара Одда тоже укусила змея, притаившаяся в черепе его коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Олег является историческим персонажем, Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее 13 века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы.
«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ. И после этого умирает Одд».
Мотив предсказания судьбы, в том числе неизбежной смерти от животного или предмета, широко распространён в мировом фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, как предполагают, связан с Белесом, артибутами которого являются конский череп и змея. А слово “вещий” (от бога), относят не к кудеснику, а к не ведающему будущего Олегу, этим противопоставлением, начинается идея ничтожности человеческой предусмотрительности перед судьбой. Это уже мотивы, которые , вероятно, зазвучали из уст борцов с язычниками, после насильственного крещения Руси.
898-й (или – лето 6406-е от Сотворения мира)? На Руси шел 9-й год правления князя Олега, прозванного в народе Вещим. О его смерти от “коня своего” (в 912 году) каждый помнит с детства по хрестоматийной пушкинской балладе. Олег начал княжить в 879-м году в качестве регента при малолетнем сыне Рюрика – Игоре. Блистательное правление Вещего князя продолжалось целых 33 года. Именно при нем Русь стала мировой державой: ее границы простерлись от моря и до моря, а княжий щит красовался над воротами поверженного Царьграда. И именно в эти годы русский народ обрел величайшее свое сокровище, по значимости превосходящее силу любого оружия, – письменность!
Об этом факте есть летописная статья в “Повести временных лет” с правлением князя Олега Вещего, который ни при каких условиях не мог быть непричастным к сему воистину эпохальному событию отечественной истории, сравнимом разве что с принятием христианства.
Так почему же не славят Вещего князя за столь великий подвиг, не ставят ему памятники по всей Русской земле? И о достославном деянии вообще ничего не говорится в летописи. Почему? Быть может, говорилось раньше, но затем исчезло? По какой причине?
В Несторовой летописи исторические сведения по многим годам отсутствуют вообще. Например, из 33-х лет правления Олега Вещего 21 хронологическая позиция оказывается пустой: цифрами обозначены только даты, а информации никакой. Отчасти это можно объяснить утерей листов первичного текста – но только отчасти. Во всяком случае ничего общего с истиной не имеет мнение отдельных историков, что в течение пропущенных лет на Руси, дескать, ничего существенного не происходило. Ой ли! Скорее всего, наоборот: именно в эти годы произошло нечто такое, что заставило цензоров пустить в ход свою живодерную прыть. Не приходится особенно сомневаться, что большинство летописных лакун наверняка представляют собой следы бесславной деятельности позднейших редакторов и правщиков, с остервенением изымавших и уничтожавших в угоду правящим властям и по их прямому заданию обширные фрагменты текста. Так было всегда, и за примерами далеко ходить не надо.
Художник Ю. Мошура
Распространение славянской азбуки Кирилла и Мефодия шло на христианской основе, связанной с переводом на русский язык священных и богослужебных книг. Олег же Вещий был язычником, более того, верховным волхвом и магом. Как установили специалисты-филологи, прозвище Олега – “вещий – во времена Нестора отнюдь не означало “мудрый”, а относилось исключительно к его склонности к волхованию. Другими словами, князь Олег был не только верховным правителем и предводителем дружины, но одновременно выполнял функции жреца, волхва, кудесника, чародея. За это, с точки зрения христианского летописца, и постигла его Божья кара – смерть “от змеи”.
Вероятно, суровый князь-жрец и волхв, облаченный властью, не слишком потакал христианским миссионерам, которые пытались проникнуть на подвластные ему территории. Как вообще относились в те времена к христианским проповедникам славяне-язычники, хорошо известно из западноевропейских хроник. Балтийские славяне до обращения их в христианство расправлялись с католическими миссионерами жесточайшим способом. Не приходится сомневаться, что борьба не на жизнь, а на смерть происходила и на территории Руси. Возможно, не последнюю роль играл в этом и князь-жрец Олег. Но в том-то и состоит величие Олегова деяния: оставаясь непреклонным язычником, он сумел разглядеть в славянской письменности, созданной двумя христианскими монахами, спасительный свет маяка на пути дальнейшего цивилизационного развития Российской Державы.
Вычеркнутое из летописей, невозможно было вытравить из памяти народной. Образ Вещего князя воплотился в таинственного былинного богатыря Вольгу, чьи имена – (В)ольга и Олег – фактически совпадают. Кроме того, в некоторых вариантах былины Вольга именуется Волх(в)ом, в полном соответствии с точным смыслом прозвища князя Олега Вещего:
. А втапоры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветил светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля,
Стряслося славно царство Индейское,
А и синее море сколыбалося.
Новгородской летописи.
В Новгородской летописи деяния Олега Вещего как верховного правителя созданной им Державы – сплошная череда героических подвигов, которая увенчалась беспримерными историческими событиями в истории Руси: и тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами Царьграда, и тем что именно во время его правления получила хождение русская азбука. После его смерти процесс дальнейшего формирования Державы Рюриковичей сделался уже необратимым. О бесспорных заслугах в этом деле Вещего Олега, думается, лучше всего сказал Н.М. Карамзин: “Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное”. Сильно сказано! И главное – правильно!
Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед великим сыном Земли Русской – Вещим Олегом: одиннадцать веков назад князь-язычник и воитель-жрец сумел подняться над собственной религиозно-идеологической ограниченностью во имя культуры, просвещения и великого будущего народов России, которое стало неизбежным после обретения ими своего священного сокровища – славянской письменности и русской азбуки.
Правда о Вещем Олеге
Князь Олег, известный как Олег Вещий, – легендарный правитель Руси конца IX – начала Х вв. С детства нам всем знакомы пушкинские строки: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».
Князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.), расширил границы Руси, первым из русских князей нанес чувствительный удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные договоры с греками.
Об этой исторической фигуре мало что достоверно известно. Историки используют летописную легенду об Олеге, изложенную, как считается, киево-печерским монахом Нестором в «Повести временных лет». Это сочинение конца XI – начала XII вв. – главный источник для реконструкции прошлого Древнерусского государства.
Второй (после легендарного Рюрика) князь Олег правил в 879-882 гг. на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Олег княжил в Киеве с 882 г. по 912 г. Олегу наследовал князь Киевский Игорь (912-945), сын Рюрика.
Во время княжения Олега в Киеве было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Верховную власть Киева признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Ежегодные объезды населения, называемое полюдье , заложили основу налоговой и судебной систем.
Князь Олег после победы перестал платить дань хазарскому кагану, который на протяжении двух веков собирал дань с ряда восточнославянских земель. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь, который русичи называли Царьградом, завершился в 911 г. подписанием исключительно удачного торгового договора: русские купцы получали право беспошлинной торговли в столице Византийской империи, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре святого Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Несколько ранее в 909 г. Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.
Несколько версий смерти Олега. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению некоторых исследователей, старше «Повести временных лет», называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Князь Игорь идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, умирает от укуса змеи, когда уходит из Киева на север в Ладогу, но не в 912 году, а в 922-м. Согласно Новгородской летописи, Олег ушел «за море» и там умер.
В «Повести временных лет», как и в Новгородской летописи сказано, что Олег умер, будучи укушенным змеею, которая выползла из черепа коня. Это был конь Олега, но князь оставил его, после предсказания волхва, что «примет он смерть от коня своего». Согласно «Повести временных лет» это событие случилось под Киевом в 912 г.
Подписывайтесь на канал PRAVDA , если понравилась подборка. Мы постараемся и впредь подбирать для вас интересную фотофактуру, которую вы не найдете в других источниках. И мы будем благодарны лайку, если понравилась вам наша фотоподборка
Источники:
http://nivenskoe.com/%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B-%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/
http://knigiru.mirtesen.ru/blog/43781042176
http://zen.yandex.ru/media/id/592d4b73e3cda8a0bf8d4a15/5b9a5bd5e21b9200ab16f3c6