0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имя художника рериха. Рерих николай константинович

Николай Рерих

Сегодня Рерих один из самых знаменитых художников мира. А его философское наследие распространено на всех континентах.

Детство

* Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.
* В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом — усадьба с её деревенским привольем, зимой — учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.
* Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.
* Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.

Увлечение археологией

* Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.
* «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» — писал впоследствии Николай Константинович.
Увлечение археологией
* Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.
* Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.

Юность

* В 1891 году Николаю Рериху исполнилось 17 лет. В это время друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности юноши и стал первым учителем будущего художника.
* После окончания гимназии в 1893 году Николай Рерих поступает в Академию художеств и одновременно, по просьбе отца, на юридический факультет Петербургского университета. В университете он посещает лекции и на историческом факультете.

Учёба в Академии художеств и Петербургском университете

* В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.
* В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.

* Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.
* Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам.
* После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно — помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».
* Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.
* Он создаёт серию архитектурных этюдов, которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.

Семья

* В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой — Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба.
* В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.
* «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.
* Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.
* Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

Начало творческой деятельности

* С 1902 года Н.К.Рерих получает широкую известность. Он принимает участие в крупных выставках России и Европы, где его работы часто занимают призовые места.
* С 1905 года Н.К.Рерих начинает сотрудничество с театрами и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников мира. Его декорации вызывают восторг у публики, а эскизы костюмов находят отражение даже в модной одежде того времени.

Отъезд из России

* В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.
* Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.
* Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.
* За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.
* В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».
* Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.
* Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.
* В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.

Центрально-азиатская экспедиция

* В 1924-1928 годах Н.К.Рериху удалось осуществить свою давнюю мечту — экспедицию по труднодоступным районам Центральной Азии. Она прошла по маршруту: Индия — Китай — Алтай — Монголия -Тибет — Индия.
* Экспедиция дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты.

* Во время Центрально-азиатской экспедиции было пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни — Такла-Макан и Гоби. Н.К.Рерихом написано более 500 картин, этюдов и рисунков. Были написаны книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи».

Пакт Рериха

* Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей. Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.
* Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.

Читать еще:  Художественное творчество и душевное и здоровье.

* В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.
* 15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» — Пакт Рериха.
* По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Институт «Урусвати»

* Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».

* Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.
* Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.
* Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.
* Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.
* Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.
* В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.
* Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха — Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.
* Младший сын Н.К.Рериха — Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.

Великая отечественная война

* С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.
* Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.
* «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».
* В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.

Последние годы

* Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К.Рериха никогда. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт — России.
* Сразу по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз и стал готовится к переезду.
* 13 декабря 1947 года он ушёл из жизни, работая над новым вариантом картины «Приказ Учителя», так и не вернувшись на Родину.

Жемчужины Божественной Мудрости

Для того, чтобы удовлетворить духовные потребности занятых людей, у которых нет возможности уделять много времени чтению, будут публиковаться избранные фрагменты, драгоценные жемчужины Мудрости, помогающие возвысить своё сознание, вспомнить о вечном среди суеты дня.

Николай Константинович Рерих – Посланник Великого Белого Братства

Николай Константинович Рерих был всемирно известным художником, археологом, пи­сателем, ученым, лектором, философом, поэтом, мистиком и исследовате­лем.

Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 го­да – первенец Константина и Марии Рерих.

Имя «Нико­лай» означает «тот, кто преодолевает», а «Рерих» — «бога­тый славой». Его отец был известным адвокатом и нота­риусом, и большую часть своей юности Николай провел в большом семейном загородном имении Исваре, распо­ложенном в девяноста километрах к юго-западу от Пе­тербурга. Именно там, среди красот северной России, в юном Николае родилась любовь к природе, которую он пронес через всю жизнь. Там же он пристрастился к охо­те и проявлял живой интерес к естествознанию, археологии и Российской истории. Он любил музыку и верховую езду.

В 1898 году Николай становится секретарем Общества Поощрения Худо­жеств. В сентябре 1900 года он уезжает в Париж изучать искусство.

Летом 1901 года Николай возвращается в Петербург и женится на Елене Ивановне Шапошниковой. Елена превосходно играла на фортепиано и была выдаю­щейся писательницей в области эзотерической традиции Восточной рели­гии. Она была его вдохновением и подде­ржкой в течение всей его жизни. У них было двое детей, Юрий и Святослав.

Его отец желал, чтобы он изучал право, но Николай хотел заниматься искусством. Эта ситуация была разрешена, когда Николай поступил однов­ременно на юридический факультет Императорского Университета и в Им­ператорскую Академию Художеств.

В начале 1900-х Рерихи много путешествуют по России и Европе. Во время этих путешествий Рерих много рисует, занимается археологическими раскопками, изучает архитектуру, пишет об искусстве и археологии. В 1906 году он получает повышение и становится директором Художественной школы.

В 1907 году он начинает применять свои таланты на сцене как художник по костюмам и декорациям, что приносит ему успех. Он создает декорации и костюмы для Дягилевского балета, включая «Весну священную» Страви­нского, а также для оперных постановок, в том числе многих опер Вагнера и Римского-Корсакова.

Семья Рерихов уезжает из России в Финляндию в 1918 году, незадолго до того, как граница между этими двумя странами оказывается закрытой. По приглашению директора Чикагского Института Искусства Рерих в 1920 году приезжает в Соединенные Штаты Америки. Он много путешествует, выступает с лекциями и проводит выставки своих работ. Находясь в Соеди­ненных Штатах, Рерих основывает Институт объединенных искусств, меж­дународное общество художников, названное «Кор Арденс» (что означает «Пылающее Сердце»), и международный центр искусства в Нью-Йорке, названный «Корона Мунди» (что означает «Венец Мира»). Как дань уваже­ния Рериху в 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха.

Полотна Рериха вдохновлены историей, архитектурой и религией; мно­гие отображают величие природы. Его картины являются мистическими, аллегорическими и даже пророческими. В его картинах, написанных меж­ду 1912 и 1914 годами, часто отражается предчувствие надвигающегося ка­таклизма. Одна из них — «Ангел Последний» (1912) — изображает буйный по­жар, охватывающий город; над городом, окруженный клубящимися обла­ками дыма, стоит ангел. Он держит меч и свиток, возвещая о Последнем Суде. В 1936 году, непосредственно перед началом второй мировой войны Рерих пишет картину «Армагеддон». На ней можно увидеть крыши домов, виднеющиеся через облака дыма, и силуэты марширующих солдат.

Читать еще:  Эрмитаж: история жизни. Памятные даты Эрмитажа

  • «Ангел Последний» (1912)
  • «Армагеддон» (1936)

Художественный стиль Рериха трудно описать, ибо, как сказал Клод Брэгдон, Рерих принадлежит к избранному братству художников, среди которых да Винчи, Рембрандт, Блэйк, а в музыке — Бетховен. Их работы об­ладают «уникальным, глубоким и действительно мистическим свойством, которое отличает их от их современников и не позволяет отнести к какой-либо известной категории или причислить к той или иной школе, так как они походят только на себя, как члены некоего внепространственного и вневременного ордена посвященных».

На Николая Рериха в большой степени повлияла восточная культура. Долгое время он мечтал совершить путешествие по Востоку, чтобы непос­редственно изучать древнюю культуру. В 1923 году он отправился в Индию. Некоторое время он провел в Сиккиме (тогда это было княжество, грани­чившее с северной частью Индии), где завершал планирование экспедиции в Центральную Азию.

Рерих писал о своем восхищении горами:

«Все учи­теля уходили в горы. Высочайшее знание, самые вдохновенные песни, са­мые замечательные звуки и краски рождаются в горах. На высочайших вер­шинах пребывает Высочайшее. Высокие горы стоят, словно свидетели ве­ликой реальности».

«Гималаи! Здесь обитают Риши. Здесь раздавались эхом звуки священ­ной Флейты Кришны. Здесь громогласно звучал голос Благословенного Гаутамы Будды. Отсюда произошли все Веды. Здесь жили Пандавы. Здесь –Гесэр-хан. Здесь — Арьяварта. Здесь расположена Шамбала. Гималаи — жемчужина Индии. Гималаи — сокровище мира. Гималаи — священный символ Восхождения».

Оба — и Николай, и Елена Рерих питали большой интерес к восточной философии и ре­лигии. Многие картины Николая содержат изображения западных и восточных божеств, святых и мудрецов. Его серия «Знамена Восто­ка» изображает не только духовных лидеров прошлого, но также надежды Востока на лидера будущего. Рерих отразил эту надежду в картинах, изображающих Майт­рейю и Мать Мира.

В 1925 году Рерих вместе с Еленой, сыном Юрием и несколькими другими европейцами отправляется в экспедицию по Центральной Азии. Рерих писал о своих целях:

«Конечно, мое главное устремление, как художни­ка, было к художественной работе…
Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду оз­накомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наб­людать современное состояние религии, обычаев и отметить следы велико­го переселения народов».

Группа Рериха проделала путь почти в 25 тысяч километров по Цент­ральной Азии в трудном и зачастую опасном походе, длившемся более четырех лет. Несмотря на возникавшие серьезные препятствия, в этом пу­тешествии Рерих написал сотни картин.
Совершая экспедицию, Рерих обнаружил легенды и манускрипты, по­вествующие о путешествии Иисуса на Восток во время так называемых «утерянных лет» — в возрасте от двадцати до тридцати. Такие же рукописи были найдены и русским журналистом Николаем Нотовичем и Свами Аб-хеданандой в монастыре Химис в Ладаке.
По окончании экспедиции по Центральной Азии в 1928 году Рерихи обосновались в долине Кулу, в Индии. Там они основали Гималайский Инс­титут научных исследований «Урусвати» для изучения археологии, линг­вистики и ботаники.

Одна из целей Рериха по сохранению культурного наследия мира, которая волновала его всю жизнь, была достигнута в 1935 году, когда представи­тели стран, входящих в Панамериканский Союз, подписали в Белом Доме конвенцию Пакта Рериха. Согласно этому пакту, страны, находящиеся в состоянии войны, были обязаны щадить му­зеи, университеты, храмы и библиотеки подобно тому, как поступали с госпиталями. Над больницами развевался флаг Красного Креста, а над культурными учреждениями — «Знамя Мира» Рериха — стяг с тремя красными сферами в центре белого поля, окруженными красным кругом. Рерих верил, что защи­та культуры поможет сохранить духовное здоровье наций.

“Знамя Мира” (1931)

За усилия, направленные на сохранение мира во всем мире с помощью искусства и культуры и защиту сокровищ искусства во время войны, канди­датура Рериха выдвигалась на соискание Нобелевской Премии Мира в 1929 и 1935 годах. Вторая мировая война прервала его деятельность, так же как и деятельность Гималайского Института научных исследований «Урусвати», и Рерих посвятил себя помощи жертвам войны. Он также отдавал деньги, полученные от продажи картин и книг, советскому Красному Кресту.

Летом 1947 года Рерих перенес операцию на сердце, но вскоре вернулся к мольберту. Одна из последних картин Рериха называется «Завет Учителя». Она изображает белого орла, летящего по направлению к ученику, который медитирует в позе лотоса на вершине высокого утеса, возвышающегося над |горной долиной. 13 декабря 1947 года, когда Рерих работал над вариантом этой картины, его сердце внезапно остановилось, и его душа воспарила в высшие октавы. Ему было семьдесят три года.

“Приказ Учителя” (“Завет Учителя”), 1947

В своей жизни Николай Рерих нашел время для многих видов деятель­ности и преуспевал во всем, за что брался. Его духовная жизнь была тем ис­точником, из которого рождалось и литературное, и духовное видение. В одной статье, посвященной характеру и работе своего отца, Святослав Ре­рих подытожил поиск внутренней духовности художником:

«Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он при­надлежал и всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Каждая стра­на представляла для него особый интерес и особое значение. Каждая фило­софия, каждое учение жизни были для него путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего… Он во всем стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни – это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли…»

Во всех его картинах и литературных трудах прослеживается непрерыв­ная нить важного послания – послания Учителя, призывающего учеников пробудиться и устремиться к новой жизни.

«Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды вре­мени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелатель­ства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как лич­ность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь ста­ла великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все, сделанное им…

Николай Константинович всегда думал, что, в конце концов, главная задача жизни — это самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство — это только пособники самоусо­вершенствования. Он всегда работал над самим собой прежде всего. Он хо­тел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совер­шенным человеком. И в этом он преуспел. Он стал совершенно исключи­тельным человеком, человеком мудрым, замечательных личных качеств. Я очень много встречал людей во всем мире, но другого такого человека, как Николай Константинович, встретить мне не пришлось».

Источник:
Профет Марк Л., Профет Элизабет Клэр “Владыки и их Обители”

Читать еще:  Рассказы эмиля золя. Краткая биография эмиля золя

Биография Николая Рериха

Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века.

Николай в детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника.

В 1893 году Рерих окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете.

В Академии художеств с 1895 года Рерих учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время он тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и др.

Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор.

В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году — университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств «Искусство и художественная промышленность».

В 1900 году Рерих учился в Париже в мастерских художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона. В 1901 году получил место секретаря Общества поощрения художеств, с 1906 года — директор Художественной школы Общества поощрения художеств. В 1909 году он стал членом Российской академии художеств, в 1910 году был избран председателем российского художественного объединения «Мир искусства».

В 1900-1910 годах Рерих — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.

Как археолог Николай Рерих летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.

Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. В 1903-1904 годах он предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси. В 1906 году создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-1914), выполнены панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915-1916).

Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.

Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).

С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно — в Индии.

В 1920-1922 годах в Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923-1928 годах Николай Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934-1935 годах — по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». В 1931-1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.

Основной темой художественного творчества Рериха в 1920-1940-е годы был Восток. Художник создал серию «Учителя Востока», серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев и др. На первый план в его искусстве вышли философские поиски. Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии.

Богато литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов «Цветы Мории» (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера «Пути Благословения» (1924), «Твердыня Пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927-1930) и др.

Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.

В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях. В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Умер Николай Рерих в Кулу (Индия) 13 декабря 1947 года.

Николай Рерих с 1901 года был женат. Его супруга Елена Рерих (Шапошникова) (1879-1955) — философ, путешественник и общественный деятель. В браке родились два сына — востоковед Юрий Рерих (1902-1960) и художник Святослав Рерих (1904-1993).

Имя Николая Рериха носят Санкт-Петербургское художественное училище, теплоход, пик и перевал на Алтае, ледник и два перевала на Тянь-Шане. В 2013 году Международный астрономический союз назвал его именем кратер на Меркурии.

С 1984 года в деревне Извара Ленинградской области действует Музей-усадьба Н. К. Рериха. С 1992 года в Москве существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Также в Музее искусства народов Востока есть специальный отдел искусства Николая и Святослава Рерихов.

В 2003 году была учреждена Международная премия имени Николая Рериха, которая вручается видным представителям отечественной и мировой культуры.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источники:

http://rerih.org/er/biography
http://mudrost.info/2019/06/nikolaj-konstantinovich-rerih/
http://ria.ru/20141009/1027296903.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector