Частушки понятие. Частушка на этапах российской
Введение
Великое таинство народа – частушка, один из немногих живых жанров русского фольклора. Каких только нюансов, переживаний, озорства, оттенков и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка – это огромный мир, искрометный, озорной. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие – Россия. В лучших своих образцах частушка хранит многие черты национального художественного сознания, неисчерпаемые богатства народной речи. Вместе с тем она ничуть не консервативна и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, старое в которых – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор?
Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями и в походе у костра. И то, что спеть их могут многие: и взрослые, и молодежь, и дети.
Частушка
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она знакома, кажется, всем без исключения. Она не только вписывается в наш удивительно торопливый век, но и поспевает за его все возрастающим темпом жизни. Не успев родиться, она тут же распространяется по огромной территории, переходя из уст в уста. В словаре исторических терминов А. Крюковских частушка – это короткая, обычно 4-строчная, исполняющаяся в быстром темпе рифмованная припевка преимущественно любовного, сатирического содержания. Популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества второй половины XIX-XX вв. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут. Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:
Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:
Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).
Что такое частушка? Определение, виды и примеры частушек
В русском фольклоре встречается такой жанр, как частушки. Они идеально подходят для исполнения под балалайку либо гармошку. Исполняли их на гуляниях, посиделках. Такие певицы, как Лидия Русланова, Ольга Воронец, обогатили русскую культуру, исполняя любимые всеми частушки.
Из статьи станет понятно, что такое частушка. Почему она считается источником сведений об истории России?
Определение
Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.
Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.
Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:
- короткие песни;
- содержание лирическое, сатирическое, юмористическое;
- тематика злободневная;
- поэтика афористична и лаконична;
- закругленность музыкальной формы;
- рассчитаны на публичное выступление.
Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно – пляской, живой мимикой, широкими жестами.
История появления и развития
В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.
В качестве истоков для русских частушек можно выделить:
- припевки – это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века;
- скоморошины – небылицы, которые исполнялись скоморохами;
- коломыйки – украинские шуточные элементы фольклора.
Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.
Поэтика
Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».
Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси.
Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.
Разновидности
Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:
- лирические – называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
- плясовые – имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
- страдания – двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
- «Семеновна» – двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
- «Матаня» – в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.
Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.
По тематике следует выделить следующие варианты:
- любовно-бытовые;
- деревенско-колхозные;
- общественно-политические.
С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.
Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.
Детские частушки
Короткие смешные стихи, которые напевались под особый ритм, нравились не только молодым людям. Их полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей.
Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. Они быстро запоминаются, несут улыбку, исполняются на простом и понятном языке.
Сегодня известно множество смешных и поучительных частушек. Они придутся по душе детям, особенно младшего возраста. Их можно выучить и петь под гармонь или гитару. Это позволит разнообразить будни ребенка и развить его память.
История России через частушки
Содержание народного творчество определялось жизнью. Все, что происходило в стране, отражалось в частушках. В дореволюционных произведениях рисовался быт деревни. Много внимания уделялось рекрутской службе, когда молодых людей уводили «как овец».
Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.
Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.
Лирические произведения появились с началом Отечественной войны. Женщины теряли своих любимых и пели об этом. Послевоенное строительство также отразилось в творениях молодежи. Особая тема – освоение целины.
Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.
Характер исполнения
Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.
Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.
По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.
Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.
В заключение
Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет.
Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.
История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории
Частушка как таинство народа и один из живых жанров русского фольклора. История ее происхождения и специфика ее структуры как наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивости образов и оборотов. Понятие частушки как песенки молодежи.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Частушка на этапах российской
и советской истории
Великое таинство народа – частушка, один из немногих живых жанров русского фольклора. Каких только нюансов, переживаний, озорства, оттенков и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка – это огромный мир, искрометный, озорной. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие – Россия. В лучших своих образцах частушка хранит многие черты национального художественного сознания, неисчерпаемые богатства народной речи. Вместе с тем она ничуть не консервативна и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, старое в которых – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор?
Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями и в походе у костра. И то, что спеть их могут многие: и взрослые, и молодежь, и дети.
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она знакома, кажется, всем без исключения. Она не только вписывается в наш удивительно торопливый век, но и поспевает за его все возрастающим темпом жизни. Не успев родиться, она тут же распространяется по огромной территории, переходя из уст в уста. В словаре исторических терминов А. Крюковских частушка – это короткая, обычно 4-строчная, исполняющаяся в быстром темпе рифмованная припевка преимущественно любовного, сатирического содержания. Популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества второй половины XIX-XX вв. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут. Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:
Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:
Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).
Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды. Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку. Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников. Частушки как художественный материал использовались М. Горьким, В. Маяковским, А. Твардовским и другими писателями и поэтами. частушка фольклор жанр припев
В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г).
В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников: украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы. У этих народов такие песенки появились раньше.
Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.
Традиция и новаторство по-особому сосуществуют в частушке. С одной стороны, строго определенный объем: как правило, четыре строки, в страданиях — две:
Давай, Милка, страдать вместе,
Я с гармонью, а ты в песне!
а иногда и все шесть (правда такая форма просуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались):
У меня миленков тридцать,
Я не знаю, куда скрыться.
Пойду с горя на реку –
Все сидят на берегу.
Я хотела в воду пасть –
Закричали во всю пасть!
наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда — парная рифмовка); с другой стороны, новизна: каждая талантливая частушка — с сюрпризом, с секретом. В одном случае опускается первая строчка зачина, звучит только гармонь. В другом, напротив, нежданно появляются «лишние» слова и строчки –* они проговариваются под музыкальную паузу, «сверх» мотива. В третьем, как неожиданный подарок, — дополнительные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения:
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.
Будучи явлением фольклора, частушка использовала традиции как и устно-поэтические, так и литературные. У лирической протяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм – параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), например:
Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.
А также образы-символы (березка, туман и др.). У песни частой — веселый настрой и некоторые элементы стиха и поэтики (плясовой ритм, прямые обращения к присутствующим — к гармонисту, к подруге), у пословицы — афористичность, «разговорность», прямую связь с житейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десятилетия опережающую практику профессиональных поэтов: белая — бегала, завлеку — за реку, праздник — дразнит, резиновы — разинули, спорили — скоро ли. У литературы частушка заимствовала строфику, перекрестную рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и конкретности ситуаций.
Часто в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы (девонька, лесок, цветочек…) Частушки богаты различными повторами, служащими для эмоциональной выразительности.
Частушка знает пародию на самое себя — это нескладухи и перевертыши (иногда эти названия смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает и рифму:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят.
Отсутствие рифмы — это обманутое ожидание слушателя, один из сюрпризов, на которые щедра воистину неистощимая частушка. Перевертыши, тоже нередко теряя рифму, строятся по принципу небылицы: там поется «про серебряны галоши, про резиновы часы», там пилой собираются копать картофель и т. п..
В ряде мест традиции русской частушки взаимодействовали с опытом сочинения коротких и злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу частушки, в которых русские строки и выражения переплетаются, например, с башкирскими.
4. Частушка – песенка молодежи
Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне — покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить. »), в частушке — желание поспорить.
В новом Жанре отразились и ломка патриархальных отношений во всех сферах человеческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодействие городской и сельской культур. Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости. Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной словесности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру. Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», была подкреплена примером:
Не хочу сидеть с лучиной —
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна —
Дайте милого сюда.
(Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.)
Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залётка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время — бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война. Красные и белые — те же русские люди — насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:
Красны-белы, сложьте ружья,
Отпустите наших миленьких
В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:
Источники:
http://m.vuzlit.ru/526648/chastushka
http://www.syl.ru/article/365863/chto-takoe-chastushka-opredelenie-vidyi-i-primeryi-chastushek
http://otherreferats.allbest.ru/literature/00487750_0.html